Минины Картина Веласкеса

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен».

По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Разумеется, нет. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

История одной картины: 
«Менины» Веласкеса

История одной картины: «Менины» Веласкеса

Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Загадка заключается в другом. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

За пределами холста или внутри него. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале.

Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. И творчество побеждает. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

«Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Два светлых пятна на полутемной стене: открытая дверь уводит вдаль, за пределы сумеречного зала, зеркало ловит отблеск из мира, находящегося перед холстом. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. На пути к зрителю, к истинному пониманию возникает призрачное отражение в зеркале – короли как высшая социальная инстанция, отнюдь не являющаяся высшей в собственно духовном смысле.

Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Но не это главное в полотне. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Оба произведения выполнены в разных манерах. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Но даже королевская чета не абсолютна. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения.

А с другой – сам бросает вызов богам. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Среди произведений Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа и Анны, а сведений о нем не имеется и в старинных дворцовых описях. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Она вызвала на состязание Афину. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа».

Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Это сцены из жизни простых людей.

Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Верхняя свободна, более воздушна и легка. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. С точки зрения каждой меняется значение целого. Инфанта являемся функцией короля. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Скорее всего это портрет королевской четы. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. В другом – лицо ребенка превращается в безжизненный белый треугольник, символ гибели любых человеческих чувств в среде, живущей строгими ритуалами. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства.

Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».

Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы.

Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

Но в тихих бюргерских интерьерах, где человек становится стаффажем, замирает всякое действие и этот мотив теряет свою остроту. Инфанта, напротив, ярко освещена. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Картина «Менины» явным образом построена. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Каждая обладает своей правомерностью. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости.

Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Это, конечно, не означает, что для Веласкеса реальность оказалась утраченной, что его мир это всего только призрак, обман зрения.

Лондон. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.

Лицо обрамлено лёгкими прядями волос, отделяющими её от всего прочего на картине свет моделирует объёмную геометрию формы, подчёркивая корсет с лифом и юбку с кринолином тень резко контрастирует с яркой парчой— всё это притягивает к маленькой фигурке основное внимание зрителя. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.

Любопытное о картине 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева

Загадка самой известной картины Кустодиева

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  • Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»

Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.

Это Веласкес. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики

Итак, время действия – 1656 год. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. «Мы не зрители, мы участники действия»
  3. ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  4. Сравнение изобразительных средств

Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия.

Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса.

  1. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  2. Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  3. Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  4. Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  5. Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Но смотрит и художник. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Быть может, то, что вижу, — сон. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины.

Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Все зависит от точки зрения. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Нац. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.

Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин».

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.

В «Венере с зеркалом» (ок. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.

То есть, с одной стороны, художник рассказывает о судьбе династии, которая погибает, так как бросила вызов природе человека и ее запретам общества. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами».

В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). А почему в мастерской находится инфанта.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Короля и королевы не видно. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Нижняя половина картины занята фигурами. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты.

светотенью, красками. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Веласкес отступает от требований иллюзорного правдоподобия и этим в картине создается особый мир. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Прототипы первопланных фигур можно видеть еще в ранних жанрах Веласкеса, с их осязаемо пластическими телами и могучей лепкой формы. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом.

Однако это положение требует оговорок и поправок. И он вложил в свой замысел все свое мироощущение, выразил его своеобразным строением картины, композицией, пространством.

Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Но, может быть, это «Менины». Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Ему 57 лет. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Но здесь возникают новые вопросы. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.

О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. На это указывает отражение в зеркале. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Вся картина построена на парных противопоставлениях. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса.

Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого.