Матисс Натюрморт

Картина Анри Матисса Натюрморт с «Танцем»: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». В период 1946–1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров вновь стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947), построены на контрасте между светом и темнотой, внутренним и внешним пространством.

В ранних натюрмортах Матисса, таких как «Натюрморт с голубой скатертью» (1909), подчеркнутая материальность предметов «перебивается» выразительным узором ткани. Натюрморты Матисса очередной раз доказывает мысль о том, что задача художника, в каком бы жанре или направлении он не работал, – будить в человеке чувство прекрасного, заставлять его чувствовать мир глубже используя простые, порой даже «детские» приемы изображения. Натюрморты Матисса охотно приобретал и Сергей Щукин. Жизнь картиныНа одной из фотографий, сделанных в декабре 1940 года в мастерской Матисса в Ницце, натюрморт «Раковина на черном мраморе» виден висящим на стене слева, а над ним висит исполненный с натюрморта коллаж из бумаги, окрашенной гуашью.

Когда Пикассо и Матисс решили обменяться друг с другом работами, знаменитый испанец выбрал себе «Тюльпаны и устрицы» (1943): этот натюрморт пришелся ему по душе своим напряженным колоритом. В период 1946—1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.

Текст книги "Мастера натюрморта"

В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Коллекция сейчас находится в Эрмитаж и Пушкинском музеи в Москве. Натюрморт – популярный и древний жанр изобразительного искусства. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).

«Горшок красок был брошен в лицо публике» — такая была реакция критика Камиля Моклера (Camille Mauclair). В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. Его комментарии были напечатаны 17 октября 1905 в Жиль Блас (Gil Blas), ежедневной газете того времени. Вот большое искусство.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. Необыкновенной силы достигает в этой картине черный цвет. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.

Вегетарианская» 
живопись: натюрморты 
европейских художников

Вегетарианская» живопись: натюрморты европейских художников

Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Матисс писал: «Черный— это тоже цвет». Дата создания: 1914 Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок.

А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе – в Фонде Нольде, Зебюлль). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.

Однако он долго еще сталкивался с непониманием критики. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.

Все свои силы художник вложил в создание собственного искусства. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Гораздо большую проницательность проявил уже тогда Аполлинер. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.

Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. К этапу зрелого фовизма относится картина «Статуэтка и вазы на восточном ковре». Тема – еда. Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.

«Вегетарианская» 
живопись: натюрморты 
европейских художников

«Вегетарианская» живопись: натюрморты европейских художников

Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Анри Матисс – удивительный художник, которого восхвалял С. И. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма». В мае 1915 года он был ранен в голову.

Тема панно — танец. Его материальное положение долгое время было тяжелым. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.

  • Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
  • Анри Матисс «Натюрморт с магнолией»
  • Описание картины «Натюрморт с магнолией»
  • Анри Матисс — Натюрморт с баклажанами
  • Картина Натюрморт с «Танцем» Анри Матисса
  • Как устроена картина Анри Матисса
  • Натюрморт «Раковина на черном мраморе» Анри Матисса

Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Зачем. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.

У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.

Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.

Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В Венеции, глядя па великого Тициана и Веронезе, на всех тех, кого принято столь несправедливо называть мэтрами Ренессанса, я увидел великолепные ткани, созданные для богачей этими великими художниками, воспевавшими скорее земные, нежели духовные наслаждения». Арагон, на которого придется непрестанно ссылаться, несмотря на то что Матиссу повезло — его творчество тщательно изучалось критиками самого высокого класса, такими, как Гертруда Стейн, Морис Дени, Андре Сальмон, Роже-Маркс, Аполлинер, Андре Жид, Жюль Ромен, Жорж Дютюи, Марсель Самба, Жорж Бессон, Териад, Андре Рувейр, Жак-Эмиль Бланш, Роджер Фрай, Андре Лот, Луи Жилле, Рене Юиг, Жан Кассу, Клод Роже-Маркс, Вальдемар Жорж, 2 Гастон Диль, Селия Бертен3 и, прежде всего, Альфред Барр, — Арагон, автор прекрасной работы «Матисс во Франции», 4 тоже отметил у создателя «Радости жизни» не особенно благосклонное отношение к тому, что принято называть «золотым веком» итальянского искусства: «Микеланджело, конечно, не его тип художника. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.

Этот хоровод из четырёх рыбок является смысловой основой произведения. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Другой — рисунок-впечатление, созданный с натуры быстро и легко иногда с одного маха. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Морально Матисса поддерживала дружба с близкими ему по духу художниками. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось.

  1. Матисс, Анри – Натюрморт с голубой скатертью
  2. Описание картины Анри Матисса «Красные рыбки»
  3. Картины Матисса их названия и описание
  4. Коллекция Художники Анри Матисс

«Я видел Матисса второй раз, — писал Дерен Вламинку. Колористическая гамма Брака становится более светлой. Натюрморт – популярный и древний жанр изобразительного искусства. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Доминика и Девы Марии. Удивленно и весело рассказал он о том, как в один прекрасный день он спросил у одной крошечной женщины, сидевшей в первом ряду, что является для нее главным, когда она приступает к картине, какую цель она преследует, что она ищет и она ответила: «Месье, я ищу новое».

В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Он не успел ещё растратить жара своей души». «Он всегда выбирал лучшее», вспоминал художник. Вынужденный заниматься изучением права, молодой Матисс пытался сначала в соседнем городке Сен-Кантен, а затем в Париже соединить с этими занятиями посещение художественной школы.

  • Дизайн интерьера и гостиные на заказ
  • Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
  • Творчество между двумя мировыми войнами
  • Произведения, выставленные в музеях нашей страны
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Творческая лаборатория живописца
  • Какие произведения Матисса находятся в России

Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Исполнялась мечта ее детства. Ж. Помпиду, Париж). Я счастлив, что, наконец, попал в Россию.

Их назвали дикими (fauves) и только после того как название это вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. Широкое признание избавляло его от нужды. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание). Безусловно, в натюрмортах прошлых веков изображаются в том числе и не вегетарианские элементы – рыба, дичь или части убиенных животных.

Анри Матисс «Натюрморт 
с апельсинами»

У Анри и Амели один за другим родились два сына. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника.

Первые самостоятельные шаги художника в искусстве были встречены публикой неодобрительно. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Занятия живописью требуют времени и денег. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).

1950, собрание П. Леви, Франция). Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Здесь художник каким-то образом показал чистым и искренним, словно бы детским взором, удивительную красоту будто бы волшебных золотых рыбок. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.

Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.

В 1897 познакомился с Писсарро. Исчезают стул и обои. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.

С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Фона в привычном понимании в этой работе нет. ред. ). Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».

Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс всегда с горечью вспоминал о трудных годах ученичества.

Он показал мне фотографии своих полотен это абсолютно потрясающе. А. Матисс «Музыка» (1910). В Танжере, бывшем тогда центре французской колонии, ему предстояло провести немногим более полугода, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето. В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.

Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам. Кто не знает ирисы Ван Гога. Блез Паскаль как-то отметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911).

Вскоре влечение к искусству захватило его полностью. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.

Этой слишком академической стране он предпочитал Францию, Испанию и Марокко, однако «мадам Матисс, — сообщает Гертруда, — стремилась туда всем сердцем. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Стайны подружились с художником. В их среде он, как старший, пользовался большим авторитетом. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. "Автопортрет" 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, ФранцияВ 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

Другое название этой работы – «Десерт». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Щукин.

Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Отвечая на вопросы журналистов, он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.

Доминика и Девы Марии. И я повторяю все время это Анри и он так мил, не сердится, а отвечает: «Ну и что дальше. » По пути в Италию супруги остановились в Кавальере. А Луи Восель (Louis Vauxcelles) описываю работы фовистов бросил знаменитую историческую фразу«Донателлосреди дикарей. » имея ввиду работу скульптура эпохи Возрождения, которая находилась в том же зале.

Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Картины его даже находили покупателей. Прим.

Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.

Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матисс писал: «Черный – это тоже цвет». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.

Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок.

С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Матисс тяжело переживал события тех лет, особенно то, что «люди жертвуют собой, не зная, почему и для чего они приносят себя в жертву». В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все – в Фонде Нольде, Зебюлль). Творчество Винсента Ван Гога очень многогранно. Жил Матисс в это время трудно. Картины Матисса этого периода, в частности Компотница и цветы, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи.

В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.

Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. Его искусство стало суровым, почти аскетичным, однако в послевоенные годы произошел новый поворот. Углы комнаты даёт другим цветом. Необыкновенной силы достигает вэтой картине черный цвет. Среди предметов Матисс изобразил созданную им гипсовую модель скульптуры Мадлен I, впоследствии отлитую в бронзе.

М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.

Блез Паскаль как-то отметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». А художник Андре Дерен (Andr Derain), на которого Матисс оказал большое влияние позже назвал цвета фовистов «динамитными шашками». Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952).

Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Они представляются поистине монументальными.

В частности, к его первым шагам в искусстве очень неодобрительно отнесся Андре Жид. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже.

Однако молодой художник не пожелал идти проторенным путем. Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. «В Матиссе — ничего, ровно ничего, кроме нахальства», — возмущался он.

Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.

Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. «Я все время повторяю себе: я в Италии. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса.

В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Впрочем, не без трудностей.

Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В 1908 опубликовал Заметки живописца". «А вот извольте ли видеть, я вам скажу: один сумасшедший писал, а другой его купил» «Развесить у себя в доме столько невыносимых по наглости вещей. » — не скрываясь, злословили на светских раутах «ценители живописи».

В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).

Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. Никаких неожиданностей в сюжете, он абсолютно обычный, а зрители не могут оторвать глаз от этой работы. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Поль Сезанн. Все люди на картине находятся в неподвижности. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.

Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). Матисс с женой посетили также Венецию. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.

В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Такой, какой был у Матисса в его доме. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна.

Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Поначалу и широкая публика и известные русские художники приняли Матисса в штыки.

Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1927 получил премию Карнеги. Сам Матисс отмечал в одном из своих писем: «. 260 х 389 см.

Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Позднее картины Матисса начали скупать американские коллекционеры. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.

«Парижский танец» известен в трех вариантах. Это восхищенное настроение легко и непринужденно передаётся и зрителю. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли.

Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1917 обосновался в Ницце. К этим людям, тайком занимавшимся вскрытиями. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).

Совершил поездки в Италию (1907). Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Существуют лишь предположения искусствоведов.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Ковёр на этой картине – реальный.

— Он заехал сюда со своей женой, направляясь в Италию. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде.

Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Разумеется, это иллюзия. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.

Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Художник и раньше знал о существовании разных путей, ведущих к одной цели. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.

По замыслуМатисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо. Тогда было много американских студентов. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). К этому и вернулся Матисс, словно устав от поиска новаторских средств выражения. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.

Время от времени кто-нибудь из студентов обращался к Матиссу с какой-либо фразой, абсолютно непонятной из-за дурного произношения Матисс понимал ее превратно и приходил в ярость несчастный иностранец вынужден был приносить извинения и учиться пристойно произносить слова. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Речь идет о фовизме.

Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.

Марокко (1912, 1912-1913). Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».

Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино.

Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Преимущественно изображаются объекты повседневной жизни, характерные для времени, в котором творит художник.

Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Гертруда и Лео Штейн (Gertrude and Leo Stein) купили работу художника«Дама в шляпе», портрет мадам Матисс.

Впрочем, не видя в преподавании своего призвания, он вскоре его оставляет. Эта картина была как раз самым яростным объектом насмешек. Матиссу было около тридцати лет, когда после появления его картин на выставках Национального общества изящных искусств он заслужил некоторое признание.

Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.

К 1914 году в особняке Щукина было собрано уже 37 полотен. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены. Через два года Матисс выставляет картину Роскошь (Париж, Музей современного искусства)— свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. Холст, масло.

Анри Матисс. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских.

Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.

по-моему, эта картина – самая выразительная с точки зрения колористического решения из того, что я сделал». Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).

Сам Матисс отмечал водном изсвоих писем: «по-моему, эта картина самая выразительная сточки зрения колористического решения изтого, что ясделал». Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина начерном мраморе», написанный вНицце втот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

Ж. Помпиду). Там начался его отход от техники дивизио-низма. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Ж. Помпиду).

Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Тема панно — танец. Холст, масло.

В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Впрочем, пребывание в мастерской Моро было недолгим. Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. Он знакомился с художниками разных стран. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В колористическом и ритмическом решении натюрморта ковру принадлежит основная роль.

Все студенты были в состоянии такого нервного возбуждения, что часто случались взрывы. »В начале лета 1907 года (в предыдущем, 1906 году художник побывал в Бискре) Анри Матисс без всякого энтузиазма отправился в путешествие по Италии. Помимо живописи занимался графикой, скульптурой, книжной иллюстрацией, театральными декорациями и монументальными росписями. Будучи сыном банкира, Сезанн мог иметь безбедное и обеспеченное будущее – при условии, что посвятит себя продолжению бизнеса своего отца.

С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Так и случилось. Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина на черном мраморе», написанный в Ницце, в тот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. Большинство предметов на полотнах очерчиваются мягкими, округлыми изогнутыми контурами, которые визуально кажутся упругими. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.

Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм». Яркие цвета картины создают приподнятое, радостное настроение. Гертруда Штейн, которая сталаодним из основных будущих почитателей его таланта, описывала обстановку на выставке. Люди, буквально, смеясь пытались поцарапать холсты. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1911-м году по приглашению Сергея Щукина художник посетил Санкт-Петербург и Москву.

В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.

Доминика и Девы Марии. Позднее ему удалось попасть в мастерскую Гюстава Моро, тонкого живописца-поэта и тот сумел угадать дарование ученика и расположить его к себе. Более он сюда не приходил. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.

Эта дружба в его судьбе значила многое. Щукин считался одним из основных заказчиков Матисса и обладателем лучших его работ. Предметы так же трудно воспроизвести, как и античную статую. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. А знаменитые натюрморты с подсолнухами (многие из которых он написал, чтобы порадовать своего друга Поля Гогена) и по сей день можно видеть на открытках, плакатах и популярных для украшения интерьера постерах. Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок.

Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Его подкупал проницательный ум русского собирателя, его тонкий вкус и он вспоминал о нем с большой теплотой. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.

Благодаря этой поддержке к малоизвестному мастеру пришла настоящая слава. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью.

Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета. Импрессионизм очень впечатлил Матисса. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. В записях Сары Стейн следует отметить следующую выдержку, относящуюся к still life, так нелепо называемому во Франции натюрмортом:1«Что касается натюрморта, то живопись состоит в окрашивании предметов, выбранных художником для своей композиции, с учетом различных качеств тонов и их отношений. Когда глаза ощутят усталость, когда все отношения покажутся нарушенными, посмотрите на какой-нибудь один предмет «Но эта же медь желтая. » Тогда откровенно кладите желтую охру и исходя из этого, согласуйте остальные тона. Скопировать предметы, составляющие натюрморт, ничего не стоит.

Его жена вынуждена была открыть магазин мод.

В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству. Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.

В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Позднее, правда, Репин признавал, что Матисс, хотя и «грубо, неверно, неуклюже», но «очертя голову лезет к живой черте». Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Натюрморт с яблоками и персиками можно было продать куда успешнее, чем натюрморт с рыбой.

И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.