Марк Шагал Автопортрет

Последним произведением Марка Шагала, замыкающим его беспримерное творчество, стал автопортрет и это также весьма символично. В огромном наследии Марка Шагала произведения автопортретного жанра, наверное, самые многочисленные.

Шагал Марк Захарович (наст. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. После войны Шагал получил мировое признание.

Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России и попросил Иду выбросить все кисти и краски. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Предметы помещены на темно-синей, словно колышущейся и коробящейся, плоскости. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Несколько ярких красных пятен внизу, на первом плане картины, придают этой нежной лиричной работе ощущение свежести.

И вот роженицу отнесли дальше от пожара.

  1. Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал
  2. Описание картины «Автопортрет с семью пальцами»
  3. О портрете Марка Шагала, написанном Юделем Пэном
  4. Автопортрет, выполненный кистями
  5. Марк Шагал-«художник без границ»: Малоизвестные факты из жизни и творчества художника- авангардиста
  6. Описание картины Марка Шагала «Автопортрет»

Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Страшно подумать, что ждало его, останься он в России. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994).

Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Она выливается в грандиозную библейскую эпопею. Их молитвы сливались с моими. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.

Шагаловский театр сродни народному площадному действу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «А как. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Наша жизнь лишилась духовного измерения, всякого христианского ориентира и, как пишет Оливье Клеман, «сейчас в мире господствует эмпиризм видимого и субъективизм удовольствия, а также вульгаризированный психоанализ, претендующий на обладание ключом ко всем проблемам».

Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Но только божество это, разумеется, не Аполлон.

  • Художник: Шагал Марк ЗахаровичАвтопортрет
  • Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами»
  • Другие картины Марка Захаровича Шагала
  • Марк Шагал – картины с названиями
  • Мойша Сегал – уроженец Витебска

Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию.

Явь или бред. Также Марк принял участие в оформлении спектакля, основанного на повести еврейского писателя Шолом-Алейхем. Известный критик и литератор Абрам Эфрос познакомил Шагала с Грановским и тот предложил художнику не только создать декорации для задуманных им представлений, но и оформить зал нового здания театра. Никакой Париж не сумел вытеснить из души милые картины родины.

  1. Комиссар по делам искусств Витебской губернии
  2. Скульптуры и керамика Марка Шагала
  3. Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  6. Отечество моё – в моей душе Произведения из собрания Музея искусства авангарда
  7. Марк Шагал «Видение (Автопортрет с музой)» 1917-1918

На бледном лице сияют глаза. У него был один брат и пять сестёр14. Из-за Первой мировой войны границы европейских стран, втянутых в этот военный конфликт, закрылись и, как художник ни старался, покинуть Россию он не смог. «Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем». Оказавшись изолированным от богемной жизни Парижа с его обязательным эпатажем и бурным общением творческих людей, художник словно окунулся в собственное прошлое. Но идиллия продолжалась недолго.

Марк Шагал родился на окраине Витебска. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Бытовые детали приобретают значение символов. У каждого художника есть свой «первофеномен». «Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем».

Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.

Но планы в жизнь не воплотились. В Париже его учителем стал Лувр. Писался портрет несколько сеансов. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. А за крыльями серафима проступает распятый Мессия.

Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. Однако страшные образы Советской России не покидали художника. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Немногие пожелают быть увековеченными в образе, связанном с их занятием при жизни, Шагал же был настолько эмоционально связан со своим призванием, что оно стало его образом жизни. Она смотрит— о, её глаза. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона.

  • 09-Марк Шагал – Автопортрет с мольбертом (1914)

У Шагала пространство превращается в носителя неких духовных качеств. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. В 1927 году русский художник создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя. Какими бы фантастическими или алогичными ни казались мои холсты, я всегда боялся, что их смешают с этим автоматизмом.

Когда знаменитый мастер объявил о своем намерении отправиться работать в Париж, Марк тоже задумался о поездке в столицу мирового искусства. Возможно, воспоминания о родном городе вызывали у живописца нежные щемящие чувства и он не хотел оставлять в своей памяти его уже другой изменившийся облик. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Ее обстановка предельно бедна, безграмотно написано объявление на стене: «абонены платят вперед», а хозяин заведения — маленький и изможденный — абсолютно замучен неудачливой судьбой.

Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова.

Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Иудеи всегда говорили притчами, а в начале ХХ века Марк Шагал принес их в изобразительное искусство, «смешав банальность видимого и парадоксальность неизреченного». На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Нужен очистительный потоп, глубинная, а не поверхностная революция». Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. «Словно он переводит Гоголя на язык своего искусства.

Автопортрет с семью 
пальцами, Марк Шагал

Их картины освещали мою младенческую физиономию. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. И вместе со всем этим танцует душа художника. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.

В 1990 году на знаменитых торгах Sothebys была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80, 8100, 3 см. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам. Полотна витебского цикла начинает композиция «Над Витебском», где основное пространство полотна занимает тщательно выписанный провинциальный пейзаж с заснеженной улицей и собором. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями.

Заинтересованность американских любителей искусства творчеством мастера спасла ему жизнь в страшные годы: семья получила приглашение от нью-йоркского Музея современного искусства приехать в Америку. Шагаловский театр сродни народному площадному действу. Благодаря ей появилась серия картин, посвященных любви. Но и счастливая любовь тоже есть в холстах этого периода. Она везде рядом с влюбленными и кажется их общей душой.

Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.

Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела».

Большинство работ 1914 года отличает умиротворенно-прозрачный характер. Ярким примером ранних образцов творчества Шагала служит «Маленькая комната» (1908), где декоративность берет верх над тщательностью проработки форм. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Библейские пророки – вот его истинные друзья и собеседники. В центре показана похоронная процессия, медленно движущаяся за гробом. Радость бытия и удивительная чистота заливают страницы его книги. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.

Его отец служил у купца, торговавшего селедкой, мать занималась своей лавочкой. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. На левой руке художника семь пальцев. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь.

Борода написана таким интенсивным цветом, что вызывает ассоциации с потоками лавы. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Особенно показательна в этом отношении работа «Покойник» (1908).

Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. Зейденберга и школы Е. Н. Присутствует это мистическое существо и в полотне «На двух берегах» (1943-1958 гг. ), где зеленая коровья голова молитвенно обращена к небу. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию.

Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости. Кроме Марка, в семье было девять детей — семь сестер и два брата. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Однако конец всем колебаниям положило знакомство с Лувром. Там он проучился 2 месяца.

Иудеи чувствовали бесконечную удаленность Бога от человека и бесконечную близость к Нему. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Она молчит, я тоже. Вся композиция представляется неустойчивой, плывущей, дрожащей от неясного волнения. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Объемное изображение отступает перед силуэтными абрисами. Это фигурка человека, уснувшего за столом.

Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Композиция произведения условно поделена на две части. В подобном духе исполнена композиция «Часы», где обычные жизненные реалии предстают решительно смещенными. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.

Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Шагал решил подшутить над своим мастерством, тонко и ненавязчиво. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. А Шагал обращается к книге о России.

Между тем дома талант Марка не признавали и использовали его законченные произведения исключительно в качестве половиков. Метафору «полет чувств» Шагал воспринимает буквально. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Она вырастает прямо из его фигуры.

Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Им больше никто не нужен.

Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Художник на картине успешен и одет по последней моде того времени. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок.

Здесь снова изображены сразу два источника освещения — желто-зеленый рассвет и полыхающее пламя больших свечей, стоящих вокруг тела покойника, лежащего прямо на мостовой. Светом наполнены на первый взгляд заурядные коричневые, зеленые, синие цвета. Монархия с ее консервативными законами перестала существовать и евреи получили право проживать где угодно. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием». Или перед нами искупительная жертва. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213.

Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. «Этот прогресс формы – все равно, что пышное облачение римского Папы рядом с нагим Христом или богослужение в роскошном храме рядом с молитвой в чистом поле», — писал Шагал.

Бретон, Бунюэль, Рене Клер взрывают традиционалистское сознание. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Вот трагическая фигура «Продавца газет», несущего печальные новости. Согласно данным торгов дома Sothebys картина «Большой цирк» была продана за рекордные 12, 25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции.

А за крыльями серафима проступает распятый Мессия. Притча – жанр удивительный. В 1948 уже со своей новой семьей он отправился на теплоходе во Францию на постоянное место жительства. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец.

Но идиллия продолжалась недолго. Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Вот оно на картине «На берегах Сены» 1953 года, где юная женщина с младенцем позирует художнику, а над мостами Сены витает зеленая коровка с русалочьим хвостом. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».

Так он писал о Белле, ставшей его женой. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).

Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН).

То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж.

Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием». И другая важнейшая книга о российской жизни становится своего рода его декларацией. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину.

Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Первая ничего ему не дала, вторая дал понять, что он должен забыть все, чему его учили раньше, хотя искусство Бакста было чуждо ему, как и все течение «Мира искусства», где царили стилизация, эстетизм, светскость и некоторая манерность.

За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Думаю, они наговорились вдоволь. Раскрывается извечная тема любви. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).

Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Именно отсюда идет внешняя странность и парадоксальность образов здесь буквально, по словам Пастернака, «предмет сечет предмет». Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С. М.

Благодаря этому контрасту композиция приобретает вселенский трагизм. Именно слово давало ему «свободу обращения с пространством и временем». Дело в том, что на идише есть выражение, которое можно сравнить с привычным фразеологизмом «мастер на все руки», только речь там идёт о семи пальцах.

Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения.

В этой работе также учитываются классические традиции. Шагал удостоился премии Карнеги. В такой суматохе и появился гений. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).

Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Чрезвычайно драматичны произведения Шагала, созданные во второй половине 1914 года. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Это то, что заложено в генах, что питает творчество, что толкает развиваться дальше. Написанное в 1911 году полотно «Я и деревня» искусствоведы называют «энциклопедией искусства Шагала». А мои родные – самые святые из них».

Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937). Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом.

Оказалось, только что на свет появился его младший брат. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.

Так создается своего рода храм искусств. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных.

Но принять материалистическую марксистскую идеологию он, конечно же, не может. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска.

Но, несмотря на это, его произведения этого периода можно в большей степени отнести к неопримитивизму, нежели к кубизму. Он расписывает своими сюжетами даже эскизы костюмов действующих лиц, так что они становятся как бы эскизами ролей. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Даст ли мне Бог силу оживить картины моим собственным дыханием, вложить в них мою мольбу и тоску, мольбу о спасении, о возрождении. » Не многие художники в это время так молились, если молились вообще. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). В них он еще вполне в русле современного ему искусства изыскан, чуть-чуть манерен.

Шагал был общительным и хорошим рассказчиком. Мир вообще понимается Шагалом как божественное Слово и как текст.

Прежде всего он отправляется в Лувр. Уроки Гойи и Веласкеса чувствуются в контрастах между темным фоном и белым платьем. Христос говорил притчами. Этот светильник и освещает все происходящее. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Но она же и бесконечно возвышенна, парадоксальна, небесна. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок.

За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.

Это некий проповедник, случайно встреченный художником на улице. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли», — пишет он в своей книге «Моя жизнь». Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Шагал Марк Захарович (наст. «А как.

В правой части панно изображены акробаты, актеры и актрисы за ними перевернутая вверх копытами летящая белая корова, ее под хвост поддерживает сидящий на табурете Грановский. А Вл. Они привлекли меня как природный феномен».

Композиция произведения условно поделена на две части. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Как решить задачу, я не знаю. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами» (1912-1913) Холст, масло.

Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Одухотворяя земные предметы, он естественно пришел к Небу, так как «стран много, а небо едино».

Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Старик полон тревоги и тяжелых предчувствий. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков.

В эти годы главным в жизни художника стала женитьба на Белле Розенфельд. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу.

Такова картина «Продавец газет» изображающая провинциального старика, прижимающего к груди газеты, на одной из которых крупно написан заголовок: «Война». Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Столица империи представлялась ему землей обетованной.

Картина была написана Марком в 1923 году. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. В картине Христос представлено нечто в высшей степени трагическое и такое, что вполне соответствует мерзости переживаемой эпохи.

Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Шагал — художник подлинный и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Кроме того, в его мыслях силуэт русского православного храма. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Их переполняют эмоции. Париж дал Шагалу небывалую возможность самореализации, здесь произошла «революция взгляда» художника. Художник предлагает и ключ к пониманию подобной метаморфозы. Далее это умение было отшлифовано в нескольких художественных студиях Петербурга, важнейшей из которых оказалась студия Е. Званцевой, где преподавание вели крупнейшие представители объединения «Мир искусства» М. Добужинский и Л. Бакст. Мастер видит в жизни новую логику, он убежден, что мир сдвинулся с привычной оси. В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами. Центральное полотно этого времени — «День рождения», где связь сказочного и реального представляется совершенно естественной.

Но здесь жила Белла. Они кажутся только всплывающими в сознании жизненными фрагментами, мечтами или размышлениями. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Портрет невесты художника Беллы полон откровенного восторга и даже любовного преклонения. Как продолжение «Местечка в Лиозно» выглядит другая композиция — «Парикмахерская».

«Красный еврей» изображает мудреца он живет не в затхлой провинции, а в безграничном мире собственных мыслей. Если предыдущие работы, несомненно, связаны с классикой, то чуть позже Шагал обращается к идеям русских символистов. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Шагал чувствует себя равным среди равных на пиру великих. В нем все летит, несется, пританцовывает – стулья, свечи, дороги, мужики и помещики». Она – олицетворение земной и небесной любви – «Песнь песней», дарованная мастеру. С тех пор её образ стал часто появляться в творчестве Шагала: Вокруг неё (1945), Свадебные свечи (1945), Ноктюрн (1947). Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Серия эта огромна иллюстрации сделаны почти к каждой странице.

В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В следующие года художник посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.

Запрет на изображение был преодолен художниками еще до Шагала (один предков художника в XVIII в. расписал синагогу), но только Шагал стал великим мастером внутри иудейской иконоборческой традиции. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.

Так он писал о Белле, ставшей его женой. «Меня окружали там давно ушедшие друзья. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Художник, скорее, хочет показать мир сквозь некую призму, «закутанным в цветной туман». Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам.

Шагал также воспринял новые веяния, однако переосмыслил их в соответствии с собственными, российскими, представлениями. Их вознесло над повседневностью счастье счастье изменило их самих. Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы.

В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Как такового повествования в картине нет. Его живопись становится свободной и светоносной. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.

Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе».

Оба они осенены летающими часами, как бы овеществленным временем. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Там он проучился 2 месяца.

Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В «Автопортрете с напольными часами. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»».

Вскоре в Витебск, чудом избежавший голода, лютовавшего в те годы, со всей страны стали съезжаться лучшие представители отечественного авангардного искусства. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В одном его крыле отсчитывают неумолимый бег времени старинные часы, а в другом проявляется образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. И между молодыми людьми, встретившимися после долгой разлуки, с новой силой вспыхнули былые чувства.

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. В 1961 году во дворе Лувра был открыт временный павильон для демонстрации витражей мастера, в 1969 году началось строительство музея «Библейское послание» в Ницце.

Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным.

На бледном лице сияют глаза. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Подобным же образом трактуется пространство на полотне «Зеркало». Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Мало того, благодаря зеркалу обстановка видоизменяется и приобретает новый облик и новое значение.

Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Однажды юноша потерял сознание на улице, где его подобрал скульптор Илья Гинцбург, когда-то являвшийся учеником знаменитого Марка Антокольского. На первом плане художник изображает лежащую плоскую фигурку клоуна (у Блока: «Пьеро беспомощно лежит на пустой сцене в белом балахоне с красными пуговицами»).

Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. Новая любовь и открытие античности дали мощный стимул дальнейшему развитию его творчества.

Не будет преувеличением сказать, что Шагал – истинный пророк ХХ века. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Это ощущается уже в ранних его работах. Это уже своего рода мировая consecration. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход».

Движение вперед противоречит жизненной логике и в конце концов берет над ней верх. Она вызвала немало споров.

Импрессионизм, кубизм, все новейшие течения, которыми бредил Париж, ему были равно чужды. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Таков «Дом в местечке Лиозно», где реалистично показана местная панорама: покосившийся домик с многочисленными вывесками торговцев, местные жители, скучающие у порогов домов, остановившаяся жизнь и низкое серое небо.

Слово было для него «эквивалентом человеческого духа». Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики).

Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы. Это станет новой вехой в творчестве великого художника. В этот период в творчестве живописца стали преобладать радостные, яркие сюжеты, словно наполненные воздухом, музыкой и счастьем.

Откуда оно. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж.

Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. За его спиной громадная церковь Ильи Пророка и сам он кажется посланцем этого пророка. Летом художника приглашали работать в Малаховку, учреждение для беспризорных малолетних детей, где он пытался учить молодое поколение искусству живописи. Его освещает яркий луч света. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.

Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25). Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу.

Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Серебряный век лишил слово и понятие маска однозначной негативности.

— я тоже. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.

Ярким примером подобных картин служит полотно «России, ослам и другим», где обычная крестьянка с подойником летит над церковью и деревенскими крышами в ночном пространстве. Фиктивная купля-продажа не живых, но и не мертвых». Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Перед распятием» (1947 г. ) красная корова уже alter ego художника.

Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства. В 1912 году художник написал «Кубистический натюрморт». Большие, выпуклые, чёрные. Иудеи всегда говорили притчами, а в начале ХХ века Марк Шагал принес их в изобразительное искусство, «смешав банальность видимого и парадоксальность неизреченного». Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство.

Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Запрет на изображение был преодолен художниками еще до Шагала (один предков художника в XVIII в. расписал синагогу), но только Шагал стал великим мастером внутри иудейской иконоборческой традиции. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств».

Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. В этом транспаранте выражено всеобъемлющее чувство свободы, которое понимается как счастье. Конечно, данный период времени не относится к эпохи шагалевского времени, но и на тот момент художник активно работал: занимался литографией, создавал стенные росписи иллюстрировал книги. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Она – олицетворение земной и небесной любви – «Песнь песней», дарованная мастеру. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.

Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Это мои глаза, моя душа. Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе.

Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики). В 1921 Марку Захаровичу предложили другое место работы — преподавать рисование в школе для сирот, устроенной в подмосковной Малаховке. Она молчит, я тоже. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Он рассчитывал провести дома всего несколько дней, а был вынужден остаться на долгих восемь лет. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ.

В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. В тот день, когда у Шагалов появился первенец, в Лиозно случился пожар и мужчины отчаянно спасали мать Марка — Фейгэ-Итэ. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.

И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Интересно, что один из детенышей домашнего животного имеет человеческий облик. Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Полотно состоит из двухчастного действия. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Разлетаются небесные тела, комья грязи, живые и мертвые.

Однако страшные образы Советской России не покидали художника. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Помещение парикмахерской выглядит так же убого, как и все остальное в городишке. Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем.

Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.

Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. В Париже его учителем стал Лувр. Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России.

Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Бог вывел его, как когда-то евреев из Египетского рабства. Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание. Но не только сила любви отрывает героев картин Шагала от земного притяжения. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Таким образом художник хочет сказать, что жизнь и смерть — понятия условные и границы между ними порой установить чрезвычайно трудно рядом живут радость и грусть, высокое и приземленное. И это не противоречит ничему в иудаизме, который Вл. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке.

Там в это время расцветает сюрреализм. Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами). «Мертвые души» Гоголя – его немытая Россия. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию.

Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости.

Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери.

Тогда работа мастера было продана за рекордные 13, 5 млн. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.

После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагалачасто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.

Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Бог вывел его, как когда-то евреев из Египетского рабства.

Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).

Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). И тем не менее Я. Тугенхольд точно подметил скромное очарование этого полотна он говорит об этом грошовом интерьере: «один из лучших виденных мной на выставках последних лет провинциальная парикмахерская, проникнутая кротким солнцем, пыльным воздухом и жалкой улыбкой дешевых обоев». Она задумчиво гладит козу, а над ними в полыхающем красным цветом закатном небе сияет золотистый диск солнца, порхают птицы и летит ангел со скрипкой.

В это время в Париже наибольшее распространение получил кубизм. Наверное не меньше споров вызвали и семь пальцев на руке художника. Он писал: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки сильно повлияли на мое искусство». Так проявилось всегда присущее Шагалу тяготение к космизированности образов. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Цветовое решение также классическое — строгий черный костюм, ослепительно-белый воротничок, коричневато-золотистый цвет лица.

Фантастичен основной мотив — взлет влюбленных, преодолевших земное притяжение. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Шагал оформлял старые и новые церкви также во многих странах Европы и в США. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.

Искушенный взгляд узнает в произведении на мольберте картину «Россия, ослы и другие». Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Эту черту подметил и Я. Тугенхольд, писавший под впечатлением Осеннего салона и сравнивавший композиции Шагала и Делоне: «Тогда как от кирпичных построений французов веяло холодом интеллектуализма, логикой аналитической мысли, в картинах Шагала изумляла какая-то детская вдохновенность, нечто подсознательное инстинктивное, необузданно-красочное. Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами» (1912-1913) Холст, масло. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Данный подход к искусству сделала Марка одного из основоположников таких направлений как сюрреализм и экспрессионизм. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Он рано понимает, что будет писать не так, как все.

Так, в центре помещен солнечный диск. Произведение Блока обладает своей внутренней логикой и единством. А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза.

Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. На левой руке художника семь пальцев.

Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии.

Их язык становится его языком, он теряет эстетичность, выражается чуть-чуть косноязычно, как Моисей. Балет готовился к постановке под руководством Адольфа Больма, однако замыслы режиссера во многом не совпадали с идеями декоратора и художественное оформление спектакля заканчивала Ида Шагал. Подобная ситуация представляется нарочито условной. Фрагменты из которых состоит композиция, очевидно, космизированы. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.

Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Полотно «Автопортрет с семью пальцами», которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Вот таким образом в картине «Часы» человек сосредоточенно размышляет, а в картине «Зеркало» — спит. Подлинна в этих композициях только жизнь памяти. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм.

«Меня окружали там давно ушедшие друзья. Так, чернильница — атрибут пророческих записей, а цветущее деревце рядом с человеком намекает на расцветший жезл Аарона.

Его детство предстает счастливым и почти безмятежным, несмотря на бедность родителей и все «прелести жизни» в черте оседлости. Он украшал родной город оригинальными праздничными транспарантами, организовывал музеи и выставки молодых живописцев, но самым важным для него стало создание в Витебске народной художественной школы. Он рано понимает, что будет писать не так, как все. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».

По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Так он писал о Йелле, ставшей его женой. Их молитвы сливались с моими. Кажется, что художник пригласил зрителя проследовать в одну из дверей под вывесками. Загаданная картина называется "АВТОПОРТРЕТ с семью пальцами" и была написана в 1913 году. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».

Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Здесь художник не только очеловечивает космос, но и человека изображает существом космическим, а потому и картины земной жизни показаны так, словно увидены с далеких орбит.

На двух других полотнах, относящихся к витебскому периоду, показан один и тот же человек — «Красный еврей» и «Зеленый еврей». Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Во всяком случае на протяжении всей жизни в своем творчестве Шагал обращался к изображению неказистых витебских улочек, над которыми обязательно высится церковь и летают люди и животные. Программной считается работа художника «Деревенская ярмарка (Кермесса)» (1908).

Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Фигурка человека сопоставляется с метафорой материализовавшегося времени. А Шагал обращается к книге о России. На левой руке художника семь пальцев.

Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. С 1911 по 1914 год Шагал проживал в парижской мансарде «Ля рюш», здесь им были созданы сотни картин. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Что такое «Мертвые души».

На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. На полотне Шагала все именно так и показано, нет только красных пуговиц. Великий голландец оставил около 100 автопортретов и писал он себя с юных лет до глубокой старости (впрочем, определение глубокая исходит от характера его самого последнего автопортрета, где изображен истрепанный жизнью человек с жуткой насмешливой улыбкой-ухмылкой – на самом деле по нынешним меркам он был не таким уж древним старцем, ему было всего шестьдесят с небольшим). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).

Это так же естественно для него, как привычный пейзаж за окном или узор на коврике. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Благодаря этому знакомству художник вскоре получил мандат уполномоченного по делам искусств Витебской губернии и отправился домой. Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было решающего голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле). Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась.

Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. К 1931 году 100 эскизов для Басен были готовы. Удивительное действие, происходящее в реальной комнате, сообщает зрителям о том, что любовь с ее опьяняющими полетами — действительность, а не иллюзия или вымысел.

С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Это не насмешка, как может показаться на первый взгляд художник сам чувствует себя частью родного местечка. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени.

Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы. Из-за этого и происходит смещение реальных пропорций. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве.

Полет изображенный в картине «Над городом», показывает молодую пару, существующую в иных масштабах, нежели находящаяся под ними провинциальная патриархальная жизнь. В 1960-е годы художник занимался росписями плафона «Гранд-опера», выполнял витражи и керамические панно во многих соборах Франции. Особенно интересным представляется «Автопортрет с кистями», где отчетливо прослеживается классическая тема.

Но только божество это, разумеется, не Аполлон.

В 1948 году Шагал вернулся во Францию, занимался главным образом печатной графикой. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. Шагал изображает себя в традиционной позе художника, стоящего перед невидимым мольбертом. В ней появляется «неслыханная простота», о которой писал Пастернак. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз.

И вот он снова в Париже. Как всякий еврей, воспитанный на Торе и Талмуде, он шел в своем искусстве от слова. Художник поместил действие в открытом пространстве, как это делали иконописцы, видевшие пространство «панорамным» зрением, во вселенском масштабе. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Это ощущается уже в ранних его работах. И тем не менее зрителя не оставляет ощущение того, что перед ним разворачивается поистине торжественное событие.

Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Не случайно на картине так много церковных образов. Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь». Сохранился эскиз транспаранта, созданного Шагалом, — «Вперед», где изображен молодой человек, который, раскинув руки подобно крыльям, летит в бездонно-синем небе над землей. За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25).

Она вглядывается вдаль, как будто видит перед собой огромную толпу. В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». В 1952 году художник женился на Валентине Бродской и вместе с ней совершил поездки в Грецию и Италию.

Яви мне мой путь. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. За полотном брошена лестница, символизирующая постижение автором сакрального смысла. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Однако все это — не более чем игра, театр.

Автор не случайно допустил такую анатомическую погрешность. Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». Есть и еще интересная деталь. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира.

Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями.

И я понял: это моя жена. Я только напомню все эти прекрасные картины: День рождения, Над городом, Прогулка, Двойной портрет с бокалом вина (в этой картине звучит отдаленное эхо образного строя вышеупомянутой картины Рембрандта Автопортрет с Саскией на коленях). С 1915 по 1917 год Шагал создал цикл биографических полотен. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал.

Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. По свидетельству современников, сюжет полотна во многом был навеян постановкой «Балаганчика» А. Блока в театре В. Ф. Комиссаржевской.

Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии.