Мунк Живописец

Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.

Эдвард Мунк, норвежский художник

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Вскоре семья переселилась в столицу.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.

  1. Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
  2. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  3. Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  4. Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  5. Эдвард Мунк – норвежский художник

Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В 1900-х гг. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.

В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.

  • Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
  • ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  • Интересные факты из жизни художника
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей

Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Много картин находится в Бергене. В 1879 г. юный Edvard Munск поступает в Гос. Портреты художника — исследование человеческой души.

Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. В 80-е гг. Графика Мунка поражает разнообразием техники. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.

  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души
  • Творчество в последние годы жизни
  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • Детство и юность норвежского художника
  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями

Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это были первые опыты художника. Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.

Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Любовников как будто скрывает мгла. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии.

Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Именно в эти годы была создана первая популярная картина художника «Больная девочка», посвященная памяти его старшей сестры Софи. В самом деле, в случае с Мунком, можно без особого труда проследить нити, связывающие отдельные полотна в единое целое. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.

Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию8. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».

  1. Биография и произведения Эдварда Мунка
  2. Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  3. Последние годы жизни Эдварда Мунка
  4. 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник

В 1881-1883 годах учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882 год), с 1883 года учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.

Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.

  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Биография и творчество художника
  • Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк
  • Память и отражение в мировой культуре
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885-1886 годы, «Весна», 1889 год, обе – Национальная галерея, Осло). В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.

Хрен редьки не слаще. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. музей Атенеум, Хельсинки Музей Мунка). Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Германии у Мунка было много друзей. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.

Эдвард Мунк: жизнь 
и творчество художника

«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.

Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.

После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.

На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, даже не сравнимых с теми, что обычно ассоциируются с настенными росписями. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.

В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».

Один из первых представителей экспрессионизма. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.

Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Всего он провёл там более полугода. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

В 1921-1922 гг. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.

23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского.

Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.

Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Родился в семье военного врача. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.

Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.

Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Мунк упорно учился.

В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету.

По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее.

Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в Берлине группа художников во главе с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу и организации Нового Сецессиона. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.

В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.

Лицо человека — застывшая безликая маска. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.

Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895).

Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.

Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Поиски заняли целых два года. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.

Шел он не как все. В течение 1909-1916 гг. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).

К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Так Эдвард стал маргиналом среди художников.

Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Завещал собрание своих работ (около 1 тысячи картин, свыше 15 тысяч гравюр, 5 тысяч акварелей и рисунков, 6 скульптур) столичному муниципалитету на основе этой коллекции в 1963 году создан Музей Мунка в Осло.

Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.

Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Ей 26 лет и она замужем. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Некоторые исследователи У. Бишофф.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.

Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.

Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Он называл это «лошадиным лечением». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».

Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».

Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.

Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.

М., 2007. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.

«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Он был очень религиозным человеком. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах.

Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Что за чертовщину они там плетут. Они свободны от излишней повествовательности.

Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.

Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.

Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик».

Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Художник страдал бессонницей и паранойей. Осенью он едет в Париж. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.

Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».

Богема стала для него второй семьей. Уже в середине 80-х гг. После первоначального призвания и успеха, в конце 19 века он прожил почти 20 лет в Париже и Берлине – двух главных космополитических центрах того времени. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Первая дата – 1888–1889 годы. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в отдаленной психиатрической лечебнице в Норвегиильно, а затем переехал в Швейцарию. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.

Он издает вопль. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов.

Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Мунк.

Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.

Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.

Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.

Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх.

Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Получив прекрасные отзывы и специальную стипендию, Мунк отправляется в Берлин и Париж. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».

Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.

В него вошло около трехсот листов. Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни»— «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е. Осенью он едет в Париж.

В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Эдвард Мунк, мастер норвежской школы живописи и графики искусствовед и театральный художник (12. 12 1863 – 23. 01. 1944 гг), родился в городке Летен (Хедмарк) а ушел из жизни в Экели в окрестностях Осло. Его портреты превосходно отражали характер человека. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи.

Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую». Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.

Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.

В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Правы все. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.

Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы.

Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Делал несколько шагов. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.

Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.

Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В сущности его картины 80-х гг. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений.

Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Картина становится символом вечного возрождения жизни. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.

В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.

Мунк практически не использоваал прямых линий. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9.

Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.

Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного. Всего он провёл там более полугода. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина.

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями.

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).

Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Получается лучшая гармония красок. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.

В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника.

Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.

В основе языка этих работ — лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Проект остался нереализованным. Если долго смотреть на картину, то уже хочется закрыть голову руками, чтобы защитить себя от этого пронзительного крика, реального или звучащего только у вас в голове. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892 года) и литературным творчеством. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».

Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.

Его творчество резко изменилось. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Достоевского «Преступление и наказание».

Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». De gustibus non est disputandum. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.

Мунка.

Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.

Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось.

Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).

Академию искусств и ремесел в Осло. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Влияние этого стиля проявляется также в стремлении Мунка избегать однозначных образов, отдавая предпочтение скрытым чувствам и эмоциям.

В них запечатлен духовный путь мастера. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23.

Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».

Он казался странным. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.

Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка. В конце 1880-1900-х гг. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.

Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895 год «Тоска», цветная литография, 1896 год). В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел»— таков его ответ на слова Моро. Создана картина в Берлине. Эдвард Мунк родился в 1863 году. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. носят пейзажный характер.

После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Здесь художник обзаводится новыми покровителями— Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья.

В 1902 году друзья Мунка и его девушка решили разыграть его и инициировали смерть возлюбленной. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.

Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Всего он провёл там более полугода. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.

Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В нем многое привлекало внимание. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.

В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.

Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

Пластический язык обретает исключительную силу. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. В его судьбу вторглась война. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Здесь он проживёт остаток жизни. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.

Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.

Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. «Я почувствовал крик Природы»). В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.

Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию.

Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.

Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Он оставил после себя огромный архив. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Она называлась «Дорога никуда».

Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). – На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.

В 1889-м Мунк организовывает первую персональную выставку, его работы не воспринимаются критикой, но замечены влиятельными авангардистами, а от государства назначается стипендия для учебы в Париже на этот раз путешествие за границу растягивается на двадцать лет. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.

Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм.

«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Его краски стали резче и интенсивнее.

Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». А к 1889 году состоялась первая личная выставка молодого мастера на родине. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов.

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Племянник П. А. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Рядом с ней — мать. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии.

Интересно, что Мунк был абсолютно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна и всегда писал её полной. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.

ориентация норвежского искусства меняется. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.

После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик». Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. В конце 1892— начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза»— серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Её появление стало важным событием в экспрессионизме.

В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Останавливался, думая о чем-то. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Моро и Метерлинк выбирают бегство.

Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.

Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, энергию жизни героев способны только взвихренные, волнообразные линии. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30.

С нее он писал такие полотна, как «Вампира», «Мадонна» «Ревность», «Поцелуй». Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).

Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.

С 1884 года сблизился с писателями и художниками натуралистического направления под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884 год, собрание Р. Мейера, Берген). Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации.

Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Портреты художника – исследование человеческой души. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.

В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Но больше всего его раздражали пальцы. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».

Сам Мунк, был болезненным ребенком. Разметавшиеся волосы, закрытые глаза – во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья. Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907 год ныне – в Новой национальной галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907-1908 годы собрание Р. Мейера, Берген Худож. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.

Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.

Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.

Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Живое побеждает смерть. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.

У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1896г.

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.

За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий излюбленные темы— любовь и навязчивая мысль о смерти и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974г. : «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина». Автопортреты Мунка отмечены скептическим самоанализом и имеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», около 1940 года «Автопортрет между часами и кроватью», 1940-1942 годы, оба – Музей Мунка). Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.