Мстислав Добужинский Кукла

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Достоевского, был также значительным успехом Добужинского как театрального художника. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.

Добужинский. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Долгое время его домом былПетербург.

Однако, по признанию самого Добужинского, методы преподавания не вызвали у него большого интереса: «копировка и тушевание», которые предлагалось освоить ученикам как основные приемы рисования, казались ему скучными. По возвращении из-за границы, Добужинский вместе с женой Елизаветой Осиповной (урожденной Волькенштейн) обосновался в Петербурге. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. – С. -Петербург, 2001, с. 229–230). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Воспоминания / Издание подготовил Г. И. Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.

Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Каждый для себя должен сам найти ответы на данные вопросы, полотно только к ним подводит. При виде произведения у зрителя могут возникнут разные эмоции, так как картина помогает вспомнить и подумать о прошлом, а уже у каждого человека возникнуть разные чувства по этому поводу облегчения, ностальгия, ненависть, моральный удовлетворение. Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил вРоссии, где он и родился. Среди художественных начинаний этого времени – устройство Витебского художественно-практического института, организация Витебского художественного музея (1918-1919), участие в создании колонии художников и литераторов в Холомках (1919) в бывшем имении княгини М. Д. Добужинский.

Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Сомовым, Л. С.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Мне говорят, что впервые здесь в театре аплодировали художнику» (М. В.

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Среди важных событий этого периода жизни художника – работа над оформлением оперы П. И.

мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

мстислав добужинский картина "кукла" содержание

(М. В. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым).

Добужинском, с. 128). Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).

Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства».

Замечательны сами приемы графики. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

Художник: Добужинский 
Мстислав ВалериановичДеревянные 
куклы

Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы

Несмотря на все неудачи, он продолжал над собой работать и совершенствовался. Художник часто испытывал творческие муки, но все ровно продолжал творить. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Письма, с. 184). Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».

В «Воспоминаниях» он увлеченно рассказывает о своих детских впечатлениях. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.

Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Бенуа, С. П. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель.

В 1950-е гг. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».

Спустя два года последовало предложение Станиславского оформить спектакль по пьесе И. С. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. И таким он действительно был на языке оригинала. Сравнивая обе иллюстрации как таковые, а не в отношении совершенства художественной формы, мы должны отдать предпочтение более ранней. Скупой рыцарь» усердно украшен. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова».

Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Мстислава Храброго. К 1907 году относятся первые оформленные Добужинским театральные постановки – пастурель средневекового автора «Робен и Марион» в Старинном театре и «Бесовское действо» А. М. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Дягилевым и вступил в художественное объединение «Мир искусства». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Долгое время его домом былПетербург. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Чугунов.

Впереди стеклянная стена. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Но уже примерно с 1916-1917 гг. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Внизу — песочные часы и черные крылья. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»).

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. 1963. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В 1939 г. Добужинский переехал в США. С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Об этой деятельности напоминает находящийся в коллекции Русского музея лист «Двор Дома искусств».

С. 299 – 300). Плоскость листа строго блюдется. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Но это не вся правда о его творчестве. Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. Яремичем, Е. Е.

мстислав добужинский 
картина кукла содержание

мстислав добужинский картина кукла содержание

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Чугунова изложенным в книге «Воспоминания о М. В. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Кустодиевой. Театральный деятель А. Суткус вспоминает о работе Добужинского в Литовском государственном театре, в частности, о спектакле «Пиковая дама»: «Для всех нас, работников театра, это было нечто необыкновенное, непривычное, невиданное.

Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Гагариной С. А. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.

  • Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты

44. В 1929 году Добужинскому довелось посетить родину своих предков. С семьей Кустодиевых Добужинских связывали давние дружеские отношения.

Зима в городе» (1904). Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного.

  1. «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
  2. Добужинский Мстислав Валерианович
  3. Добужинский Мстислав Валерианович – художник, арт-критик, масон
  4. Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  5. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского

К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Контрастов черного и белого нет. После отъезда из Петербурга Добужинский поселился в Риге. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Мстислав Валерианович Добужинский родился в Новгороде 2 августа (по новому стилю – 15 августа) 1875 года.

По окончании университета Добужинский занимается живописью и рисунком, уделяя главное внимание последнему, в Мюнхене у Ашбэ и Голоши. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. – М. : Наука, 1987, с. 26). Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

С. 174 – 175). Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. (Так до 1923 года назывались нынешние Красноармейские улицы, проложенные еще в XVIII веке на территории дисклокации Измайловского полка и получившие в XIX веке наименование по номерам расквартированных рот). Воспоминания, с. 244).

  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство

Тургенева «Месяц в деревне» в Московском Художественном театре. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Добужинский. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.

Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Что здесь иллюстрировать. Старый дом не существует уже 50 лет, только осталась старая липа около его места». Добужинский также участвовал в организации Дома искусств в Петрограде (1920). На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. загадочных приключений «Ночного принца». Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю.

«У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Бакстом и С. П. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова.

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Детство и юность будущего художника прошли в Петербурге. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. (Воспоминания о М. В.

Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Лансере, К. А.

Добужинский. Его мать была оперной певицей, выступавшей преимущественно в провинциальных театрах, отец – артиллерийский офицер, генерал-лейтенант.

Последние годы жизни оказались для него самыми трудными – он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Во вступительной статье можно найти «статистическую» информацию о творчестве художника. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.

Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Холомки», на котором изображены В. А.

«На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.

Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Немировичем-Данченко по роману «Бесы» Ф. М.

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Так всегда.

Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). И «жуткий» Обводный канал и верстовой столб, упоминаемые Добужинским, мы можем видеть в таких работах из коллекции Русского музея, как «Обводный канал в Петербурге» (1902) и «В ротах. Вид из окна напоминает старый, добрый сельский дворик, где есть не большой сарай. Хоть и автор рисовал старый домик, что находится в Петербурге, он похож на деревенский уютный дом, которых раньше было в городе много.

Иллюстрации же рисует редко. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию.

Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Несчастная принцесса осталась одна в заключительной виньетке мы видим ее плачущей под деревом. Гагариной.

Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Кустодиева, И. Б. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. В письме к жене, Елизавете Осиповне, он так описывает свою поездку: «Сначала маленький фольварк, Малые Добужи и затем Большие.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры.

Добужинский. По отцу он происходит из древнего литовского рода. С. 103). Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород.

Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. По матери он русский, его дедушка Т. Е. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.

Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. У Добужинского интересная родословная. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».

После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Добужинском», с. 277). Как писал об этом Добужинский, «способности к рисованию» обнаружились у него «с тех пор, как я научился держать в руке карандаш» (М. В. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).

Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством».

На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Чайковского «Пиковая дама» в Литовском государственном театре. 1975. И надо ли говорить, с какой проникновеннейшей любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов.

Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Станиславским. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).

Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Добужинский. Перед домом огромная клумба сирени. В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны.

В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Создание декораций и костюмов к пьесе было подлинной удачей художника: «Произошло то, что еще не случалось в Художественном театре: аплодировали декорациям при поднятии занавеса». Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре. В эмиграции он много работал как театральный художник. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Это два оазиса с купами старых деревьев среди довольно ровной местности.

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. 1956. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Письма / Издание подготовил Г. И.

Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. 71. В 1885 – 1887 гг.

Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Софийский был священником новгородской церкви (в роду Софийских многие служили в церкви). Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ).

Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Ремизова. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам.

Си Клиф), писал пейзажи. Воспоминания, с. 197). Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины».

Эти «скупые» цифры свидетельствуют о насыщенности творческого пути художника – работы Добужинского хранятся в 12 европейских музеях, 8 американских музеях и частных коллекциях, он оформил свыше 100 постановок для более чем 50 театров иллюстрировал более 40 книг, более 200 изданий украшены обложками и виньетками Добужинского.

Различны и системы иллюстрирования. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Местами кое-где введены небольшие пятна черного.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Они поселились в 6-й роте, а через год переселились в 7-ю роту. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу. Добужинский тут не при чем он только старательно, возможно полно и проникновенно интерпретировал любимого писателя.

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Об отъезде Добужинских из Петербурга сохранились воспоминания дочери Б. М. Завершая свое послание, Добужинский пишет: «я исполнил какой-то священный долг» (М. В. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга.

В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Особенно хороши надписи и узоры на обложке но из всего, что есть в ней, нас сейчас интересует небольшое изображение возлежащего в халате гусара, перед которым в облаках дыма носится образ обнаженной красавицы. Андерсена и многие другие. С. 160 – 161).

Кустодиев часто портретировал Добужинского – известен портрет 1913 года, послуживший подготовительным эскизом для «Группового портрета художников общества Мир искусства» (1920). В этом же году состоялось так много значившее для художника знакомство с К. С. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». Чугунов. (М. В.

Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Спектакль «Николай Ставрогин», поставленный В. И. Обычно с няней он прогуливался по Литейному мосту и далее, по Литейному проспекту до Невского, где на углу с улицей Троицкой (ныне Рубинштейна) была булочная, в которой продавались вкусные булки и пирожки. Необходимо отметить еще значение концовок. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу).

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал». Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества.

Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

Вот таким образом, наверное, не случайно вечер по поводу отъезда художника из России состоялся на их квартире. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Попов. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Под ней — сердце между белых крыльев. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. 1949. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. И, наконец, на обложке всего лишь несколькими озорными штрихами набросана свинка над брошенной короной.

Добужинском, с. 124). По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. Как писал Добужинский жене, это был «триумф. Воспоминания, с. 189). Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Милашевский, дочь княгини М. Д.

В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Гагарина и художник Б. П. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Таким его знали на русском и на других языках. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.

Следует отметить, что Б. М. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Б. М. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения.

При въезде в ворота усадьбы (деревянный забор) стоит высокий крест. 21. 120. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

.