Мухина Рабочий И Колхозница
Скульптура «Рабочий и колхозница»
- Докажете от противного. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Создавался этот шедевр по уникальным новым технологиям. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально.
Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ». Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при.
Кроме вскинутой вверх правой руки с серпом и согнутой в колене правой ноги, обтянутой юбкой, – все остальное пронизано движением летящих форм. В 1934 году Мухина создает портретный бюст архитектора С. Замкова. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Поражал, я бы сказал, одухотворенностью пластики. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647.
Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б. М. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами6. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном.
Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. Жертвы переезда. В общем, есть что посмотреть, но все же нет главного – настоящей музейной экспозиции. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Консультировавший их профессор Н. С.
В 1979 году скульптуру реставрировали. Статуя становится неотрывной от ее основания. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Но только формально. Яркий образец – «Крестьянка», созданная в начале её творческой карьеры.
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Несоразмерность длины и ширины (160x21, 5 метра) в какой-то степени даже импонировала мне: выставочное помещение особенно приятно, когда оно выстроена галереей. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными.
Здесь и анималистика и видеоинсталляция и живопись и скульптура. Однако монумент решили вернуть в СССР. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Сначала выпустили только его, но доктор заявил, что пока на Лубянке будет его жена, работать он отказывается. При этом здание должно быть решено в лаконичных современных формах, чтобы оно легко воспринималось с дальнего расстояния и чтобы любой человек при первом взгляде почувствовал, что перед ним павильон Советского Союза. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница".
В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Сделано богато и просторно, правда, вместо роскошного центрального входа посетителей запускают через полуподвальную калитку. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Потом в помощь им наняли французских рабочих.
Профессор П. Н. Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Сварочные машины П. Н. Знаменитые «Рабочий и колхозница», созданные Мухиной для советского павильона Бориса Иофана к Всемирной выставке в Париже 1937 года, прекрасно иллюстрирует её пристрастия.
80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
После ее окончания строительство не возобновлялось. Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал. Выставка «Как построить зоопарк. » посвящена истории зоопарка как части развития большого мегаполиса. Территория выставки тянулась вдоль Сены.
Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка».
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Вторым этапом реконструкции стала очистка. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.
Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Еще одним большим увлечением Мухиной было стекло. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. В итоге П. Н.
Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ (ВДНХ), но в начале 2000-х годов стало ясно, что она нуждается в основательной реставрации. Иванова и Н. Г. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс.
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
На самом деле всё было наоборот. Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову». Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы.
Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Суд отказал в возбуждении исков, так как согласно документам Мухина официально передала авторские права на использование изображения киностудии, соответственно, претензии наследника на них не имели оснований5556. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Статую поделили на 44 части.
Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»
Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Львова. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз.
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
» Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком.
Эта сталь обладала превосходной ковкостью и хорошим светоотражением, оказалась исключительным материалом и по цвету: бесцветно-серебристая– восприимчивая ко всем оттенкам освещения. Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Скульптура "Рабочий и колхозница"
А что сделал Шадр, ее друг. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными.
С уважением относясь к облику своих современников, она отнюдь не копирует их. Горького. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа.
Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя.
Ребочий и колхозница Мухиной в Париже
Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6.
Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона». Реализм Мухиной нигде не приближается к натуралистичности, рабскому следованию модели.
В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Ей удавалось создавать из этого сложного материала, не только утилитарные вещи (кстати идея формы гранёного стакана принадлежит именно ей), но и скульптуру, таким образом она стала одним из первых мастеров художественного стеклоделия.
Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга.
По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали.
Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».
Экспозиция представляет зоопарк, который скрыт от постороннего взгляда. Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Вместе с известным дизайнером Надеждой Ламановой она создала альбом «Искусство в быту», в котором читателям предлагали выкройки простой, но изящной одежды из подручных материалов.
Что по-своему тоже символично. В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона.
Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Нам была отведена площадка над автомобильным тоннелем. Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек.
По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс.
Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру.
Наконец спросили: А что думает автор. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина.
Наверху посадили орла». В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году.
К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве.
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – разочарование и надежда
В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ.
Иофану. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал».
В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком».
Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Проектирование было поручено Б. М. Началась безумная по темпам работа: сначала создание статуи в 1/15 натуральной величины, а затем увеличение и перевод ее в сталь на заводе ЦНИИМАШ. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи.
Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм».
Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ
Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14. Андреева. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.
Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Об истории создания скульптуры и постамента для нее рассказывают экспонаты музея.
Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Он был понятен каждому и волновал всех.
Павильон «Рабочий и колхозница»
Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно.
Реставрационные действия продолжались около шести лет. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно. Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь.
В экспозиции имеются любимые не одним поколением детей иллюстрации Н. Радлова к книге «Рассказы в картинках». Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. Троцкого. Но другого выхода не было.
ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Для этого Рабочего и колхозницу вновь разобрали на 40 составляющих. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. И не зря — один из тросов оказался подпиленным. Летящий за фигурами шарф завершает композицию.
Вера Мухина: какой была создательница «Рабочего и колхозницы»
Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Иофану. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв.
Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Как Музей скульптуры Ватикана или галерея Уфицци во Флоренции». Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака.
Рабочий и колхозница вышли на пенсию
Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Но не только античное наследие служило подпиткой для творчества Веры Мухиной. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения».
«Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым». Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело.
4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Для возвращения в Москву его распилили уже на 44 фрагмента.
Скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот изготовлена из нержавеющей хромоникелевой стали. Однако к ее мнению не прислушались. Наконец спросили: «А что думает автор. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась.
Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943.
Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя.
Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера. Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Её «рабочий получает лицо». К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон.
Свои первые уроки живописи и рисунка она получила еще в детстве. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина.
Рабочий и колхозница – история создания
м, три зала отводились для временных выставок. Все сомнения отпали сами собой. Самый представительный член комиссии – В. М.
Ведь композиция стала для страны не только художественным, но и политическим событием предвоенной поры. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Нет, зритель даже не замечает этого и тем не менее этот прием придает масштабность композиции, делает ее особенно выразительной и монументальной. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Вера Мухина довольно рано начала заниматься искусством.
Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». Львов, скульпторы З. Г. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической».
Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат.
Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65, 5 м, высота – 34, 5 м, сама скульптура высотой 23, 5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов. Интересно, что лицо девушки принципиально не проработано, что заставляет вспомнить лишенных индивидуальных черт «Авиньонских девиц» Пикассо.
К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. Немного о самом Музейно-выставочном центре Рабочий и колхозница. Иофан, видимо, опираясь на опыт создания американской статуи Свободы, предполагал сделать скульптуру из дюралюминия ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.
Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). «Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры.
Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее. Антонов резко возражал против шарфа. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора».
В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась.
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале. Таковы ее памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято.
Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Куда девать все это добро, сначала было непонятно.
«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи
Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. Архитектор стоял на своем. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации.
Жюри оценило придумку русских художников, вручив им Гран-при. Высокий лоб, сдвинутые брови, волевой подбородок – черты не только реального человека, в этом произведении скульптор утверждает идеальный образ современника. Они-то и заступились за арестованного доктора. Теперь вектор развития творчества направлен от общего к частному. А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона. Иофану.
После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Самой большой мечтой В. И. Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Формально немцы победили.
Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ». Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка.
У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой.
Отзывы о павильоне «Рабочий и колхозница»
Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот».
Сопровождавший поезд инженер Рафаэль отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте. «Шадр был изумительно талантлив, хорошо чувствовал материал и форму. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная».
В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). «Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну.
Он был автором идеи и самой скульптуры, которую воплотила Вера Мухина. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ.
Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.
Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». В 1950-е гг. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50.
Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей).
Где сейчас «Рабочий и колхозница»
Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Идея родилась в одночасье, но над разработкой проекта пришлось думать долго.
Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34.
При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н. Конечно, Алексей Замков гипофиз не пересаживал и собаку в человека не превращал, но в лечении бесплодия и импотенции был поистине кудесником. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича.
Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»).
О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: Ну, поверим автору, – и была принята средняя модель с более легким шарфом. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было.
- Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
- Рядом расположены достопримечательности
- Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
- Международная выставка 1937 года
- Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
Антонов резко возражал против шарфа. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг.
И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Композиция «Рабочий и колхозница» во многом напоминает античную скульптуру «Тираноборцы», созданную Критием и Несиотом.
Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская».
Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький. Шадра еще до сих пор до конца не оценили». Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.
Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н.
9. Борис Иофан не только спроектировал постамент для скульптуры, которая должна была представлять Советский Союз в 1937 году на Всемирной выставке в Париже. ). Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.
- Этапы возведения памятника – трудности и достижения
- Где установлен знаменитый советский памятник
- Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
- Второе рождение монументального памятника
- Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
- Словари и энциклопедии на Академике
Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос. Получилось. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.
Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина.
- Фестиваль «Первозданная Россия» в ЦДХ
- Войдите, чтобы добавить комментарий
- ФуНДАМЕНТАЛЬНО О МОНУМЕНТАЛЬНОМ
- 10 ФАКТОВ О рАБОЧЕМ И кОЛХОЗНИЦЕ
- Фото Рабочий и Колхозница в высоком разрешении
- Прогулка по Москве 2018 — идем от Проспекта Мира до Лубянки
Львов – главный инженер завода, которому было поручено делать скульптурную композицию, предложил использовать листовую сталь. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Передать горение их духа – вот что главное для нее.
В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь.
- Фото Москвы весной 2018 — весенняя уличная фотография
- Фотопрогулка по Москве — продолжение разговора о городской фотографии
- 2 Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
- Последние добавленные фотографии
- Самые просматриваемые фотографии
Впрочем, были и критические отзывы. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. Мухина просто не могла не посещать выставки этих художников.
Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Но с течением времени ситуация изменилась. Или другой пример – работа «Ветер», в которой на первый план выносится тема стихии, которая ломает формы. В Германии был настоящий культ грубой физической силы, что не могло не найти своего отражения и в монументальной пропаганде, которая базировалась на расовой исключительности немцев перед другими народами.
Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Статуя, утверждал он, в срок закончена быть не может, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще и придумала шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима».
Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Глядя на него, невольно веришь, что да, действительно им играет вольный ветер.