Менины Диего Веласкес

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля.

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Загадка заключается в другом. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Но что он рисует. Но вот зеркало В черном зеркале отражается одна свеча. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Деог был старшим из восьмерых детей в семье.

Рядом степенно выступает уродливая карлица. Куда больше распространены две другие точки зрения. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине. Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  3. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  4. «Менины» Веласкеса: картина о картине
  5. 5 главных картин Диего Веласкеса
  6. Невообразимый эксперимент Веласкеса

Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

Так нет же – автор полез в портретисты. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Но художник испугался своей смелости. За пределами холста или внутри него.

Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.

Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

  1. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. «Мы не зрители, мы участники действия»
  4. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

И в этом особенный трагизм. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Скорее всего это портрет королевской четы.

В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне. Рубенс только собирался писать свою Венеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами Обратите внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером, скрывая ее улыбку за прической старухи.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615).

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Но здесь возникают новые вопросы. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин».

  1. Словари и энциклопедии на Академике

В «Венере с зеркалом» (ок. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В таком наряде, весящем несколько килограммов инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела. Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом.

Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы.

Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Это ребёнок, лишённый детства. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом. А как все начиналось. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Это великолепное разнообразие находится в прямой зависимости от света и цвета, которые характеризуют каждого, расставляют необходимые акценты и вместе с тем всё объединяют. На редкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670) малоизвестного голландца Франса Миериса.

Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.

«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Ведь все изображенные персонажи группируются в нижней половине холста, а верхняя его половина отведена изображению погруженного в тень потолка и стен с едва различимыми полотнами. И вот вырвалась наружу. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»).

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Это Веласкес. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Не стал исключением и Диего Веласкес. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом.

– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.

Центральным образом, главным героем картины, если можно так выразиться, является сама Живопись. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Итак, время действия – 1656 год. Но не это главное в полотне. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

На это указывает отражение в зеркале. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Но это спокойствие весьма обманчиво. Но что он рисует. Всё правильно.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Инфанта, напротив, ярко освещена. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Так это их изображает Веласкес.

Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615). Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Они видны в зеркале на заднем плане картины, причем, это единственная картина Веласкеса, на которой венценосная чета изображена вместе. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.

Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало. Полотно Жоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную «зеркальную» реальность, реальность XIX – XX вв. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса. В этой церемонии главная роль отводилась менинам – юным фрейлинам инфанты, выбранным из знатных испанских родов.

Ему 57 лет. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Раскрывая смысл происходящего, он соблюдает нормы этикета и вместе с тем прибегает к иносказанию, к средствам эзопова языка. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.

На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы53. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций.

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Как же не до зеркала при такой-то позе.

Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ). Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. А между тем, с позой-то полный конфуз вышел.

По мнению критиков Снайдера и Кона зеркало необходимо художнику для отражения не королевской пары как таковой, а искусства самого Веласкеса, превосходящего реальность и имеющего большую значимость, чем несовершенная человеческая природа27. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.

Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.

Но смотрит и художник. При экспертизе 1747—1748 годов картина была указана как недавно восстановленная, с утраченной после пожара оригинальной рамой. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

Есть и философские интерпретации. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Короля и королевы не видно. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного.

В это трудно поверить, но факт остаётся фактом: на протяжении 200 лет о существовании картины знало считанное количество людей. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Полотно хранится в мадридском музее Прадо.

Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Фигура карлицы.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Именно тихо. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену.

Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

А почему в мастерской находится инфанта. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Здесь этот оксюморон вполне уместен. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс).

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.

Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Разумеется, нет. Это привело к инцесту внутри семьи. Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника.

С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Но, может быть, это «Менины». Вдали виднеется фигура гофмаршала. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Картина хранится в мадридском музее Прадо.

Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Загадок оно не загадывает. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.

Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Ей всего пять лет.

А с другой – сам бросает вызов богам. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

Однако ни один художник не станет работать в темноте. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. И творчество побеждает.

Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше.