Медный Змий Ф А Бруни

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».

После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине – единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году.

Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Все они спешили к медному змею. Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве».

В 1839 году в письме министру императорского двора Петру Волконскому он жаловался на трудное материальное положение из-за того, что ему перестали платить жалованье. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня.

Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. Перед нами множество людей, стремительно бросившихся к Медному змею или же при виде живых змей в ужасе бросающихся в сторону. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане.

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Федору Антоновичу было грех жаловаться. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу – то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова».

10 фактов о картине 
Бруни «Медный змий»

10 фактов о картине Бруни «Медный змий»

Поскольку сам художник в тех местах не бывал, весь ландшафт был написан им по воображению— и скалы и горы и земля и небо. В Италии Бруни создает множество религиозных образов. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена».

Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины.

Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета. Помогло, кстати, не всем. Некоторые потрясены гибелью близких людей, кто-то молит Бога о прощении, а кто-то проклинает его и Моисея. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров – за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа и молят об избавлении от напасти.

Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»).

Русский художник, выходец из семьи художника. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий».

Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы.

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. В окончательном варианте картина представляет собой громадную многофигурную композицию, в которой трудно выделить какого-либо главного героя.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти14. Его нет долгое время, в лагере начинается паника. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину».

Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями.

Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком.

Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41.

Символ Спасения 
или Чем медный змей 
лучше золотого тельца

Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца

Иванова и В. К. Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. Но одна картина заслонила все эти шедевры.

Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник.

Бруни Федор Антонович 
Медный змий 1826 
-41 Холст

Бруни Федор Антонович Медный змий 1826 -41 Холст

К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1.

Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Если нет, то мы взбунтуемся. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. В 1836 году автор вернулся в Петербург, чтобы получить звание профессора Академии художеств. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России. Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона.

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Все больше и больше художник тяготеет к библейским сюжетам, которые вдохновляют его и помогают раскрыться его таланту живописца.

В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Сам Бруни говорил о том, что девочка – сирота, вот таким образом некому о ней позаботиться и толком объяснить, что происходит.

Медный змий (картина 
Бруни) — Википедия

Медный змий (картина Бруни) — Википедия

Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале» – Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе.

В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину». При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия».

Двенадцатилетний труд погиб. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Только после этого самодержец изменил свое решение и распорядился возобновить выплату окладов.

Ведь именно им Бог дал скрижали Завета именно они начали создание еврейского народа, как единой силы, преданной Единому Богу. Некому позаботиться об их спасении, но, находясь на первом плане картины, эта группа, вернее только оставшаяся в живых девочка, взывает о милосердии и помощи к зрителю. Художник завершил свое творение в Риме. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»).

Егорова, А. И. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию – несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Их работы стали пользоваться хорошим спросом. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности.

Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали. Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. В 1846 году Бруни возвращается в Россию, теперь уже в звании профессора живописи 1-й степени.

Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор».

С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда.

Общественный центр 
ИППО по защите христиан 
на Ближнем Востоке

Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Сурово выглядят и сам Моисей, охваченный пророческим порывом и выступающий слева от него Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники-левиты. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». Сначала полотно экспонировалось в Риме. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26.

К тому времени увеличилась его семья – родился сын Александр. К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.

Напишите отзыв о 
статье Медный змий 
 (картина Бруни)

Напишите отзыв о статье Медный змий (картина Бруни)

Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа». Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Сначала полотно экспонировалось в Риме. Умер старший брат Моисея Аарон. Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане.

При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор».

После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. В центральной части картины— бьющийся в агонии от укусов змей молодой мужчина атлетического сложения. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор».

Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. Вот таким образом неудивительно, что за попыткой переворота последовало Божье наказание, причем достаточно изысканное: дождь из ядовитых змей.

Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. Был консулом и отец художника, Антонио.

Отрывок, характеризующий Медный змий (картина Бруни)

Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. Единственное, что мог предложить искушенной столичной публике художник, это эскизы к величественному полотну. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном – жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей.

Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». Созданный им огромный многофигурный холст, одна из самых больших картин в истории русского искусства. Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания».

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Взглянув на Него, останется жив

В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. Учился в Академии художеств у А. Е. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение.

В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Егорова и В. К. Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий».

Русский музей Дополненная 
реальность

Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями.

Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. Фёдор Бруни работал над картиной около пятнадцати лет2, при этом самый ранний эскиз на эту тему был создан в 1824 году6. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме.

Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. На лице юноши – выражение смертельной муки. Колоссальная по размеру картина исполненная сумрачного романтического пафоса, – одно из последних наиболее значительных полотен академического искусства эпохи классицизма, работа над которым шла в течение долгих лет. Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. Цецилия», «Св. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма.

Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Если нет – мы взбунтуемся». После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.

Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». 1. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи».

Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. 3. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов.

Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа». Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Но завоевать ее Бруни не удалось.

Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. На счастье слухи оказались ложными. Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел.

В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м.

Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли. Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела. Передний план левой части полотна по ходу работы над картиной претерпел значительные изменения.

Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Чем же так уникальная эта картина. Многие, как метко и едко сказал про них А. С.

Что привлекло художника в этом сюжете. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики – жены Бруни. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. У каждого была своя келья.

Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). 5.

Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе.

Им уже кажется, что нет конца их путешествию. После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет.

Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Небо – в суровых и мрачных тучах. Когда евреи просят сделать золотого тельца. Со временем состав братства менялся. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Брюллова.

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» – Книга Чисел, глава 21, 8-9 стихи. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма.

Шебуева. Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена».

Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности. Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме. Их жизнь была жизнью верующих, чрезвычайно не похожей на жизнь многочисленных римских колоний художников. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы».

Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. Этот образ появляется не случайно. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. Если нет – взбунтуемся. Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются.

Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Ведь ему предстояла поездка в Италию. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. Стоит признать, что художнику это удалось.

В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов.

Бруни работал над ней в Италии, с перерывом на два года, когда ему пришлось вернуться в Петербург для преподавания в Академии художеств. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Тем не менее сначала Николай I отказал, повелев приостановить выплаты до возвращения Бруни в Россию. В 1807 году семья переехала в Петербург.

Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. Когда Моисей отправляется на гору Синай. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи.

В 1838 году мечта художника сбылась. В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П. Сначала полотно экспонировалось в Риме. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж – на её лице «уже просиял луч исцеления». С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу.

Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких.

Многие художники женились и покинули монастырские стены. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43.

А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».

Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3. Весной 1820 года по приглашению княгини 3.

В общей панике и суматохе чрезвычайно чадолюбивые евреи просто не замечают этих двух детей. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других». Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22.

Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам.

Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. В 1807 приехал с отцом в Россию. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт – по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению.

Шебуева (1809-1818).