М Врубеля Сирень

Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу. Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем.

Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности. А вот какой увидел сирень выдающийся художник Михаил Врубель. Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном. Именно это ощущение распростёртой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля.

Полотно российского художника Михаила Врубеля «Сирень», также как «Пан» и «Царевна-лебедь», относится к «Сказочному циклу» творчества знаменитого живописца и отражает мистические силы природы, которые так поразили его и его постоянный поиск национальной души русского народа. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Подпишитесь на новостную рассылку музея

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

Работа сайта временно 
приостановлена

Работа сайта временно приостановлена

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Излюбленная художником цветовая палитра, включающая все оттенки от голубого до темно-лилового, в сочетании с розовым и зеленым, создает ощущение зыбкой, дробящейся структуры, напоминающей переливы драгоценных камней. Представители рода Врубелей (от польск. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.

Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.

«Дивная патетическая 
симфония» Врубеля

«Дивная патетическая симфония» Врубеля

Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Настоящая слава пришла к нему в Москве, но огромный отрезок его жизни был связан с Украиной – Одессой, Киевом, Харьковом. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред.

На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

  • Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
  • описание картины Врубеля Сирень
  • Александр Медведенко Сирень Врубель
  • Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
  • Обстоятельства написания картины
  • Описание картины Михаила Врубеля «Сирень»
  • «Действительный студент» Михаил Врубель

Кирилле», «Св. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

  • Михаил Врубель, Сирень: описание картины

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.

Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В его даровании раскрылись универсальные возможности. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14.

Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Работа не привела к улучшению. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. Сама концепция и есть сказка. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Эта сирень и сама становится как живая. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Кушает хорошо— и в своё время. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Увидел и поразился им. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. И, как в природе из соединения атомов рождается определённое существо или растение, так и для Врубеля нет случайностей, а есть строгий закон – краски положены на холст в том единственном порядке и ритме, который только и возможен для создания нужного образа.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Савву похоронили на Байковой горе. Сон как будто бы стал продолжительнее. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки.

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

Прошение было удовлетворено157. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В эти годы он вновь писал демонов. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику.

Это души цветов и растений. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150.

Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.

Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать.

Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы — «превращение Хаоса в Космос». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Нет, не стоит писать.