Михаил Врубель Царевна Лебедь
«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Александр Сергеевич гордился тем, что в «Сказке. » лишь в одном слове («флот») использовал букву Ф. «Царевна-Лебедь»— картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
Картина Михаила Врубеля «Царевна-лебедь»
А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ. У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поёт, как человек», – сказал художник. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленнаясюжету сказки Пушкина с одноименным названием.
Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Художник и певица обвенчались в том же году.
Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь».
Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу.
Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель.
Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Так оно и есть. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля.
И какой облик. Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов.
Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль.
Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ». Но это неправда. Сильное, грозное произведение. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.
После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Шикарен перьевой наряд Царевны. Твердость и верность настоящей любви, тайные чары колдовства, вечная и могущественная сила добра, все вписалось в этот чудесный образ, отличающийся особой величавостью и красотой.
Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Под фатой виднеется темная густая коса.
Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)
Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет.
Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Не может или не хочет, мы этого никогда не узнаем, а может, я ошибаюсь в своих мыслях. «Голос ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок.
На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение.
Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3 класс
Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Премьера состоялась 21 декабря. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Это полотно никого не оставит равнодушным, кто хоть раз на него смотрел. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. И какой облик. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Ощущение невероятной благости разлито в холсте.
Мне в ее глазах видно желание вернуться, что-то вскрикнуть, но почему-то она этого не делает. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Композиция картины построена таким образом, что у зрителя появляется ощущение, будто он заглянул в сказочный мир, в котором видит волшебную девушку-птицу, которая вот-вот исчезнет.
Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. По другой версии, Царевна-Лебедь написана с другой женщины. Полотно просто удивительно. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить. На лице можно прочесть грусть и одиночество.
Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание.
Есть также и версия, согласно которой, художник не захотел изображать кого-либо из артистов оперы, а изобразил свою «Царевну-Лебедь» с выдуманным им самим обликом, чтобы это было отдельное и самостоятельное произведение. После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Опираясь на былину, легенду или миф, художник создавал свои собственные образы, свой красочный и напряженный поэтический мир, который полон таинственности и красоты. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя.
Царевна-Лебедь— существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии— тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая.
Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. Судьба Врубеля была очень не простой. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Сочинение по картине Царевна лебедь Врубеля 5 класс
Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем.
Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. Ее наряд больше похож на свадебный. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники.
Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.
И сколько любви было в этом пении. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Царит полный покой, все как – будто заколдовано. Царевич Гвидон спас ее от злого колдуна, она стала женой Гвидона и все устроилось к общему счастью.
Сочинение-описание картины Царевна-лебедь
Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. И свою картину художник сначала назвал Сатир. А ее облик заставлял только восхищаться. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы.
Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Душа сказки сливалась в нём с душой человека. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5.
Это неслучайно.