Мона Лиза Описание
Леонардо да Винчи "Мона Лиза": описание картины
76х53 см. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Vincenzo Peruggia). В части она окружена пуленепробиваемым стеклом, снабжена очень сложнейшей охранной сигнализацией, а также системой для поддержания особого микроклимата, чтобы краски как можно дольше могли сохраниться. Среди подозреваемых был даже Пабло Пикассо.
Сочинение по картине Леонардо Да Винчи Мона Лиза (Джоконда) описание (описание)
Мона Лиза – автопортрет художника. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Сочинение-описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи
Я имею ввиду его черный квадрат. 1503-1519 гг. Справа: Мона Лиза. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Краткое описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи
Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Мону Лизу Леонардо да Винчи написал в 1505 году. Кто такая Мона Лиза. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой».
- Мона Лиза (Джоконда), Леонардо да Винчи
- Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда)
- Мона Лиза на Английском (Описание Известной Картины)
- Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
- Описание картины «Мона Лиза (Джоконда)»
- Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет
Картина была обнаружена спустя 2 года в Италии. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
- Описание картины (Мона Лиза)
- Мона Лиза: 12 интересных фактов
- Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым
- Тайна картины Мона Лизы (Джоконда)
- Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Доска (тополь), масло. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Также Вазари говорит о бровях. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
- Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр
- Презентация на тему: Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
- Под картиной Мона Лиза обнаружили скрытый портрет
- Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – интересные факты
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Она положила свою левую руку на ручку стула, который помещен перед лоджией, предполагаемой по парапету позади нее. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться.
Леонардо да Винчи. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
Но это уже дело вкуса. Париж. Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
- Картина Мона Лиза: история «Джоконды»
- Картина «Джоконда» : критика полотна
- Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
- История картины и её приключения
- Интересные сочинения по картинам
- (Мона Лиза — реалистичный портрет)
Она вздохнёт. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Принадлежит к позднему периоду его творчества. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Историю написания полотна великолепно изобразил Д. С. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. 1503-1519 гг.
- (Французское национальное достояние)
- Про картину Леонардо Да Винчи Джоконда Мона Лиза
- Описание настроения картины Леонардо Да Винчи – Мона Лиза
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи
- Почему мы болеем: психологические причины болезней
Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Мона Лиза (фрагмент).
Я не говорю, что я совершенно прав. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Эта загадка практически решена. Кто изображён на картине – это до сих пор является загадкой, которая волнует многих художников и исследователей до настоящего времени. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
- 10 вещей, которые нельзя делать в Рождество (7 января)
- Святки на Руси: история и традиции, как празднуют
- Как сделать так, чтобы желание сбылось (и не только в Рождество)
- Каждый зуб связан с другим органом в нашем теле: о каких проблемах это предупреждает
- Кто изображен на картине Мона Лиза
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Как было с Малевичем. Далеко не всем она кажется таковой. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. () Джоконда— не портрет. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
- Сочинение на тему картина Леонардо да Винчи Мона Лиза или Джоконда
- Мона Лиза Леонардо да Винчи: 6 комментариев
- Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)
- Суть продукта, обзор характеристики
- Суть продукта, обзор, характеристики
- Математика 5 класс мерзляк отзывы
- Пошлые сказки на ночь девушке короткие
В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. На его стихи есть неплохие песни. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. Мона Лиза» (1503-1519). Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Голова слегка повёрнута10. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Он отозвался на опубликованное в газете объявление и попытался продать эту картину. Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Хто зображений на картин Мона Лза
- Изменения, постигшие Джоконду копия Джоконды из Прадо
- Технология создания улыбки Моны Лизы
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». золотых экю. Наибольшую загадку вызывает выражение лица изображённой здесь женщины.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Была уволена администрация музея. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи.
А, кстати, в чью же. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Он приходит в музей. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана». Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Эту картину надо просто один раз увидеть.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В более раннем варианте картина была более крупных размеров. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Грудь преподнимется. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. да там толпа. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19.
Разве что Рафаэль. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. История искусств очень сложная вещь. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Поиски полиции были безуспешными.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. () Джоконда— не портрет. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Леонардо отказал. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Меня удивило, что он маленький. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Подозрение в краже падало на многих лиц, в том числе известных художников.
Наиболее громкое похищение картины было в 1911 году. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобожден. Sfumato – «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Возрождение.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию.
Музей – это публичное заведение. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Размер ейо довольного большой 75, 650 см.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Это была дерзость неслыханная.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. От по своему привязался к этой картине. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Все детали её исполнены с величайшим усердием. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). придумал загадочную улыбку Джоконды.
Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Джоконда— не портрет.
Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Улыбается она или нет.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. 77 x 53 см. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Дерево, масло. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Кто-то считает что это долина Валдарно или же район Монтефельтро, однако эти версии являются полностью не доказанными. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И чему. Ее одежда ничем не примечательна.
А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Также виден край парапета. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Так и с данной статьей. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. «Джоконда» – не портрет. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук».
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
«Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Которых у Моны Лизы нет.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Еще одна схожая версия. Мону Лизу также спрятали, однако то место куда и спрятали было покрыто строжайшей тайной.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Эта версия считается просто домыслом. Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Картина в настоящее время находится в отдельном зале и вокруг нее сделана специальная защитная система.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
И кстати она у него очень хорошо вышла. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Тогда уволили все администрацию музея и во Франции перекрыли границы. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Будем считать, что мне повезло.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). До него никто не видел в ней никакой тайны. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Посередине: Дама с горностаем. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. В ХХ ст. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Но это уже другая история. Мережковский в книге, посвященной Леонардо.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. для картины такого уровня это много. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Италия. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Мона Лиза из Лувра явно старше. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Вот это уже серьёзная несостыковка. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Голова слегка повёрнута.
Лувр. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Для этого была организована целая компания охоты за картинами.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Это уже дама, которой за 30-35 лет. плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. А. С. Пушкина в Москве. Леонардо да Винчи. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.