Медный Всадник Иллюстрации К Поэме

Иллюстрации к поэме «Медный всадник». Иллюстрация к поэме «Медный всадник».

Книжная графика : Медный всадник

Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. 1). Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ».

Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие.

В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». входил в состав художественного объединения «Маковец». С. Пушкин. Мы видим момент движения, когда Евгений и всадник пересекаются на одной прямой линии перспективы, представляя полную противоположность в своем направлении. С. Пушкин.

Иллюстрация к поэме 
Пушкина «Медный 
всадник» работы

Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» работы Александра Бенуа

«Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». стоит обратить внимание на повторяющийся мотив, включающий персонажей итальянского театра масок, с помощью которых художник передает действенный танец с огромной ролью мимики и жеста. Здесь проявилась любовь А. Бенуа не только к старинному быту, но и зоркость взгляда художника, умеющего в живой жизни подметить ее характерные штрихи. Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица.

В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения.

Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Приложение I, рис. Можно утверждать, что глубина проникновения в текст, его истолкования зависят от величины художественного таланта, коим в полной мере обладал Бенуа. Волны как будто мирно стелются у его ног.

Описание и анализ 
иллюстраций к медному 
всаднику в изданиях

Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов

Петербург смело можно отнести к героям произведения. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Щёголев. Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра.

Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. В 1916, 1921-1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками и уже в этом окончательном виде увидел свет. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему.

В 1920-е гг. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности»19. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства».

Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения»10, то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Художник пишет: «. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Евгении.

Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии»20. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего.

Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Она находится ближе к зрителю. В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу.

в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры»3. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля».

В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Но существовали и другие мнения.

Иллюстрации к поэме 
«Медный всадник»

Иллюстрации к поэме «Медный всадник»

Тот же мотив повторяется несколько раз. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь».

«Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. 4), то она кажется эмоционально бледнее. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов.

А работы 1905 года повторил почти без изменений. Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И.

книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Верещагина А. Н. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Рисунки разных размеров, форм и пропорций он расположил то горизонтально, то вертикально, каждый раз придавая развороту зрительное разнообразие.

Эскиз иллюстрации 
к поэме Медный всадник

Эскиз иллюстрации к поэме Медный всадник

живописи, скульптуры и архитектуры». Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ).

За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией».

С 1899 года жил в Петербурге. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Особенностью творческого замысла Бенуа было построфное иллюстрирование, строгое следование Пушкинскому тексту.

Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна.

В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»).

Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия.

Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. Цветовая гамма рисунков достаточно монотонна, скупа, тем самым рельефнее обозначая внутренние переживания Евгения, драматичность событий. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А.

Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией»12. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования.

Все книги про: «иллюстрации 
к поэме медный»

Все книги про: «иллюстрации к поэме медный»

Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года.

Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы». В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Анисимова. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра.

В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»2. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса»9.

Но существовали и другие мнения. председателя Кружка В. А. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства»1. Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ.

Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. 73, с. : цв.

Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии.

Бенуа Александр 
Николаевич (иллюстрация 
к поэме «Медный

Бенуа Александр Николаевич (иллюстрация к поэме «Медный всадник»)

Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже.

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «.

Эта серия так и не была напечатана. Слишком похоже на прежний»13. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. »15.

«Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей 1902-1903 гг. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие.

Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер.

Иллюстрации Александра 
Бенуа к поэме Медный 
всадник

Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник

Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний»8. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.

Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах.

Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. Графический язык современной русской книги, как представляет ее себе художник, должен быть прежде всего национальным. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.

Бенуа много работал с книгой. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». Добужинский). Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году.

Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику

Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Печаталась она в Государственной типографии им. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. 5 и 6): одну в 1903 году и следующую, куда более острую, о которой только что было сказано выше – в 1916-м.

Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг.

«Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. Особенностью иллюстраций является сосуществование разных графических стилей — цветные литографии перемежаются графическими заставками, акцентирующими финальные эпизоды каждой из частей. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св.

До чего ты довел мою Россию. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Иллюстрации приобрёл С. П. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения.

Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен.

Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923.

Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом»13. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14.

В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Особое развитие получает тема ряженых – в ней открывается жажда многообразия, тяга к разноплановости человеческих проявлений. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.

И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность.

Рисунок акварелью 
собирателя открыток

Рисунок акварелью собирателя открыток

Акад. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). ил., 1 л. фронт, (ил. ). 35x27 см. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника.

Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. »16. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком»17.

Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Сочинения» (т.

Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Летом он вернулся в Петербург и с энтузиазмом, вызванным отсутствием других дел, докончил серию из 33 рисунков тушью с акварелью. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Приложение I, рис. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони.

Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность.

Бенуа чрезвычайно остроумно изобразил бюст Хвостова, покоящийся на облаке с нарочито величественным видом, окруженный сияющим ореолом, с тетрадью и пером в руке. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще.

Любопытно, что Максимилиан Волошин указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине с лицом самого Бакста. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду.

Пушкина. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций.

В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. Такой техникой была ксилография.

Особенно излюбленной стала тема царских шествий. А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Вечно только одно искусство. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства».

Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. (1904. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Россия стояла накануне великих перемен.

На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. В последние годы работал над мемуарами. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса».

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Евгении Красного Креста. Так описывает Бенуа решение своего замысла: «Задумал я эти иллюстрации в виде сопровождающих каждую страницу текста композиций.

Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Тираж 1000 экз. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую.

Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Голике и А. И.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. Художник пишет: «. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь».

Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. »6.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях»14. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет.

Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени»18, однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются.

Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды.

Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. 1). Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично.

Другие картины художника 
– Александр Бенуа

Другие картины художника – Александр Бенуа

Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства.

Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования.

Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Так, мы можем говорить об обоснованности различных недоговоренностей, либо привнесении новшеств со стороны художника. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «.

Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой.

Прозрачный сумрак, 
блеск безлунный,

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Россия стояла накануне великих перемен. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году.

Т. е. Все люди смертны. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя.

Их спины лучше всякой мимики повествуют о том, что сделать ровным счетом ничего нельзя, но при этом утверждают свою значительность. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Приложение I, рис.