Мстислав Добужинский Кукла Сочинение
Мстислав добужинский картина кукла содержание
Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Иллюстрации же рисует редко. Как писал А. В. «Петербургские работы Бенуа, Лансере, Остроумовой-Лебедевой – линейно стилизованные, в отличие от живописно-стихийных тинэрных работ москвичей, воссоздают стройный, строгий образ города Петра и Пушкина, красоту архитектуры елизаветинских и екатерининских времен».
За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Си Клиф), писал пейзажи. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.
Мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Контрастов черного и белого нет. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Но чаще всего Добужинский стремится к систематической и возможно более полной интерпретации лежащих перед ним сказки, рассказа, драмы. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Кое-что было сделано для «Детского альманаха».
На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства.
мстислав добужинский картина кукла содержание
Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.
Тогда же в нем зародилось пристрастие к прошедшим эпохам, к любованию их исчезнувшим бытом. Андерсена и многие другие. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.
Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».
Эта картина про куклу значит и описывай ее
В эмиграции он много работал как театральный художник. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Чугунова все вышеперечисленные труды «Хоть и представляют собой интересные исследования, без которых нельзя обойтись при изучении творчества художника, но затрагивают лишь отдельные стороны его творческой деятельности и не претендуют на ее обобщение». Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.
Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Какой-то немецкой кажется вся книжка. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. И кажется, что надо зарисовать, закрепить момент. Замечательны сами приемы графики. Таким его знали на русском и на других языках. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой.
Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. Это очень важно и потому — соответствующая иллюстрация на отдельном листе, так же как и та, которая воспроизводит сцену ухода принца. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
- Сочинение по теме Добужинский Окно парикмахерской
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
- Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»
- Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. А поскольку жанр городского пейзажа в последствии становится для Добужинского определяющим, уже упомянутую «абсолютную самостоятельность» в изображении города можно назвать своеобразной визитной карточкой мастера, собственно, его творческим методом. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт.
продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. В 1939 г. Добужинский переехал в США. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.
Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ). загадочных приключений «Ночного принца». Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.
- Добужинский Мстислав Валерианович Добужинский Мстислав Валерианович Русский художник (1875- 1957) – презентация
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Последние опубликованные вопросы
Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность. Под ней — сердце между белых крыльев. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой».
В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет. То растерянно шарящий что-то в кармане, то трясущийся с подгибающимися коленями, он всюду на переднем плане. Петербург мирискуссников возникает как антитеза сусально-пряничной Москве.
- О знаменитости:русский художник
- Сочинения по картинам известных художников
Художественное переживание зрителя определяется преимущественно теми образами, воспоминаниями, настроениями, которые связываются с предметами изображенными на картине или рисунке. Октябрь. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму.
Итак, художника интересует именно «Питер» с его таинственными уголками, дворами-колодцами, тихими закоулками, а не «парадный Петербург» мирискуссников (тем не менее, объективности ради, следует отметить, что Добужинским были исполнены несколько серий графических работ изображающих историко-архитектурные памятники Петербурга. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.
1963. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести.
Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.
Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.
Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. Задавленностью, ежечасным, ежеминутным ожиданием несчастья веет от нее. Это открытки, заказанные художнику благотворительной общиной (так называемой «общиной св. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством».
Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Эта художественная самостоятельность Добужинского (как уже было отмечено) впервые проявилась именно в городских пейзажах, обозначивших принципиальное различие во взгляде на город. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Особое место в творчестве мирискуссников занимал Петербург, в первую очередь, как символ единения русской и западноевропейской культуры возрождение же интереса к нему было равносильно «отказу от славянофильских пеленок».
Первый рисунок играет роль фронтисписа. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.
Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»).
С. 174 – 175). Долгое время его домом был Петербург. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.
Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет. Кое-что я заметил: голые петербургские стены, вывески – все это должно исчезнуть и все это будет мило как эпоха». Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св.
Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Мстислава Храброго. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Маковского «Графика М. В. Таким образом, художник здесь размышляет, прежде всего о передаче «стиля эпохи», но на материале не прошлого, как это было свойственно художникам «Мира искусства», а современности.
В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался. Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла и с той общественной группой, для которой предназначалась. 44. В 1885 – 1887 гг. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.
Его отличает предельная «немногословность» сюжета, в котором присутствует обязательный кусок улицы со стеной дома, срезанной так, что не видно неба, с фонарем, какой-либо вывеской и одиноко неясно-различимой фигурой, словно случайно попавшей в поле зрения художника. Суриков и А. М. 120. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Например, первый вариант акварели «Царское село.
С. 160 – 161). Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе».
он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова». С середины 1920-х годов литература о художнике ограничивается, по существу, рассказами лишь о рисунке и графике, что впоследствии приведет к ошибочному представлению о творчестве Добужинского, которого стали считать, главным образом, книжным графиком (безусловно, книжная графика занимала далеко не последнее место в творчестве Добужинского, однако, следует отметить, что именно с середины 1920-х годов он не мог с прежней интенсивностью заниматься станковым искусством и книжной графикой и вынужден был стать, в основном, театральным художником).
Безусловно значение «Мира искусства» оказалось чрезвычайно важным в процессе художественного формирования Добужинского, однако даже испытывая определенное влияние объединения, художник всегда оставался «совершенно самостоятельным». Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. В. И. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».
Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.
Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.
21. Евгении»), работы для неосуществленного, к сожалению издания «Петербург» (1905) и серии школьных картин Кнебеля). Май. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Призрачное освещение усиливает это впечатление: «унылый фонарь с похожими на усы лучами света и зловеще изгибающейся тенью напоминает огромную черную кошку, присевшую у края тротуара и озирающую улицу какой-то прохожий спешит прошмыгнуть по улице, подобно герою «Записок из подполья» его фигура кажется такой бесконечно одинокой и сиротливой, затерянной в странно-враждебном мире, где мертвые вещи словно вышли из-под контроля своего творца-человека и начали вести свою собственную жизнь». Различны и системы иллюстрирования.
Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Сентябрь, 6—октябрь, 5. Однако, по словам Г. И. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Соблюдена плоскость листа, сохранена строгая симметрия, линии строго вычерченные, прямые, стилизованные. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.
И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). 1975. В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Апрель.
Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Таким образом, определяющим во всех работах Добужинского было графическое начало. И, таким образом, городской пейзаж, действительно «скорее служит только фоном, на котором художником показана безысходность народной доли». Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским.
Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.
Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. С. 103).
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.
Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Так же усердно, как и для театра, художник работает в области книжной графики, но преимущественно орнаментальной. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.
Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Яремича). С. 299 – 300). Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.
Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова.
Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Внизу — песочные часы и черные крылья.
В одной из записных книжек художника появляется заметка: «Думаю о современности Хочется какого-то синтеза и он есть где-то близко под рукою. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. В частности, этому вопросу уделяет внимание в своей книге Гусарова: «Этот жанр (городского пейзажа – прим. К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. Художник отказался от изображения событии, происходивших в плане реальном и остановился лишь на четырех главных эпизодах. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».
Среди работ этого плана – («Кукла», 1905, «Набережная в Петербурге», 1908) особо значительна акварель «Окно парикмахерской» (1906). Даже пейзажи, не связанные с темой нового города и изображающие Петербург дворцов и парков, насквозь проникнуты ощущениями того времени. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. 1956. Был в Гааге на открытии персональной выставки.
Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.
Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). Долгое время его домом был Петербург. Однако, художник не сразу приходит к такому пониманию и изображению города (в данном случае имеется в виду именно Петербург). Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.
Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». С революцией 1917 года Петербург кончился. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью.
Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон. Добужинского», а также – альбом автолитографий Добужинского «Петербург в 1921 году» со вступительной статьей С. П. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.
Петербург изображаемый художником, воплощает в себе некую общую идею города. Его возможности художник использовал лишь отчасти. Рисует ли он с нежностью и усмешечкой глухую провинцию, с благоговением — дворцы и церкви Италии или с любовью и тоскою — многоэтажные дома, глубокие колодцы-дворы, дымящиеся в хмурое петербургское небо фабричные трубы. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.
Март. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). И таким он действительно был на языке оригинала. Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членением («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в Санкт-Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собой увязанных («Вечер», 1903, «Исаакиевский собор», 1905). Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником.
Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Отличие, пожалуй, лишь в тонкой, едва ощутимой иронии, рожденной отношением художника к такого рода «слишком красивым пейзажам» (что в последствии станет одной из наиболее характерных черт всего творчества Добужинского).
Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. Эти противоречия к началу 20-века успели проявиться и в облике города. 1949. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. В ней подлинно выражено несколько своеобразное, но очень проникновенное понимание андерсеновского сказочного мира, — наивного, грациозного и немного комичного.
Голлербаха «Рисунки М. Добужинского», С. К. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В этом Добужинский близок литературным символистам серебряного века (вспомним Петербург в творчестве Блока, Брюсова, Белого).
«На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного.
Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Что здесь иллюстрировать. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей.
(Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Но это не вся правда о его творчестве. Апрель—май. 71. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым).
Плоскость листа строго блюдется. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс.
Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. Он мог организовать цветовую гармонию на изобразительной плоскости, но не мог еще и помышлять о живописной пространственности. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Более того, катаклизмы этого времени стали предвестником будущих событий – революции 1917 года, с которой «закончился» Петербург.
В 1950-е гг. Среди них – не только статьи, но и отдельные книги (отметим особо работу Э. Ф. И ни о чем не позабудет: и про котелок и про то, как фрейлина торговалась о цене на него и про трещотку. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Во всех работах того времени заметна общая черта: их содержание выражается, в первую очередь, через умело найденную натуру. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала.
Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Вообще исследователями не раз отмечалась связь творчества Добужинского с литературным символизмом (в особенности с поэзией А. Блока). Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры».
Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Окончательный вариант лишен многоцветности, что помогло еще больше подчеркнуть парадность натуры.
Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».
Зачастую это был раскрашенный рисунок. Изображенные предметы упрощены в своих очертаниях, но не всюду с достаточной последовательностью. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Следующая страница в истории городского пейзажа связана с принципиально новым изображением города художниками объединения «Мир искусства». Так всегда.
В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости. Скупой рыцарь» усердно украшен.
Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас.
Например, в работе 1905 года «Зимний дворец и Александровская колонна» каменная непоколебимость композиции, «железный ритм строгих и четких линий рождает ассоциативную связь с напряженной жизнью Петербурга того времени, полной острой борьбы и жестокости». И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина.
Закрыл собственную художественную студию. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал». Необходимо отметить еще значение концовок.