Оноре Домье Картины Описание

«На концерте», Оноре Домье — описание картины

Домье может выдержать такие сравнения. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ).

Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.

Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.

1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье.

Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Вот как нужно отвечать на события дня. В своих картинах Домье высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса, обращался к политическим темам, если это допускала цензура. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).

2. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий.

Оноре Домье картины 
// Великие иностранные 
художники

Оноре Домье картины // Великие иностранные художники

Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни.

Это литография изображающая мертвого революционера, лежащего на тюремной постели и двух тюремщиков, стоящих рядом, - короля и его министра юстиции (Этого можно выпустить на свободу. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок.

Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). Ободрение не удовлетворило его он все еще искал Иисуса. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры.

Самые замечательные и высоко совершенные листы включены в серии Синие чулки, Люди юстиции, Добрые буржуа, Прекрасные дни жизни, Пасторали, Квартиронаниматели и домовладельцы, Все, что вам угодно. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Он изображает европейское Будущее в виде атлета с завязанными глазами, Европу, балансирующую на дымящейся бомбе, Мир, спящий на пушке или Ангела мира, едва держащегося на тончайшей паутине, Марса, дремлющего на мешках с золотом, пожираемых растущими вооружениями или Новую пушку — со счетчиком, отбивающим при каждом выстреле стоимость войны.

Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка.

Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.

ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года.

Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Престарелый художник устал. На полотне зрители видят зверски убитую семью.

Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками).

Оноре Домье: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Оноре Домье: самые популярные картины (топ 12)

С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения.

Домье не довольствуется первыми достижениями. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Впоследствии Домье не раз высмеивал в карикатурах живописцев, бессильных перед живой моделью, поминутно изменяющей позу сам художник никогда не рисовал с натуры, а лишь запечатлевал в памяти увиденное, что давало ему возможность синтезировать самые неожиданные движения, позы и мимику человека. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т.

2. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. При этом действительно присутствуют портретные характеристики героев: представлены политические деятели Июльской монархии: Тьер, Гизо, Аргу и др. Демулен отодвинут в глубину, он даже повернут к нам спиной, он – только фокус, в котором сходятся мысли, чувства и действие несметной толпы народа, присутствие которой Домье сумел передать поразительными по смелости композиционными приемами. Этот Ратапуаль, приведший в такое восхищение Жюля Мишле, стал появляться в самых разных, но одинаково грязных ролях в веренице перевоплощений, в ряде убийственных, не знающих пощады изображений патриотической деятельности этого проходимца. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины.

При кажущейся простоте композиция строго продумана. Литографии 1844-1847 гг. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.

Оноре Домье – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Оноре Домье – картины с названиями и описанием по алфавиту

Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись.

В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Современники (О.

Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. 1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

«К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба. Вы свободны. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Когда были реально сделаны эти работы – неизвестно, - может быть, непосредственно перед тем, как они были выставлены, может быть – и раньше, ближе к Республике. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.

всем его глубочайшем значении. 1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. На полотне зрители видят зверски убитую семью. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).

Литографии 1852-1855 гг. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.

Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.

Художник Оноре Домье 
картины и карикатуры

Художник Оноре Домье картины и карикатуры

Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. «Опьянение Силена», ок. Из такого рода листов почти целиком состоят небольшие серии этих лет – Папы и Все, что вам угодно. Персонажи этой литографии ничем не похожи на разбойников, это самые обыкновенные, стандартные обыватели и тем смешнее их страх, что он заключает в себе не только боязнь за свою шкуру, но и страх обмана, одной из всем уже тогда, очевидно известных движущих пружин буржуазного общества.

Вот таким образом она очень смешна и те же самые приемы безмерно утрированной физиологической экспрессии получили в ней несколько иное и в целом гораздо более многозначительное звучание. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Может быть, в том акценте, какой Домье счел нужным придать смыслу басни Лафонтена, т. е. в том, что главным содержанием картины стали у него смеющиеся девушки-крестьянки, а не бестолковые путники, не могущие решить, каким способом им путешествовать, - можно было усмотреть намек на ситуацию сложившуюся в годы позорной Второй республики. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения.

Описание картины 
Оноре Домье «Прачка»

Описание картины Оноре Домье «Прачка»

Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». В тени распласталась женщина.

В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Но — увы.

  1. Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
  2. Биография и творчество Оноре Домье
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Картины Оноре Домье: от графики к живописи
  5. литография «Законодательное чрево» Оноре Домье
  6. литография «Опустите занавес, фарс разыгран»
  7. литография «Законодательное чрево»

Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания.

Он более не опасен. Свою лучшую литографию Законодательное чрево Оноре Домье создает в 1834 году. Эта связь, с одной стороны, подчинена идее демонстрации двуплановости искажающей традиционное видение и вскрывающей суть происходящего: театром оказывается заседание по вопросам государственной важности с другой стороны, эта связь указывает на причастность всех персонажей единому действию: здесь нет просто присутствующих – и клоун – не только демонстратор, но участник, более того, руководитель действия театрального представления. Можно также увидеть аналогию в изображении зала полукругами и полукругов, образуемых на одеянии клоуна. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером.

Всю жизнь художник терпел лишения. Н. Н. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.

Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок.

  1. Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье

По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».

В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги.

Домье Оноре ВикторьенКартины 
и биография

— со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Надо принадлежать своему времени – написал Оноре Домье на книге, подаренной другу.

