Мадонна У Лестницы

Описание работы «Мадонна у лестницы»

Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Вокруг шумит и пылает роскошь, льстивые слова мужчин, сверкающие белые руки и пахнущие кровью губы женщин, обещаемые на лету поцелуи, ласки на расстоянии горячий воздух насыщен до отказа этими дразнящими, мерцающими взглядами, желаньями, воздушными обетами, — только они две сидят, застывшие, чопорно глядя перед собой и тоже стараясь относиться к окружающим с презреньем, мечтая лишь об Адонисе да об Аполлоне и не решаясь остановить свой выбор на том или другом. 81-84. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.

Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. С ней он обращался как с драгоценным металлом, отделывая ее с чисто ювелирной тщательностью. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. На самом же деле между ними лежала бездна. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.

Мадонна делла Скала 
 (Мадонна у лестницы) 
— Корреджо

Мадонна делла Скала (Мадонна у лестницы) — Корреджо

86-88. В длинной стрельчатой галерее темно. Вот. Это, конечно, не так.

Я не предлагаю тебе лавров художника, но венец мученический. Neri di Bicci) и др. Neri di Bicci) и др. Илл.

Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Этого не оспоришь. Несколько шагов — и он уже стоит в низких дверях галереи. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.

У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.

Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.

quia incolatus meus prolongatus est, – a потом — Иннокентий. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.

В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Amen. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Мария задумана, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.

Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Вместе с Леонардо Микеланджело закладывает основы для нового стиля, стиля Высокого Возрождения. —Есть и тайна греха, — продолжал он. — Искусство, которое не дар божий, входит в эту тайну.

Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.

Статуя осталась незаконченной. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Она напоминает мощную лавину.

Кончили молитву и хотели начать новую — на этот раз литанию ко всем святым, как вдруг человек отошел от двери и резкий, каркающий голос его ворвался в бурю и в духоту галереи. Илл. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.

Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Илл. Илл.

170. Женщины любили Плавта и пренебрегали трагедиями Софокла. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Илл.

Мадонна делла Скала 
 (Мадонна у лестницы)

Мадонна делла Скала (Мадонна у лестницы)

Оно возносит тебя. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Илл. Никому, соблазняя, не сулит ада, а сулит рай. 158, 159. Меньшего не посулил. Адриенна что-то говорила ей, улыбаясь своей взволнованной, обворожительной улыбкой.

С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. 161. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.

И такая в нем сладость и прелесть, какой не найдешь ни в каких почестях. В 1496-1501 гг. Илл.

Записи с меткой 
мадонна у лестницы

Записи с меткой мадонна у лестницы

146-148. Misericors Dominus et justus et Deus noster miseretur. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Ближайший ученик мастера Тиберио Кальканьи используя сделанную Микеланджело предварительную модель, любовно собрал отколотые куски и восстановил всю скульптурную группу. 169. Взгляд бога обращен на чашу с вином.

А без этого все — кощунство, кража ибо ты крадешь принадлежащее богу. Слева мы видим райский сад. Илл.

Микеланджело полностью подчиняет его форме. Илл. 167. Она рассчитана на обход по дуге, причем с каждой новой точки зрения раскрывается абсолютно новый аспект, редкостной красоты и пластической выразительности. Илл.

За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»25. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Таким представил его и Микеланджело.

1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. И сказано это обо всем, что в мире, — и о вашем искусстве ибо оно от мира сего. В действительности оно так и получилось.

Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор.

Все фигуры полны бьющей через край жизненной энергии, полны необычайной активности, возрастающей по мере приближения к алтарной стене. Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. Предлагаю тебе служение во имя бесценного, сладчайшего сыновства его.

Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Илл. Предлагаю тебе розы рая его и алмазы слез его матери.

А здесь крест, — а близ креста нет бури. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. 75-78.

Мадонна у лестницы 
Информацию О

Мадонна у лестницы Информацию О

К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Месяц-возничий мчался высоко в небе, размахивая своим световым плащом. Фигура коренастая, сильная, мужественна.

Всегда этот знакомый мороз по коже оповещал его — абсолютно неведомым, ужасным способом. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как бы размышляя над предначертанной ему судьбой. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.

Илл. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Например, деревянная модель собора св. Младенец изображён без нимба. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).

В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. И это понимает только один человек – апостол Петр.

Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Налицо и три знаменитейшие римские красавицы — патрицианки да Мазатоста, Тартарри и Катанья — ослепительные в своей красе, непревзойденной со времен римских цезарей. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Смерть дышала из вырванных кустарников и каменистой почвы и дыханье ее было шипеньем. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.

Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.

Он знает. Мать нежно прикрывает головку любимого ребенка, чтобы не разбудить его. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. В испуге прибегает раб — с известием о скором приходе отца.

Мать прикрывает головку ребёнка. Илл. Что такое ваше искусство.

Петра. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Вон стоит, беседуя с князем Ченчи испанский посланник с многочисленной свитой своих дворян, победитель под Рондой, весь в черном, с орденской лентой алькантарского комтура, важный, седой, — воин, теперь облаченный в бархат, самый высокомерный из грандов, который один имеет право пристегивать меч католичнейшему инфанту испанскому, когда тот отправляется на войну. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами. Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой исполненной внутренней боли молодой женщиной.

Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Действительность не оправдала их надежд. Он побежден. Илл.

Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.

Написано: непрестанно молитесь. Ева послушно следует слову творца.

Описание барельефа 
Микеланджело Буанарроти 
«Мадонна у лестницы»

Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»

184. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Тебе сейчас говорят, что хорошее. Но не к небу.

109-112, 116-119. 163. Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние». Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.

  1. Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
  2. Микеланджело БуонарротиКартины, фрески, скульптуры
  3. Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
  4. Микеланджело Мадонна У Лестницы
  5. Микеланджело – биография информация, личная жизнь
  6. Жизнь и творчество великого Микеланджело
  7. Из биографии Микеланджело Буонарроти
  8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). 179-181. Все это придает его архитектуре величественный характер. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Опять воцарилась тишина, но тишина ватиканских залов была необычная.

Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. К Марии льнет сонный ребенок, правая ручка которого заброшена за спину.

Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Он действует только словом.

Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.

  • Трагедия творчества гениального мастера
  • Единственный шедевр гения с его автографом
  • 4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Микеланджело Буонарроти годы жизни

Самой удачной среди трех статуй можно считать фигуру коленопреклоненного ангела, полную совсем особого очарования. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Младенец изображен без нимба. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.

Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Моисей восседает в торжественной позе. Эту постыдную работу продолжали и позднее.

В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). 46.

Это помогало ему сохранять чувство целого. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.

  1. Подписание договора с папой Юлием
  2. Создание скульптуры Моисея в 1515 году
  3. Где похоронен Микеланджело Буонарроти
  4. Документальный фильм: Микеланджело Буонарроти: жизнь и творчество

119, 111. Современники же почти не знали их совсем. И в нем нет ни нечистоты, ни кощунства, ни идолослужения. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.

116-119. Не оспоришь. Помпоний Лет всегда заставляет себя ждать.

Микеланджело отказался от фронтального ракурса. 5, 6. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. 164. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Он пригибается под этим взглядом все ниже и ниже к земле, а колокол гудит и гудит.

  • Скульптурные шедевры Микеланджело
  • Микеланджело: последние новости
  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото

Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Время от времени на толстых губах его мгновенно появляется и исчезает довольная улыбка.

Там — разодранные лохмотья дел мирских, здесь — одежды брачные. Похоть плоти. Он стоял молча. Илл. К главному входу второго этажа, с мощным портиком, ведут две наклонных лестницы, здание увенчано по средней оси башней. 99, 101, 102.

  1. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Зимние пейзажи выдающихся художников
  4. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  5. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. А потом придут другие и скажут, что краски твои — сажа, камень твой — кал и пепел. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.

Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Это было страшно.

  1. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  2. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  3. 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
  4. Народная мудрость африканского народа ашанти
  5. Модный ориентир: красивые носки

Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.

Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Недаром они украшали пилястры.

Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.

  1. Микеланджело – афоризмы, цитаты, высказывания

С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. Илл. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. 97, 98. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.

Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).

Творческие страдания 
и платоническая 
любовь Микеланджело

Художники XV века чаще всего украшали потолки и своды орнаментальными композициями, с небольшими фигурными вставками. А Паола делла Каза прекрасна по-другому, более искушенной женской красотой. Если раньше художник рассматривал человеческую фигуру как сосредоточие имманентных ей сил, то в Капелле Медичи фигура все чаще выступает орудием сверхличных, вне ее находящихся сил. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).

Илл. Не верь тем, кто льстит тебе, говоря, что твое искусство — хорошее. В них мощные пластические формы вступают в явное противоречие с религиозным содержанием, на котором лежит какой-то специфический контррефэрмационный налет. Помпоний Лет, стоик, гуманист и профессор Римского университета, презирает эту раззолоченную чернь, друзья ему — только Сократ и Диоген.

В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи еще молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка». 89-91. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Это два составных звена единой архитектурной концепции.

Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Зато вид группы справа мало удачен. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.

Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Именно вот таким образом он так любил вылепленные от руки глиняные модели, сближавшие в его глазах архитектуру со скульптурой. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.

Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Он должен думать о смерти.

Илл. С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. После капитуляции Микеланджело принужден был скрываться, справедливо опасаясь мести Климента VII.

Илл. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.

Амфитриона пришлось повторить трижды и герцогиня падуанская нарочно приезжала в Рим, чтоб посмотреть.

Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима.

10, 11, 12. Здесь — девственная Ирида отстраняет рукой вставшие на ее пути Сновидения, там Эсак обнимает нимфу, подгоняемую страхом, как он подгоняем любовью. И полно римских князей и патрициев, только Помпония Лета до сих пор нет и вот таким образом ждут. Чтоб каждой мыслью и каждым поступком своим он совершал великую, непрестанную литургию.

Илл. 86-91. Илл. Люди скажут это.

Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.

2. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.

Илл. 38.

Знаешь, что говорит святой апостол. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Справа от нее была одиннадцатилетняя дочь кардинала — Лукреция Борджа, сияющая великолепием тяжелых золотых волос, гибкая, тонкая, с высокой грудью, с такими светлыми голубыми глазами, что их называли белыми, с округлыми щеками и маленьким подбородком, тихая и прелестная, увенчанная тяжелой прической, словно золотым облаком.

174. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). В сцене Сотворение светил и растений фигура Саваофа дана дважды: справа летящей на зрителя, слева устремляющейся вглубь. Все, что в тебе и вокруг тебя, должно быть молитвой, — понимаешь, ты, художник медицейский. Илл.

Здесь Висконти и княгиня д039Эсте, здесь принцесса Моденская. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. И результаты были самыми плачевными.

Никто не посмел бы подать знак, чтоб начинали, пока нет стоика. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. 13, 14, 15. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. 17, 18, 19, 20.

Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Вместо портретно трактованных лиц он дает героизированные типы, в которых нет ничего индивидуального, вместо одетых в современные ему костюмы фигур – либо прекрасное нагое тело, либо античного характера драпировки, ниспадающие спокойными, благородными складками. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Глухие окна с массивными обрамлениями контрастируют с нарочито легкими филенками, обрамляющими небольшие прямоугольные нишки.

Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Микеланджело прижал руки к вискам.

— будешь как бог. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).

Он даже не дотрагивается до нее. И здесь бог изображен в активном действии. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.

Илл. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.

171. Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер. Илл. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.

Сравнивая статуи Капеллы Медичи с более ранними произведениями мастера, бросается в глаза изменение пропорций фигуры: они сделались более вытянутыми, конечности стали более тонкими, головы несколько уменьшились в размере. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.

Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Посередине фронтона помещена мемориальная доска, укрепленная на подставке, а между волютами переброшена массивная гирлянда. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.

При этом движение лишено всякой скованности. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.

В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). 160.

Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Предлагаю тебе терпенье во имя бесценных страданий, что претерпел Христос. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). 155, 156. Он избегает детализированной характеристики места. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.

Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).

Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Стоит только по ней подняться, как взору предстает вся площадь, со статуей Марка Аврелия в центре, с дворцом Сенаторов в глубине и с одинаковыми по архитектурному оформлению дворцами Консерваторов по бокам. Илл. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.

Илл. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.

С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Тишина говорит, тишина бывает звучная, громкая, у тишины есть свои тональности и свои отголоски, — только молчанье в самом деле немо, беззвучно, пусто. 145. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.

177, 178. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Илл. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Этот юноша, принадлежавший к знатной римской семье, отличался замечательной красотой и большим внутренним благородством.

Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Но он относился ко всем и ко всему с пренебрежением, мечтая лишь о дружбе с Сократом либо с Диогеном и не зная только, кого их них предпочесть. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно.

В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.

Илл. Он точен и аккуратен только на лекциях, но не на празднествах. 150. Но роспись обладает и другим аспектом. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Буря упорствовала. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.

Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Его мировоззрение приобретает трагический характер. С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела.

Петра, с чем папа был полностью согласен. Он — в пурпуре, так как некогда было переодеться в светскую одежду. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. 136. В руках Микеланджело контрапост превращается в могучее средство выражения внутренней приподнятости образа. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.

151. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. И сейчас же опустил глаза а руки все дрожали. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Заложив руки за спину, он засмотрелся на сцену. По-видимому, сам Микеланджело понимал, что подражание его позднему творчеству было гибельно для художников.

В 1494-1495 гг. Отцы и матери чаще всего даны в застылых позах, с грустными, отягощенными заботами лицами, с неподвижным, устремленным в пустоту взором.

И здесь его постигает страшный удар. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Потом я вернулся в Рим. 159. Поддерживаемый живописцем Франческо Граначчи, его близким другом и единомышленником, он поступил в 1488 году в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо, где пробыл около года.

Илл. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Это предназначенные для украшения гробницы Св. Илл. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.

После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Но школярская учеба не привлекала мальчика. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Илл. Здесь было много женщин, сияющих, ласкающих улыбками, каждая — живой сонет любви.

Все обнаженные фигуры безжалостно изгнаны, женские гермы заменены мужскими и притом тщательно облаченными в одеяния. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Здесь — Коломба Вителли, княгиня из Читта-ди-Кастелло, чьи красивые, тонкие руки увенчивали и обнимали когда-то голову величайшего кондотьера Эразмо да Нарни, по прозванию Гаттамелата.

Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).

Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. 134. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.

Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Микеланджело отказался от фронтального ракурса. 140, 141.

Илл. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).

Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Художник охотно принял это предложение.

Он разрабатывался и художниками и скульпторами. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.

109, 111. 16.

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Тольнаи полагает, что эта модель пропала, а Кёрте отождествляет ее с моделью, хранящейся в музее при соборе св.

Есть дьявольское, а есть божье. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.

Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.

110, 112. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.

Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Илл. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Больше света — от молний.

Илл. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.

Наверно, забыл о времени над каким-нибудь редким текстом, который старается разобрать. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.

25, 26. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Илл. Присутствуй хоть сам папа, Помпоний Лет все равно опоздал бы. Фигура погружается в сон.

Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. Илл. Края туч еще колыхались от ветра и рвались на части, но черная твердыня противилась, напрягала силы, новый налет вихря, засвистев, наклонил ее, она опустилась и припала к земле. Внезапно раздался крик: мы пропали. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.

В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.

С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. 183. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл.

Илл. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Илл. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Да, он не нуждается ни в чьих сообщениях, ему никуда не надо оборачиваться. Илл. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.

Ему нравились хрупкие изящные формы, сложные мотивы движения, утонченная линейная стилизация. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора. Он знал, так как почувствовал.

Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Позднее, когда скромный ренессансный ремесленник переродился в придворного художника, это уже перестало быть проблемой. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие.

Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Что такое ваше искусство. Днем, когда светло, в Ватикане было молчанье, а тишина — только ночью. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.

3, 4. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смертиВ феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.

В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Особенно выразительна правая фигура. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Илл. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его.

Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). С Кампаньи веял легкий ночной ветер улыбаясь в этом серебряном свете. В небе сгрудились черные твердыни и оно задрожало под их тяжестью. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Здесь сказались убеждения не только флорентийского пополана, но и человека большого сердца. 36.

Не говори, что искусство одно. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.

Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Повторяет во всем. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. 47. Илл. Семнадцатилетний Орсо Орсини знает об этом, но не ропщет.

По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. 185, 186. С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. Монах остановился и холодно указал на эту картину разрушения и гибели.

С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Юноша сам чувствует на себе пронзительный взгляд огненных глаз. Подобно Данте, он прежде всего искал в слове того, что выразительно и что обладает пластической ощутимостью и конкретностью.

Но не перед людьми, — резко перебил Савонарола. По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.

это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Илл. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.

Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Илл.

Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Далее автор предупреждает об опасности подражания подобным лютеранским прихотям, которые погребают веру и благочестие.

Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»27. Илл.

Сейчас он поглощен беседой с князем, который тихонько подозвал неаполитанского посланника. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).

С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Руки его сжаты, как у остальных, он молится, как остальные, только не вслух, а шепотом. Илл. Петра (Музео Петриано).

Илл. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).

Предлагаю тебе отказ от своей воли во имя бесценной воли господней. Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков. Всюду княжеская и кардинальская роскошь, Асканио Сфорца получает огромные доходы — и с Миланского герцогства и со своих многочисленных церковных угодий.

Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять. Тут столкнулись два сильных характера. По многим параметрам она отступает от церковных канонов.

Илл. 166, 167. Илл.

Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.

Илл. Пьяный Калимадат со своей гетерой Дельфией и мот Филолах с распутницей Филоматией пируют, смеясь над докучной добродетелью.

Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.

Этому его научила скульптура. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Илл.

И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.

В свете молний из тьмы выступают острые черты изможденного постом, худого лица. Его гений искал более широкого поля деятельности.

Их он терпеть не мог и не щадил. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.

Они утратили волю. Это люди говорят. 41.

По всему его телу пробежали мурашки и он зябко запахнул свою мантию, тревожно, боязливо оглянувшись. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Илл. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.

Да. Но у него не выходит. Виттория Колонна, близкий друг Микеланджело, утверждала, что как человек он не уступает своим творениям.

23, 24. Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Все, что в мире, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.

Фигуры Христа и выглядывающего из-за правого плеча Марии Крестителя даны в более низком рельефе. Он не любил пускать свои стихи в свет. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.

В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Но какой ценой. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Это был дон Сезар, епископ. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.

Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Шильяно считает, что этим может объясняться такое разительное отличие мадонн с младенцем Микеланджело, от матерей того же Рафаэля или Филиппино Липпи.

Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Выше: что вы искали.

И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Илл. 130. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Илл. На сцене уже полно народу.

В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Илл.

Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. Однако и здесь царит дух отчужденности. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. 79, 142.

Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Всегда так. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.

При такой интерпретации Бринкман склонен видеть в фигуре победителя идеализированный образ Кавальери, а в фигуре побежденного – портрет Микеланджело. Илл. Микеланджело всякий раз быстро опускает глаза и старается еще горячей молиться.

В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).

В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Там буря, оттого что там — мир. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.

И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Но между Браманте и Микеланджело к работе над проектом собора были привлечены сначала Рафаэль и его ученик Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, который отдал предпочтение базиликальному варианту и начал его энергично претворять в жизнь.

Илл. И этой же цели служит цвет. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).

Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. 56-71). Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий.

Что такое ваше искусство.

Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А. М. е. уважением классической традиции). Так говорит святой Иоанн. Начинается занятно. Собственно, это была даже не тишина, это было — молчанье.

В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.

Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Не радеешь о вещи, для которой рожден, — о вещи вечной. Недаром его любимым материалом была бронза. Петра. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. 107, 108.

Илл. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.

Пейзаж пустынен и гол. Илл.

Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло24. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.

Он стал уже высекать статую св. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». В ослепительно-белом полыханье молний люди испуганно просыпались и становились на колени, понимая, что приговорены к смерти. 175, 176. Илл.

В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло.

39. 126. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.

Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Но как раз этого не произошло.

Похоть очей. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Это тондо было написано на рубеже 1503-1504 годов для знатного флорентинца Дони, от которого оно и получило свое название. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием.

И тогда полностью раскрываются ее красоты. Это были тяжелые годы. Тот раз, когда мне пришлось хуже всего, после смерти Каликста, а Орсини обложили Ватикан и весь город своими войсками, чтобы не мог бежать мой дорогой брат Педро Луис. Образ мадонны с младенцем— был очень распространён в итальянском искусстве конца 15 столетия.

Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. С обычным для него искусством развертывает Микеланджело фигуру в пространстве, заменяя прямую ось слегка изогнутой, что позволило ему полностью выявить богатую пластическую жизнь тела.

Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. 122-125. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 7, 8.

Илл. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.

Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.

При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Это человек действия (vir activus).

Правой рукой пророк опирается о скрижали завета, левой перебирает пряди ниспадающей на грудь длинной бороды. Лирика импонировала ему возможностью передачи интимнейших чувств, архитектура увлекла его своим монументальным размахом и своим отвлеченным математическим строем форм, не обремененным никакими гедонистическими элементами. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.

И этого достаточно для супружеской спеси. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. 131, 132. И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль. Последняя была предназначена для хора старого собора св.

И в ней мастер смело порывает с традицией. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах.

Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Савонарола прислонился спиной к двери и жгучий, палящий взор его впился в подростка. Гордость.

Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Иной характер и иной темперамент воплощены в фигуре Джулиано, также лишенной и намека на портретную трактовку. 48-55. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.

Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Уже в письме от 1547 года Луке Мартини Микеланджело писал: Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Он боготворил Данте и любил Петрарку. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.

Но все усилия напрасны. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.

Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Илл. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Как по-твоему, что под этим подразумевается.

Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). 182, 187, 188, 189. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 37. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.

И в искусстве. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Зал кардинальского дворца уже полон. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни.

Хуже всего: гордость житейская. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. 30), довольно точно передающая ее общий вид.

Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Микеланджело стал ее осуществлять не по проекту Браманте, а согласно своему собственному замыслу. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. 106, 113.

Илл. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.

Истинное и вечное — это божье. Илл. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Недаром Себастьяно дель Пьомбо писал ему в 1520 году: Вы всякому внушаете страх, даже папе. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Хочешь идти туда. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.

Трудность своего характера осознавал и сам художник. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).

В борьбу включился и Микеланджело. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Придет время, бог скажет, хорошее оно было или нет. Петра со стороны апсид.

Илл. В его образе Микеланджело воплощает свой идеал художника, для которого нет никаких препон и преград. И все время это повторяет. Не оспоришь. Соблазняет тебя и все время: eris sicut Deus. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.

Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.

Но фигура монаха вдруг выросла прямо перед ним. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. —Перед богом.

Илл. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Пришел.

И эти ватиканские тихие ночи были столь же известны, как тяжесть дневных часов. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына9.

Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. 80. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.

Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Младенец изображён без нимба.

В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Петра. Тем самым ей отводится центральное место. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.

Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Эта церковь была воздвигнута на средства Медичи и в крипте, под куполом покоилось тело Козимо Медичи. В этом своем темном, кривляющемся, в этом проклятом искусстве. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.

Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Его рука сгибается к плечу. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.

Слева изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы, выше – устремляющиеся вверх души, еще выше – праведники, на самом верху, слева и справа, – несущие орудия мучений Христа ангелы, справа – опять праведники, ниже их, справа же, – восставшие титаны, еще ниже – Ахерон с ладьей, в которой стоит гонящий грешников в ад Харон. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 32. 114, 115. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 149. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).

По-видимому, это была статуя Вакха. Илл. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).

И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл. Для того и созданы человек и мир, чтоб служить.

Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех.

Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Он победил. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.

В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. 174. Вазари прямо пишет:.

Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Горят только несколько факелов. Не так давно Орсини помирились с могущественным Борджа и роптать не приходится. 162.

Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Тут кардинал Родриго задрожал. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.

В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Присутствует и жена римского префекта, герцогиня де Монтефельтро и де Coppa, co своей сестрой Агнессой, женой Фабрицио Колонна, герцогиней ди Тальякоццо, обе в золоте. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).

92, 93, 94. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Мастер дает обобщенный тип глубоко задумавшегося человека, склонного к меланхолии и к созерцательному образу жизни. Domine, libera animam meam a labiis iniquis и так-то был избран этот сиенский, Пий Второй, а тот никогда мне этого не забывал, Domine, libera animam meam a lingua dolosa, счастливое время. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.

И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»4, «присоединился к большой скульптурной традиции»5. Ему интересно. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».

В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Илл. Время шло, ожидание становилось томительным, но никто не роптал. 155.

Кардинал-канцлер внимательно слушает, слегка наклонившись вперед. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.

Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).

все члены изменяются по ширине и длине во время движения. 173. Предлагаю тебе лютню любви божьей и пиршество вина, мирры и желчи. Илл.

Расщепленный молнией дуб против окна пылал голым стволом. В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. 21, 22. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Останься. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.

Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Предлагаю тебе наивысшую свободу во имя бесконечного милосердия и обетований его. 33, 34. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.

Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. In nomine Patris et Filii et Spiritus sancti, amen. И кардинал-канцлер сгорбился еще сильней, словно не желая, чтоб его увидели, словно от страха, что черный призрак вдруг подсядет к нему.

Илл. Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии.

Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Илл. Здесь все построено на контрастах.

135, 139. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Этот жест символизирует молчание. Таков, несомненно, был его основной замысел.