М Нестеров Картины

У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. В досоветское время большинство его картин были посвящены религиозной тематике и за это уже в советское время Нестеров был репрессирован. В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике. Дурылин писал о «Христовой невесте»: «Когда эта крестьянская девушка в темно-синем сарафане впервые глянула с картины Нестерова, наиболее чуткими людьми почувствовалось явление нового, еще небывалого «я есмь» и в образе и в художнике, его создавшем. В 1901 году Нестеров задумывает большую картину «Святая Русь» и в поисках вдохновения отправляется в Соловецкий монастырь на Белом море.

Часто бываю в музее Нестерова, специально хожу в те залы, где его картины. Картины Нестерова представленные выше, признаться, произвели на меня сильное впечатление. Но Крамской, в то время тяжело больной, доживавший последние дни, раскритиковал картину, сказав Нестерову, что полотно слишком велико для столь незначительной для русской истории темы. Нестеров писал в основном портреты и картины на религиозные темы. Картины Нестерова с женскими образами почти всегда скорбны и печальны.

В 1938 году М. В. Нестеров был арестован – продал пару картин в чье-то полпредство – и провёл две недели в Бутырской тюрьме. В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». В 1895 году Нестеров намеренно приехал в Углич для работы над этой картиной. Исторические картины, созданные Нестеровым в этот период имеют ярко выраженный бытовой характер. На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию.

Картины Нестерова – это замечательное явление в русской культуре. В1887 годуНестеров написал три варианта «Царевны», а потом картину «Христова невеста». Тема покаяния звучит в картине Нестерова "Отцы-пустынники и жены непорочны" Задушевность, умиротворенность, мелодичность – все, как в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, по мотивам которого была и написана художником эта картина. Одни из самых знаменитых картин Нестерова «Видение отроку Варфоломею», который станет затем святым Сергием Радонежским, «Великий постриг», «За приворотным зельем», а из портретов наиболее известны портреты Л. Н. Толстого, И. П. Павлова, В. Васнецова. Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.

Во время копирования картины А. Ван Дейка в Эрмитаже Нестерова заметил И. Н. Крамской.

Михаил Нестеров художник картины

Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Но, как отмечает биограф М. В. Нестерова, С. Дурылин, «Нестеров не был купцом по призванию.

О нем сохранилось множество воспоминаний современников. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало.

Михаил Васильевич 
Нестеров, картины 
и биография

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Первая крупная работа живописца. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета.

«Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Нестеров согласился. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.

Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). Сам художник так говорил об этом: "Я не писал и не хотел писать историю в красках. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.

Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. И выбор профессии был определён.

Например, М. В. Он написал в 1922 году небольшой популярный очерк о «не просто религиозном, но ортодоксально-религиозном, подлинно религиозном русском художнике, русском мыслителе и русском человеке». В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный.

Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. "Страшным судом" судили это полотно некоторые передвижники (Н. Н. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю». или подавить дружеское влечение». Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси».

Творчество Михаила 
Нестерова: картины, 
стиль, признание

Творчество Михаила Нестерова: картины, стиль, признание

Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Практически невозможно словами передать то, что тоньше, невесомее слов – полутон или робкий штрих кисти, цвет настроения или зорко пойманный и точно подмеченный оттенок состояния природы – а на самом деле – души человека. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны.

«Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. У Нестерова это мир идеального старообрядчества. Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.

Михаил Нестеров: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Михаил Нестеров: самые популярные картины (топ 12)

Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Ге и некоторые др. ) называли картину вредной. Соловьева. Каникулы Ольга проводила с отцом. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги.

Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Нестеров не был исключением. Много радости мальчику приносило и общение с природой, когда мать возила сына и дочь на тарантасе на прогулки по берегу реки Белой.

Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю». Но чем старше становился Нестеров, тем сильнее менялась его творческая манера. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Однако в самой картине нет движения и динамики. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето.

Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».

В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы.

Михаил Нестеров 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Михаил Нестеров – картины с названиями и описанием по алфавиту

Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Обстоятельный отчет о выставке сделал М. Морозов. Такой увидел ее художник.

В борьбе, которая велась между различными художественными группировками за утверждение пролетарской идеологии, большая роль отводилась критике, ставшей, по определению И. Маца, «орудием художественной политики». Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки. Высокопоставленное начальство из официальной иерархии искусств осознавало величину, масштаб Нестерова, как выдающегося русского живописца известного за границей, терпимое отношение к которому могло бы продемонстрировать всему миру лояльность к «старой гвардии» деятелей культуры.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Советская тематика чужда Нестерову», – писал в «Правде» критик.

Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М. В. В 1886 году умерла его жена М. И. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе.

Великая картина 
художника Михаила 
Нестерова

Великая картина художника Михаила Нестерова

С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Картину обвиняли в тяжких грехах. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. Куда идем.

Монахи настолько углубились в чтение, что не обращают внимания на красоту природы, которая просыпается от зимнего сна. Здесь он также изучал лишь памятники византийского искусства и не тратил времени на другие шедевры зодчества и живописи. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым.

«Любовь ипотеря 
сделали меня художником»

«Любовь ипотеря сделали меня художником»

В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки.

Если у Нестерова – спокойная, высокая гармония и христианская светлость Природы, у Врубеля – мятущийся, гулкий языческий Огонь, сама Материя Духа, врастающая властно и могуче в хрупкие бытие человеческое и сознание. Задача была не из легких. Сочувственное отношение Глаголя к религиозной живописи художника, прозвучавшее в книге, явилось главной причиной того, что эта монография рассматривалась в рецензии к ней как «бесспорно устаревшая, а подобные оценки и раскрытие облика мастера немогущими нас удовлетворить». В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами.

По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Все церковные заказы отпали. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. – Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца.

«Отрок Варфоломей» 
и«Святая Русь»

«Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»

Прянишникова и в Академии художеств (1881-1883) у П. П. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва).

Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Здесь же церковь, часовенка.

Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Павлова, 1935, все – в ГТГ).

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И. Украшается та земля цветами и ныне каждую весну. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В своем рассказе о замысле картины Нестеров, очевидно, не случайно кроме «Рапирной» (Секирной) горы вспоминает и Анзерский скит, расположенный на соседнем с Соловецким острове. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Ее функции достаточно прямолинейно декларировал А. Богданов: «прежде всего, направлять, возвещать, указывать – и только потом — анализировать, вникать, сопоставлять».

После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Булгакова и П. А. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. В 1905—1906гг. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. Его все в городе любили, ставили в пример.

Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. В основу композиции легла история о юноше. Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. В 1883 году художник возвращается в московское училище. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.

  • Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография
  • Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
  • Картины Михаила Васильевича Нестерова
  • Картины — Нестеров, Михаил Васильевич

Шретер про свою мать. Здесь, среди однокашников, он познакомился с Левитаном, которого уже на школьной скамье все в училище называли «талантом». На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Саврасова, И. М.

Почти через 60 лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом. В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. Получив благословение от него, юноша научился читать. И отдышался.

Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова.

  1. Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
  2. Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
  3. Религиозная направленность в живописи
  4. Другие течения в живописи Нестерова
  5. СтраницыПубличная личностьДеятель искусстваМихаил Нестеров, художник
  6. О жизни и творчестве выдающихся художников

В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова.

Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Эта дорога производит неизгладимое впечатление.

Нестеров Михаил 
ВасильевичКартины 
и биография

Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности. Флоренского, названном Философы, Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Сам художник считал себя учеником передвижников Василия Перова и Владимира Маковского. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого.

Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Приезжают с кладбища. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Свечи зажгли, как над покойником.

В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста.

расписывал Владимирский собор в Киеве, работал в области пейзажа и портрета. Иоанна Предтечи. Мартыновой. Показательной в этом отношении представляется судьба резолюции 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», в основу которой было положено бухаринское определение о смягчении классовой борьбы и о сотрудничестве с непролетарскими классами. но и духовное видение эпохи.

В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Отмечая высокие достижения живописца в области портрета, он, вместе с тем, в оценке лирических, созерцательных картин Нестерова отдавал дань практиковавшемуся тогда «классовому подходу». В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). На отношение к жизни и выбор главных направлений творчества повлияла трагедия, пережитая Михаилом Васильевичем в возрасте 24 лет. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева.

В этот же период была написана другая известная его картина «Богоматерь с младенцем» (1890). Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. В самом начале XVIII века сюда пришел отец Иоанн, бывший духовник Петра I, в схиме Иисус. Семья художника была глубоко верующая. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея.

Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Позже работал в области историко-религиозной картины (Пустынник, 1889 Видение отроку Варфоломею, 1890, обе – в ГТГ). Как пережил я те дни, недели, месяцы. ». Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. За девушками следует старуха с девочкой.

Опыт минувшего и видение настоящего им подскажет, что надо делать, куда идти». Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. С 1889 г. – экспонент, с 1896 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок один из учредителей Союза русских художников (1903).

Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Одна из таких легенд и легла в основу картины "Видение отроку Варфоломею". Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Не принимавший и до революции религиозно-мистические картины Нестерова, Грабарь тогда недвусмысленно поставил художнику в упрек то, «что он недостаточно способствует социалистическому строительству».

Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу Кто у него не бывал. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Нестерова есть картина «Лисичка».

Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Человеческие фигуры появились позже.

Мясоедов на открывшейся выставке отвел М. В. Вечереет. Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста». После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.

Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. взгляда», во всей ее «святой» покорности, забитости и униженности, во всей, наконец, безмятежности ее простецких линий. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва).

Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла.

М. В. Перов. Несмотря на предельно сжатые размеры монографии, Сергей Глаголь (С. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи.

Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). «По поводу ее (картины – прим. Елеазаром Анзерским.

во всей глубине ее старинно-религиозного осмысления, во всей чистоте ее «взыскующего. Это смысловой центр картины. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Наконец совсем зачах. Со своих постов удаляются приверженцы «мягкой линии» и художественная жизнь в стране приобретает совсем другой характер.

«Если в двадцатых годах любое конкретное выступление, касающееся творчества художника, писателя или композитора, в том числе со стороны самых высокопоставленных государственных и партийных работников, сохраняло элемент факультативности, с ним можно было не соглашаться, спорить, опровергать, то в последующие десятилетия опубликованный текст был директивой, отражающей не чье-либо мнение, а сложившуюся стратификацию и любой отрицательный отзыв на творчество художника обозначал только определенную стадию погрома, неизбежно приводившего к применению мер пресечения». С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость».

Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Прожили они в браке всего один год. «Первый весенний цветок с его тонким ароматом.

Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Ее первоначальное название «На земле мир, в человецех благоволение». Там им была срублена деревянная, а затем на ее месте возведена каменная церковь Усекновения главы св.

Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). Предстояло создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. В этих подлинно «сказочных» формах своей религиозной живописи, возвращающей нас к блаженным временам невозмущенного сомнением и полного мистических переживаний детства, Нестеров. Он родился в семье уфимского купца в 1862 году.

Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Вот они сидят трое, ведут тихие речи.

Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. И здоровым стал. "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. Поехали на кладбище заказывать могилку. Чистякова.

Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Набранная в издательстве И. Н. Кнебеля под редакцией И. Э. Грабаря в 1914 году, она не была выпущена из-за начавшейся войны с Германией и увидела свет лишь после революции, в 1923 году. В конце концов мастер добился желаемого результата.

Беляев отправился в лагеря. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Откуда мы.

Художник был расстроен, т. к. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.

Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали. Нестеров стал тяжело болеть.

Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Картину объявили неудачей. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком». Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем.

Вот она эта самая "Святая Русь". Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно.

Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Карамзин, Жуковский, Пушкин – все эти «властители дум» 1810–1830 годов были желанными гостями в доме купца Нестерова. Дышать перестал. Розановская статья, действительно, не могла быть напечатана ибо «новая советская эпоха требовала и нового искусства, в происходящей переоценке всех ценностей нельзя было жить прошлым», а «задача изокритики заключалась не только в том, чтобы объяснить искусство, но и помочь изменить, перестроить его».

На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор.

Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира.

Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Первоначально он написал картину Святая Русь. Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.

Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее. ». Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. 1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.

Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Булгакова и П. А. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.

Позже она получила название На Руси (Душа народа). Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу». Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Такое близкое, милое что-то было в ней.

Затем художник побывал в Греции и Италии. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Белая церковь со свечой колокольни видна отовсюду, но подъем к ней крут. Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе.

При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Наступило другое – страшное, непонятное. Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу.

Он превратно ее в нестеровскую девушку. Кориных, 1930 Портрет академика И. П. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде.

Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Мартыновская, успевшая при этом родить ему дочь Ольгу. Судьба Флоренского оказалась трагичной.

Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В 1890-е гг. Не боится она старцев и им она не помеха, смотрят на Божию тварь — улыбаются. Рецензию Морозова можно, в целом, признать благожелательной. Евреинов констатировал: «Нестеров простецкими на вид методами явно реалистической живописи достигает иррационально-ирреальных эффектов глубочайшего духовного значения. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена.

Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face. Турыгину, — где-то на «Рапирной горе», в «Анзерском скиту», на севере, у Студеного моря, живут Божии люди, старцы. В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. А я и вздохнул.

Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Слова отца «Ты прекрасна своей душой» ярко характеризуют весь ее облик Вот если можно уловить эту неуловимую прелесть, быть может, «не от мира сего» – будет и сходство и понятно станет ее влияние на творчество отца». В портрете С. Н. Его близкие – жена и дочери – очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было граничит с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. В спокойный, повествовательный тон нестеровских писем 1920—1930-х годов нет-нет даи врывается сдерживаемая горечь художника, когда речь заходит о самом дорогом и сокровенном в его творчестве: «Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, пытался бы еще более уяснить себе лик русского Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить». «У М. В.

Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Этюд с ее изображением и стал основой для образа отрока Варфоломея, в будущем — преподобного Сергия Радонежского.

Однако и здесь его ждало разочарование. Никакого внешнего блеска, – пишет О. М. По преданию именно на этом месте подвижнику явилась Божия Матерь вместе со св.

Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собою на его картины целую вереницу девушек и женщин исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страданья»».

С другой стороны, говорить о любом художнике не просто. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры.

Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Именно он оказывается смысловым центром картины, наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. С 1910 г. – действительный член Академии художеств. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца.

Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным – 2, 5 советских червонца. Крамской ничего не сказал ему нового, талант молодого художника ни только не получил должного признания, но не был даже как следует замечен и Нестеров вновь возвращается в Москву, в покинутое училище, которое и заканчивает с успехом в 1886г., награждённый званием «классного художника» и большой серебряной медалью за картину «До государя челобитчики». Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути.

Период коренной ломки «старого мира» и строительства нового общества в искусстве сопровождался бурными процессами, направленными на создание «культуры будущего». П. М. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица". С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова.

Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей. Безобидные пейзажи «Весна» (1931), «Лето» (1932), картины «Элегия» (1928), «Больная девушка» (1928), а также некоторые портреты «старцев» – В. Васнецова (1925), В. Черткова (1935), – оказались удобной мишенью для некоторых критиков, поспешивших уличить художника в пристрастии к прошлому, уходящему. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески.

В соответствии с этой новой линией была написана и рецензия на монографию Сергея Глаголя, посвященную творчеству Нестерова. Картина вызвала самые противоречивые мнения. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.

На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. В лучах заходящего солнца горят кресты храма.

Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. и А. Д. Вечереет. Весной 1902г.

Летней порой земля благоухает и ласково светится глазами озер. Оба – на роковом изломе эпох – находились под сильным влиянием модерна. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его.

Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Они поженились и переехали жить в Москву. Вернулась она инвалидом и уже не могла ходить без костылей.

Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Для Вас как не специалиста, задача очень трудная и здесь все козыри в руках г. г. Бенуа особенно они сильны, может быть, в тех случаях, когда смогут быть добросовестными, забыть разные счеты, антипатии и проч. Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест».

Вполне понятно, что первые произведения Нестерова носят явный отпечаток влияния Перова, начиная с сюжета и кончая последней карикатурной фигурой («После бани», «Знаток», «Домашний арест», «Жертва», «Приятели» и др. ). Поначалу колеблющийся в своих вкусах, потом решительно неудовлетворённый направлением, царившим в Училище живописи, ваяния и зодчества, М. В. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали вредной, даже опасной». Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами. Нестеров, сам еле сводивший концы с концами, оказывал материальную помощь священнику и отправлял ему в лагерь посылки. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. Я чах да чах.

Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. Его деяния М. В.

Г. Г. Испокон веков в «господине Великом Новгороде» жили вольные крестьяне Нестеровы.

В предпочтении, которое Нестеров отдал именно этим портретам, а не написанным в том же году картинам «Страстная седмица», «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933), сказалось определенное влияние авторитетнейшего в художественной среде тех лет И. Э. Грабаря. Но если у Нестерова творчество – это глубокое размышление, бесконечное философско-поэтическое созерцание, у Врубеля – мощное взаимопроникновение и монолитное сращение сердца его с его образами и их судьбой. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа.

Таково прекрасно сотворен рай земной, воистину — «В человецех благоволение». ». Идет война, близится революция. Пришлось переписывать все заново.

Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. автора), едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение». Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.

Похоже, что и для Нестерова он является таковым. С. Голоушев) сумел представить этапы творческого развития художника, объективно оценить достоинства и недостатки его произведений, определить их место в истории отечественной живописи, уделив особое внимание религиозно-нравственным исканиям Нестерова. Чем-чем не поили. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Перова, А. К. Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь.

Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». На вершину Голгофы сейчас ведет дорога, кое-где бережно выложенная камнем. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы".

Все они написаны в традициях русского передвижничества. () Он был в душе поэт, художник, музыкант. Но ученье плохо давалось ему. Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.

В 1890 году Нестеров закончил работу над одной из знаменитейших своих картин «Видение отроку Варфоломею», которая стала настоящей сенсацией того времени. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. С ранних лет в нём стала проявляться большая любовь к рисованию.

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Он взошел на гору и основал Голгофо-Распятский скит. Начавшаяся война сломила его окончательно. «Тема тоже старая и давно намеченная, — писал художник А. А.

Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Мирно, не спеша живут Божии старцы. Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того – отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям.

На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах – Христа ради юродивый, человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды. Особенно выделяются черты ее лица в картинах «Царевна» и «Христова невеста». Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. «Всё, что здесь изображено имеет мощный мистический подтекст.

В портретах С. Н. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».

Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Это была не первая его попытка. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника.

Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Вот таким образом раскрыть творчество Михаила Васильевича представляется задачей едва выполнимой.

Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Третьяков сразу же ее приобрел и разместил в своей галерее. Позже немного выше построили храм в честь Распятия Христова. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор.

«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. Но уже при Екатерине II Иван Андреевич Нестеров, дед художника, сумел освободиться из этой неволи, став «вольноотпущенным дворовым человеком господ Демидовых». Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль.

Нестеров особенно почитал Достоевского. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека.

Его захватил дух эпохи Возрождения. Родители были людьми глубоко верующими. «Классовый анализ», выдвинутый в качестве основного положения в художественной критике искусствоведами – социологами, не щадит и признанных художников. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва).

Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им. В 1942 году его не стало. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии.

Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой. В другом письме, адресованном Э. Ф. Голлербаху, собиравшемуся поместить в своем сборнике материал о его творчестве, Нестеров предлагал хранившуюся у него статью Василия Розанова, «может быть, самую яркую и наиболее «розановскую» из всего им написанного о моих религиозных картинах, но статья эта едва ли сейчас пройдет в Петербурге, как не прошла она у нас в Москве». "Видение отроку Варфоломею" действительно вызвало много споров. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму.

Решили: помер. «Судьба», «суженая» – излюбленное слово их обоих в письмах. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ).

Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска. Образ любимой супруги в дальнейшем присутствовал во многих работах Нестерова. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.

Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Михаил Васильевич Нестеров. Солнечным утром 29 мая – в день Святой Троицы – в «деревянном домике прощалась с жизнью, со мной, со своей Олечкой моя Маша. Начал с реалистических жанровых картин (Жертва приятелей, 1881 Знаток, 1884, обе – в ГТГ). Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Далее, как его надежда и завещание, звучит следующее: «.

Нестеров в 1881г. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова.

Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». но уже без той девственности и религиозного осознания («оцерковления»), какой наделял их православный люд и которая, значит, была присуща им в той же степени, в какой она присуща холстам Нестерова, не из «головы» ее выдумавшего, а подметившего ее в самой дореволюционной действительности».

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881, 1883-1886) у В. Г. Впервые приглашенный участвовать в советской выставке 1933 года «Художники РСФСР за 15 лет», Нестеров после долгих размышлений решает выбрать «Портрет братьев Кориных» (1930) и «Портрет – этюд Алексея в испанском костюме» (1933). Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Он любил читать их вслух. Поздно, слишком поздно признали его талант.