Мане Портрет Золя

Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883). Завершив «Мыльные пузыри», Мане сразу приступает к портрету Золя это повод выразить признательность писателю, так мужественно защищавшему художника. Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица.

Галереи, серии картин, портретов

В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью.

Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Что все это означает. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Художники, а в особенности Эдуард Мане, художник-аналитик, не слишком заботятся о сюжете, который занимает толпу в первую очередь сюжет для них — повод для того, чтобы писать, в то время как для толпы существует лишь сюжет. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».

Посредине этого огромного зала и должна поместиться толпа, чтобы верно судить о произведениях искусства здесь прекрасное — уже не абсолют, не общепринятое нелепое мерило прекрасное здесь — сама человеческая жизнь, творческое начало, которое в сочетании с реальной действительностью создаст произведение искусства, принадлежащее всему человечеству. И обратите внимание — ее привлекает всегда самое банальное, то, что она привыкла видеть из года в год. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин.

  • Эдуард Мане – Портрет Эмиля Золя
  • Описание картины «Портрет Эмиля Золя»
  • Эдуард Мане Портрет Эмиля Золя
  • Портрет Эмиля Золя :: Эдуард Мане
  • Картина Портрет Эмиля Золя Эдуарда Мане
  • Сочинение по картине Мане «Портрет Эмиля Золя»
  • Эдуард Мане «Портрет Эмиля Золя», 1868
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В левой части полотна изображена японская ширма2345. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Ах. Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя.

С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Оппозиция императорской власти становится ожесточеннее.

Серьезное искусство наводит глубочайшую скуку чтобы его немного оживить, надо найти в Салоне картину, над которой можно было бы посмеяться.

Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. «Вот это воистину живопись. » – восклицает он. Один из них окрестил полотно «Христом, живописующим среди учеников своих или Божественной школой Мане» – «Иисус-Мане вещает ученикам: Истинно истинно, – говорю я вам – тот, кто имеет ловкость живописать, является великим живописцем. Выборы 1869 года умножили число противников Бонапарта в рядах членов Законодательного корпуса (в Ниоре Антонен Пруст был кандидатом оппозиции, правда, не прошедшим). В январе, на похоронах журналиста Виктора Нуара, 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Республика. » Чуть раньше, выступая с защитительной речью на процессе по поводу одного периодического издания, Гамбетта (бывший секретарь кузена Жюля де Жуи) не побоялся публично заклеймить «преступление 2 декабря». «Сад» – таково будет название этой картины – стал событием в творчестве Мане ибо художник впервые покинул тогда мастерскую и попросил натурщиков позировать на пленэре.

  1. Эдуард Мане: жизнь и творчество
  2. Напишите отзыв о статье Портрет Эмиля Золя
  3. Отрывок, характеризующий Портрет Эмиля Золя
  4. Рисунок акварелью собирателя открыток
  5. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  6. Общееколичествопросмотровстраницы

В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Там, он подружился с Антоненом Прустом.

Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Я не выдумываю. Они подходят поближе, открывают каталог. Но в Лувре никто не станет возмущаться.

  1. Описание картины Эдуарда Мане «Портрет Эмиля Золя»
  2. Портрет Эмиля Золя Информацию О
  3. Примечания для Портрет Эмиля Золя
  4. 23 января 1832 года родился Эдуард Мане

Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".

Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Приятное, кратковременное удовольствие. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Никто не старается найти правильную точку зрения.

Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи. Деньги тают. Тут публика приходит в неистовство. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Опасная любовь. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему "Завтрака на траве". И вот эти люди, даже непытаясь понять, что же их оскорбляет, накинулись на молодого художника, стали поносить его талант, подвергать сомнению его добросовестность, делая из него какого-то паяца, который на потеху зевакам показывает им язык.

  • Французский художник -импрессионист Эдуард Мане // 23 января 1832 – 30 апреля 1883

Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Неужели он так никогда ничего не продаст. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем. Все они интересуют меня почти одинаково, в них во всех есть подлинная красота, — жизнь, жизнь в ее многообразии, всегда меняющаяся, всегда новая.

Эдуард Мане – Портрет 
Эмиля Золя

«Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника.

На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате. Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума.

Париж. Мане горячится, медлит ступить на тот путь, куда его так хотят увлечь ему кажется, что путь этот слишком не соответствует традициям, какие сам художник защищает и хочет прославить. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника.

Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». поначалу очень робкое, стимулируемое скорее любопытством экспериментатора, чем настоящими убеждениями) с тезисами наиболее революционно настроенных «батиньольцев», Моне и Писсарро, для которых пленэр, теплые колористические соотношения, взаимодействующие с дневным светом, – это ключ к живописи будущего. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится.

Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника.

Это было бы поучительно. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Так начинается сближение Мане (о.

Неужели он так никогда ничего и не продаст. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями.

Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Но никто не направляет толпу. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация.

Но Мане удалось испытать и большую радость, когда он прочел взволнованную статью Дюранти. Что его, собственно интересует. А теперь я прошу читателя, у которого хватило терпения дочитать до сих пор и готового меня понять, чтобы он встал на единственно разумную точку зрения, позволяющую здраво судить о художественном произведении. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды.

Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Я мог бы сказать, что это работа Гойи, Реньо или Фортуни. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве».

Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Именно он познакомил Сезанна с Мане. Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника.

Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Это было бы поучительно. Я вижу в нем живописца-аналитика. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Тогда произойдет странное явление: каждый предмет станет на свое место, голова Олимпии отделится от фона с поразительной рельефностью, букет станет чудом блеска и свежести. Зато в «Мастерской» Фантен-Латура автора «Олимпии» узнать не преминули.

Франция. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». Никто не старается найти правильную точку зрения.

Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Вся страна бурлит. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист.

Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Тут публика приходит в неистовство. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии». Эта картина привлекает всеобщее внимание. Объясню свою мысль. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя.

В ней — весь художник и только он один. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. Режим Наполеона III шатается. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я».

Мане заканчивает портрет Золя в феврале (Золя только что опубликовал новую книгу, роман «Тереза Ракэн» и некий критик, анализируя это произведение, писал в январском номере «Le Figaro»: «Г-н Золя. Но ничто не изменится. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Снова и всегда один оскорбления. Критики на самом деле больше не обходят Мане. Мадам Моризо в восторге.

Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. После анализа — синтез. Толпа почти всегда смеется по пустякам.

Какое мне дело до философских абстракций. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.

– художник погружается в мрачное уныние. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. Подумайте о моем предложении.

На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. «Вот тут-то и начались мои беды, – рассказывает Берта.

Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой».

И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других — злоба. «Передо мною, – говорит Дюре, – происходил процесс осуществления его инстинктивной, как бы органичной манеры видеть и ощущать».

Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).

В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Объясню свою мысль. Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.

К нему, к его «крайностям привыкли, но все равно его не понимают. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Публика даже не постаралась вникнуть в произведение она все время держится, так сказать, на поверхности. Неужели жюри опять не примет его работы. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.

Молодой художник наивно доверился своим собственным глазам и собственным наблюдениям и принялся писать, не считаясь с незыблемыми школьными правилами. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года. Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен. У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи.

Выше: что вы искали. Публика привыкает критика успокаивается и соглашается открыть глаза успех возрастает. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. Ни в чем.

Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Чтобы выглядеть не просто снисходительным, но и последовательным человеком, он покупает у Мане за 1200 золотых франков «Приветствующего матадора» 1866 года.

Глаза привыкли к новому без их ведома. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.

Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено.

Как глубоко был прав Легро, когда покинул Францию с ее населением, «состоящим из правительственных чиновников». Мама находит всю эту историю смешной я же нахожу ее душераздирающей». Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. «Но это очень хорошо, – говорит он, – чуть хуже вот здесь, в нижней части платья».

Моя единственная надежда, что картину не примут. С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Неужели вам все еще смешно.

Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». В том же году Мане получил орден Почетного легиона. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи.

Анализ лишается какой бы то ни было основы: истина никогда не бывает единой и бесспорной все это — только более или менее убедительные разглагольствования. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его.

«Что касается Мане, то он даже не встал мне навстречу. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».

Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью. Вновь обмануты его надежды, его постоянно возрождающиеся надежды. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию».

Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Жори прозвал её«школой пленэра». А вот с господином Гонсалесом Мане повезло куда меньше: писатель – кто этого не знает.

Бесплодие – так написал о нем Кастаньяри. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Никто не старается найти правильную точку зрения.

Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства.

Воистину Эва обладает даром раздражать дам из семейства Моризо при виде ее они уподобляются кошкам издающим хриплые вопли и выпускающим когти. Родители хотели видеть его юристом, но Мане в детстве мечтал стать моряком, он даже совершил морское путешествие юнгой в Рио-де-Жанейро. Различные элементы из которых они составлены, порою, быть может и заимствованные, растворились в новом и своеобразном целом и это вновь созданное целое открыло не виданную доселе грань человеческого гения. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. В левой части полотна изображена японская ширма.

На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. Я, право, нахожу его очаровательным и он нравится мне бесконечно, – добавляет она. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. 208 x 264 см.

Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Это уже оргия, непростительное распутство, кровавый призрак, появляющийся порой в добропорядочных семьях и нарушающий мир домашнего очага. Берта отдыхает в чуть мечтательной позе, положив руки на подушки, полураскинувшись на софе ее черные локоны по диагонали падают на белый корсаж. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Число сеансов растет.

Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Но почти сразу же садится на корабль, совершающий рейсы в Англию.

Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Он неустанно изучает ее черты.

Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Он пленяет ее и как мужчина.

Примирение этих двух людей было действительно полным. Только оскорбления. В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние.

Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. Я не выдумываю. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года).

В ней — весь художник и только он один. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Это уже первый шаг. Фортуни. Но во Франции, в стране легкомыслия и отваги, люди боятся прослыть смешными если в компании три человека издеваются над четвертым, то смеяться начинают все даже если находятся такие, которые склонны были бы защитить жертву от насмешек, то и они трусливо опускают глаза, смущаются, краснеют и криво улыбаются.

Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. – в мастерской на диване. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать.

Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Публику никогда не удастся излечить от страха. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Но сюжет ее вызывает у юмористов воодушевление.

Франция. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Но в Лувре никто не станет возмущаться.

Что меня прежде всего поражает в этих картинах — это безупречная точность в соотношении тонов. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Своеобразие — вот главное пугало. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно.

Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей.

В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. Красота живет в нас самих, а не вне нас. Сейчас он в той поре, когда буря насмешек стихает, когда у публики уже заболели бока от хохота и она готова вновь стать серьезной.

Неужели жюри опять не примет его работы. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения.

Публику никогда не удастся излечить от страха. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, абсолютно ошеломленные, без тени улыбки. Каковы же мои воззрения в области искусства. Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое.

Пусть он остается в глазах большинства людей «шутом», пусть. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.

Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Своеобразие — вот главное пугало. Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха. Полотно ее обезобразило. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. «Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа.

К «Олимпии» он приступил по его окончании. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту.

Затем я раскрыл бы тайну и пойманный на удочку буржуа вынужден был бы прикусить язык. Боже, какое неприличие. Тогда люди с восхищением и симпатией направились бы прямо к тем полотнам, которые создают неожиданное и странное впечатление именно их стали бы спокойно и внимательно изучать с надеждой обнаружить в них проявление еще одной грани человеческого гения.

Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.

Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. «Он попросил меня, – рассказывает она Эдме, – пойти посмотреть его картину, так как сам не осмеливался приблизиться к ней.

Да и Теодор Дюре полностью отказался от мнения изложенного в брошюре «Французские художники в 1867 году» и опубликовал теперь настоящий дифирамб в честь своего портретиста. «Добрый прием», оказанный ему художниками, живущими по ту сторону Ла-Манша («у них нет, – говорит Мане Золя, – нелепой зависти, существующей среди нас почти все они – джентльмены»), притупляет мучительные ощущения, вызванные критическими выпадами Кастаньяри.

Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Молодая женщина, хорошо известная в квартале Пантеона, выходит из кабачка она ест вишни, держа в руках бумажный кулек. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.

Именно он – это было бы дивно (Эти художники – Реньо и Фортуни – были тогда у публики в большом почете. ). «Убежден, что там можно кое-что сделать, – пишет он Фантен-Латуру. Импрессионизм.

Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей. Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее.

Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся. Как, впрочем и для Берты Моризо – ее участия в этом опыте Мане нельзя не учитывать. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро.

Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии». Мане обескуражен. В сущности — все это только смех, только вздор. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое.

Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Он хватает кисти и делает несколько мазков.

И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». К размышлению располагает и обстановка помещения – в тесном рабочем уголке царит творческий хаос: все необходимое всегда под рукой – бумага, чернила, книги, тут же тарелка и ложкастены хаотично завешаны картинами и вырезками, вероятно, напоминающимио чем-то желанном.

Я пребываю в полном замешательстве. Что за нелепая мысль. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. Дюре очень бы хотелось как-то отблагодарить Мане.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали.

Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Бунтарь в искусстве, он создал блестящую технику письма с активным использованием черного цвета. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Так ли.

Все дело в привычке. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Однако налицо очевидная эволюция. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов.

Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Но вражда по отношению к нему пока еще существует. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек.

Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом».

Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Взор задумчив и словно погружен в печальные мечты.

Посыльный уже ждал, чтобы ее унести. И это постыдное мелкое торгашество, это расхваливание, это восхищение всякой дрянью совершается во имя так называемых священных законов искусства. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется.

видит женщину так же, как г-н Мане ее пишет – грязными красками с розовыми румянами». Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). В конце концов победила его приверженность к искусству. При этом детали исчезли.

Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Затем она выставляла свои работы каждый год. Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). Только оскорбления.

Я уверен, что подлинный Эдуард Мане удивит многих отныне его станут изучать без непристойных насмешек и с должным вниманием. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Ей брошена кость. У пего есть последователи он – глава школы, метр новой художественной молодежи. Все в этом полотне неподвижно, преисполнено молчанием, жизнь в нем словно приостановилась.

Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате.

208 x 264 см. Но о нем слишком много говорили. Музей Орсэ. Чтобы провести буржуа, все средства хороши».

«Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению.

В Париже вопреки тому, что думает мадам Моризо, он ничего путного не сделает. Получивший портрет в подарок, Дюре в восторге от холста и тут же вешает его у себя дома. вы можете запросить все в системе с коробкой. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать.

Деньги тают. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – "батиньольская".

Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Где это видано. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству.

Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов.

Мане заканчивает это произведение в начале лета, до отъезда в Булонь, где рассчитывает провести недель шесть, чтобы отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он слишком долго пребывал в нервном напряжении и очень устал (При этом за последние восемнадцать месяцев оп успел очень мало сделать: не более семи или восьми произведений, включая и эскизы к «Казни Максимилиана». ). Критики — это музыканты исполняющие каждый свою мелодию в том ужасающем кошачьем концерте, который они вместе разыгрывают, слыша только собственный инструмент. Он спросил, есть ли от тебя весточка, а я ответила, что напишу тебе о его холодности.

Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.

Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской». Повторяю, единственная причина всего этого — первое впечатление. Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. «Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины.

В Булони он останавливается вместе со своими близкими в районе порта, в отеле «Фолкстон». Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности.

И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины Концерт Джорджоне. Боже, какое неприличие. Повторяю, он просто аналитик его холсты представляют гораздо больший интерес, чем плагиаты его собратьев благодаря такому методу искусство обретает более прочное основание художник — истолкователь действительности и его произведения для меня имеют ценность точного описания, сделанного своеобразным и человечным языком.

Идите и живописуйте и вы попадете пальцем в небо. В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане – «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем». В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Внезапно Мане уступает желанию покинуть Париж. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. – весьма прижимист и, когда Мане предлагает ему портрет дочери, он благоволит принять его – без всякого, впрочем, энтузиазма, однако вовсе не собирается заплатить хотя бы за раму (Портрет Эвы Гонсалес находится в Национальной галерее Лондона вторая картина из Салона 1870 года – «Урок музыки» – в чикагском Институте искусств. ).

Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. В левой части полотна изображена японская ширма. Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя.

Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. – Его живопись, как всегда, производит впечатление какого-то дикого или скорее немного недозрелого плода, но она меня все-таки привлекает». Его всюду устроило бы нечто поверхностное. Перед ним погруженная в молчание Берта Моризо, обратившая к нему свои сумрачные излучающие свет глаза – из-за темных теней вокруг они кажутся еще больше.

Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Похвалив «Мальчика-горниста» Эвы (он, по словам надувшей губы Берты, «приемлем. » – и только), все делают вид, будто молодую художницу в полотне Мане не признали в каталоге написано просто – «М-ль Э. Г» и нет таких оскорбительных слов, которые не были бы сказаны об этой «отвратительной, пошлой карикатуре маслом». Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины "Концерт"Джорджоне.

В этой насмешке, звучащей, по сути дела, похвалой, есть много верного и здесь и там — приемы одни и те же краски положены плоско, с той только разницей, что ремесленники пользуются чистыми тонами, не заботясь о валерах, в то время как Эдуард Мане усложняет их и устанавливает между ними точные соотношения. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва.

Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Мане возвращается «в полном восторге» от своего короткого пребывания в Лондоне. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. О нем слишком много говорили.

Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Портрет Золя находится сейчас в Лувре (дар мадам Золя в 1918 году). ).

Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Холст, масло. Все дело в воспитании. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна».

Все равно. Послушавшись совета писателя, он включает в число отправленных в Салон 1868 года произведений одно сравнительно старое полотно – «Женщину с попугаем» (Сейчас в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. ) – оно было написано двумя годами раньше, позировала для него Викторина Меран. Карикатуристы завладевают человеком и его произведением репортеры смеются еще громче, чем бескорыстные насмешники. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.

Мане приходит, бросает на холст быстрый взгляд. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство.

Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Она будет удостоена медали и принесет автору право отныне выступать «вне конкурса». Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая.

Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Все своеобразие художника заключается в особенностях его зрения: он видит все в светлом тоне и видит обобщенно. Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне».

На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул.

Между тем ему следует поступить так, как поступил сам художник, — забыть о музейных сокровищах и о незыблемости пресловутых правил, выбросить из памяти картины, нагроможденные умершими художниками, научиться смотреть природе в лицо и видеть ее такою, какова она есть и, наконец, не искать в произведениях Эдуарда Мане ничего, кроме отображения действительности, присущего его личному темпераменту и потому по-человечески прекрасному. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. Так или иначе, он заставил меня поставить ее на тележку.

В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Это полотно мастера – и признание мужчины. Затем предметы начинают вырисовываться и становятся на место через несколько мгновений выявляется целое, крепкое и могучее и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту ясную, серьезную живопись изображающую натуру, если можно так выразиться, с грубоватой нежностью. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках.