Манифестация Репин

Картина Ильи Репина Манифестация 17 октября 1905 года: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Да ещё и неосознаваемо оно чаще всего. Из моего тамошнего замечания о выставке и выросла эта заметка. Список, утвержденный Лениным, включал 31 имя, начиная с античного Спартака, в том числе 7 народников 1870-х годов 15 (для сравнения только два декабриста). В 2013 году во время демонтажа (по мнению сотрудников — разрушения) экспозиции Музея Маяковского, признанной произведением искусства, тоже была обещана её реставрация, но впоследствии выяснилось, что её будут «модернизаровать» как «устаревшую» неизвестно, что мы увидим при открытии, запланированном на 2016 год.

Огорчили его и товарищи-художники. Только В. Г. Перов в третьем варианте «Суда Пугачева» иносказательно осудил «красный» террор: если первый вариант картины (1873 г. ) трактовал расправу Е. И. Пугачева с дворянами, как справедливое возмездие, то третий (1879 г. ), написанный под впечатлением поворота народников от пропаганды к террору, как неправедную жестокость 10. М., С Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. Фон-Мекк.

В 1909 году в знак протеста против отказа принять скульптора Анну Голубкину из-за её политической неблагонадёжности (хранила и распространяла социал-демократическую литературу и прокламации) демонстративно уволился из Училища живописи, ваяния и зодчества: Серов по праву считал Голубкину выдающимся художником и не мог согласиться с подобной дискриминацией. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Ростроповича и Г. П. Все их качества здесь как на ладони, что отмечали уже современники. Так, 7 марта 1876 г. в Малом театре состоялась премьера драмы Лопе де Вега «Овечий источник», в которой М. Н. Ермолова гениальнейшая из актрис, когдалибо игравших на русской сцене (тогда совсем юная) потрясла зрителей исполнением роли Лауренсии, крестьянской девушки, возбуждающей народ к восстанию.

Позднее Ярошенко создал такие шедевры, как «Студент» и «Курсистка» собирательные типы (мужской и женский. ) народовольцев. Мы обязательно это проверим. 14. В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств.

С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты». 2 К. Е. Маковского с натуры на судебном процессе по делу 1 марта 1881 г. (особенно выразителен портрет А. И. Желябова: лицо апостола и трибуна 5). Драматический театр откликался на политическую злобу дня еще смелее и откровеннее. Между тем театр МГСПС в 1925 г. поставил пьесу Н. Н. Шаповаленко «1881 год» с участием молодых, впоследствии прославленных Бориса Бабочкина, Василия Ванина, Татьяны Пельтцер, а в 1926 г. «В глухое царствование» В. В. Шкваркина о закате «Народной воли», где роль главы царского сыска Г. П. Судейкина сыграл знаменитый уже тогда Е. О. Любимов-Ланской.

  • Репин Илья Ефимович «Манифестация 17 октября 1905 года»
  • Презентация на тему «Репин «Манифестация 17 октября 1905 года»»
  • Репин Манифестация 17 октября 1905 года
  • Описание картины Ильи Репина «Манифестация»
  • Илья Репин — Манифестация 17 октября 1905 года, 1907

Репин словно бы заснял стоп-кадр, сказав времени: «Стоп. » Всё, что было на душе у людей в тот момент, когда они узнали о новых реформах в стране, отобразилось на холсте художника. Впечатляюще обличали карательный террор царизма против народников картины «Отпетый» В. Г. Перова, «Больная» Н. В. Неврева, «Из острога на допрос» С. В. Иванова, знаменитая «Владимирка» И. И. Левитана и, особенно, «Казнь заговорщиков в России» В. В. Верещагина (гг. ), включенная в «Трилогию казней», другие части которой составили «Распятие на кресте у римлян» и «Подавление индийского восстания англичанами». Но в третье переживание, в то ли ещё будет, ткнуть указкой никак нельзя. М. Л., Т. 1. М., С. 180, Там же. К самым интересным из первых памятников революционной России можно отнести два памятника А. И. Герцену в Петрограде у Литейного моста (1919 г., скульптор Л. В. Шервуд) и в Москве перед зданием МГУ на Моховой улице (1922 г., скульптор Н. А. Андреев), а также памятник Г. В. Плеханову в Ленинграде перед зданием Технологического института (1925 г., скульптор И. Я. Гинцбург). Иной смысл имели полотна о Христе Н. Н. Ге: «Что есть истина. », «Суд Синедриона. Вот несколько самых крупных примеров из репертуара одного театра МГСПС (с 1938 г. театр имени Моссовета).

Ему казалось, что ответ на злодейство мог быть только один — полный и решительный отпор инициаторам этого кошмара. В моей (полагаю, не исчерпывающей) картотеке зафиксированы всего 12 художественных кинофильмов, снятых о героях народничества с 1917 г. и поныне. «Антинигилистических» картин никто из художников, сколько-нибудь известных в то время, не писал. С. 330, 333 Т. 2. Вскоре после цареубийства 1 марта 1881 г. и казни народовольцев «цареубийц» артистка, взволнованная гибелью Софьи Перовской, выбрала для своего бенефисного спектакля неизвестную до тех пор в России драму неведомого (итальянского) автора Луиджи Гуальтьери «Корсиканка» и вдохновенно сыграла в ней роль Гюльнары, убивающей деспота.

Стоит ли. Он в курсе всех политических и культурных событий. Среди людей, которые идут в многочисленной толпе, можно заметить известных. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались.

  • Художник: Репин Илья ЕфимовичЭскиз к картине Манифестация 17 октября 1905
  • Демонстрация (публичное мероприятие)
  • Сочинение-описание картины Репина «Манифестация»
  • Картина Манифестация 17 октября 1905 года Ильи Репина
  • Репин Илья Ефимович (Манифестация)
  • Источниковедческий анализ картины Ильи Репина

Музыка и театр отдали дань революционно-народнической теме еще до 1917 г. 18. П. И. Чайковский, хотя и грешил (как и Рубинштейн) верноподданническими иллюзиями, тоже осуждал карательный террор 22. В последней трети XIX в. русская живопись как никогда изобиловала великими талантами и почти все они откликались в своих произведениях на героику народничества. возмущался вел. И, ей-ей, для счастья юных я из 12 месяцев в году отдавал бы один революции.

Она вся в затмении и ничего не видит, ничего не слышит. соч. : В 10 т. М., Т. 1. Мало того, Ермолова в дни грандиозного процесса «193-х» по делу о «хождении в народ» демонстративно читала на концертах и студенческих вечерах «Реквием» Л. И. Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») 29 Олег Ефремов Желябов, Алина Покровская Перовская, Евгений Евстигнеев Александр II. Жизнь и творчество. Я говорю о знаменитом картоне, написанном темперой в 1905 году, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и карикатурах того же времени «1905 год. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Главное в том, что можно написать об известной независимости художника, как это сделано в экспозиции, конфликтах с Академией, а можно сделать верно — указать на его однозначную гражданскую позицию, продемонстрировав те самые работы, крайне важные в свете изложенного биографического материала.

Её даже не было в каталогах. Саратов, Вып. С помощью затирания подлинных событий на месте великого для борьбы за освобождение года в истории создаётся белое пятно, чистый лист, tabula rasa, где вольно строить любую мифологию, заниматься любыми спекуляциями: утверждать, что протестующего народа было убито не так уж и много, умиляться «прощению», которое «даровал» Николай рабочим, называть народные выступления провокацией, плодить всевозможные конспирологические теории, доказывать, что никаких преступлений николаевский режим не совершал, скрывать дискриминационные законы империи. С. 187, 191, Подробно об этом см. : Троицкий Н. А. Репин и «Народная воля» // Искусство Цит.

На втором 18 Подробно см. : Троицкий Н. А. Театр и революционное движение в России гг. В живописи, как и в литературе, распространенной была христианско-народническая аллегория. Музыкальные публикаторы (и не только музыкальные) вообще славятся своим, мягко говоря, вольным подходом к оформлению классики, но уж к отдельному-то изданию можно было подобрать что-то хотя бы относительно подходящее. Оба они (московский скульптора И. Ф. Рахманова, петроградский О. Гризелли) были выполнены в модной тогда манере кубофутуризма и не имели ничего общего с действительным обликом революционерки. Постыдился бы».

См. : Эшпай А. Вслушиваясь в голос истории // Известия августа. Репин называл её сообщницей народовольца. Не только в России, но и во всём мире широко известно имя русского художника Ильи Репина. Но мне кажется, я знаю, что сказал бы (и, может быть, сказал) по её поводу художник, написавший в начале своего смертного года другу Шаляпину, обвинённому (по мнению самого Шаляпина, несправедливо) в коленопреклонении во время представления в Мариинке присутствовавшему там Николаю II: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками.

Уже было выбрано место для памятника в сквере против Зимнего дворца в Ленинграде. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. До конца 1918 г. уже были воздвигнуты сразу два памятника Н. Г. Чернышевскому 7 ноября в Саратове (скульптор П. Ф. Дундук) и 17 ноября на Сенатской площади в Петрограде (скульптор Т. Э. Залькалн). Нередко они выдавали властям смутьянов.

Осенью 2007 г. Вишневская собиралась выставить коллекцию на аукционе Сотбис. На картине в него нельзя ткнуть указкой. Это объяснялось и цензурными соображениями (революционер в неволе был более приемлем для цензуры, чем на свободе) и политической обстановкой тех лет, когда прежде всего бросался в глаза и больше всего возмущал современников именно разгул правительственных репрессий. Произносились речи "зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию".

  1. Репин «Манифестация 17 октября 1905 года»
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Сочинения по картинам 5-9 класс

С Гиляровский В. А. Люди театра // Избранное: В 3 т. М., Т. 1. Н. Т. ) из-за любви к Желябову», а не из чувства партийного долга 37. Так, в 1977 г. театр юного зрителя Латвийской ССР, а в 1981 г. Воронежский ТЮЗ осуществили постановку «героической хроники» С. Л. Лунгина и И. И. Нусинова «История одного покушения» о деле Веры Засулич. 4 царизма над первомартовцами.

Репин Илья Ефимович 
«Манифестация 17 
октября 1905 года»

Такие песни были при царизме запрещены. Я говорю о знаменитом картоне, написанном темперой в 1905 году, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и карикатурах того же времени «1905 год. А он открыл, что такое художественность.

Далее наступил четвертьвековой перерыв, связанный с запретом народнической темы. А Первую русскую революцию и преступления николаевского царствования — уже можно (хотя, как мы видим из слов Шостаковича, этим тематика симфонии не исчерпывается, она включает в себя и сталинизм тоже). Картина вышла очень эмоциональной. Testimony («Свидетельство»).

Можно отметить три удачные картины: «О русской женщине» Г. А. Савинова (1959 г. ) с поэтическим и трагическим образом героини «хождения в народ» и «Казнь народовольцев» Т. Г. Назаренко (1971 г. ), где не без влияния В. В. Верещагина представлена расправа 10 Подробно см. : Дружинин Н. М. В. Г. Перов и его картина «Суд Пугачева» // Музей революции. Жизнь, артистический путь, творчество. Он отдал приказ о расстреле безоружных рабочих. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». 33 Постановщик доныне любимых у нас фильмов «Дубровский», «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», главные роли в которых играли Б. Н. Ливанов, С. Я. Лемешев, Л. В. Целиковская.

Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. Декабрь 2015 года, надвигается 110-летие московского Декабрьского восстания, высшей точки «первого штурма самодержавия». То, что пришлось услышать после, было ещё невероятнее по своему ужасу. Сочувствующих было много. Нецитируемое, так сказать.

В музыкальном театре роль политических иносказаний играли, наряду с «Орлеанской девой» Чайковского, «Вильгельм Телль» Д. Россини, «Пророк» Д. Мейербера, «Фенелла» Д. Обера. В связи с этим А. А. Альшванг обоснованно предположил, что самоотверженная борьба народников 70-х годов увлекла композитора и подтолкнула его к героической, шиллеровской теме («Орлеанская дева», 1879 г. ), в общем не свойственной его таланту и темпераменту 24. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Но, как и все тогдашние мастера живописи, жил под давлением. Он президент Академии художеств и одновременно командующий войсками Петербургского округа.

Картина написана в 1918 г. Долгое время она не выставлялась. Жандармские власти так и поняли это: «Да там прямо призыв к бунту. » 26. Сочувственный отклик И. М. Прянишникова на «хождение в народ» биографы художника усматривают в его картине «Порожняки». В Москве юбилей отмечается особым способом — попытками стереть память об этих событиях. С. 298 Т. 3. 3 его жертвам.

Сам мастер отлично осознавал революционную суть и показал её наблюдателю, как мог вернее. Сразу после свержения царизма к народнической теме обратился отечественный кинематограф. Толпа пела "вечную память" по убитым 9-го января и марсельезу. С. 5 53, Там же. Он отказался (под предлогом занятости) принять заказ царского двора на торжественную кантату в честь коронации Александра III, но зато написал романс на «крамольный» текст «Узницы» Я. П. Полонского 20. Главное шествие проходило в Москве на Красной площади.

Возможно, как обличение «белого» террора была задумана (воспринималась именно так) и «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. Драматизм тактических исканий народников перед выбором наиболее радикального пути борьбы за народ аллегорически изобразил В. М. Васнецов в картине «Витязь на распутье», а их силу духа и фанатическую преданность своим идеалам Г. Г. Мясоедов в картине «Самосожигатели». Классик украинской культуры Н. В. Лысенко написал музыку к стихотворению Ивана Франко «Гимн». Оно существует только в душе восприемника. 30 Поставлена в том же году в Челябинске.

В деле Веры Засулич он клеймил «наглый и жестокий произвол» ее «жертвы» Ф. Ф. Трепова, а Засулич признавал личностью «недюжинной и невольно внушающей симпатию» 23. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Ее в свое время починили и хранили как реликвию в каретнике придворно-конюшенного ведомства» 36.

Не удовлетворенный «Халтуриным», Ивановский задумал поставить фильм о Софье Перовской, но отказался от этого замысла «после того как из разговора с Верой Фигнер понял неуместность своей идеи показать, как Перовская остается в Петербурге (после цареубийства 1 марта 1881г. С Альшванг А. А. П. И. С. 151,, Соловцов А. А. Творчество Н. А. Римского-Корсакова. 5 другу К. Маркса и первому переводчику на русский язык марксова «Капитала») в Ставрополе и Н. И. Кибальчичу (как ученому-изобретателю) на его родине в украинском городе Коропе, да портрет поэта-народовольца П. Ф. Якубовича (скульптор К. Н. Бобков). Спектакль собрал блестящий актерский ансамбль 29 имел зрительский успех, но сама пьеса (автор популярный драматург А. П. Свободин) интересная в художественном отношении, малоисторична.

«Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской», вспоминал об открытии памятника работы Гризелпи А. В. Луначарский 16. Л., Т. 2. В манифесте было обещано "даровать" народу "незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов привлечь ("в меру возможности") к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Он президент Академии художеств и одновременно командующий войсками Петербургского округа.

Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Сначала картина находилась в частной коллекции в США, потом – в коллекции М. Л. Т. 1. Картина Арест пропагандиста написана Репиным в 1880-1889, 1892 гг. Интерес советского театра к народникам перешел даже на оперную сцену. Не вняли ему и в Мире искусства, там совсем не до политики. Что это – возбуждение противочувствий противоречиями текста, которые от столкновения рождают третье переживание.

В условиях, когда царизм, напуганный «хождением в народ», преследовал любой намек на угрозу крестьянской революции, такой спектакль уподобился политической демонстрации. С. 17. Главным образом театр и музыкальный и, особенно, драматический был связан тогда с революционной темой именно через посредство тенденциозных спектаклей. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка. письма: В 2 т. М., Т. 1.

В годы сталинского табу на память о народниках им, естественно, монументов не ставили, но Чернышевскому (которого тогда не считали народником) поставили еще два памятника в 1947 г. в Ленинграде (скульптор В. В. Лишев) и в 1953 г. в Саратове (скульптор А. П. Кибальников). Но не для всех это очевидно. Это актриса Л. Яворская, филолог В. Прахов и другие. Причём один из них, «Солдатушки» из Русского музея – буквально хрестоматийный и юбилейная выставка, собранная к 150-летию, оказывается без него заведомо неполна.

Так, А. Г. Рубинштейн, написавший в 1866 г. верноподданническую увертюру по случаю избавления Александра II от пули Д. В. Каракозова, к концу 70-х годов преодолел предубежденность против революционеров и стал желать «полной перемены нынешней формы правления». Больше других был увлечен героикой народничества, чаще всех обращался к ней в творчестве и лучше, чем кто- либо из художников, запечатлел ее «Илья Муромец» отечественной живописи И. Е. Репин. Царских же заправил он ненавидел и презирал. А присутствие военных говорит о смутном времени 1905 года. Таким образом трилогия ставила расправу царизма с народниками «в один ряд с самыми отвратительными проявлениями деспотического варварства всех времен и народов» 6.

А. Ярошенко. Можно отметить лишь памятники народовольцам Г. А. Лопатину (как 13 «Брат и сестра Ульяновы» О. Б. Богаевской, «Братья Ульяновы» Е. А. Романовой, «Мы пойдем другим путем» П. П. Белоусова. К. Маковский на процессе 1 марта 1881г. Превращать царскую власть в монумент, а борьбу за свободу — в жупел.

Самая выдающаяся из них (наряду с «Иваном Грозным» Репина) «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, задуманная в 1881 г. под впечатлением казни Софьи Перовской. Это Н. Н. Иконников (гг. ), девятилетним мальчиком сочинивший мелодию, которую тогда же отредактировал великий Ф. Лист 19. В начале 1890-х годов, скажем, он помогал Левитану, вынужденному покинуть Москву в связи со своим еврейским происхождением: в условиях государственного антисемитизма от преследований не был застрахован даже такой видный деятель культуры, которому в результате хлопот друзей разрешили обойти антиеврейское законодательство «в виде исключения». М., С И Ермолова и Савина выступали в ролях учительниц-демократок Веры Лониной («На пороге к делу») и Веры Запольевой («Мертвая петля»). В глухое политическое безвременье и это было заслугой» 25.

Вишневской. Ей хорошо, о, как видно, что ей хорошо, что она вполне счастлива. Повинен смерти», «Распятие». Глядя, к примеру, на героя картины Репина «Отказ от исповеди», зритель легко мог рассудить, что дело, ради которого ТАКИЕ люди ТАК идут на смерть, бессмертно.

напр. : Короленко В. Г. Собр. В советское время в СССР во всех городах на главных площадях политические демонстрации с транспарантами перед стоящими на трибунах первыми лицами власти проводились в организованном со стороны администрации и партийных органов порядке в честь Первомая и в День Великой Октябрьской социалистической революции ежегодно, а также в День Победы по юбилейным годам и по случаям особых отдельных событий и праздников (напр., полёт Гагарина, присвоение городу ордена итомуподобное). В 1980 г. Александр Журбин написал оперу «Нетерпение» (по роману Трифонова) 30, а 1987 г. московский Музыкальный театр им.

Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года. О, она вполне самостоятельна в свои 17 лет и ничему не вторит, никому не подражает. М., П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, С. Н. Халтурин, Г. В. Плеханов. Могут сразу возразить: организаторы с самого начала заявляли, что «всего Серова» собрать, к сожалению, не удалось и выставка получилась менее представительной, чем хотелось бы. The Memoirs of Dmitri Shostakovich as related to and edited by Solomon Volkov.

Серов обсуждал эти вопросы в Петербурге. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу и встречи переносятся в «Пенаты». В 1882 г. Н. А. Римский-Корсаков написал романс на стихи Пушкина «Анчар», вложив в него «тот же обличительный смысл, что и автор стихотворения» 21. Бенуа уезжал в Париж, не то действительно по делам, не то перепуганный событиями.

Т. 1 (). 16 Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Литературная газета января. Назывался он «Не надо крови (Дело Ольги Перновской)», но рассказывал тоже вполне достоверно о борьбе и гибели Софьи Перовской, роль которой исполнила известная актриса МХАТ и Малого театра О. В. Гзовская (ей, кстати, тогда было, как и Перовской в 1881 г., 27 лет). В последнем варианте картины народоволец противопоставлен властям практически один.

Под впечатлением революционной борьбы народников он написал (кроме ряда портретов 1 и рисунков) восемь прекрасных картин. В радость на этой вот картине – можно ткнуть: в название, написанное на раме или под рамой (название – тоже элемент произведения). С 1870-х годов зазвучали героические песни на стихи народников, не забытые до сих пор. Неофициальный обратный перевод с английского. // Былое Рисунки Маковского там же. Она может оказаться следующей.

Причём один из них, «Солдатушки» из Русского музея — буквально хрестоматийный и юбилейная выставка, собранная к 150-летию, оказывается без него заведомо неполна. Девочка совсем закружилась. Для западного человека 1905 год не значит ничего или, по крайней мере, если брать истинно образованных и заинтересованных людей, не служит для него камертоном исторической памяти, — а усилия отечественных «культуртрегеров» направлены на то, чтобы такое отношение к 1905 году стало нормой и для нас. Тем же летом режиссер Б. Н. Светлов поставил фильм «Бабушка русской революции» кино биографию видной народницы, а затем эсерки Е. К. Брешко-Брешковской. // Освободительное движение в России. Названы были здесь и основоположники народничества А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

32 В советское время создатель таких выдающихся фильмов, как «Бесприданница», «Праздник св. В бывшем музее «Красная Пресня» (теперь просто «Пресня») разобрана посвящённая восстанию экспозиция. С помощью затирания подлинных событий на месте великого для борьбы за освобождение года в истории создаётся белое пятно, чистый лист, tabula rasa, где вольно строить любую мифологию, заниматься любыми спекуляциями: утверждать, что протестующего народа было убито не так уж и много, умиляться «прощению», которое «даровал» Николай рабочим, называть народные выступления провокацией, плодить всевозможные конспирологические теории, доказывать, что никаких преступлений николаевский режим не совершал, скрывать дискриминационные законы империи. Образ Христа стал, по выражению И. Н. Крамского иносказательным «иероглифом» образа «народного заступника» х годов, как это и представил Крамской в картинах «Христос в пустыне» и «Хохот». Он отдал приказ о расстреле безоружных рабочих. На выставке эскиза тоже нет.

Именно он в 1878 г. выставил своего «Заключенного» первое в отечественной живописи большое полотно, посвященное революционеру, а в 1881 г. написал картину «У Литовского замка», где впервые была представлена русская женщина-революционерка. Чайковский. Три из них («Под конвоем», «Экзамен в сельской школе», «Арест пропагандиста») отразили «хождение в народ», а все остальные борьбу «Народной воли» : «Отказ от исповеди перед казнью», «Иван Грозный и сын его Иван», «Сходка», «В одиночном заключении», «Не ждали».

И даже не это главное. Лишь три картины изображающие момент исторической речи рабочегореволюционера Петра Алексеева на суде по делу «50-ти» 12, можно отнести к теме народничества (хотя сами художники едва ли об этом думали), поскольку Алексеев входил в народническую организацию и судился в числе 50-ти народников. Все перечисленные и некоторые другие его произведения («Старое и молодое», «Причины неизвестны») утверждали нравственное превосходство героев народничества над царскими карателями. «Кто помнит условия жизни в царской России и, в частности, оберегание престижа царской власти, тот поймет, какое гражданское мужество надо было иметь для того, чтобы так разговаривать и так вести себя с царями» революцию окончательно погасили, а завершена для экспонирования в 1911 году – Серов умер в конце его.

Никому и ничем не стереть этого пятна. Чтобы отразить всю значимость этого явления на общество, Репин создает полотно изображающее демонстрацию жителей Петербурга, откликнувшихся на издание манифеста. Грабарь широко использует эту переписку. 9 См.

Приезд жены к ссыльному в Сибирь» В. А. Серова, «Конвой арестантов» С. А. Коровина иллюстрации В. И. Сурикова к рассказу Л. Н. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». кн. Могут сразу возразить: организаторы с самого начала заявляли, что «всего Серова» собрать, к сожалению, не удалось и выставка получилась менее представительной, чем хотелось бы.

В первой же линии, прямо в рот зрителю, орет песню курсистка II или I (никак не IV) курса, в маленькой меховой шапочке, с копной волос, вся в черном. Таковы картины «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко, «По этапу» В. Е. Маковского, «Этап» С. В. Иванова, «По этапам» А. Е. Архипова, «В ожидании приговора суда» К. А. Савицкого, «В коридоре окружного суда» Н. А. Касаткина, «Встреча. Говорят, что это временно и обновлённая экспозиция вскоре снова будет выставлена. Он просто социалист. В данном случае был абсолютно конкретный виновник происшедшего – великий князь Владимир Александрович, дядя царя. Тем более что это не все яркие гражданские поступки Серова. Народ движется с флагами и плакатами в руках. Крестьян одолевали заботы, как обуть и накормить семью им было не до светлого будущего.

Йоргена», «Закройщик из Торжка», первооткрыватель таланта Игоря Ильинского и Анатолия Кторова. Еще в 1864 г. (год гражданской казни Н. Г. Чернышевского) В. И. Якоби написал картину «Умеренные и террористы», которая, несмотря на французский сюжет (термидорианцы глумятся над побежденным, умирающим Робеспьером), остро ставила злободневную для русской действительности тему гибели революционера, насилия над ним, тему вакханалии реакции. К сожалению и здесь историческая канва фильма представлена без должного ее понимания: планы, силы, масштаб деятельности «Народной воли» и самый образ Перовской обеднены. «Ведь какие картины он пишет. В ужас – тоже можно: в эти обезумевшие лица, каких ещё не большинство.

6 представлении «Овечьего источника» театр был переполнен явными и тайными агентами полиции, а затем пьеса надолго (вплоть до революции гг. ) была запрещена. Из них почти половина 5 фильмов были созданы между Февралем и Октябрем 1917 г. Уже в апреле 1917 г. самый выдающийся в России того времени кинорежиссер Я. А. Протазанов 32 снял фильм «Андрей Кожухов» (по роману Степняка-Кравчинского) с «королем экрана» Иваном Мозжухиным в главной роли. Но слишком хорошо известно, чем заканчиваются такие «обновления» — достаточно вспомнить историю стелы с именами революционных мыслителей в Александровском саду у Кремля, демонтированной якобы в целях реставрации, но водворённой обратно уже с именами правителей из дома Романовых. Большевики.

М., С Ивановский А. В. Воспоминания кинорежиссера. Исторически более достоверны поставленные в 1881 г. спектакли Ленинградского тюза по роману Ю. В. Трифонова «Нетерпение» о Желябове и по мотивам повести Ю. В. Давыдова «На скаковом поле, около бойни» о Д. А. Лизогубе. В августе того же 1917 г. второй по значению кинорежиссер дореволюционной России (считавший себя первым) П. И. Чардынин, не желая уступать Протазанову, выпустил свой фильм «Софья Перовская», который специалисты ставят вровень с фильмами Протазанова, лучшими в то время. Это работа о крушении надежд революционеров-народовольцев. Огорчили его и товарищи-художники.

Автор музыки к похоронному маршу И. М. Познера и А. И. Архангельского «Вы жертвою пали» известен. Как правило, художники, затронувшие тогда революционно-народническую тему изображали не деятельность революционеров, а преследование их властями (арест, суд, заточение, ссылку, казнь). Станиславского и Немировича-Данченко поставил оперу Револя Бунина «Народовольцы», либретто которой составил А. Н. Медведев (бывший 27 См. : Дурылин С. Н. М. Мне кажется, что всё это потому, что абсолютно затёрта для практического применения Психология искусства Выготского. Кем же предрешено это избиение. Н. Ермолова. М., Сб Эта картина стала «лебединой песней» Касаткина. Вокруг цитируемой книги, как и работы С. Волкова вообще идёт много споров.

Иной раз крайне редко, почти случайно проникали на театральную сцену пьесы, отразившие, хотя бы и косвенно, реальные факты народнического движения, например, «Мертвая петля» Н. А. Потехина (1875 г. ) и «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева (1879 г. ), в которых была затронута тема «хождения в народ». С Постановщик фильмов «Подруги», «Зоя», «Глинка», «Урок истории» и др. Придёт время и осуществятся, может быть, слова поэта: Поверь, мой друг, взойдёт она, заря пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна. Он подготовил пять вариантов своего проекта. Хотя теперь стало возможным живописать революционную (народническую тоже) героику подчеркнуто, не прибегая к иносказаниям, художественные удачи при этом были редкими по той же причине, что и в литературе.

Кроме памятников, создавались до середины 30-х годов скульптурные портреты народников. 1905 год — это радостная картина Репина «Манифестация 17 октября 1905 года» изображающая всеобщее ликование образованного столичного общества по поводу царского манифеста, которая в основном была решена в 1907 году, когда после более двух лет расстрелов и расправ революцию окончательно погасили, а завершена для экспонирования в 1911 году — Серов умер в конце его. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. С именем Ермоловой связан и другой самый смелый, самый рискованный из всех иносказательно-тенденциозных спектаклей в отечественном театре. Так академик скульптуры И. Я. Гинцбург изваял превосходные бюсты П. А. Кропоткина (1920 г. ) и Н. А. Морозова (1935 г. ) Но, пожалуй, лучшим из портретов деятелей народничества, созданных в советское время, надо признать портрет Софьи Перовской, выполненный в мраморе Г. И. Кепиновым в 1927 г. Он не только передает внешнее сходство, но и как бы приоткрывает перед нами внутренний мир революционерки: одухотворенность, благородство и жертвенность ее облика.

Наконец, 2 октября 1917 г. вышел на российский экран «Домик на Волге» режиссера В. А. Старевича (между прочим, основоположника русского мультипликационного кино) фильм по одноименной повести Степняка-Кравчинского. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Его главной задачей было изобразить чувства испытываемые народом и это удалось Репину. Если восприемник не отравлен какой-то предвзятостью.

Превращать царскую власть в монумент, а борьбу за свободу – в жупел. И она сама не понимает, от возраста ли кричит или от революции. Демонстранты очень искренни, на картине нет ни капли фальши. Из других произведений советской живописи на революционно-народническую тему до середины 30-х годов можно выделить картину Н. И. Шестопалова «Семидесятники» и два рисунка Д. Н. Кардовского: «Убийство шефа жандармов Мезенцова Сергеем Кравчинским» и «Покушение Александра Соловьева на Александра II».

Но победил проект Королева 17. N. Y., 2004. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем».

М., С Собинов Л. В. Статьи, речи, письма, воспоминания. Сам И. Е.

Но мне кажется, я знаю, что сказал бы (и, может быть, сказал) по её поводу художник, написавший в начале своего смертного года другу Шаляпину, обвинённому (по мнению самого Шаляпина, несправедливо) в коленопреклонении во время представления в Мариинке присутствовавшему там Николаю II: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Против этого художники бессильны, но они могут и должны все до одного уйти из академии, оставить президента в одиночестве и хотя бы этим показать ему, как они глубоко осуждают его поступки. В е годы художники сделали полицейские и судебные гонения (без политического акцента) одной из главных тем этого жанра, обличая таким образом жестокость царизма и пробуждая сострадание к 5 См. : Л Ек. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Михаил Николаевич (брат Александра II).

34 Был показан по телевидению СССР 29 сентября 1973 г. 35 Очерки истории советского кино. Морозов и Г. А. Лопатин изображены также в картине Репина «Манифестация 19 октября 1905 г» 2 Репин И. Е. Избр. Иносказательно осуждали героев народничества и другие произведения Сурикова 80- х годов с мотивами казни и заточения («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове»), а также картина Н. В. Неврева «Смерть князя Гвоздева» (Иван Грозный убивает безвинно одного из своих подданных). Художник рисовал в стиле постимпрессионизма. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Постыдился бы».

Но и под арестом и судом, в заточении и перед казнью «народный заступник», каким рисовали его прямо или иносказательно Репин, Ярошенко, Крамской, Суриков и другие, бесконечно превосходил своих врагов идейно и нравственно, привлекая тем самым симпатии общества к людям освободительного движения и к его идеалам. «Декораций ставить не надо было, вспоминал Ивановский. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. М., Т. 2. Александр III был в его представлении «осел во всю натуру», Николай II «тупая скотина скиф-варвар, держиморда», К. П. Победоносцев и М. Н. Катков «паскудные нахальники», все вообще правительство Александра III «царство идиотов, бездарностей, трусов, холуев и тому подобной сволочи» 2. В 1925 г. Ивановский поставил фильм «Степан Халтурин», где главный герой показан выразительно, но односторонне, лишь как народоволец-террорист.

Доработали оперу его друзья Б. А. Чайковский, В. Е. Баснер, А. Я. Эшпай и др. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное — не знаешь, куда деваться. большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. После усмирения» и «Виды на урожай 1906 года» они были опубликованы в сатирическом журнале «Жупел». Еще более «нечеловеческим» оказался изготовленный в 1919 г. скульптором Б. Д. Королевым памятник М. А. Бакунину.

И всё же имеется одна лакуна – пустяковая на первый взгляд, но зияющая, если знать, что стояло за не включёнными в экспозицию произведениями для самого Серова. Ставрополь, С. 34. Власти были так встревожены опасной тенденциозностью «Корсиканки», что после первого же представления сняли ее с репертуара навсегда 27. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Ряд картин посвящен Александру Ульянову 13, но не как народовольцу, а как брату Ленина. по: Секлюцкий В. В. Н. С 30-х годов народники на четверть века исчезли с театральных сцен и лишь в 1956 г. скромный театр украинского города Черновцы вновь показал их зрителям, поставив драму в стихах С. Е. Голованивского «Первый гром».

14 Подробно см. : Памятники революционной России. Подходящий к концу год — юбилейный для Первой русской революции 1905-1907 годов. Лишиться звания академика.

До сознания доходит только непонятная смута, ЧТО-ТО. 6 Лебедев А. К. В. В. Верещагин. 8 популярные актеры, как опытные, так и молодые (Владислав Стржельчик, Георгий Тараторкин и др. ). 16. После усмирения» и «Виды на урожай 1906 года» они были опубликованы в сатирическом журнале «Жупел».

Не приняла деревня идею борьбы с самодержавием с целью передачи власти народу. 7 председатель Госкино Российской Федерации) по мотивам романа С. М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» 31. Его «Иван Грозный» был задуман в 1881 г. под впечатлением расправы царизма с народовольцами как иносказательное обличение «белого» террора 3. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Он был снят еще до его официального открытия по требованию поклонников Бакунина, опубликовавших в «Вечерних известиях Моссовета» 10 февраля 1920 г. гневное письмо под названием «Уберите чучело. » Впрочем, Королев позднее реабилитировал себя, создав интересный скульптурный портрет А. И. Желябова. В 1924 г. здесь были представлены «исторические сцены» Ю. В. Тарича «Святые безумцы» о народовольцах.

С. 468.