Марк Шагал Полет Влюбленных
М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. В эти годы на полотнах Шагала господствует заснеженная русская деревня и странное бестелесное существо – шагаловская «душа города» в облике крутящейся по земле метелицы с нежным женским профилем – заключает в свои холодные объятия падающую в беспамятстве Невесту с «синим» лицом, выпустившую из рук праздничный букет. Это и сегодня еще многим кажущееся нелепым сооружение, возносящееся над домами и соборами столицы средневековой Европы, несколько прямолинейный, наивный след первых восторгов перед возможностями инженерии будущего, было воспето Аполлинером и прочно вошло в поэтический словарь ХХ века: «Пастушка, о башня Эффеля». И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Здесь, в работах предреволюционного времени, следует искать истоки красочного визионерства Шагала, определившие все его последующее творчество. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Финансово обеспеченная девушка полюбила обычного парня, выступила музой. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели – вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного.
- История одного шедевра: «Над городом» Шагала
- Описание картины «Над городом» Марка Шагала
- 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
- Над городом, Марк Захарович Шагал
- 95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом
- Описание картины Марка Шагала «Над городом»
- Репродукции картин Марка Шагала
- Летающие люди на картинах Шагала
Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). У художника появились последователи. Брак с Беллой дал искусству Шагала новую тему – возможного единства земной и небесной любви. Большие, выпуклые, чёрные.
Но приобщившийся к тому горению у подножия Эйфелевой башни, вкусивший горько-полынного абсента из треугольных бутылей и чаш уже был «отравлен» до конца дней зельем нового мировидения. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной.
- 8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала
- Годы мои как рассыпанная листва
- «Я прожил жизнь в предощущенье чуда»
- Поль Элюар — это моя вечная любовь и весна
- На седьмом небе от счастья: 29 лет признаний в любви художника Марка Шагала своей жене
- Ирина Стрельникова СовсемДругойГород
- Другие картины Марка Захаровича Шагала
- Общееколичествопросмотровстраницы
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и. подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо.
Надо ему кого-то подыскать». В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Город внизу маленький, нереальный. Это как бы одно существо. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28.
- Край мой родной над Волгой-рекой
- Буктрейлер – лучшая реклама книг
- Мои друзья и постоянные читатели
- Учитель вечен на земле: Образ учителя в литературе
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. И многим было суждено сгореть вблизи этого пламени. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.
Но рядом, параллельно с этой витебской и дачной житийностью, появляются серии символических портретных образов «красных» и «зеленых» евреев, разноцветных раввинов, творящих молитвы или раздумывающих над писанием и, вторя им ритуальной торжественностью, тут же возникают серии голов «голубых» и «зеленых» любовников. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Как бы вырубленный грубым инструментом из единого блока и расцвеченный тревожными ударами кисти, персонаж восседает в традиционной для кубизма позе человека перед столиком в кафе или в ателье. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. А она сама хранила спокойствие. В тринадцать лет он поступил в третий класс русской школы. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы.
Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. У него был один брат и пять сестёр14. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска.
- Дети имеют право: Права ребёнка
- 10 ситуаций, которые всех бесят в сексе
- под микроскопом: жуткие факты, настоящий состав и многое другое
- 6 простых способов понять, что вам нагло врут в лицо
- Вредные и бессмысленные советы бабушки: вот что нельзя больше делать на кухне
Разделение на «верх» и «низ» всегда предполагает в себе возможность и даже необходимость полета. В Автопортрете с часами напольная «кукушка», как бы задыхаясь, начинает метаться по комнате, всплескивая отросшими у нее руками, а на мольберте-зеркале перед Мастером возникает трагический образ Распятия. Дед Марка Шагала был резником и у него в сарае сохли шкуры убитых животных. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства.
«Прогулка» написана, когда молодые сочетались законным браком, семью пополнила дочь Ида. Пейзажи Пейра-Кавы, привезенные им из швейцарских Альп, своей обнаженной натурностью стоят особняком среди шагаловских символических полотен и аллегорий второго парижского периода. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
- Гаранс Доре: 5 уроков по стильному в французском стиле
- Как на самом деле жили люди при Сталине
- 10 странных друзей, которые есть у каждого из нас
- Парижские картины на ночных рубашках
- Шагал — основатель Витебского художественного училища
- Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
- Монументальное искусство Марка Шагала
Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. В «Прогулке» образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Разъезжая между Витебском, Петербургом и Москвой, Шагал наблюдал картины тыловой солдатской жизни и первые следствия войны, шрамы, оставленные ею на живом теле мирного существования, – беженцев на белорусских проселках, раненых солдат, шагающих в ногу новобранцев.
Расправив крылья, ярко вспыхнул Модильяни растворился в усредненно-высокой продукции экспрессионизма и кубизма О. Кубин навсегда вошли в историю искусства лишь как представители «парижской школы» доброкачественные стилисты Кислинг и Фудзита. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой.
- Самое интересное в виде мозаики
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. На бледном лице сияют глаза. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. На бледном лице сияют глаза.
А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Белла — главная женщина жизненного пути творца.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Человек воздуха». И художник подчинился.
«Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Решено.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Высылать ничего не буду. В 1891- 1899 годы с небольшими перерывами жил в Париже.
Парижские откровения Шагала прервала Первая мировая война. Шагал даже издавал декреты. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой.
4 Город. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Над старыми деревянными домиками, над приевшимся бытом, над Землею.
И часто добавлял: Может быть, вот таким образом я постоянно взволнован. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Он умел мечтать и видеть сны, умел претворять эти сны в образную явь.
Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. И всё же сюжеты его картин не изменились.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Марк Шагал – самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии, к полному слиянию духовного и физического начал, к изображению чувств как физических действий.
И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Символы прослеживаются и в образах мужчины и женщины: у них по одной руке, это показывает, что каждый из них является дополнением другого, они ничего не значат по отдельности. В 1916 году его назначили в Витебске уполномоченным по делам искусств. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Здесь его учителями стали Л. Бакст и М. Добужинский.
Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала.
Там его окружали, в основном, поэты-символисты. А первые полотна Шагала исполненные в Париже, – Я и моя деревня, Россия. Роль супруги мастера невозможно переоценить. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Подобно Матиссу и Фаворскому, он оставил миру свою Книгу – образные повествования в гравюре, шагаловский вариант «Мертвых душ» и Библии. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего.
Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Для начала перестал рисовать раввинов. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт.
Малая гостиная Шагала вполне могла бы висеть рядом с Матиссом, Дереном и Браком в фовистском зале Осеннего Салона в Париже. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались.
Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Откуда все это. Шагал невольно воплощает в этих композициях древние верования хасидов в то, что тайны космоса открываются лишь возликовавшим душам. Но запомни: денег у меня больше нет.
Но внутри его серий «солдатских» этюдов и рисунков разыгрывается весь диапазон настроений той поры – от подлинной трагедии молодых новобранцев с печатью обреченности на «прилипших» друг к другу лицах до саркастической гримасы раненого солдата, смотрящего одним глазом с рисунка тушью из собрания Третьяковской галереи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала. Если у Шолом-Алейхема человек воздуха – это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала человек воздуха, люди воздуха появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. В 1922 году уехал в Берлин, а в 1923 – во Францию. Это всё, что я могу наскрести. Это открытие тоже было далеко от той холодной рассудочности и рационализма, которые склонны приписывать французскому кубизму некоторые современные исследователи.
Можешь не рассчитывать». Большие, выпуклые, чёрные. Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». В «Прогулке» М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. Он стал одним из основателей художественного училища и музея в Витебске. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Современники говорили, что Марк Шагал привез в Париж свой волшебный Витебск.
В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким.
Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Но он вернется», — объясняла она. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной.
«Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Сам знаешь. Марк Шагал ушел последним из славной плеяды «старых» мастеров ХХ века.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Герои М. Шагала, события, в которых они участвуют, окружающие их вещи — все это может существовать только неразрывно и только при определенных условиях, при абсолютно особенном сюжете.
На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Ползал и подбирал. – я тоже. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». И я понял: это моя жена. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали.
Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса. Если у Шолом-Алейхема «человек воздуха» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала «человек воздуха», «люди воздуха» появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. В 1914-1922 годах Шагал жил в России.
Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. И я понял: это моя жена.
Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Так во всяком случае считали его друзья.
Ослам и другим – поразили воображение поэтов кубизма Аполлинера и Сандрара (а значит и самого его творца – Пикассо). Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
Вот таким образом он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Это полет двух влюбленных, двух свободных людей. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. И много лет спустя Эрнест Хемингуэй писал об этом, содрогаясь от волнения.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мечтал стать то скрипачом, то танцором, то певцом, то поэтом. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции».
Отец Марка Шагала всю жизнь проработал грузчиком при продуктовом складе.
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.
После смерти возлюбленной, встречая иных женщин, художник неизменно рисовал для неё. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе интересовалась философией В её присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. Графин, бокал вина, узорчатая скатерть подчёркивают праздничное настроение.
Она молчит, я тоже. Выражение лиц выдаёт счастье, полную безмятежность, радость преодоления земной гравитации. Большие, выпуклые, чёрные.
Его невольно хочется сопоставить со стариками и старухами подростка Пикассо. Она смотрит— о, её глаза.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. В Париже перед его взором проплывают сцены, увиденные в детстве в Витебске и Лиозно. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. А вот когда Шагала в начале 1930-х годов объявили главой «парижской школы», то это уже делало честь школе, а не Шагалу. На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны.
Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Этому факту может быть много объяснений: и погружение заново в конкретную среду живого колоритного быта, будоражащего душу радостью узнавания после грез европейской столицы ивременная утрата визионерства перед лицом надвигающейся тревожной действительности и, наконец, большое событие в личной жизни Шагала – брак с Беллой и рождение дочери Иды, повлекшие за собой простое человеческое желание художника – писать и писать родных, любимых людей, фиксируя часы и дни счастливой повседневности. Их обоих в юности интересовало все физиономически характерное и «жалостливое», но в отличие от прошедшего суровую академическую муштру испанского мальчика витебский ученик гораздо раскованнее. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Это мои глаза, моя душа».
Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Маленькая фигурка отца семейства с сияющим младенцем на руках, «вспорхнувшая» на спинку кровати в глубине картины, служит точкой отсчета для восприятия особого, «чудесного» пространства, преобразующего интерьер тесной каморки. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно.
Художник необычайно счастлив история взаимной любви представлена картиной. Как грача или журавля осенью. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Марк Шагал родился 6 июля 1887 года в Белоруссии, на окраине Витебска, которая называлась Песковатйки (еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали местечко Лиозно), в еврейской семье. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством).
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. 2 Художник. Правда искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». За ними скрывается биография мастера, его мироощущение.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса. Мать, которая была главной в доме, родилась в Лиозно. Они, поддерживая друг друга, как бы «притормаживая» устремленный в бесконечность полет, парят над Витебском на огромном полотне Над городом. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка.
А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. И первыми, кто на его полотнах послереволюционных лет воплощают свершившийся «космический» переворот, оказываются влюбленные. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Две музы-жены сопровождают Шагала в вечном полете между Парижем и Витебском. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. «Банкет в полицмейстера»Все картины Марка Шагала переполнены символизмом и двусмысленностью (как и его жизнь), все его творчество находится под влиянием еврейских мотивов, классической русской иконописи, свободы и свободомыслия Франции и собственной экспрессивной натуры. Но чувства девушки были серьезными.
Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. — Прим. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Разумеется, столь стремительное овладение европейской живописной культурой невозможно приписать одной лишь одаренности молодого художника. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Счастливые художник и его муза носятся по небу между Парижем и Витебском на холстах первого возвращения во французскую столицу. В семье было девять детей.
В подчинении Шагала были музеи, художественное образование и театр. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. Главная тема творчества Шагала – «время человека». 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Позже он вспоминал: Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар и, чтобы нас с матерью спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Именно в Витебске воплощается шагаловский сон Иакова и над деревянными крышами возносится «лествица в небо», по которой порхают ангелы.
Шагал Марк Захарович (1887-1985) – белорусский и французский художник и график. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. Зрелый кубизм учит видеть мир не просто бинокулярным, но каким-то «ротаторным» зрением, докапываясь до самой сути процесса формообразования. Это мои глаза, моя душа. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
— я тоже. Её звали Белла Розенфельд.