Михаил Врубель Снегурочка Описание
Сочинение-описание картины Врубеля «Снегурочка»
17. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Это заявление можно оспорить. Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю.
описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
- Снегурочка, Михаил Врубель, 1890
- Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Глава пятнадцатая РИМСКАЯ СНЕГУРОЧКА
- Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия
Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором Натурфилософия лучший ответ это ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». А где же. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. На звание родового гнезда дочери Мороза и Весны претендуют два места. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
- В 1898 году Врубель создал образ Снегурочки для декоративного панно в
- Михаил Врубель Снегурочка Описание
- Снегурочка в живописи русских художников
- Образ Снегурочки от древних времен до наших дней
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Врубель начал трудиться у Риццони. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Михаил строил планы.
- Картина Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Самое интересное в виде мозаики
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Любовь Григорьевна Столяренкова
А где же. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Противно даже опровергать. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное».
Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. На звание родового гнезда дочери Мороза и Весны претендуют два места. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале».
- Всемирный подниматель настроения)))
Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее». Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель».
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». – Однако опасения оказались преувеличенными. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Прошение было удовлетворено157. 8.
Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. 13. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони. описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Но разве он не знал, каким событием явилась для молодых россиян Ильи Репина и Василия Поленова их встреча с самим Доменико Морелли, смелым на баррикадах и в красках его палитры. Работа не привела к улучшению. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем.
Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз».
Для Надежды был чужд такой образ, она чувствовала некоторое неудобство и стеснение. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Снегурочка с ним не живет. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки. М. Ф.
Она у него будто маленькая прекрасная девочка, которая прощается со своим домом и зная на перед, что случиться, наслаждается зимней красотой в последний раз. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине».
Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Говорят, она слеплена из снега И тает от любви.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. Конфликт разгорелся из-за Морелли.
Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Индивидуальные подходы не обсуждались. А. Врубелю». Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. А еще немного открыток или иллюстраций. В основании успеха чутье Мамонтова, который дружески, но твердо поручил писать декорации, придумывать костюмы недавно примкнувшему к кружку, понятия не имевшему о театральном искусстве застенчивому вятичу Васнецову. Какая дивная, тонкая изящная музыка.
Врубель охотно принял вызов. Врубеля не тянуло улыбнуться. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Оба мы все так же мучимы искусствами. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Она одета только в белые одежды.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места.
И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52. Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Нет, не стоит писать. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. 2. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. 16. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине».
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там.
Художник Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921 Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. 12. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки». В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli». Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии.
В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов.
Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Сон как будто бы стал продолжительнее. 4. Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр. Представители рода Врубелей (от польск. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli». С Врубелем диспозиция была иная. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Тут же совсем другая история. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать.
Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. 11. И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Гензель и Гретель28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля.
Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. 5. И всё шло хорошо. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
6. Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5).
Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Когда всё только- только просыпается. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями.
Родилась она в имении Щелыково Костромской области. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Темп существования переменился. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
7. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Но, несмотря на это, она их надевала и с гордостью носила творения своего супруга.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
15. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина.
Снегурочка с ним не живет.
По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти.
Кирилле», «Св. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. Темп существования переменился.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. У меня меньше веры и есть уже покорность, что если и из этой последней попытки ничего не выйдет, то нужно оставить все и стараться своим существованием по меньшей мере не мешать и помогать жить другим. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы.
Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Причем весенний восход. Врубель начал трудиться у Риццони. Необычайно красивые глаза кудесницы добавляют волшебства образу. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко».
В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. 14. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое.
Ветки пушистых елей припорошены легким снежком. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Грезился простор. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Художник В. М. Васнецов Заречная слободка Берендеевка Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (на сюжет одноименной сказки А. Н. Островского) В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
В Италии ему уже не сиделось. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. 910. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока.
Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования.
В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Это самое начало весны. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. 18. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). И всё шло хорошо.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Но наиболее удачным полотном с применением данного образа считается «Снегурочка». Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Позади ее белоснежный бор.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Савву похоронили на Байковой горе.
А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно «Снегурочка», написанное в 1895г (рис. 2). Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. И однажды вышла к ним из чащи. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
«Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Вдохновительницей образов художника является актриса Надежда Ивановна Забела. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. 4, рис.
Это самое начало весны. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. Актриса изображена в образе Снегурочки, на ее лице видна слегка томная улыбка. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился.
Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». Сравнивая 3 образа 3 великих художников можно сказать, что образ Снегурочки останется вечной темой, над которой можно рассуждать смотреть с разных сторон. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Кушает хорошо— и в своё время. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. 1. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит.
Он сам пишет о том, что великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть.
Через несколько дней он полностью ослеп155. С каждым разом гардероб Музы увеличивался. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
3. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами.
Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Врубеля не тянуло улыбнуться. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка.
Снегурочке не страшен мороз, поскольку она является хозяйкой этого сказочного леса. 5). И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Так что вместо смешков лишь вечная признательность.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. 19. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Кирилле», «Св.
«Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. Там писатель и придумал новый сюжет для известной всем сказки.