Мишки В Сосновом Лесу Картина
Репродукции картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» были настолько популярны, что сюжет переместился на обертку шоколадной конфеты «Мишки косолапого» в 1896 году.
Утро в сосновом лесу или как мишки стали знаменитыми
Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Потехи ради они перечислили набор признаков, по которым следует определять русский пейзаж. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. Следует заметить, что купецкая натура никогда не изменяла Павлу Третьякову.
Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Недаром знающие охотники зовут его пестуном – воспитателем при младших медвежатах. Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись.
К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Но в конечном итоге медведи не удавались и Шишкин попросил своего друга помочь дорисовать бурых четвероногих. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Итог его пребывания там — пейзаж «Сосновый бор. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году. Но эта история имеет «сладкое» продолжение.
История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. Их дорисовал приятель Шишкина, художник Константин Савицкий. Шишкин продолжил поиски в других губерниях.
К. А. Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени.
В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Выбор встал между медведем, кабаном и лосем. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым.
Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Утро». Каждую зиму медведи приносят одного или двух медвежат. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Третьяков купил этот пейзаж в мастерской Шишкина.
Лось на дереве — совсем неестественно. Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие.
Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь». Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». Вышеперечисленные атрибуты непременно должны присутствовать в пейзажах русских художников. А потом над ними пронеслись другие трагедии.
Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. Известно, что художники любят пошутить над собой. Разногласия у авторов возникли на почве вознаграждения за картину. (На снимке фрагмент картины с увеличенной подписью в левом нижнем углу).
Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889
Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Знакомых у него было много, к ним часто собирались товарищи и между делом устраивались игры и Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества». Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней. А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову.
Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Жена Шишкина посчитала, что полотно без динамики, после чего было решено добавить туда лесных обитателей. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист.
Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Савицкий же рубился за каждую копейку, считал, что за всё надо платить сполна, вот таким образом торговался с Третьяковым насмерть.
Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. 3 месяца художник жил в шалаше, дабы почувствовать единение с природой. Константин Савицкий написал медведей. Они придают картине торжественную атмосферу.
Скипидар. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит».
Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. 90 этих составляющих можно найти в картинахИвана Шишкина.
«Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. На горе обоим мальчик умер в три года. Одна из самых вкусных конфет, сделанная из толстого слоя миндального пралине, зажатого между двумя вафельными пластинами и покрытая толстым слоем глазированного шоколада и получила обертку с картиной Шишкина.
Фамилия этого художника – Савицкий. Один из них – Юлиус Гейс, один из основателей и руководителей «Товарищества «Эйнемъ» (впоследствии кондитерская фабрика «Красный Октябрь»).
Особое влияние оказала на творчество молодого пейзажиста Дюссельдорфская школа, вот таким образом он считается представителем этого направления. Поскольку его участие в картине оказалось значительным, ведь без медведей и картины бы, собственно говоря, не было бы, то Савицкий оставил свою подпись под картиной рядом с подписью Шишкина. На полотне изображена медведица с тремя маленькими медвежатами играющими на поваленной сосне.
На озере Селигер разместился островок Городомля. Савицкий пришел в мастерскую. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку.
Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами.
На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. А вот деревья, растительность он писал блестяще. И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи). - сказал он громко.
А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Когда речь зашла о гонораре, Савицкий рассчитывал на половину суммы. На фабрике «Эйнем» среди всех прочих конфет и шоколада выпускались и тематические наборы сладостей – например, «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара». Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой.
В итоге художник попал в полицию и дело могло бы принять самый серьёзный оборот. Но вот делёжка-то эта приключилась с какими-то курьёзными запинками. Авторы на секунду заглянули в святая святых леса.
Писал он ее в Брянских лесах. Утро в сосновом лесу — одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Ш-н и взял на себя исполнение пейзажа. Наступающему утру по-детски радуются медвежата. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью.
Придя за причитающейся ему суммой к Ивану Шишкину, Савицкий услышал о четверти гонорара. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Утро». Медведица пристально наблюдает за ними, готовая помочь или наказать.
«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина
Вот тут и появляются вопросы. Для своих детей это был самый нежный любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого.
А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. Именно вот таким образом в первоначальном варианте медведи в лесу отсутствовали. Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины. Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста.
Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч). Он был очень прижимистым человеком и часто недоплачивал художникам. Медвежат он нарисовал очень удачно. Таким образом убили мы медведя и шкуру поделили. Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину.
Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой
В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины». Получалось и вкусно и познавательно. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат.
Её главное внимание направлено на маленьких, которые появились на свет в текущем году. Шишкин и Савицкий с тех самых пор, как говорят, раздружились. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Рецепту то уж точно.
А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Кстати, Третьяков недолюбливал Константина Савицкого, считая его слишком корыстным.
Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас. От тоски он даже однажды влип в весьма неприятную историю.
Описание картины «Утро в сосновом лесу»
Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Первозданность природы этого местечка запечатлел Иван Шишкин на картине «Утро в сосновом лесу» Состояние природы, однажды удивившее художника, передается детально благодаря его таланту. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося.
Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. И вот теперь выясняется, что медведицу с медвежатами написал не сам Шишкин, а «какой-то там» Савицкий, который, как считал сам Третьяков, абсолютно не умел работать с цветом – все его полотна получались то нарочито яркими, то какими-то землисто-серыми.
Изначально это должны были быть зайцы, однако они бы не добавили картине «мощи» и «силы». С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя». Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Павел Михайлович Третьяков имел ввиду заплатить соавтору Шишкина всего лишь четверть.
Реальная история создания картины «Утро в сосновом бору»
Свои знания он с увлечением передавал сыну. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Есть экскизы Шишкина c мишками. Занавес раздвинулся и на сцену вышли медведи.
Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ. И, допустим, на процесс вымачивания толчёного свинца в уксусной кислоте для изготовления белой краски уходила львиная доля рабочего времени живописцев, вот таким образом-то, кстати, картины старых мастеров и такие тёмные, художники старались экономить на белилах. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г. ). Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович.
Или, например, набор печенья «Москва будущего»: в каждой коробке можно было найти почтовую открытку с футуристическими рисунками о Москве XXIII века. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Вот они – 1. Картина «Утро в сосновом лесу» — очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа.
Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. Но вот сам факт присутствия рядом с великим Шишкиным фамилии «посредственного» Савицкого автоматически снижал рыночную стоимость картины и снижал порядочно. Павел Михайлович был, мягко говоря, удивлен: покупал-то он картину у Шишкина. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи.
Сам пошёл с Третьякову с требованием справедливой оплаты. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина). Проведите визуально линию через них – и вы непременно заметите, что это самые яркие объекты на картине, а все остальное, включая неправильной формы сосны – это лишь дополняющие штрихи. Большой талант он ценил и у своего друга. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову.
Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Это ещё не всё.
Ночь отступает. Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое.
Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания
Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но все забывалось летом на пленэрах. Их добавил на полотно художник Константин Савицкий, его часто называют соавтором Шишкина. При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре.
ржаное поле или сосновый лес 3. Продукция получала призы и награды на выставках. На что Третьяков отреагировал незамедлительно. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина).
«Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Брезжит рассвет. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии.
Савицкий – великолепный жанровый художник. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже.
Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Однако на этот раз его ожидало разочарование.
Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. И. И. Отбор произвели методом отсечения.
Описание картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»
дорога, уходящая вдаль 2. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Когда он платил за картину – на ней стояла одна подпись – Ивана Шишкина, когда получил – уже две. На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова: Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу» и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. На картине все смотрится очень гармонично.
Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Затем история приняла печальный оборот – Третьяков при покупке картины у Шишкина, не только не заплатил долю Савицкому, но и стер его подпись. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Так и было сделано.
Глава семейства, большая медведица, вывела на прогулку своё потомство. Производство быстро набирало обороты. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Сидел он как-то в Мюнхенской пивной, выпив около литра мозельского вина. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина).
С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. А, точнее, художники.
Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных. А какое богатство красок использовал пейзажист. Старший медвежонок, который родился предыдущей зимой, мало занимает родительницу. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко— под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10.
«Утро в сосновом лесу»: Как картина русского пейзажиста превратилась в конфетную обертку
Оба похоронили своих жен. Также Юлиус Гейс решил выпустить серию «Русские художники и их картины» и договорился с Третьяковым, получив разрешение размещать на обёртках репродукции картин из его галереи. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Итак, начнем. Но главное даже не в этом. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением.
Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу». Тогда Павел Михайлович заявил просителю, что знает только одного автора Утра в сосновом лесу и этот автор – Иван Шишкин. Савицкий решил зайти с другого бока.
Ныне каждый желающий может легко и быстро стать живописцем: пошёл в магазин, купил загрунтованный холст, кисти и набор акриловых или масляных красок – и, пожалуйста, рисуй сколько душе угодно. Савицкому причиталась тысяча рублей – по тем временам приличные деньги. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. А только ли Шишкина.
На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Прорисовывает корни поваленной сосны. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Но Шишкина оправдали: художник всё-таки, посчитали судьи, ранимая душа.
Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Он уже большой, многое знает и умеет. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. Самое знаменитое полотно мастера – Утро в сосновом лесу.
Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. Написано полотно было в 1889 году под впечатлением путешествия по вологодским лесам. медведь или работающая женщина. Всеми обожаемых мишек рисовал Константин Савицкий. Кабана не взяли — жена Шишкина не любила свинину. Тогда Павел Третьяков купил картину и тут же, сам лично, стёр подпись Константина Савицкого. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу.
Причём не каких-нибудь там коров, котиков или собачек, а свирепых «хозяев леса», которых – это вам любой охотник подтвердит – весьма затруднительно изобразить с натуры, так как медведица в клочья порвёт любого, кто рискнет приблизиться к её медвежатам. Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика.
Картина Шишкина Утро в сосновом бору
Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. В результате под картиной появилась подпись соавтора – это был Константин Савицкий. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками.
Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В том же году он познакомился с молодой художницей Ольгой Лагодой. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина – самая загадочная картина во всём отечественном искусстве
Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».
Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов. «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными.
Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю».