Нестеров Картины
В 1895 году Нестеров намеренно приехал в Углич для работы над этой картиной. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова. Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.
На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Картины с ранее популярными религиозными сюжетами допускаются только на «экспорт», а одна единственная постреволюционная выставка Нестерова носит закрытый характер. У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Н. дурылина)о выставке «16 картин Нестерова».
В досоветское время большинство его картин были посвящены религиозной тематике и за это уже в советское время Нестеров был репрессирован. Во время копирования картины А. Ван Дейка в Эрмитаже Нестерова заметил И. Н. Крамской. Исторические картины, созданные Нестеровым в этот период имеют ярко выраженный бытовой характер. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.
Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова. Картины Нестерова с женскими образами почти всегда скорбны и печальны. Картины Нестерова представленные выше, признаться, произвели на меня сильное впечатление.
Нестеров писал в основном портреты и картины на религиозные темы. На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. По совету Третьякова Нестеров послал свою картину на XVII Передвижную выставку.
В 1938 году М. В. Нестеров был арестован – продал пару картин в чье-то полпредство – и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Одни из самых знаменитых картин Нестерова «Видение отроку Варфоломею», который станет затем святым Сергием Радонежским, «Великий постриг», «За приворотным зельем», а из портретов наиболее известны портреты Л. Н. Толстого, И. П. Павлова, В. Васнецова. В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». Именно этот этюд послужил основой для пейзажного фона в главной картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею".
Но Крамской, в то время тяжело больной, доживавший последние дни, раскритиковал картину, сказав Нестерову, что полотно слишком велико для столь незначительной для русской истории темы. Часто бываю в музее Нестерова, специально хожу в те залы, где его картины.
Михаил Нестеров художник картины
Чистякова. После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу.
Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Несмотря на предельно сжатые размеры монографии, Сергей Глаголь (С. Вполне понятно, что первые произведения Нестерова носят явный отпечаток влияния Перова, начиная с сюжета и кончая последней карикатурной фигурой («После бани», «Знаток», «Домашний арест», «Жертва», «Приятели» и др. ). Поначалу колеблющийся в своих вкусах, потом решительно неудовлетворённый направлением, царившим в Училище живописи, ваяния и зодчества, М. В.
Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).
В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Храм весь был покрыт фресками. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. На этот раз Нестеров поставил на выставку шестнадцать картин разного жанра, представляющих наиболее полно многосторонность его творчества.
Михаил Васильевич Нестеров. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". На первых порах Нестеров продолжает лирическую линию своего искусства, преимущественно в женских портретах. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Перова, А. К.
Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография
В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Они поженились и переехали жить в Москву. Это ликующий светлый мир. Он родился в семье уфимского купца в 1862 году. но и духовное видение эпохи.
Перов. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова – виден словно бы в туманной дымке. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Не попадайся под руку: зашибет.
Его близкие – жена и дочери – очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было граничит с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. художник написал ещё несколько полотен, главной темой которых является единство человека и природы. Залив у подножия Рапирной горы.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости.
Творчество Михаила Нестерова: картины, стиль, признание
Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". Еечертами наделяет художник героиню своей картины. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.
Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Позже она получила название На Руси (Душа народа).
Михаил Нестеров: самые популярные картины (топ 12)
Родители не стали настаивать на коммерческом будущем сына, когда стало ясно, что у него явные способности к рисованию. На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема.
Всё она – любимая и безвременно ушедшая. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Беляев отправился в лагеря. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе.
Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Пришлось переписывать все заново. В обеих присутствует тема двойничества, которая позднее разовьется в картинах "Два лада" и "Философы". Соловьева.
Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И. Безобидные пейзажи «Весна» (1931), «Лето» (1932), картины «Элегия» (1928), «Больная девушка» (1928), а также некоторые портреты «старцев» – В. Васнецова (1925), В. Черткова (1935), – оказались удобной мишенью для некоторых критиков, поспешивших уличить художника в пристрастии к прошлому, уходящему. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Именно он оказывается смысловым центром картины, наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Рецензию Морозова можно, в целом, признать благожелательной. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва).
Затем художник побывал в Греции и Италии. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Художник относится к ним как к живым существам.
Человеческие фигуры появились позже. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. В «соборных» картинах художник пытается выражать чаемые рубежи большого духовного обновления – это «Великий постриг», «Святая Русь». Не случайно первоначально картина называлась «Христиане».
Михаил Нестеров – картины с названиями и описанием по алфавиту
Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе. "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Нестеров Михаил Васильевич — русский художник, который родился в Уфе в 1862 году. Отмечая высокие достижения живописца в области портрета, он, вместе с тем, в оценке лирических, созерцательных картин Нестерова отдавал дань практиковавшемуся тогда «классовому подходу».
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Сочувственное отношение Глаголя к религиозной живописи художника, прозвучавшее в книге, явилось главной причиной того, что эта монография рассматривалась в рецензии к ней как «бесспорно устаревшая, а подобные оценки и раскрытие облика мастера немогущими нас удовлетворить». Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину.
Краткая информация о художнике и его картинах
или подавить дружеское влечение». Он превратно ее в нестеровскую девушку. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Далее, как его надежда и завещание, звучит следующее: «.
Поздно, слишком поздно признали его талант. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной. Изобразив Христа среди русских святых на фоне зимней природы Руси, мастер попытался выразить мысль о нравственном совершенствовании общества с помощью идеи христианства. После училища Михаил обучается в Академии художеств. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.
Весной 1902г. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка. Оба – философа, в тягостно-смутном предчувствии надвигающейся Мировой Ночи и с внутренней убежденностью в неодолимости великой Силы России на невероятно сложном ее духовно-историческом пути. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах— это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки.
Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца.
Показательной в этом отношении представляется судьба резолюции 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», в основу которой было положено бухаринское определение о смягчении классовой борьбы и о сотрудничестве с непролетарскими классами. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Краски портрета строги.
Розановская статья, действительно, не могла быть напечатана ибо «новая советская эпоха требовала и нового искусства, в происходящей переоценке всех ценностей нельзя было жить прошлым», а «задача изокритики заключалась не только в том, чтобы объяснить искусство, но и помочь изменить, перестроить его». Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде.
Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею».
Опыт минувшего и видение настоящего им подскажет, что надо делать, куда идти». Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Нестеров в 1881г.
Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. И выбор профессии был определён. В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве.
Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Нестеровой», который в 1907 году имел огромный успех у публики и был приобретен для коллекции Государственного Русского музея.
Великая картина художника Михаила Нестерова
Руки чешутся написать ее, она согласна". На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Саврасова, И. М.
Таинственный свет белой ночи. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Задача была не из легких. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.
- Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография
- Картины Михаила Васильевича Нестерова
- Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
- РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН Михаила Нестерова
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. и А. Д. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы.
И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». Булгакова и П. А. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу.
- Картины — Нестеров, Михаил Васильевич
- Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
Павлова, 1935, все – в ГТГ). В предпочтении, которое Нестеров отдал именно этим портретам, а не написанным в том же году картинам «Страстная седмица», «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933), сказалось определенное влияние авторитетнейшего в художественной среде тех лет И. Э. Грабаря. Начал с реалистических жанровых картин (Жертва приятелей, 1881 Знаток, 1884, обе – в ГТГ). В конце концов мастер добился желаемого результата. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881, 1883-1886) у В. Г.
Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». Однако в самой картине нет движения и динамики. Некоторые из них, оппозиционно настроенные против Советской власти, были высланы из страны, другие отправлены в лагеря. В этом же году он напишет и портрет дочери Ольги, которая незадолго до этого перенесет сложную операцию по возвращению слуха.
Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ). Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.
- Религиозная направленность в живописи
- Другие течения в живописи Нестерова
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Ландшафтный дизайн перед домом, миниатюрный дворик с прудом
Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. С 1889 г. – экспонент, с 1896 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок один из учредителей Союза русских художников (1903). В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.
Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем.
Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста». Художник ратовал за возрождение религиозной живописи, полагая, что единственный верный путь для русского народа – путь религиозный. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Советская тематика чужда Нестерову», – писал в «Правде» критик. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу.
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». На первом плане зритель видит двух монахов, читающих Часослов и бредущих вдоль поросли молоденьких березок. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.
Здесь же церковь, часовенка. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена.
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. во всей глубине ее старинно-религиозного осмысления, во всей чистоте ее «взыскующего. Судьба Флоренского оказалась трагичной.
Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Не принимавший и до революции религиозно-мистические картины Нестерова, Грабарь тогда недвусмысленно поставил художнику в упрек то, «что он недостаточно способствует социалистическому строительству». Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. С 1910 г. – действительный член Академии художеств. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Лицо горит.
У Нестерова это мир идеального старообрядчества. Вечереет. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Булгакова и П. А.
Вот она эта самая "Святая Русь". Вдали виднеется уютная церковь. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось.
Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста».
По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Создать лирический портрет – именно такую цель художник ставит перед собой в портрете дочери, Веры Михайловны Титовой, написав ее в интерьере музея 1840-х годов. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Очень важную иногда самоценную роль в работах М. В. Нестерова играет лирический пейзаж. В борьбе, которая велась между различными художественными группировками за утверждение пролетарской идеологии, большая роль отводилась критике, ставшей, по определению И. Маца, «орудием художественной политики». Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.
«Классовый анализ», выдвинутый в качестве основного положения в художественной критике искусствоведами – социологами, не щадит и признанных художников. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.
Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».
Он написал в 1922 году небольшой популярный очерк о «не просто религиозном, но ортодоксально-религиозном, подлинно религиозном русском художнике, русском мыслителе и русском человеке». Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Недоброжелатели Нестерова были во многом правы.
Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться.
Однако и здесь его ждало разочарование. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Вернулась она инвалидом и уже не могла ходить без костылей.
Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью. Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. Позже работал в области историко-религиозной картины (Пустынник, 1889 Видение отроку Варфоломею, 1890, обе – в ГТГ). Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Первые нестеровские портреты, если не считать множества портретных этюдов или портретов родителей, написанных подростком с фотографий, появились в 1906 году. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Однако, несмотря на все неурядицы, проблемы и отсутствие мастерской, Нестеров много работал и дома, стараясь запечатлеть черты родных, знакомых и близких ему людей. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Такой увидел ее художник. Нестеров очень внимательно изучал и зарисовывал старинные одежды, писал знамена и бармы прошлых столетий в Оружейной палате, куда ездил ежедневно.
Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). Высокопоставленное начальство из официальной иерархии искусств осознавало величину, масштаб Нестерова, как выдающегося русского живописца известного за границей, терпимое отношение к которому могло бы продемонстрировать всему миру лояльность к «старой гвардии» деятелей культуры.
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Обстоятельный отчет о выставке сделал М. Морозов. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви.
Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности. В соответствии с этой новой линией была написана и рецензия на монографию Сергея Глаголя, посвященную творчеству Нестерова. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель».
Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным – 2, 5 советских червонца.
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси». Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов.
В 1905—1906гг. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки.
Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе.
Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Это смысловой центр картины. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. взгляда», во всей ее «святой» покорности, забитости и униженности, во всей, наконец, безмятежности ее простецких линий.
Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный.
Такой-то ты мне и нужна". Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.
Семья художника была глубоко верующая. расписывал Владимирский собор в Киеве, работал в области пейзажа и портрета. У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста. Наставниками Нестерова были Перов, Саврасов, Прянишников. Сам художник считал себя учеником передвижников Василия Перова и Владимира Маковского. Откуда мы. Начавшаяся война сломила его окончательно.
С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей.
Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Это была не первая его попытка.
Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Нестеров согласился. Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Не раз бывает в Западной Европе, Франции, Италии, много работает в Подмосковье.
В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа.
Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того – отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). «Если в двадцатых годах любое конкретное выступление, касающееся творчества художника, писателя или композитора, в том числе со стороны самых высокопоставленных государственных и партийных работников, сохраняло элемент факультативности, с ним можно было не соглашаться, спорить, опровергать, то в последующие десятилетия опубликованный текст был директивой, отражающей не чье-либо мнение, а сложившуюся стратификацию и любой отрицательный отзыв на творчество художника обозначал только определенную стадию погрома, неизбежно приводившего к применению мер пресечения». Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Первая крупная работа живописца.
Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Его захватил дух эпохи Возрождения.
Исчерпал себя и миф о Святой Руси.
Здесь художник закрепляет традицию «церковного модерна», который наполняет канонические церковные сюжеты глубокомысленным лиризмом. За девушками следует старуха с девочкой. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.
Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Нестеров стал тяжело болеть. Кориных, 1930 Портрет академика И. П. Соловьевым. Он попытался показать на полотне всю христианскую Русь, весь народ, начиная от древнерусских князей и царей до своих современников.
В портретах С. Н. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста». В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Оба – на роковом изломе эпох – находились под сильным влиянием модерна. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». В портрете С. Н. Нестеров много раз писал свою супругу— многие женщины сполотен живописца похожи наего первую жену. Закономерно возникает вопрос о его взаимоотношении с новыми властями, задающими тон и характер критике.
Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Превратил картину в подобие декоративного панно. Живет Михаил Нестеров в основном в Москве, а с 1890 по 1910 год – в Киеве. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин).
Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Нестеров особенно почитал Достоевского. В этих подлинно «сказочных» формах своей религиозной живописи, возвращающей нас к блаженным временам невозмущенного сомнением и полного мистических переживаний детства, Нестеров.
При этом никому и в голову не приходило счесть Нестерова ловким приспособленцем: мало кто имел в художественных кругах столь прочный нравственный авторитет, равно пользовался признанием интеллигенции и рядовых зрителей. С ранних лет в нём стала проявляться большая любовь к рисованию. Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. В 1890-е гг. В неком роде монументально-лиричны портреты, которые пишет художник наиболее выразительно Нестеров создает образы родных людей и близких духовно («Амазонка», «Философы»).
Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном – алой шапочкой царевича. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта».
Каникулы Ольга проводила с отцом. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. По сути же она утверждала весеннее ликование жизни вечной, вера в которую была так необходима в тот момент Нестерову – отцу ребенка, находящегося на пороге смерти.
Родители были людьми глубоко верующими. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Известная картина «Видение отроку Варфоломею» проникнута чувством чудесного и среднерусским пейзажем. Высшее художественное образование Михаил Нестеров получает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва).
Период коренной ломки «старого мира» и строительства нового общества в искусстве сопровождался бурными процессами, направленными на создание «культуры будущего». Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. «Перед нами предстало чудо не только архитектуры, но и живописи.
На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Крамской ничего не сказал ему нового, талант молодого художника ни только не получил должного признания, но не был даже как следует замечен и Нестеров вновь возвращается в Москву, в покинутое училище, которое и заканчивает с успехом в 1886г., награждённый званием «классного художника» и большой серебряной медалью за картину «До государя челобитчики». В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера.
То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ.
Но ученье плохо давалось ему. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.
Идет война, близится революция. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки. Ее функции достаточно прямолинейно декларировал А. Богданов: «прежде всего, направлять, возвещать, указывать – и только потом — анализировать, вникать, сопоставлять». В 1883 году художник возвращается в московское училище. Впервые приглашенный участвовать в советской выставке 1933 года «Художники РСФСР за 15 лет», Нестеров после долгих размышлений решает выбрать «Портрет братьев Кориных» (1930) и «Портрет – этюд Алексея в испанском костюме» (1933).
Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы.
Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Нестеров много времени посвящает работе с религиозного монументально-декоративным творчеством: росписи Владимирского собора в городе Киеве, мозаикам и иконам церкви Спаса-на-крови в городе Петербурге, росписи Покровского храма в Марфо-Мариинской обители города Москвы. На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Нестеров не был исключением. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри.
Но чем старше становился Нестеров, тем сильнее менялась его творческая манера. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы.
И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Получив благословение от него, юноша научился читать. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами.
Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».
1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. Здесь, среди однокашников, он познакомился с Левитаном, которого уже на школьной скамье все в училище называли «талантом». С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку.
Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Куда идем. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой.
Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.
Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Вся природа была для них святым храмом. Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска.
Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой ПавлаКорина в 1927году внизу с левой стороны картины. В другом письме, адресованном Э. Ф. Голлербаху, собиравшемуся поместить в своем сборнике материал о его творчестве, Нестеров предлагал хранившуюся у него статью Василия Розанова, «может быть, самую яркую и наиболее «розановскую» из всего им написанного о моих религиозных картинах, но статья эта едва ли сейчас пройдет в Петербурге, как не прошла она у нас в Москве». В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Здесь художнику предоставлялась полная творческая свобода.
Все церковные заказы отпали. но уже без той девственности и религиозного осознания («оцерковления»), какой наделял их православный люд и которая, значит, была присуща им в той же степени, в какой она присуща холстам Нестерова, не из «головы» ее выдумавшего, а подметившего ее в самой дореволюционной действительности». Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова.
Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. В 1942 году его не стало. Так и случилось. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».
Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.
Румянец волнения окрасил ее щеки. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли.
Вслед за Пюви де Шаванном, картины которого очень понравились художнику во Франции и так же как у него, работы Нестерова посвящены одному – Золотому веку. Тоненькая фигурка ребенка кажется частью русской природы с ее полями, лугами, перелесками, змеящейся речушкой и маленькой деревянной церковью, скрывающейся за деревьями. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем.
В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Со своих постов удаляются приверженцы «мягкой линии» и художественная жизнь в стране приобретает совсем другой характер. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево.
Вечереет. Прянишникова и в Академии художеств (1881-1883) у П. П. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им.
Первоначально он написал картину Святая Русь. В спокойный, повествовательный тон нестеровских писем 1920—1930-х годов нет-нет даи врывается сдерживаемая горечь художника, когда речь заходит о самом дорогом и сокровенном в его творчестве: «Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, пытался бы еще более уяснить себе лик русского Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить». Они чутко уловили новаторство художника. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве.
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Художник был расстроен, т. к. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы". В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Все они написаны в традициях русского передвижничества.
Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. В основу композиции легла история о юноше. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Характер оценок нестеровского творчества в 1920-1940-х годах был обусловлен теми преобразованиями, которые затронули художественную критику после революции.
Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. В этой картине, которая дала начало целой веренице изображений девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. В самой большой картине мастера – «На Руси» в толпе народа можно найти фигуру Достоевского, Толстого и Соловьева.
Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него.
Художник вкладывает в руки молодого инока веточку вербы, сообщая тем самым, что великий праздник Воскрешения Христова совсем скоро. Прожили они в браке всего один год. Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Картину объявили неудачей.
Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Младенец был «не жилец».