Мясоедов Григорий Страдная Пора
Григорий Мясоедов — знаменитый художник, чьи работы оценил даже император, купив замечательную картину Мясоедова под названием Страдная пора. «косцы» («Страдная пора») была написана Григорием Григорьевич Мясоедовым, сыном мелкопоместного дворянина.
МЯСОЕДОВ Григорий – Страдная пора (Косцы)
Через несколько лет после создания «Дороги во ржи» художник опять возвратился к схожему мотиву. Художник словно хотел подчеркнуть важность и величие крестьянского труда. Картина «Крестьянин-косарь» считается одним из лучших этюдов для полотна «Страдная пора». Значительную роль в произведении играет пейзаж, включающий в себя колышущееся море из колосьев ржи — безбрежные поля, доходящие до самого горизонта. В то же время в акварельном наброске «Уборка ржи» можно заметить более сложное развитие сюжета, а также стремление художника «к широкому охвату пространства, к развёрнутому показу крестьянского труда»29. У молодых парней еще нет такого опыта и сноровки, вот таким образом они отстают.
На заднем плане изображено голубое небо, отчасти покрытое облаками. Это светлое по колориту полотно наполнено радостным настроением. Косцы»36. Кажется, будто косцы движутся прямо на зрителя. Праздник хлеба, праздник жизни.
Описание картины Григория Мясоедова «Страдная пора»
Куда ни взглянешь – везде поля и поля. Это произведение можно назвать гимном красивому и величавому крестьянскому труду. Это и хотел передать автор полотна. С раннего утра до полной темноты трудились крестьяне, весь урожай нужно было собрать во время, ведь от этого зависела жизнь крестьян в тяжёлую зимнюю пору.
Ведь вся великая Россия держалась именно на нём. Одной из значительных работ художника считается картина Страдная пора. Крестьянки собирают скошенную рожь и связывают её в снопы. В частности, в обзоре, опубликованном в журнале «Русская мысль», писатель Павел Ковалевский так описывал свои впечатления: «Прелестная картина г. Мясоедова.
Григорий Мясоедов – Страдная пора/Косцы
Первый косарь подвязал рассыпающиеся волосы несколькими стебельками пшеницы. Взгляд его застыл на колосьях. Золотые колосья ржи, полевые цветы, белые облака — всё это создаёт абсолютно особое настроение. Следом за стариком идёт крепкий мужчина, движения которого такие же чёткие и уверенные. Радуется вся семья, что урожай хорош. Вот и на картине пожилой мужчина идет первым, а за ним уже те, кто помоложе да послабее.
21969, был в собрании Матвеева, поступил в музей в 1933 году)30. Косцы» Мясоедовым был создан ряд этюдов и эскизов. На сегодняшний день не каждый знает значение слова страда. Крестьяне убирают урожай. Впереди, ведя за собой остальных идёт пожилой косарь — по-видимому, глава семьи6.
Внешний облик косаря схож с сидящим крестьянином изображённым на более ранней картине Мясоедова «Земство обедает» (1872). На картине мы видим увлеченных работой крестьян разных возрастов, которые косят рожь. В той части поля, которая находится справа, рожь уже скошена8. «Страдная пора» — пожалуй, самое духоподъемное полотно в живописном наследии Мясоедова. Есть какая-то величественная красота в пейзаже, словно олицетворяющем мощь возделанной человеком земли и в вырастающих из колосьев фигур крестьян, образы которых гармонически слиты с природой.
Косцы. Юноша не боится тяжёлой работы. Рядом с юношей в красной рубахе мы видим ещё одного. С помощью выбора точки зрения — под углом и несколько снизу — создаётся ощущение большего разворота пространства, а также достигается «монументализация образов» крестьян, фигуры которых словно вырастают из колосьев и возвышаются над зрителем24. А над косарями высокое синее небо. Два живописных этюда хранятся в Государственной Третьяковской галерее — «Жница» (холст на картоне, масло, 35, 5 16, 7см инв.
Художник Василий Поленов, представлявший на выставке своё крупноформатное полотно «Христос и грешница», писал своей сестре: «Мясоедов давно такой хорошей вещи не выставлял — огромная картина, мужики и бабы косят рожь. Весна», созданной в 1820-х годах. При этом страдная пора, что изображена на холсте, это не только труд, но и праздник хлеба. Среди эскизов, связанных с сюжетом этой картины, наиболее известны «Уборка снопов» (холст, масло, 20, 7 37, 9см, ГРМ инв.
Страдная пора (Косцы) — Григорий Мясоедов
В сторону зрителя мерно движутся крестьяне-косцы им помогают женщины и дети. Присущая крестьянину истовость в полевой работе, серьезность и внутренняя собранность особенно хорошо выражены в образе пожилого косаря, увлекающего за собой остальных. Глубина пейзажа передана посредством цветового строя и ритма цветовых пятен.
Он — самый молодой из трёх, его лицо оживлено улыбкой, труд доставляет ему радость8. Это полотно показывает правдивое отражение крестьянской жизни. Несмотря на свой возраст, он чем-то богач на богатыря: такой же сильный и очень могучий. В обзорной статье, посвящённой выставке, художественный критик Владимир Стасов назвал «Страдную пору» одной из самых превосходных картин Мясоедова и отметил, что она полна «поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного»7. Ещё один вариант-повторение картины, большего размера (268 400см), был написан Мясоедовым в 1892 году3721.
А вдали другие крестьяне увозят уже скошенный урожай. Прекрасная природа, которая окружает работающих крестьян, необходима живописцу для того, чтобы создать общий колорит и настроение картины. Также уверенно и размашисто машет он косой. Все увлечены работой.
Сочинение по картине Мясоедова «Косцы (Страдная пора)»
Его опалённое солнцем лицо выглядит серьёзным и строгим (как подчёркивает критик, не по причине тяжёлых раздумий, а из-за поглощённости работой). В центре картины – крестьяне, которые косят рожь. Впереди всех стоит старик в грязно-голубой рубахе с венком из колосьев ржи на голове.
Оно означает то время лета, когда происходит косьба, жатва и уборка хлеба. Кажется, будто косцы движутся прямо на зрителя.
Он крепко держит косу в своих сильных руках, готов работать, не покладая рук. Все трудятся. Центральное место отведено косарям. По сведениям на 1964 год, местонахождение этого повторения было неизвестно21. Этого человека слушают все и его слово – закон. За его спиной виднеется могучий в белой рубахе бородатый крестьянин. Сами косари изображены чуть дальше. Так и по жизни пожилой, уважаемый всеми, человек всегда впереди.
Ж-7623, приобретён у Ю. К. Линника)26 и «Уборка ржи» (бумага, акварель, 13, 1 12, 5см, ГТГ)2728. Мясоедов получает две злотые медали, большую и малую, за свои ещё ученические работы. В процессе работы над полотном «Страдная пора. Он подчеркнул его величие и суровую красоту. Описание картины Г. Г. Мясоедова Страдная пора. По словам искусствоведа Ирины Шуваловой, «показанная в период цветения, полная жизненных сил природа воспринимается здесь как синтетический образ родной земли».
Сочинение по картине Г. Г. Мясоедова Страдная пора. Женщины вяжут снопы. За свою долгую жизнь старик привык к тяжёлой работе, она не пугает его. На его русой с проседью голове, словно корона красуется венок из колосьев. Страда – это ещё и праздник.
Давно уже рожь на российский полях убирается при помощи специальной техники. На голове его венок, сделанный из колосьев. Под голубым небом с розоватыми облаками раскинулось золотистое поле спелой ржи21.
Текст Описание картины Мясоедова Косцы (Страдная пора)
За ним в том же ритме движется второй косарь, одетый в белую рубаху. На ней дано «поясное изображение косаря на фоне ясного голубого неба и спелых колосьев ржи», причём художник сосредотачивает внимание на лице крестьянина, а также на сильном и ловком движении его рук. Бескрайнее поле ржи, словно уходящее за горизонт и сливающееся с небесной гладью. Из-под хмурых бровей сосредоточенный взгляд. Это светлое по колориту полотно наполнено радостным настроением.
Скошенный участок тянется далеко, до самого горизонта. Мясоедов на холсте изображает страду, самый важный период в жизни всех крестьян. Широка родная земля, щедра она к человеку труда. Косу в своей руке он держит уверенно.
Он смог показать, насколько простые крестьянские люди близки к природе. Он одет в голубую рубаху, а его волосы подвязаны жгутом ржи8 (по народному обычаю, для этого использовались колосья из первого снопа6). Будучи учеником Академии художеств Г. Г.
Григорий Мясоедов — Страдная пора (Косцы), 1887
Яркое летнее солнце жарит их своими лучами. За ними работает молодой парень с кудрявыми волосами. Дожди испортят весь урожай и придется голодать. Но, тем не менее, он старается ни в чем не уступать своим старшим товарищам. В том же письме Мясоедов писал: «Для бытовых же картин я считаю себя достаточно опытным в пейзаже и фоны писать могу без стеснения, вот к этому-то и перейду»18. Г. Г.
Крестьяне изображённые на картине, объединены общей целью – убрать налившуюся рожь, сберечь её. Его густые волосы еще не тронула седина. На переднем плане мы видим самого старшего из косцов — это пожилой человек с седой бородой. Он еще очень молод и работает неумело и робко. Тяжек труд в поле. Косцы. Григорий Григорьевич Мясоедов – выходец из старинной дворянской семьи.
Далее следует третий косарь в красной рубахе. Здесь собрались все от старшего представителя семьи, до младшего. Картина словно олицетворяет собой всю крестьянскую жизнь. Для крестьян это не просто тяжелый труд. Справа от косарей большой кусок выкошенного поля.
Это пожилой человек, у которого белая рубаха и большая седая борода. В письме к пейзажисту Александру Киселёву от 25 января 1886 года Григорий Мясоедов сообщал, что начал работу над пейзажем «Поле ржи по заходе солнца», который «выходит скучно и не даёт должного представления». Все заняты делами и даже женщины. Это период, когда всем приходилось выходить в поля, дабы убрать созревший урожай.
Они одеты в белые сорочки и сарафаны, а головы их убраны в светлые платки. По словам Шуваловой, в картине «Косцы» впервые в русской живописи столь отчётливо были показаны «величие и красота крестьянского труда и, главное, его могучее созидательное начало»8. Мясоедова Косцы (Страдная Пора) изображены жнива – страдная пора – пора уборки урожая. Живописный эскиз «Уборка снопов», написанный Мясоедовым в светлой, но немного приглушённой цветовой гамме, рассматривается в качестве «первого звена» на пути к созданию будущего полотна. Старик увлечен своей работой. Косцы. Полотно Г. Г. Без сомнения, он с самого детства привык к нелёгкому крестьянскому труду.
Работа над картиной «Страдная пора» заняла около года. Это объясняется тем, что в большом полотне Мясоедов стремился показать «общий трудовой порыв, труд, как дело огромной жизненной важности» и это стремление отодвигало на второй план задачу углублённых психологических характеристик отдельных действующих лиц31. Они торопятся убрать хлеб, чтобы не замочили его дожди. Вот таким образом все от мала до велика дружно выходят в поле. Значит, не будут голодать, будет чем заплатить все подати.
По мнению искусствоведа Ирины Шуваловой, в этом полотне впервые в русской живописи столь отчётливо были показаны «величие и красота крестьянского труда и, главное, его могучее созидательное начало»8. Рядом с ними идут девушки в косынках, собирающие срезанную рожь и вяжущие из нее снопы. Над морем золотой ржи раскинулось ясное высокое и чистое небо, а горящее солнце своими жаркими лучами пропитывает всё вокруг. Впереди косит более опытный старик в серо-голубой рубашке.
Мы видим один только миг. Хотя он вспотел и волосы прилипли ко лбу, он старается не отстать от первого крестьянина. Ж-257, приобретён в 1962 году у Р. Н. Николаевой) и «Крестьянин-косарь» (холст на картоне, масло, 37 17см инв. За ним находится совсем ещё молодой человек, одетый в красную рубаху. Он выглядит сильным и могучим. Они сосредоточены на работе, ничто не отвлекает их внимания от ответственного дела.
Полотно получило хорошие отзывы. Жизнь людей тесно связана с окружающей природой.
Вслед за ним виднеется кудрявый юноша, лишь учится он этому нелёгкому делу у старших. Он уверенно держит в руках косу, как и мужчина, стоящий чуть позади.
Это радостное событие ведь, собрав урожай, будет чем платить подати и чем кормить многочисленное семейство. Косцы, написанная в 1887 году, была лично приобретена императором Александром III. Он спокоен и сосредоточен и полностью поглощён работой. Наравне с мужчинами в поле работают женщины.
В монографии о творчестве Мясоедова изданной в 1971 году искусствовед Ирина Шувалова подчёркивала, что до появления картины «Косцы» в работах русских художников второй половины XIX века не было столь «оптимистической трактовки темы крестьянского труда» и что в этом смысле полотно Мясоедова можно сравнить разве что с картиной Алексея Венецианова «На пашне. Его сильные и загорелые руки держат косу крепко и уверенно. К нему иду за советом, с ним делятся своими радостями и печалями. Впереди косит мужчина в возрасте, далее стоит мужчина младших лет, за ним стал молодой парень. Рядом с косцами трудятся крестьянки, которые сгребают колосья и вяжут снопы24.
Шаг за шагом они словно приближаются к нам. Седой могучий старец с бородой – выступает первым, не уверенно срезает рожь сильными и вольными движениями косы. В Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева хранится картина Мясоедова «Жатва» (холст, масло, 141 268см, 1887) — авторский вариант-повторение полотна «Страдная пора. Они собирают в связки скошенную рожь. Красота труда крестьянского коллектива словно сливается с красотой природы, они как бы являются отражением друг друга. Картина представляет собой отражение крестьянского быта, объединяющего все поколения в единый рабочий коллектив.
Описание картины «Страдная пора»
На поле работают крестьяне разных возрастов. Видимо, чтобы волосы не мешали ему косить. Красная рубаха его расстегнута, тяжек для него труд в поле.