тонко и глубоко прочувствованной природы служит своего рода моральным и эстетическим камертоном, которым Домье проверяет действительную или мнимую ценность человеческих стремлений и действий. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Созданный им хищный, наглый, бесцеремонный персонаж имевший уже довольно мало сходства со своим театральным прототипом, видимо, вызывал у Домье отвращение и брезгливость не только в силу собственной своей психологической и социальной природы, но и из-за необходимости принудительно заполнять свое время и свою душу такою дрянью. В целом капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, науки представлял собой новую, более высокую, чем феодализм, ступень развития общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры. Домье вспомнил и восстановил свое блестящее рисовальное и литографское мастерство, совсем было растерянное в Карикатуране и последующих физиологических сериях.

1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ).

Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).

За Внешней важностью и импозантностью величественно выглядящих судилищ, вершащих правосудие, Домье раскрывает сплошную ложь и обман, чудовищное и бесцеремонное хищничество и корыстолюбие, пренебрежение всеми человеческими ценностями. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Он продолжал в эти годы старые серии Все, что вам угодно и Папы, где и раньше встречались в изобилии подобные несатирические образы. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.

Она была поспешно конфискована полицией, но успела собрать несметные толпы зрителей перед уличными витринами, где была выставлена и сделала Оноре Домье не только всем известным, но подлинно знаменитым художником, умеющим волновать огромные массы людей. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». В 1833-1835 гг. 1848, Прага, Национальная галерея). Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно».

Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. 1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). Современники (О.

Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.

Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко.

Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Именно в этот период — 50—60 гг.

Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. 1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец.

Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Свою волнующую силу она сохранила навсегда. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВАI. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Листы Домье трагично выразительны.

У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ).

Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками.

Материальные затруднения семьи, впавшей в бедность после окончательного переезда в Париж в 1816 году, заставили его еще ребенком зарабатывать на хлеб и помешали получить систематическое художественное образование. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Эти враги — Луи Филипп и его министры.

Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). После сделанных по этим скульптурным бюстам литографских портретов, напечатанных Филипоном, королевское правительство обеспокоилось и, придравшись к слишком очевидному сходству короля Луи-Филиппа и Гаргантюа, пожирающего национальные доходы, на прошлогодней карикатуре Домье, распорядилось арестовать дерзкого художника. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей.

Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.

Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.

Ранние литографии Домье, сделанные до Революции 1830 года, не имеют сколько-нибудь серьезного художественного значения: его портреты или нехитрые жанровые сцены тех лет, как и более интересные с точки зрения своего сюжетного содержания, но довольно-таки внешние отклики на разные исторические и политические события времени, во всем еще следуют распространенным и совсем уже выродившимся штампам развлекательной графики идущей от Дебюкура и Буальи и очень мало обновленной более молодыми художниками вроде Шарле. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).

Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Домье. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III.

На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром.

В этом он, пожалуй, похож па своего соотечественника и друга Оноре Бальзака. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.

Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. В 1830 и 1832 годах прогрессивный издатель Филипон основал сатирические листки «Карикатюр» и «Шаривари», куда привлек лучших писателей, среди них Бальзака и рисовальщиков — Домье, Травьеса, Гранвиля и других, которые вели яростную борьбу с правительством уже тогда Домье отличался от товарищей глубиной замыслов и зрелым мастерством исполнения.

Листы Домье трагично выразительны. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. I. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.

Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Не знаю. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).

1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. 1848, Прага, Национальная галерея). он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.

Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Афанасия и Кирилла в Кремле. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию.

Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко.

Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует.

Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. 1863, Париж, Музей Орсэ). И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.

Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.

к однообразной и поверхностной развлекательности. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды.

Ведь он стал к тому времени фактически виднейшим политическим деятелем и революционером, подобно Бланки или Кавеньяку и избежал тюрьмы и ссылки только, по-видимому, благодаря своей всенародной известности и популярности. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга).

Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией.

При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Это были годы напряженной борьбы французского народа с реакцией.

Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.

В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».

По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью.

Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.

И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. е. несколько серий зараз и вперемешку), еще более резко усилилась чисто физиологическая экспрессия, переходящая слишком часто в ничем не оправданную уродливую деформацию человеческого лица и тела, в чрезмерно подчеркнутое комическое столкновение гротескных или преувеличенно натуралистических деталей.

По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Литографии 1844-1847 гг. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок.

Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.

I. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

К живописи Домье рвался всегда. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.

С этими сериями она очень близка и по своим композиционным приемам и общему световоздушному и пространственному решению. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.

1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок. его рук.

Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. К этим годам относится, среди других подобных листов, обширная серия в массе своей очень плохих карикатур, посвященных Крымской войне, а точнее – персоне Николая I, без особенных дальнейших проникновений в смысл и характер внутренней жизни России. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи.

Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Во Франции нарастала революционная ситуация.

Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).

В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. получили чрезвычайно широкое общественное и идейное – а через них и политическое – звучание. Яворская.

В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).

Он сполз с кровати и придавил собой малыша. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Конечно, нет.

Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Смотрите на Него, приготовляющего для Себя престол. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.

Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. В 1822 он поступает в обучение к Александру Ленуару, который привил ему любовь к античности и преклонение перед Тицианом и Рубенсом. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. 1849, Глазго, Художественная гал.

Все здесь крепко, просто, значительно. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.

Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. Что ему было делать с развлекательными анекдотами или случайными репортерскими наблюдениями всяких мелочей и пустяков будничной парижской жизни. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.

В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). В различных музеях находится около десяти версий этого произведения., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии.

В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. 1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).

Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Оноре Викторьен Домье, сын стекольщика, родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. 1808, Марсель – 10.

Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари.

В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.

В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари.

Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.

1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок.