Менины Веласкес Описание Картины
«Менины», Диего Веласкес — описание картины
Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. С. 34). Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
На это указывает отражение в зеркале. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. С. 39). Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.
Он выступает таким резким силуэтом на светлом фоне двери, что глаз зрителя, минуя фигуры переднего плана, невольно стремится к нему. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Однако происходившая в 1643 году осада Мадрида дала Веласкесу возможность наладить отношения с королем: он написал портрет Филиппа IV в том вооружении, которое он носил во время осады. Гойя — для того, чтобы продемонстрировать полную Независимость своих освобожденных от придворного пиэтета мысли и кисти.
Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки.
Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Исключение открывает нам причину. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины
Быть может, то, что вижу, — сон. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Искусство вечно.
По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Думаю, невозможно, да и не следует избегать вопроса, почему творчеству художников присущ столь необычный характер, причем так явно выраженный.
А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. С. 330). И ответ напрашивается незамедлительно: они смотрят в зеркало, на собственные свои отражения, а художник фиксирует эту зеркальную видимость, будто подернутую отблесками и таинственными тенями Зазеркалья. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.
Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44.
В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Вы дали себе труд родиться, только и всего.
Менины (картина, Веласкес, 1656)
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. — «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini. Однако и зритель и художник и король — лишь временные субституты единого Субъекта, который изъят.
Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Описание картины Веласкеса «Менины»
Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.
— «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства.
Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Однако это положение требует оговорок и поправок. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Может быть, он сейчас войдет в комнату, может быть, только проследит за тем, что в ней происходит, довольный, что может незаметно что-то подсмотреть. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения.
Фигура карлицы. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.
Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Разумеется, нет.
Загадки картины Веласкеса Менины 1656
С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Он нравственно уничтожил саму концепцию этого характернейшего порождения сословного общества. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Итак, время действия – 1656 год.
Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
«Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны.
«Менины» Веласкеса: картина о картине
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Но что он рисует. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе.
Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале.
Известные картины Диего Веласкеса
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Изящен жест, которым Веласкес держит кисть.
В соответствии со своими эстетическими идеалами, которые созвучны обществу, его группам и классам, художники в процессе создания произведений искусства осуществляют отбор и преобразование жизненного материала, данного действительностью. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. С. 39). По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13.
«Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи.
Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.
Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин».
Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
- 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Одна нога на ступеньке, тело, полностью данное в профиль, — непостижимый пришелец застыл в равновесии, на мгновение, прервавшем его движение вовнутрь или наружу.
Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43).
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Самое интересное в виде мозаики
Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Этим объясняются магические манипуляции с восковыми подобиями человека, а в более поздний период — с его фотографиями. Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.
- «Мы не зрители, мы участники действия»
- Сравнение изобразительных средств
- «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
- Словари и энциклопедии на Академике
Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Оба поворачивают культуру лицом к реальности. Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Но смотрит и художник.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Столица открыла ему новые возможности. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
М., 1995. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Это его единственный достоверный автопортрет. Зритель видит, что его незримый облик стал видимым для художника и воссозданным в окончательно невидимом для него самого образе. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».
(Колпинский Ю. Ф. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Филипп IV хотя и отличался изящной фигурой, однако, его голову, вероятно, было ужасно трудно писать не только из-за невыразительности черт лица, но из-за странной формы лба. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Четко рассчитанный технический прием нарушения границы может создать психологический эффект, в чем-то подобный эффекту медитации.
Гойя был назначен первым художником короля – наиболее высокая честь для испанского художника. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Слева от этой группы два карлика: Мария Барбала и Николасито Пертусато, толкающий ногой спящую собаку.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Я никому не прислуживаюсь.
Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. По контрасту с ней её младшая дочь, донья Мария Исабель, напоминает ангела, её платье, драгоценности и глаза – такие же как у матери, но она излучает нежность и обаяние юности, что свидетельствует не только о её невинности, но и о неизменной симпатии Гойи к детям. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.
Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации.
Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. И творчество побеждает. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Инфанта, напротив, ярко освещена. Её головка приходится строго в середине огромного полотна.
Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. La carta del navegar pittoresco.
Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности.
Вся картина построена на парных противопоставлениях. Я себе, — пишет он другу в том же году, — действительно налаженную жизнь. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». 1 – инфанта Маргарита.
Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире.
И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Эта техника известна также как «эффект Дросте». И создается впечатление, что свет на своем пути проходит через толщу воздуха, который и воспринимается благодаря этому как видимая материя, объединяющая фигуры, предметы и пространство в единое целое.
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Периодическими импульсами воспринимала она фламандские и итальянские веяния, перерабатывая их почти всегда неуклюже.
Это сцены из жизни простых людей. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же.
Я никому не прислуживаюсь. Наконец — и это является третьей функцией зеркала, — оно располагается рядом с дверью, которая раскрывается, подобно ему, в задней стене на картине. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. Но он по-прежнему одинок. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов.
Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.
Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха.
По мнению критиков Снайдера и Кона зеркало необходимо художнику для отражения не королевской пары как таковой, а искусства самого Веласкеса, превосходящего реальность и имеющего большую значимость, чем несовершенная человеческая природа27. Поразительна ясность, с какой Веласкес уже в юности видит значение живописи в своей дальнейшей жизни. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи».
Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи.
Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной).
Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века.
Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе.
Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. С. 34). Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19.
С. 330). В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. И творчество побеждает. Карликов писали в Испании и до Веласкеса. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). В «Венере с зеркалом» (ок. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена.
К нему мастер обращался и ранее. СПб., 1994, с. 42). Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко.
У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Она искусно построена и создает впечатление торжественного выхода королевы, обнимающей младшую дочь — одиннадцатилетнюю Марию Исабель и держащей за руку младшего сына — шестилетнего Франсиско де Паула. Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания.
СПб., 1994. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. СПб., 1994.
3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».
Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Ему 57 лет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». К нему мастер обращался и ранее. У Гойи нет героя, его герой — сама картина, то есть, сам визуальный язык.
Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43).
Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. С. 41).
По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Афина и Арахна. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Слева на переднем плане инфант Фердинанд.
Она может сколько угодно вертеться, демонстрируя роскошное платье, а особенно бриллиантовую стрелу в своей прическе — недавний подарок Годоя, знак достигнутого в конце 1800 года примирения королевы с ее неверным любовником. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Эти бледные, крошечные силуэты в зеркале противопоставлены высокой, крепкой фигуре человека, возникшего в дверном проеме. От нестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается в ту тень, которая окутывает фон портрета он отдыхает на картинах, уходящих куда-то ввысь позади королевского семейства, а затем концентрируется на прежде почти неприметном лице художника, глядящего прямо на нас поверх голов венценосных моделей.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.
Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи.
С. 219). Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи.
– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.
6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.
Лица обеих групп реальны. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Гойя — сложный и очень неровный художник. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, — с его покровителем.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».
В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
Venezia, 1660, p. 58). Совершенно по-новому понимает свою задачу Веласкес. «Он — гений неучтивости» (Там же. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. С. 329), но здесь и зритель. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Она вызвала на состязание Афину. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
И вместе с тем он возвеличил повседневность, представив ее приподнято — монументально, в виде сцены, на которой присутствует король. Восприятие жизненных противоречий носило у Гойи характер стихийного протеста против социальной несправедливости, преломляясь через призму глубоко личного, субъективного переживания художника. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.
2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Тут мы видим, что левая половина его лба была чрезмерно выпуклой и искажала пропорции лица. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Собственно, картиной следует считать пролёт, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала дон Хосе Нието. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.
Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, вареную физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи — одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семейки. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Было ему тогда двадцать три года. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же.
Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего.
был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).
Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Короля и королевы не видно. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства.
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Вы дали себе труд родиться, только и всего. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев.
Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. За пределами холста или внутри него.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». Наконец таинственная игра его волн вызывает уже отмеченные метаморфозы главных персонажей картины — превращение короля в огромное ракообразное, королевы в жабу, старшей инфанты Марии Хосефы в подслеповатую птицу и т. д. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму.
А с другой – сам бросает вызов богам. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Но делают они это с противоположным смыслом. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».
Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
И все же оно нарушено. А почему в мастерской находится инфанта. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. В эту картину посторонним вход решительно воспрещен она как бы живет сама по себе, вернее, — наедине с самой собою.
В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Известно его понимание живописи, подтверждение которого не составляет труда, настолько оно прямолинейно, постоянно и ригористично. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Оба поворачивают культуру лицом к реальности.
Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.
Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Если закрыть узкую полосу в верхней части картины и превратить ее в квадрат, можно убедиться, насколько важны эти соотношения.
«Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Однако это положение требует оговорок и поправок. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.