Мадонна С Вазой

Эту картину, правда, еще иногда называют «Мадонной с вазой». В 1472—1477годах ведет работу над картинами: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины – «Джоконда».

мадонна с вазой леонардо да винчи

Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.

О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».

Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.

В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души.

Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. За ней изображены две группы восхваляющих ее ангелов. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности.

Варварская галерея 
/ Джованни Антонио 
Больтраффио,

Варварская галерея / Джованни Антонио Больтраффио, (1467 — 1516)

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».

И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. У Леонардо было много друзей и учеников.

Мадонна с Младенцем 
 (Мадонна Бенуа), 
да Винчи, 1478

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки». Фон картины сделан золотым в традициях своего времени. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.

Мальчика назвали Леонардо. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина.

Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Мария держит розу, символ мудрости. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.

Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.

Отсюда возникло название картины. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля. Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.

И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Мальчик нежно приник к ней.

Она заложена и в сюжете и в композиции картины. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо. Остальное поручалось ученикам. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.

До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Это просто учение».

Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит.

Ему явно не хватает монументальности. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.

Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Копия 1501 года (владельцы, как водится, настаивают на том, что это оригинал), находится в Великобритании во владении герцога Бакклейха. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. На эту тему существует несколько мнений. от Луки I: 46). Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. На его нимбе – надпись ALFA / OM (ega). Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи.

Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена.

Над «Мадонной в скалах» да Винчи вновь нависла тень сомнений

Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. В настоящее время она находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей.

Признавая единственным критерием истины опыт и противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Старший Куччина, глава семьи. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом источник которого расположен как бы перед изображением. Здесь Анжелико демонстрирует владение передачей пространства и интерес к его изображению. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.

Это символ распятия. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Ему так хочется дотянуться до цветка. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана.

Сер Пьеро отдал щит своему сыну. "Мадонна Магнификат" – самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. При этом он не является бесстрастным.

Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2.

Описание картины 
«Мадонна с младенцем» 
Леонардо да Винчи

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Младенец, стоя на коленях матери, касается ее щеки своей правой рукой. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела16. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.

Сравнение картин 
Леонардо да Винчи 
«Мадонна Бенуа»

Сравнение картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой»

Эта половина произведения восходит к тициановой«Мадонне Песаро» 1526 года, асимметричную композицию которой Веронезе использовал не один раз, в данном случае ее справа «населяют» члены семьи Куччина. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.

Деревянная основа панели является оригинальной. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Несмотря на эти почти каллиграфические линии традиционный готический подход к драпировкам уже изменен.

Сочинение-описание 
картины Мадонна 
Литта Леонардо да

Сочинение-описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи

Дата создания картины также доподлинно неизвестна. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Жил он в это время у деда.

Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами) изображающий его в старости, является таковым.

Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.

Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева.

Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Они сидят на троне в окружении пяти ангелов, три из которых держат роскошный занавес, закрывающий фон, а другие два – сидят у ног Мадонны с музыкальными инструментами (портативный орган и лютня). Над ее головой нимб с начертанной на нем надписью AVE MARIA GRATIA PLENA. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».

Картина была найдена в Глазго и возвращена в октябре 2007 года. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Святой Доминик, одетый в доминиканский плащ, держит в одной руке лилию, а в другой – книгу, Устав ордена Приоров (доминиканцев).

Мадонна с Младенцем 
и ангелом или Мадонна 
Евхаристии

Мадонна с Младенцем и ангелом или Мадонна Евхаристии

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».

Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Мадонна изображена приёмом сфумато. Итальянские учёные заявили об обнаружении раннего автопортрета Леонардо да Винчи.

Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию.