Мадонна С Младенцем И Ангелами Сандро Боттичелли
«Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Один из наиболее ярких мастеров эпохи Возрождения, он был незнатного происхождения.
Его аллегория Силы (многие источники называют её в переводе на русский – Мужество) должна была войти в цикл Семь христианских добродетелей и украсить Зал заседаний Торгового суда – престижный заказ на цикл картин для украшения судейских кресел получил Пьеро дель Поллайоло, но он, очевидно, не успевал выполнить работу в срок. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Список картин Сандро Боттичелли
Они также являются символом веры и смирения Мадонны перед богом. Естественно, это не копия. Вместе с тем в картинах пределлы немало живости в изображении Иоанна среди нагромождения каменных глыб на острове Патмос или Святого Августина в его почти пустынной келье, в лаконичном и напряженном Благовещении, в сцене покаяния Святого Иеронима в скалистой пещере, наконец, в энергичной фигуре Святого Элигия, чудесным образом выковывающего новую ногу лошади и в необычности ракурса спешившегося всадника в развевающемся плаще.
Настоящее имя Боттичелли – Алессандро Филипепи (для друзей – Сандро).
Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и двумя ангелами
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468 – 1469, Неаполь, музей Каподимонте) стали первыми самостоятельными творениями юного мастера. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Работа, по-видимому, предназначалась для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Описание картины «Мадонна с младенцем и ангелом»
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Ботичелли попытался создать ту же композицию, что и мастер. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Торжественное величие Царицы Небесной сочетается в образе Мадонны на зрелых его картинах с горьким опытом земной женщины, много изведавшей и пережившей. Благословенная для всех художников эпоха, связанная с именем Лоренцо Медичи Старшего, Великолепного подарила миру гений Сандро Боттичелли (1445 – 1510). Сегодня мыпоговорим ивспомним самые красивые изнаменитые картины Сандро Боттичелли. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Если впервом портрете Боттичелли изобразил назаднем фоне интерьер комнаты, товпоследней копии онрешил сделать однотонный фон, что небыло характерным для портретной живописи того времени. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Они словно крылья за ее спиной, несут ответственность за ее жизнь, физическую и духовную.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». После написания этих картин Боттичелли открыл свою мастерскую, где в 1470 году закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание. За спиной Мадонны находятся пять ангелов, стоящих тесно прижавшись друг к другу.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Иеронима. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас.
Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело деВивиано деБрандини изГаиуоле. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Описание картины Сандро Боттичелли «Мадонна с младенцем и с пятью ангелами»
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Джулиано был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи, направляемого папой Сикстом IV.
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. Наберег она плывет вморской раковине, аподгоняет еесам бог западного ветра Зефир, онвобъятиях своей жены Хлориды, дочери царя Орхомена. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем — Сандро Боттичелли
Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Сюжет этой картины известен всем. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Боттичелли скончался в 1510 году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья щемящей тоской, спокойная созерцательность неудержимой страстностью.
Картина Мадонна с младенцем и двумя ангелами Сандро Боттичелли
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Варнавы. Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное.
Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Мадонна и младенец с ангелом (картина Боттичелли)
Однако по богатству поэтической фантазии, с которой он стремился воплотить внутреннюю чистоту, высокую одухотворенность и целомудренность образов Мадонны и Младенца Христа, художник превзошел всех флорентийских мастеров того времени. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Варнавы.
В нежно-неловком мальчугане «Глории» ощущается новая осмысленность, до Боттичелли еще небывалая и намечается даже оттенок недетской печали. «Во времена Лоренцо Медичи Старшего, Великолепного, ставшие поистине золотым веком для всякого одаренного человека, достиг расцвета и Алессандро именуемый Сандро по прозванию Боттичелло» – так Джорджо Вазари открывает биографию Сандро Боттичелли. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения.
Наполотне изображена роскошная поляна вапельсиновом саду, где весна входит всвои права, здесь расцветают цветы, которых художник нарисовал больше пятисот штук разных видов, форм ицветов. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
Мадонна с Младенцем и ангелами (Мадонна дель Магнификат)
Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Перед нами довольно разные оценки. Образ Мадонны с ребенком на руках очень нежен, она выглядит хрупкой и женственной. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году. Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием.
Альбом знакомит читателя с картинами Сандро Боттичелли (1445–1510), в которых воплощен образ Мадонны с Младенцем. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Картины Мадонна в розарии (ок.
от Луки I: 46). Эта картина также появилась на серебряной монете, о чём расскажу в следующей статье. Но, с другой стороны, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, что проявилось уже тогда, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Иеронима.
Самые известные картины Боттичелли
Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В 1472 году Боттичелли записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. И они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции.
Жизнь и искусство Сандро Боттичелли
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Большое произведение Боттичелли – «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Младенец на ее руках спит, замотанный в полотно, держась с любовью и надеждой за ее руки. Очень красивая, нежная картина наполнена светом, нонекаждый сможет уловить ееистинный смысл. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом».
В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Тираж: 3 000 штук. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами, Филиппо Липпи
Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета – шарф и прозрачное покрывало – как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Создавая образ, похожий на тот, что писал Липпи, он учился, но уже привносил что-то новое. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится.
Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Эта картина выглядит наиболее похожей на картину Липпи.
Мадонна с Младенцем с Иоанном Крестителем и ангелами Сандро Боттичелли (1445-1510)
Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый.
Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Под образами греческих богов Венеры иМарса зашифрованы Джулиано Медичи иСимонетта Веспуччи иихгорячая любовь. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам.
Сандро Боттичелли / (Часть 2)
Как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Тень неопределенной грусти, неведомая женским головкам Верроккио, лежит на выпуклом лбу «Мадонны во славе» «верроккиевского» типа, сквозит в мягком наклоне ее головы. В серии Мадонны Ренессанса будут выпущены монеты: – Мадонна Литта, Леонардо да Винчи (Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, 1490 – 1495) – Малая Мадонна Коупера, Рафаэль Санти (Национальная галерея искусств, Вашингтон, США, 1504 – 1505) – Мадонна с младенцем под яблоней, Лукас Кранах (Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, 1520 – 1526) – Мадонна с младенцем и двумя ангелами, Сандро Боттичелли (музей Каподимонте, Неаполь, Италия, 1470) – Мадонна с младенцем на фоне пейзажа, Квентин Массейс (музей Boijmans Van Beuningen, Роттердам, Нидерланды) – Мадонна Лукка, Ян ван Эйк (музей, Франкфурт-на-Майне, Германия) Каждая монета этой серии имеет характеристики:Эмитент: Княжество Андорра, номинал – 15 динаров, вес – 50 г., серебро 999 пробы, размер – 60 х 40 мм. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Название картины уже говорит освоем сюжете. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Ученик онбыл очень трудолюбивый истарательный, арезультат незаставил себя долго ждать. Особая атмосфера духовности поэтических образов отличают его работы. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Девятнадцатилетним юношей Боттичелли поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи, а в возрасте 22 лет он стал учеником Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира (именно у Верроккио учился Леонардо да Винчи). Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию.
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. Может мастер кисти смотрел далеко вперед. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Ореол святости ичистоты, который витает ввоздухе, когда смотришь наэти картины, проникает вподсознание инаполняет душу теплом идобром.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Что же определяет искусство Боттичелли. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Не в пример упрямым последователям Верроккио Боттичелли пользуется светотенью только как моделирующим приемом и решительно отвергает глубокие тени — первое средство верроккиевских «академиков» в передаче телесности и пространства.
Отныне покончено и с озорниками излюбленными фра Филиппо. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Укартины есть скрытый смысл.