Нестеров Сергий Радонежский Картины
Верный народному представлению о жизни Сергия Радонежского, Нестеров не мог миновать столь близкую народу тему и ей посвятил третью законченную картину Радонежского цикла. Картина Михаила Нестерова Преподобный Сергий Радонежский: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В 1892 году задумана, а в 1896 году написана Нестеровым другая картина из цикла о Сергии Радонежском, на тему, смежную с исторической, – «Труды преподобного Сергия». Картина Юность преподобного Сергия Радонежского – вторая работа Михаила Нестерова, посвященная великому русскому святому. С детства очарованный образом великого русского святого Сергия Радонежского, Нестеров посвятил ему множество картин, одна из которых и представлена здесь.
Данная презентация рассказывает о произведениях русского изобразительного искусства, в которых отображен образ Преподобного Сергия Радонежского: картины художников Нестерова, Рериха, Ефошкина и других.
«Преподобный Сергий Радонежский», Нестеров — описание картины
Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Много молился. Жертвовал своими личными желаниями и удобствами ради блага других. Таким я его вижу на картинах художников. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство. Т. 3. У Сергия густые, отливающие немного золотом волосы и борода. Тут же несколько птиц, справа, подальше, заяц-беляк присел около кустов.
Рерих также использовал этот символ сначала традиционно, на епитрахили святого в эскизе к картине «Святой Сергий», а затем, в законченном варианте картины, перенёс его на плат в руках Преподобного. Как писал о М. В. Середина XIX– начало ХХ в» (М. : Искусство, 1993) также ставит имена художников рядом, а вернее — друг за другом. Нестеров благодарит Н. К. Слева от мальчика растет маленькая березка.
История и описание картины Видение отроку Варфоломею Нестерова
Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Изучить образ Сергия Радонежского через произведения искусства. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы. Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Эту же трансформацию образа святого мы прослеживаем и у Нестерова в его втором цикле. В третьей картине Сергий представлен в образе дозорного на страже.
Нестерова, Н. К. Среди моих последних картин, наверное, полюбились бы Вам Александр Невский, Ярослав, Новая Земля (Новугородцы), Богатыри проснулись. Родители его ругали, учитель наказывал, товарищи смеялись над ним, он же «со слезами молился Богу». В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. Старец, мнится, не пришел к дубу, как вот пришел отрок по лугу, а «вдруг отделился от темного ствола большого дерева» – и предстал пред отроком, пошедшим за конями. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face. Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее – таково имя Преподобного в миру – обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя.
М. В. Нестеров, вспоминая мнение старейших художников, не принявших картину, так воспроизводил их слова: «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль. Нестерову этот путь позволил создать необыкновенно человечные образы святых, а Н. К. К. Рерих. А жил он просто: много работал.
Нестеров пишет серию работ, посвящённых Преподобному Сергию Радонежскому: «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий Радонежский» (1899), «На Руси» («Старец в пути») (1900). Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать». Как пишет В. О. Время самоидентификации, поиска духовных корней, духовной опоры и защиты. Нестеров не раз возвращается к этой теме, воссоздавая образ Сергия в новых вариациях: это и росписи художника в храме Александра Невского в Абастумане (1899 – 1904) и картины «Святая Русь» (1905), «Душа народа» (1916). Именно тогда, в 1892 году, по случаю 500-летия кончины Сергия Радонежского, В. О. Ключевский произнес свою знаменитую речь о его значении, так тронувшую его современников (включая и Нестерова и Рериха).
Ключевский закончил свою лекцию о Преподобном Сергии словами: Он знал лучше других»18. Одна из них получила название «Дозор» и основана на народном представлении о том, что Игумен земли Русской и после смерти охраняет родную землю. В 1931 – 1932 годах М. В. Но – мастер, пошедший у своей эпохи на поводу и отказавшийся от дарованного ему прозрения. Прелесть, хорошо. Благодаря образам Нестерова они становятся нам ближе и понятнее.
Делая выбор, всегда отдавал предпочтение общему перед частным. Вскоре мальчик пошел на поправку. Рерих сборник, увидевший свет в 1934 году. Таковы Художники П. Д. Однако трактовка образа Преподобного, как и послание в их работах, различна.
В 1895 году Михаил Васильевич создаёт полотно «Чудо» с изображением казни святой Варвары14. Истоки духовности России были заключены для М. В. Знал М. В. Здесь часто бывали Репин, Поленов, Левитан, Врубель.
Труд был возведён им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствия. Рерих2. Его жизненный путь – образец святости и веры. Сергий Радонежский.
Истоки духовности России были заключены для М. В. Рериха иконописная идеограмма — символ Святой Троицы — явилась знаком защитным и была представлена как символ защиты Культуры, символ Знамени Мира. Заключение Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Рериха иконописная идеограмма — символ Святой Троицы — явилась знаком защитным и была представлена как символ защиты Культуры, символ Знамени Мира. Лиловато-синяя гамма всей картины более всего подошла к «зиме» правой части.
Нестеров «Видение отроку Варфоломею» писал, будучи в Комякине. Затем или на север или прямо на юг в Гагры — Абастуман. Для Нестерова Сергий это, прежде всего, «душа русского народа», а потом уже «игумен Земли русской» исторический деятель, защитник. Но преподобный старался быть учителем и исполнителем («делателем»): и кутью сам варил и свечи делал и кануны творил». В Киеве остаюсь до 1мая.
Для М. В. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. Природа замерла в ожидании чуда и это чудо происходит на глазах у зрителя. Уважающий Вас искренно Михаил Нестеров»5.
Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»
«Видение отроку Варфоломею» – первая картина этого цикла, содержанием которой является эпизод из жизни одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых. Скоро перерисовал картину, начал писать ее красками. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца.
С. 242. Рериха. Теперь скоро откроют, если только вообще что-либо уцелело от вандалов. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г.
Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, чудного старца, святого Сергия». Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Широким охристым прямоугольником лежит на заднем плане поле. У ног его, по-прежнему справа, в несколько иной позе медведь.
На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Если он – Игумен земли Русской, то все мы – его верные чада, внимающие его словам. Но настоящей сенсацией в художественных кругах того времени явилась работа М. В. Протоптанная в снегу тропинка, курящийся над избами дымок, окраина смешанного леса. Рерих в 1934 году.
Оно как бы призвано оберегать эту «душу», не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Храм и знак триединства, ткань с кантом голубого, небесного цвета встречается на иконах XVII века, посвященных Сергию. Тёмные еловые чащобы, то и дело уступающие место солнечным полянам, перелескам, овражкам. Каждодневно мы поминаем Вас ибо здесь с нами в Гималаях Ваш прекрасный Отрок Варфоломей (прежде он был у М. К. Тенишевой). В 1899 г. Нестеров уезжает из Абрамцева.
«Видение отроку Варфоломею» Нестерова: история создания картины
Однако недели через полторы холст пришел, гораздо лучший, чем первый. И все же, глядя на «Всадников», сложно не заметить, как художник, точно подлинный пророк, свидетельствует о том, что Россию совсем скоро ждут тяжелые испытания. После этого, как повествует автор Жития, отрок легко овладел грамотой. М. В. Написанный Н. К.
Воплощением Души народа предстаёт Святой Сергий в творчестве М. В. В 1892 году в России отмечали 500-летие со дня кончины Святого Сергия. Надпись скрыли в связи с завоеванием фашистами Праги, где первоначально находилась картина. В 1899 году Нестеров приступил к росписи кавказской церкви Александра Невского. Рерихе М. В. Фармаковский, «они, столь различные, роднятся одним чувством — чувством преданности своему Святому искусству»11. Легенда» (1932) о защите Троице-Сергиевой лавры под святым покровительством преподобного, «Дозор» (1932). Но личность святого продолжает занимать ум живописца. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое.
Сочинение-описание по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею
Но настоящей сенсацией в художественных кругах того времени явилась работа М. В. Его жизненный путь — от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Нестеров в этой связи вспоминал: «Но чего я особенно боялся — это лица Сергия () Одно для меня было ясно, что Сергий был русый. Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать». Да живёт исветит искусство Ваше на радость народам.
На картине три святых инока мчатся на белых конях на помощь осажденным монахам. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Трудность задачи состояла в том, чтобы передать то неуловимое в облике мальчика, что сразу угадал неизвестный святой, увидев в нём «сосуд избранный». Строителем Русской Духовной Культуры изображает Преподобного Сергия Радонежского Н. К. Надпись скрыли в связи с завоеванием фашистами Праги, где первоначально находилась картина. И меня очень удивил этот человек. Нестерову этот путь позволил создать необыкновенно человечные образы святых, а Н. К.
Для средней части складня «Трудов» художник избрал, следуя за Епифанием, сложную сцену – преподобный Сергий вместе с другими иноками строит обитель. Рерих оказывается «последним большим художником «Серебряного века»», который вслед за мастерами XIX столетия, в том числе вслед за М. В. Среди моих последних картин, наверное, полюбились бы Вам «Александр Невский», «Ярослав», «Новая Земля» («Новугородцы»), «Богатыри проснулись».
Некоторые передвижники даже назвали картину Нестерова вредной. Кроме того, это эпоха сильнейшей раздробленности Руси. Гималаи. Сергий изображен в дремучем, но все равно сказочном лесу, куда почти не проходят лучи солнца. На полотне Н. К. Третье теперь».
и А. Д. Корины (1930), Академик И. П. Павлов (1935), Скульптор И. Д. Шадр (1934), Скульптор В. И. Мухина (1940 все работы – в Третьяковской галерее) и др. Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Необычно в картине «Меркурий Смоленский» изображение святого, держащего свою отрубленную голову. Под каждым из «Трудов» можно написать несколько слов, в которых исчерпается все содержание картины.
Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
М. Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. Как писал Н. К. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Работе над «Видением отроку Варфоломею» предшествовала картина «Пустынник», задуманная ещё летом 1883 года в Сергиевом Посаде и завершенная в 1889 году в Уфе. Это, кстати, почувствовали многие художники и когда Нестеров выставил «Отрока» на передвижнической выставке, его противники как раз и пеняли ему за то, что он нарисовал икону и тем самым подрывает «рационалистические устои живописи».
В канун Второй мировой войны художник прозревал заступничество за Россию Преподобного Сергия Радонежского. Слава героическому народу Русскому. Сергий не земная фигура, не один из нас, а недосягаемый идеал, святой, воин-защитник. Сергиевы картины в Чехословакии, в Югославии, в Америке, в Индии». Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий.
Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
Если удосужитесь — сообщите. Весь образ Сергия говорит о его высоком внутреннем состоянии. Однако трактовка образа Преподобного, как и послание в их работах, различна. Нестеров. Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою. Сегодня дошли к нам московские газеты из которых мы узнали о бывшем Вашем юбилее. Найти репродукции картин, посвященных Сергию Радонежскому или связанных с его жизнью.
Сергий подавал всегда. Поляки и русские изменники видели их». 4. Она была уверена, что это чудо случилось благодаря заступничеству святого.
Цикл картин о преподобном Сергие Радонежском
«От веры и от отцов моих не отрекусь», — напишет Рерих в 1930-е годы. Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Еще одной попыткой воплотить в живописи образ Радонежского чудотворца становится картина «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским». Будучи современниками, М. В. Стилист какой. » — сообщает своему другу студент Николай Рерих. Мы не видим лица старца, но это потому, что видение не нам, а ему, отроку Варфоломею.
Сергий» была надпись: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Все помнят нестеровское «Видение отроку Варфоломею». Для Г. К. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика. Н. К.
В это же время он пишет цикл картин, посвящённых Сергию Радонежскому. Достигая ясновидения и те и другие художники (сознательно или невольно) создают символ. Вот что пишет С. Н. С. 242. В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество». Мать и сестра не знали, как меня утешить, как подступиться ко мне.
- Деяния Сергия Радонежского – Михаил Нестеров
- Храм преподобного Сергия Радонежского
- Картины Сергея Ефошкина, цикл «Житие преподобного Сергия Радонежского»
- Михаил Нестеров: молитва о России
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Юность преподобного Сергия, 1892-1897
- История одного шедевра: «Видение отроку Варфоломею» Нестерова
- Презентация "Образ преподобного Сергия Радонежского, отображенный в русской живописи"
Каждый раз, обращаясь к житиям святых, Нестеров заново решал непростую творческую задачу: как показать невидимую, но прочную мистическую связь между героем жития и Богом. Но абсолютно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Тем же событиям из русской истории посвящает свои картины и М. В. Ключевский закончил свою лекцию о Преподобном Сергии словами: «Он знал лучше других»»18.
В первый же приезд свой в Петербург привезу на выбор Вам что-либо из своих работ. Он создал облик истинного подвижника и предпослал своей лекции очень простую мысль: «Мы историки, должны быть очень честны. В каком положении дела художественных обществ и союзов. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности. Нестерова 1925 года.
- ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ Михаил Нестеров
- Исследовательская работа Преподобный Сергий Радонежский в творчестве русских художников
- Жизнь Сергия Радонежского отраженная в живописи
- Список использованной литературы и источников
- Картина Преподобный Сергий Радонежский Михаила Нестерова
- Преподобный Сергий Радонежский — Михаил Нестеров
- Послереволюционная деятельность
Неприкосновенно и ярко донесло до нас время Великий Образ Святого Сергия» (Н. Выставка, как отмечает А. Гидони, «оказалась для Рериха очень успешной»4. 24 ноября 1942 г. Наггар.
24 ноября 1942 г. Наггар. Я абсолютно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» — так назовут Н. К. и Е. И. Рерихи сборник, увидевший свет в 1934 году.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского Живоночальной Троицы в Рогожской слободе
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Муку просеивал, тесто месил и квасил. Например, в 1893-1894 годах во Владимирском соборе города Киева он написал запрестольный образ под названием «Рождество Христово», а через 2 года в одном из храмов Петербурга была закончена работа над мозаикой. Руки так же крестообразно сложены на груди. Почему.
Легенда» взят из другого знаменательного момента русской истории, когда при осаде Троице-Сергиевой лавры в 1608–1610 годах польскими войсками Лжедмитрия II в один из самых критических моментов осады осажденным изнемогавшим от недостатка продовольствия и огнеприпасов, нужно было послать гонца в Москву. Нестеров не раз возвращается к этой теме, воссоздавая образ Сергия в новых вариациях: это и росписи художника в храме Александра Невского в Абастумане (1899 – 1904) и картины «Святая Русь» (1905), «Душа народа» (1916). Нестерова и Н. К. Одухотворённая природа сливается слирическим настроением героев ираскрывает ихобразы. Сегодня дошли к нам московские газеты из которых мы узнали о бывшем Вашем юбилее.
Вековой дуб посреди поляны. И не низводится ли художественная картина до церковного образа. Эта картина – быть может, лучшая из всех вещей Нестерова. Все здесь – и сухонький старичок игумен и высокие срубы келий с крылечками на столбиках и сторожевые ели и сплошной синеватый снег и лиловый широкий дым и морозное розовое небо, – все здесь овеяно и дышит тем историческим воздухом, который один и делает картину (и всякое создание искусства) верным истории и без которого никакая художественная археология и историческая правдоподобность не создадут истории ни в живописи, ни в поэзии. Третьякову делегацию, чтобы отговорить знаменитого собирателя покупать картину. Первое чудо в жизни мальчика художник показал нам в своей первой картине из серии – «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Критик Дедлов писал: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, – общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Нестерова 1925 года.
При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». О том ли, что нет уже его возлюбленной «матери-пустыни» вокруг него. По сути, Нестеров передал на полотне эпизод из жития преподобного Сергия. Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что.
«Из давних детских воспоминаний встает посещение Троице-Сергиевой Лавры. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвыпочти все русские князья признали главенствоДмитрия Иоанновича (Донского). Он пишет картину «Святой Сергий Радонежский», как бы подытоживающую более раннюю серию «Санкта».
Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Индия»10. В ответ на это старец дал ему кусок просфоры и сказал: «Прими сие и съешь, так тебе дается знамение благодати Божия и разума Святого Писания». Все это повлияло на формирование живописного видения художника.
И в своих стремлениях Нестеров, конечно, далеко уходит от собратьев-реалистов. Вагнера среди мастеров начала века Н. К. Для Г. К.
По сути, это послание русскому народу накануне Второй мировой войны. Разлитый в воздухе блаженный покой, не зависящий от смены времен года.
Художник хотел выдержать все три части триптиха – лето (левая), позднюю весну (средняя), зиму (правая) в одной цветовой тональности, чтобы, связав их в одно живописное целое, колористически оправдать форму триптиха. Эта тесная монастырская улочка между деревянными церквами, кельями, сараюшками и выше их поднимающимися елями, заваленная глубоким пустынным снегом, – непроезжая, тихая улочка обители в своей тесноте и морозной снежности напоминает, ни в чем не повторяя, другую знаменитую древнерусскую улицу, только городскую и также заваленную высоким снегом, ту, которую изобразил Суриков на «Боярыне Морозовой». Пустыня осталась ему лишь внутренняя: на месте дремучего леса с медведем – монастырский городок и безвестный юный подвижник Сергий – теперь славный «игумен земли русской». Через какое-то время мать заметила, что ее ребенок очнулся.
Нестеров вёл обычный для его круга светский образ жизни. Поляки и русские изменники видели их». Нестеров и Н. К. Нестеров благодарит Н. К.
Нестеров пишет серию работ, посвящённых Преподобному Сергию Радонежскому: «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий Радонежский» (1899), «На Руси» («Старец в пути») (1900). Цвет их знамен — красный (цвет жизни, борьбы). Нестеров явно здесь изобразил осень, т. к.
На древнейших фресках это изображение неоднократно могло быть найдено». По этому поводу Михаил Васильевич писал: «Я не любил и нелюблю тем «сегодняшнего дня» — тем общественных, особенно касающихся «политики». И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь. У старца есть все эти качества. Религиозно-философские искания русских художников. Человека, который трудиться, который заботиться и оберегает.
Религиозно-философские искания русских художников. Рерих оказывается «последним большим художником Серебряного века», который вслед за мастерами XIX столетия, в том числе вслед за М. В. Сергий Радонежский здесь – старец, близкий к исходу дней. «От веры и от отцов моих не отрекусь», – напишет Рерих в 1930-е годы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг.
Это попытка образованного и тонко чувствующего художника подстроиться под понимание «простого человека». Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. В то время Абрамцевская усадьба принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову. В 1942 году, узнав о 80-летнем юбилее М. В.
Ключевского, произнесённая по случаю 500-летия со дня памяти Святого Сергия17. Нестеров открыл новые пути в искусстве. Не болей. Она слабенькая и беленькая.
Нестерова речь историка В. О. Прошу передать мой поклон Вашей супруге. Дело пошло ладно. Нестерова, Н. К.
Он не произносил длинных проповедей, но учил, прежде всего, своим примером. Нестеров как художник сформировался в конце XIX века, почерпнув всё самое лучшее из творений предшествующего поколения, то Н. К. Жить буду не я, – говорил художник. Г. Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М. В.
Не таков «отрок Варфоломей». И вот однажды идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими, широко открытыми удивленными и голубыми глазами, болезненную. За более чем 50 лет творческой работы. Нестеров, как и Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет из веры и смирения его». Но лето еще не сдает своих позиций, еще радует зеленью, еще расшивает золотое убранство луга мелкими голубыми и желтыми цветами. Если М. В. Преподобный идет не то в Киржач, не то в Звенигород».
Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», следует отдельно упомянуть и о золотом нимбе, окружающем голову инока. Нестеров никогда не считал себя человеком особенной духовности. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью. Озерца с прозрачной водой, затейливые речушки и ручейки.
При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь». Но цель одна. О чем. М. В.
Религиозная тематика вошла в картины художника Нестерова прочно и надолго. В те часы, когда я не рисовал, я не существовал кончая писать в сумерках, я не знал, что с собой делать до сна и завтрашнего дня Проходила длинная ночь, а утром снова за любимое дело, а оно двигалось да двигалось. Жертвовал своими личными желаниями и удобствами ради блага других. На дереве за спиной схимника висит икона (как часто в прошлом вешали иконы при дороге).
Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Н. К. Ни усердие врачей, ни дорогие лекарства – ничто не помогало ребенку. По сути, это послание русскому народу накануне Второй мировой войны.
Зрителей почему-то больше всего волновал вопрос, допустимо ли золото в картине, которая вся должна быть написана красками. Художник опирается на сюжет из жития святого. Нестеров и Н. К. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки.
Так случилось и с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Выставка, как отмечает А. Гидони, «оказалась для Рериха очень успешной»4. Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что. Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Есть все основания считать художника глубоко воцерковлённым человеком.
Умер Нестеров в 1942 г., в год своего 80летия. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Любил каждого человека и видел в нем лучшее. Сильное впечатление произвела на М. В. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. «Святой Сергий Радонежский», как и второй цикл картин Нестерова, посвященных этому образу, наполнены динамикой и жизненной силой, они завораживают, гипнотизируют и побуждают к действию одновременно. Но приехал он больной и слег в злой инфлюэнце.
Нестеров и Н. К. Сергия» я считаю недостаточно удавшимися, это скорее иллюстрация к «Житию»», — писал он в 1924 г. Художник понимал, что хотя полотна помогли ему разработать свой авторский стиль, ни одно из произведений «Сергиевского цикла» не достигло высоты первой картины о Сергии — «Видения отроку». Гималаи. В 1899 году на Савву Мамонтова, хозяина Абрамцева, обрушивается несчастье: финансовый крах и арест. М. В. Цель — символ, открывающий за внешним образом мистические дали»30.
Товарищи и коллеги Нестерова, ярко выраженные реалисты, подобное принять могли. Эти три старца, «небесные защитники» и изображены на картине Нестерова: они несутся на своих чудесных конях, навевая ужас на врагов. Рядом с церковью расположены огороды. В них нет чуда. Потом Иоанн Кронштадтский: «Не болей. Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы.
Но мастер писал не только полотна. Ге и некоторые др. ), называли картину вредной. Цвет стяга, согласно летописи, был черный, черный он и у Рериха. Это хорошо видно на примере триптиха «Труды Преподобного Сергия».
Каждое из трех полотен без труда может быть «рассказано», оно понятно неискушенному зрителю и в то же время эта внешняя простота лишает картины острой силы «видения», проникающего в самую душу. Даже сам пейзаж картины, писанный с натуры, необычен. Он объемлем отовсюду природой и тварями. Через 5 лет она была завершена. За Сергием видны шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской. Одно время он занимался росписями церквей. // Листы дневника.
Еще одна картина «Преподобный Сергий» — попытка показать духовное взросление от инока до старца. Сергий Радонежский. Одобрительно высказались о картине Васнецов, Куинджи, Левитан, Врубель.
Однажды в поле, куда Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. И сам святой Сергий тоже садится на коня, чтобы нести незримый дозор. Варфоломей рассказал старцу о своей беде. Нестерове и Н. К. Необыкновенная композиция Юрия Ракши.
Нестеров в этой связи вспоминал: «Но чего я особенно боялся — это лица Сергия (. ) Одно для меня было ясно, что Сергий был русый. Вроде бы те же любопытные ёлочки выглядывают из лиственного леса. Рериха в православной культуре. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец.
Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. И вот, во имя непредубеждённости, он обрисовал необыкновенного, неустанного труда облик Преподобного, так близкий всем, такой просветлённый, близкий всему будущему. Художник «нащупал» ту единственно верную грань между реальностью и мистикой, которую могли простить ему старшие коллеги-передвижники. Они значительно менее известны широкой публике.
Нестерову утверждение нового пути в русском искусстве. В 1893-1894 гг. Легенда», «Дозор». На картине «Святой Сергий Радонежский» 1932 года из собрания Государственной Третьяковской галереи последнее слово надписи отсутствует.
Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890). Время тянулось, казалось мне, очень медленно. Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве. Видимо, уже в Абрамцево тема Сергия Радонежского глубоко запала Нестерову в душу. И это плохо: все придется пройти наспех, начерно.
Это же выступление вспоминал и Н. К. В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество». Братьев отдали обучаться грамоте, но Варфоломею учёба давалась с трудом. Нестеров и Н. К. М. В. В детстве юному Сергию, до пострига — Варфоломею, никак не давалось учение.
Нелегко давалось М. В. Вот почему, вернувшись из Франции, он снимает дом рядом с Абрамцевской усадьбой и погружается в работу над «Видением отроку Варфоломею». Да живёт и светит искусство Ваше на радость народам. Сердцем с Вами. Новгород. Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую: первое при князе Дмитрии.
Вера художника не выставлялась напоказ: М. В. Третье теперь». Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители.
Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой лавры, основанной преподобным. Был и второй цикл работ, созданный в 1920–30-е годы: «Пересвет и Ослябя» (точная дата создания неизвестна), «Три всадника. Потом стал навещать его. «Сергий, ты молишься о своих учениках и молитва твоя услышана. Сильное впечатление произвела на М. В.
Важна и символика самого Спаса. Нестерова появляется рядом с Христом: два великих Путника являют свои лики простой русской женщине, страннице, в картине «Путник» (1921), Христос благословляет мальчика в картине «Благословение отрока» (1926). В каком положении дела художественных обществ и союзов. Я прочитала много разной литературы о его жизни.
Из всего Сергиевского цикла картина «Юность преподобного Сергия» меньше всего похожа на икону. Нестеров: «Пересвет и Ослябя» — покровительство Святого Сергия «при князе Дмитрие», «Небесные защитники» — «при Минине», «Дозор» — «теперь». М. В. Светлые леса со стройными березками и пылкою рябью рябин. Так, Нестеров концентрируется на идее внутреннего духовного развития и самосовершенствования Сергия его внимание приковано к внутренней работе, к отшельничеству, к единению с природой и Богом. Так, уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея».
Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Вслед за М. В. Наглядно это предстаёт в сравнении картин Нестерова «Под благовест» (1895), «Труды Сергия Радонежского» (1896 – 1897), «Великий постриг» (1898), «Молчание» (1903), «Тихие воды» (1912) и полотен Рериха «Святой остров» (1917), «И Мы трудимся» (1922), «И Мы приносим свет» (1922).
Прелесть, хорошо. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. 5. Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей.
Нестерову утверждение нового пути в русском искусстве. Эти три старца, «небесные защитники» и изображены на картине Нестерова: они несутся на своих чудесных конях, навевая ужас на врагов. Нестеров, вспоминая мнение старейших художников, не принявших картину, так воспроизводил их слова: «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика. В 1944 году Н. К. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» — так назовут Н. К. Наглядно это предстаёт в сравнении картин Нестерова «Под благовест» (1895), «Труды Сергия Радонежского» (1896 – 1897), «Великий постриг» (1898), «Молчание» (1903), «Тихие воды» (1912) и полотен Рериха «Святой остров» (1917), «И Мы трудимся» (1922), «И Мы приносим свет» (1922). Два пути творчества.
Работа Сергея Ефошкина «Чудо о птицах» передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. См. : Рерих Н. К. С одной стороны, это осень — увядание, образ прошлого. В 1931 – 1932 годах М. В. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев.
Также впервые в русской живописи М. В. Но подлинный замысел картины далеко выходит за границы иллюстрации этого эпизода. Задачи 1.
В конце ХХ столетия Г. К. Знал М. В. Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что. Нестерова появляется рядом с Христом: два великих Путника являют свои лики простой русской женщине, страннице, в картине «Путник» (1921), Христос благословляет мальчика в картине «Благословение отрока» (1926). Они говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет».
Нестеров и такой иконописный символ, как три круга на епитрахили Преподобного: они изображены художником в триптихе «Труды Сергия Радонежского» и в эскизе к картине «Святая Русь»27. Нестеровым, поднимает на новую высоту в своих религиозно-философских исканиях понимание Истины. Его глаза полны молитвы и вместе с мальчиком как будто молится пейзаж. Как писал Н. К. Аналогии с Нестеровым в трактовке образов просматриваются и в картине Рериха «Пантелеймон Целитель» (1916, вариант – 1931). Передал, не пожертвовав ни единой деталью.
Причем учил он не проповедями и поучениями, а самой своей жизнью. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Важна и символика самого Спаса. Началось это общение в связи с желанием М. В. Цвет их знамен – красный (цвет жизни, борьбы). Рерихе М. В. Эту же трансформацию образа святого мы прослеживаем и у Нестерова в его втором цикле.
И поколение Сергия – это поколение, которое совершило, по сути, русское возрождение – возрождение духа, позволившее в итоге изгнать ордынцев, объединить Русь, возродить духовную и материальную культуру. Искусство сродни молитве»16. Первой в этой серии была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889), далее следовали: «Юность Преподобного Сергия» (1892–97), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–97), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–99). Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали вредной, даже опасной». Два художникаНестеров и Рерих были знакомы между собой более того, на стыке XIX–XX веков у них была общая художественная среда — творческое объединение «Союз русских художников», они очень уважали друг друга.
Сзади видна уже деревянная бревенчатая стена монастыря с небольшой башней. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. Если удосужитесь — сообщите. Тихая созерцательность, отрешенность от мира земного в более ранних работах Нестерова уступает место активному действию.
и Е. И. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно и с того часа он хорошо знал грамоту». Недалеко от этого места находилась Троице-Сергиева лавра. И в своих стремлениях Нестеров, конечно, далеко уходит от собратьев-реалистов. А также очень возможно, что именно его картина «Видение Жанны дАрк» вдохновила Нестерова на создание полотна «Видение отроку Варфоломею». Святой был особо почитаем в семье Нестеровых.
Будучи современниками, М. В. Это три картины: «Пересвет и Ослябя», «Три всадника. Рериха за подаренные для Уфимского музея эскизы: «Многоуважаемый Николай Константинович. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. Если он — Игумен земли Русской, то все мы — его верные чада, внимающие его словам. Речь Ключевского во многом вдохновила Нестерова на создание целого «Сергиевского цикла».
Оно светлое, но не голубое. Рериха. В письме от 12 апреля 1903 года Нестеров пишет: «Многоуважаемый Николай Константинович. Весна. А жил он просто: много работал. Познакомиться с произведениями писателей о Сергии Радонежском.
Нелегко давалось М. В. – История Сергиева ПосадаСергиев Посад — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год). Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. Волосы были русые с лёгкой проседью, с проседью же была и рыжеватая борода Сергия»26. «Из давних детских воспоминаний встает посещение Троице-Сергиевой Лавры. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности» (Н. К. Хватаясь как за соломинку, мать с верой и молитвой приложила ее к больному месту сына. Они значительно менее известны широкой публике.
Нестерова и Н. К. Точкой соединения этих сторон творчества М. В. Это же выступление вспоминал и Н. К. У Рериха же в образе Сергия отсутствует спокойствие.
Его величайший шедевр – «Видение отроку Варфоломею». Нестерова и Н. К. Нестеров. Сюжет картины «Три всадника.
А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица». Необычно в картине «Меркурий Смоленский» изображение святого, держащего свою отрубленную голову. На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Здесь Сергий Радонежский предстает во всем блеске, славе и величии. В детские годы этот святой «был нам близок, входил.
Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890). 2. При этом сам Сергий со своей обителью и своими учениками был примером в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырям иже в Руси». Вслед за М. В.
Слева холмы, под ними вьется речка. Я ожил, ожили все вокруг меня. Рерих, «как бы ни шли путники разными тропами, но если вышли они под единым благословением, то иблагодатно встретятся они на перепутьях»31. А в 1935 году Знамя Мира— Знамя Святого Сергия — было утверждено как знак международного договора «Пакт Рериха», призванного защищать духовное и материальное наследие народов от разрушений в случае вооружённого конфликта и в мирное время. За Сергием видны шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской.
Сам художник говорил так: Я не писал и не хотел писать историю в красках. Следом был написан триптих «Труды Преподобного Сергия», где художник словно пытается объяснить зрителям, в чем состоял подвиг Игумена земли Русской.
Глаза обращены к небу: видно, что он не вышел только из кельи, где течет час за часом его жизнь, а живет он тут, в чащобе, с тварью и не знаешь даже, нуждается ли он в келье – до того он с природой, в природе и как-то включен и вобран в природу. и Е. И. Но нам уже не приходится сомневаться втом, нужна ли была вера М. В. Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль. По-разному и они сами говорят об образе своего Сергия. Индия»10.
Рерих отправил поздравительное письмо из Индии: «Сердечнопочитаемый Михаил Васильевич. Так было до тех пор, пока он однажды не встретил старца.
С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). Его лицо печально и измождено, но очень кротко. Здесь Сергий Радонежский предстает во всем блеске, славе и величии. Незадолго до отъезда за границу в жизни Нестерова случилось еще одно важное событие. Вдоль неугомонной змейки серебристой реки, повторяя ее затейливые изгибы, тянется дорога. подробнее.
Старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души (ему никак не давалась грамота хоть он и очень старался учиться). Вагнер в книге «В поисках Истины. Для Нестерова Сергий это, прежде всего, «душа русского народа», а потом уже «игумен Земли русской» исторический деятель, защитник. Она символизирует чистоту, кротость и юность души Сергия. Нестеров писал в воспоминаниях: образ Сергия Радонежского «. Нестеров и Н. Рерих)» (Образование. В самой этой форме уже заключена сложная композиционная задача.
Картина была принята, но без восторгов, художник переписывал ее несколько раз. Так М. В. Варфоломей, юная душа которого томится в ожидании неведомого чуда. И сам святой Сергий тоже садится на коня, чтобы нести незримый дозор.
Вагнер в книге «В поисках Истины. Первым опытом художника, сразу же выявившим его индивидуальность, стала картина «Пустынник» (1889). «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменов и главой», — пишет автор его Жития. Все это повлияло на формирование живописного видения художника.
он исполнил запрестольный образ «Рождество Христово» в киевском Владимирском соборе, а в 1894-1896 – мозаику в храме Воскресения Христова в Петербурге. Надо сказать, что лечили тогда детей достаточно суровыми народными методами. Рериха за подаренные для Уфимского музея эскизы: «Многоуважаемый Николай Константинович. «Видение отроку Варфоломею» – картина, в которой использованы именно абрамцевские пейзажи. Тогда его до глубины души поразила незамысловатая подлинность российской природы. Как и у Нестерова, образ Сергия – один из центральных в творчестве Рериха.
«На этой неделе был в Петербурге и в Академии видел образа работы Нестерова. 1908. Нестеров стоял у истоков формирования в пространстве русской культуры новой духовной среды, в которой не только через икону, но и через религиозную живопись создавались условия для приобщения к Высшему началу, к молитве. Я полон был своей картиной». Заметим, что те же сюжеты для своего цикла выбрал и Михаил Васильевич в далекой России: «Пересвет и Ослябя» — покровительство Сергия накануне Куликовской битвы, «Небесные защитники» — заступничество «при Минине», «Дозор» — помощь «теперь». Сергий не земная фигура, не один из нас, а недосягаемый идеал, святой, воин-защитник.
«Кому ничего не скажет эта картина, тому не нужен и весь Нестеров», — не раз говаривал художник. —. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Его жизненный путь – от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Нужно сказать, что сам Михаил Васильевич достаточно сурово оценивал свои работы: «»Труды пр. В 1942 году, узнав о 80-летнем юбилее М. В.
В ней уже зазвучала тема «одиночества, «пустынножития», то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни», которая возникла у Нестерова не случайно, ей предшествовала личная трагедия художника: «в 1886 году родами умерла горячо любимая им жена Маша, оставив новорожденную дочь Олю»1. Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой лавры, основанной преподобным. Нестерова. Нестеров вёл обычный для его круга светский образ жизни. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину.
Рерих, относительно М. В. Весь образ Сергия говорит о его высоком внутреннем состоянии. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. В картине «Пересвет и Ослябя» витязи-иноки, ученики Преподобного показаны в исторический момент их пути к войску Дмитрия Донского, когда их приезд накануне сражения решил судьбу битвы. Но мало кто знает: это полотно, безусловно, ярчайшее, не было единственным в своем роде. М. В.
Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Рерих2. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом «Н. Фармаковский, «они, столь различные, роднятся одним чувством — чувством преданности своему Святому искусству»11. Нестерову: всё творчество художника свидетельствует, что верил он глубоко и искренне. Н. К.
Рерих отправил поздравительное письмо из Индии: «Сердечнопочитаемый Михаил Васильевич. Но именно она явила однажды чудо. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Не болей. Также впервые в русской живописи М. В. Его руки сложены на груди в молитве, а взгляд направлен куда-то вдаль.
В 1895 году Михаил Васильевич создаёт полотно «Чудо» с изображением казни святой Варвары14. Много молился. К той же тематике можно отнести и серию картин «Санкта» (Святая, Священная) созданную Н. К. Рерихом в США в 1922 году. Нестеров так поставил фигуру старца по отношению к отроку, что то, что происходит на картине, воспринимается нами не как «Встреча отрока Варфоломея со старцем», а как «Видение отроку Варфоломею». Мы должны уметь подходить к фактам без всякой предубеждённости так, как они есть». Он удался, а главное, я, смотря на тот пейзаж им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности» историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен был быть ландшафт». Как там, так и тут в этом снеге и в этой тесноте – бездна самой подлинной русской истории.
Нестерова, — это художник нового поколения (разница в возрасте между Нестеровым и Рерихом составляла 12 лет). Стилист какой. » – сообщает своему другу студент Николай Рерих. Как и у Нестерова, образ Сергия — один из центральных в творчестве Рериха. Яровская» написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский». В основе этой картины сюжет из «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым. Рериху — соединить святые облики с величественными горными вершинами. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба.
Легенда» (1932) о защите Троице-Сергиевой лавры под святым покровительством преподобного, «Дозор» (1932). Он обратился к старцу: «Святой отче, помолись за меняБогу, чтобы смог я научиться грамоте». Сердцем с Вами. Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил, чтобы он пошёл к ним в дом.
Рерих вспоминал: «В Праге на картине «Св. Рериха в православной культуре. За время исследования я изучила больше 30 картин, некоторые я описала в своей работе. Бывал там и Нестеров. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Ноги одеты в простые крестьянские лапти.
Еще большая удача была в самой монастырской улице. О том ли, что мир изнемогает в бедах. Точкой соединения этих сторон творчества М. В. «Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа». Рерих.
Все-таки Нестеров был настоящий мастер своего дела. Наверху изображено Всевидящее Око, — писал художник. Умер в Москве 18 октября 1942. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Нестерова речь историка В. О.
Это был образ «не от мира сего» и он узнал в нём своего Варфоломея. Стоящая на земле икона с образом Христа-спасителя указывает на неразрывную связь Руси и христианства. В первый же приезд свой в Петербург привезу на выбор Вам что-либо из своих работ». «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Игумен земли Русской – так называют преподобного Сергия. Темно-зеленые посевы похожи на капусту.
Эта работа надолго замкнула цикл картин Нестерова о жизни Радонежского подвижника. Н. К. Нестерова, но, вслед за Русью языческой, заняла самостоятельное место в творчестве Н. К. Михаил Васильевич заинтересовался творчеством молодого живописца после осенней выставки «Мира искусства» 1902 года в Москве.
Преподобный Сергий вышел ранним утром. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль».
— в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Легким отголоском жизненного этапа, связанного с местами Сергия Радонежского, становится маленькая картина «Старец в пути», появившаяся в 1900 г. на 29й Передвижной выставке. Рериха. Прошу передать мой поклон Вашей супруге. После «Видения отроку Варфоломею» М. В. Жизнь преподобного Сергия – это жизнь человека в Боге.
Г. Мясоедов, к примеру, даже уговаривал художника закрасить этот нимб. Первые наброски Нестеров сделал вовремя поездки вИталию. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик». Но публику волновало не само видение, а золотой венчик (нимб) вокруг головы святого. Епифаний Премудрый пишет: «Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно».
Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. Для Н. К. Первое слово, которое хочется применить к картинам – публицистичность. Мохнатый странник мирно съел.
Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий Я замер, как перед видением. Сергий моложе изображенного на первом эскизе. Православная вера и традиция вошли в сознание и Николая Рериха с самого раннего детства. Последнее благословение, последний поклон.
Строителем Русской Духовной Культуры изображает Преподобного Сергия Радонежского Н. К. Нестеровым Н. К. Нимб ярко-белый, особенно это бросается в глаза по контрасту с черным куколем. Для «Трудов» Нестеров впервые в новом русском искусстве применил форму триптиха, столь излюбленную в средневековом искусстве Запада и любимую в Древней Руси в виде «деисусов» и складней. Нестеров пишет абсолютно новый цикл картин, посвящённый Святому Сергию: «Пересвет и Ослябя», «Небесные защитники», «Дозор (Сон послушника)»22. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Началось это общение в связи с желанием М. В.
6. «Страшным судом» судили это полотно некоторые передвижники (Н. Н. Нестеров и Н. К. Рерих общались их связывала художественная среда, творческое объединение «Союз русских художников». Рерих также использовал этот символ сначала традиционно, на епитрахили святого в эскизе к картине «Святой Сергий», а затем, в законченном варианте картины, перенёс его на плат в руках Преподобного.
Ее бледное, осунувшееся, с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Нестерова, — это художник нового поколения (разница в возрасте между Нестеровым и Рерихом составляла 12 лет). Из сказания Авраамия Палицына: «Напишу о том, как во время осады Троицкой лавры в польском стане на утренней заре увидали паны-ляхи несущихся трех дивных старцев на белых конях и как эти старцы по утреннему туману промчались мимо них и скрылись во святых воротах». Рерих, относительно М. В.
Именно благодаря духовному расцвету XIV века, у истоков которого стоял Сергий, стал возможен расцвет культуры XV века. См. : Рерих Н. К. Работал я напряженно, стараясь увидеть больше того, что, может быть, давала мне моя модель. Потом Иоанн Кронштадтский: «Не болей. Облик святого, будто магнит, притягивал к себе мысли художника. Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве.
Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. М. В. В письме от 12 апреля 1903 года М. В. Жизнь преподобного Сергия — это жизнь человека в Боге. Кое-что изменить, что-то добавить и фон для моего Варфоломея такой, что лучше не выдумать Глядя на этот пейзаж, я проникся каким-то особым чувством подлинности историчности его. Сам художник писал о том, что этюд для этой работы он набросал, будучи прямо там.
Сергий была надпись: Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. После «Видения отроку Варфоломею» М. В.
Первым опытом художника, сразу же выявившим его индивидуальность, стала картина «Пустынник» (1889). Художник уже отчаялся найти подходящий образ и вот однажды на деревенской улице он неожиданно встретил хрупкую болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими прозрачными ручками. Художник опирается на сюжет из жития святого. Сергий Радонежский был уверен в победе в этой битве. Но нам уже не приходится сомневаться в том, нужна ли была вера М. В.
Рерих сборник, увидевший свет в 1934 году. На картине много символических деталей: церковь за спиной отрока, к которой ведет узкая извилистая тропинка, — прообраз будущей Троице-Сергиевой лавры. Нестеров и Н. К. И оба живописца живо откликались на веяния времени, нужды своей эпохи и страны. Делая выбор, всегда отдавал предпочтение общему перед частным. Вероятно, Нестеров это делает вполне сознательно: так он привлекает все внимание к Сергию.
В Киеве остаюсь до 1 мая. Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Н. К. «Изображая схимника, представшего взору отрока Варфоломея, — писал критик о картине художника «Видение отроку Варфоломею», — Нестеров хотел изобразить его таким, каким мог его увидеть отрок. Золото и багрянец ранней осени явственно проступают на полотне.
Яровская» написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский». Николай Константинович посвятил святому множество работ: «Сергий-Строитель» (1924 и 1940), «Сотрудники» (1940), «Сам вышел» (1922), «Мост Славы» (1923), «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934), «Часовня Сергия» (1931), «Сергиева Пустынь» (1933, 1936), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Русь Славянская» (1943). Для Н. К. Его облик сияющий, мощный, черты лица четкие, волевые. Ключевского, произнесённая по случаю 500-летия со дня памяти Святого Сергия17. Вера художника не выставлялась напоказ: М. В.
Я хандрил. Поляки и русские изменники видели их». Цвет стяга, согласно летописи, был черный, черный он и у Рериха.
И образ Сергия Радонежского как народного святого был близок обоим с детства. Единство ставил выше различий. 8).
Елена Ивановна Рерих под псевдонимом «Н. У Рериха же в образе Сергия отсутствует спокойствие. Рерих в 1934 году. Придется много для Родины потрудиться». Сергий — труженик, один из зачинателей русского культурного строительства». Поверх различийНо вот наступают 1930-е годы и эти различия отступают на задний планНестеров вновь возвращается к теме Сергия. Работа над ними велась с 1907 по 1911 год.
Нестеров использовал все оттенки зеленого — от салатового (им нарисованы кусты и молодые деревца), до темно-зеленого, почти черного (старые, большие елки написаны этим тоном). пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». Первой в этой серии была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889), далее следовали: «Юность Преподобного Сергия» (1892–97), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–97), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–99). В детские годы этот святой «был нам близок, входил. Картину обвиняли в тяжких грехах.
Тенишевой). (. ) Искусство имеет свою сферу влияний на человека. А для Рериха Сергий, в первую очередь, строитель русской духовности. Так, на протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Второй цикл — это, по сути, героический эпос и здесь Сергий уже не конкретный реалистичный образ монаха-схимника, вдохновителя народа, а образ святого воина, «который своей молитвой и бодрым бдением сторожит покой родной земли, на коне дозором объезжает дремучий лес с темным лесным озером». Два пути творчества. Пенджаб.
В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Нестерова «Дозор»: Святой Сергий верхом на коне выехал на дозор. Любил каждого человека и видел в нем лучшее. Его облик сияющий, мощный, черты лица четкие, волевые. Так М. В.
К. Рерих). На иконе Богородица и Георгий Победоносец — символы России и вечной победы добра над злом. Рериху — соединить святые облики с величественными горными вершинами. «Однажды отец послал его искать лошадей.
Нестерова «Дозор»: Святой Сергий верхом на коне выехал на дозор. «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. В конце ХХ столетия Г. К. Как писал о М. В. На полотне Н. К. Рерих пишет вязью: «Дано Св.
Масштабное полотно «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», к которому уже было создано несколько эскизов, художник так и оставляет неоконченным. Однажды во время молитвы Преподобный услышал голос, который звал его. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Но цель одна. Тем же событиям из русской истории посвящает свои картины и М. В.
Нестеров и такой иконописный символ, как три круга на епитрахили Преподобного: они изображены художником в триптихе «Труды Сергия Радонежского» и в эскизе к картине «Святая Русь»27. Если М. В. Нестеров: «Пересвет и Ослябя» — покровительство Святого Сергия «при князе Дмитрие», «Небесные защитники» — «при Минине», «Дозор»— «теперь». «Полетели дни за днями, вставали все рано и тотчас, как рассветет, принимался за картину. Как и в «Пустыннике», фоном для трудов святого здесь служит привычный русский пейзаж. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь. Заметим, что те же сюжеты для своего цикла выбрал и Михаил Васильевич в далекой России: «Пересвет и Ослябя» – покровительство Сергия накануне Куликовской битвы, «Небесные защитники» – заступничество «при Минине», «Дозор» – помощь «теперь».
Для М. В. За деревушкой простирается бескрайний простор. Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах».
Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. М. В. Как чудесно высказались Вы о великом наставнике Русского Народа Сергии Радонежском. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. Еще не оправившись от болезни, он уже бросился к картине. Наконец, Валаам со схимниками».
Я сделал его быстро и тут же нанял себе пустую дачу в соседней деревне Митине. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» — так назовут Н. К.
Причем учил он не проповедями и поучениями, а самой своей жизнью. В 1944 году Н. К. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Среди его картин немало работ на церковную тематику. Апологеты передвижничества обсуждали между собой «Видение отроку Варфоломею». Сергиевы картины в Чехословакии, в Югославии, в Америке, в Индии».
Рерих пишет вязью: «Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую: первое при князе Дмитрии. И это не просто эпитет. Почему. Близкие мои не знали, что со мной делать. В письме от 12 апреля 1903 года М. В.
«Пустынник» стал первым, еще робким шагом Михаила Васильевича по выбранному им для себя пути: изображения живой связи, соединяющей человека и Бога. Преп. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. Рерих вспоминал: «В Праге на картине Св. Преподобный Сергий благословил его набитву с Мамаем.
Третьякову делегацию, чтобы отговорить знаменитого собирателя покупать картину. Инок, достающий просфору. Высоко оценивал свою работу и сам Нестеров. Нимб очень четкий, с голубоватым оттенком. «Ахать» было бесполезно, надо было действовать. Сергий одет в подрясник, мантию и епитрахиль, все производит впечатление очень будничное, не такое яркое, как на картине «Юность Сергия Радонежского». Придется много для Родины потрудиться».
Аналогии сНестеровым в трактовке образов просматриваются и в картине Рериха «Пантелеймон Целитель» (1916, вариант– 1931). и писал фрески для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1907-1911 гг. Нестерове и Н. К. Дело происходит в конце лета.
На картинах «Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву» изображен один из важнейших моментов в истории Российского государства. Нестерова. «Видение отроку Варфоломею» действительно вызвало много споров. Т. 3.
Нестеров открыл новые пути в искусстве. Новгород. Вагнера среди мастеров начала века Н. К. Тем не менее картина сразу же понравилась П. А. Третьякову и он приобрел ее. В нем явилась прекрасная успокоенность, золотая ясность, лучезарная светлость – все то, что восхищало в русской осени такого русского из русских, как Пушкин, что умиляло Тютчева, – в нем явилось все, что могло умилять и радовать будущего Сергия, который «был плоть от плоти и кость от костей» русского народа.
Как чудесно высказались Вы о великом наставнике Русского Народа Сергии Радонежском. Искусство художников, действительно, было «Святым» в том смысле, в котором М. В. Нестерова и Н. К. Сергий Радонежский показывает своим примером другим смиренность и трудолюбие.
От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты. Третьяков этой картины не купил. Уважающий Вас искренно Михаил Нестеров»5. М. В. Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. Он как о своем ребенке заботятся родители, заботился о народе и стране.
Мы должны уметь подходить к фактам без всякой предубеждённости так, как они есть. «Святой Сергий Радонежский», как и второй цикл картин Нестерова, посвященных этому образу, наполнены динамикой и жизненной силой, они завораживают, гипнотизируют и побуждают к действию одновременно. «Изображая схимника, представшего взору отрока Варфоломея, — писал критик о картине художника «Видение отроку Варфоломею», — Нестеров хотел изобразить его таким, каким мог его увидеть отрок.
В течение нескольких лет он пишет картину «Юность Преподобного Сергия», где через образ медведя, смиренно лежащего у ног преподобного, пытается показать духовное единение человека и природы. Именно так: низводится, хотя до церковного образа надо подняться. В 1892 году в России отмечали 500-летие со дня кончины Святого Сергия.
Нестерова и Н. К. Каждое из «сергиевских» полотен, появившихся на свет после «Видения отроку Варфоломею», написано добротно и основательно. Делал росписи в церкви Александра Невского на Кавказе в 1899-1904 гг. Есть все основания считать художника глубоко воцерковлённым человеком.
Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка. Сергий – труженик, один из зачинателей русского культурного строительства».
Лишь то, что прячется между «строками» нестеровского послания – особое, торжественно-радостное настроение, разлитое по всей картине, – выдает христианский посыл художника. Преп. Цель — символ, открывающий за внешним образом мистические дали»30. Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль. Составить литературный обзор. Лица старца не видно, так как оно скрыто капюшоном. Года через два или три к нему стали стекаться иноки образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.
На заднем плане видны поля, луга и большие леса. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. Идейно с этой картиной связаны и две другие, написанные в это же время: «Пересвет и Ослябя» и «Всадники». Затем или на север или прямо на юг в Гагры — Абастуман.
Горы вдали – это символ восхождения духа к высшему началу, прообраз его на земле. Перед мальчиком стоит старец. Позднее, в «Трудах», я написал его с рыжеватой бородкой и чутьё тогда меня не обмануло. Незадолго до смерти Нестеров получил Сталинскую премию, но ему так и не позволили выставить картину «Душа народа», которую сам художник считал неким итогом своего творчества. Рерих общались их связывала художественная среда, творческое объединение «Союз русских художников».
Он работает в поте лица вместе с другими монахами, они строят новую обитель. На ней художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру. А для Рериха Сергий, в первую очередь, строитель русской духовности. Душа народов). Второе при Минине. Надо приниматься за последний эскиз красками.
Сам Нестеров объяснял ее так: «Зима. Искусство художников, действительно, было «Святым» в том смысле, в котором М. В.
Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Рерих, «как бы ни шли путники разными тропами, но если вышли они под единым благословением, то и благодатно встретятся они на перепутьях»31. — не готов и боюсь, что готов не буду до последнего момента.
М. В. Середина XIX – начало ХХ в» (М. : Искусство, 1993) также ставит имена художников рядом, а вернее — друг за другом. Второй цикл – это, по сути, героический эпос и здесь Сергий уже не конкретный реалистичный образ монаха-схимника, вдохновителя народа, а образ святого воина, «который своей молитвой и бодрым бдением сторожит покой родной земли, на коне дозором объезжает дремучий лес с темным лесным озером».
Был и второй цикл работ, созданный в 1920–30-е годы: «Пересвет и Ослябя» (точная дата создания неизвестна), «Три всадника. В письме от 12 апреля 1903 года Нестеров пишет: «Многоуважаемый Николай Константинович. Нестеров снова и снова обращался к личности великого старца.
Картина «Дозор» не основана ни на каком древнем литературном источнике или предании. // Листы дневника. Другое дело – правая часть триптиха. Как вспоминает жена художника В. Д. Поленова Наталья Васильевна, Нестеров особенно проникся идеями Е. Г. Мамонтовой о необходимости создать новые иллюстрации к житиям святых вместо имеющихся лубочных картинок: «Они тогда читали Жития русских святых, покупали печатные тексты с картинками изображающими главные моменты их жизни и в первую очередь остановились на Преподобном Сергии». Главная добродетель Сергия – то, что он труженик.
Ключевского о Сергии Радонежском в 1892 г. ). Волосы его светло-русые под цвет соломы. – Жить будет отрок Варфоломей. А в 1935 году Знамя Мира — Знамя Святого Сергия — было утверждено как знак международного договора «Пакт Рериха», призванного защищать духовное и материальное наследие народов от разрушений в случае вооружённого конфликта и в мирное время.
Нестеров пишет абсолютно новый цикл картин, посвящённый Святому Сергию: «Пересвет иОслябя», «Небесные защитники», «Дозор (Сон послушника)»22. Его святые – странники, пустынники, монахи. В первый же приезд свой в Петербург привезу на выбор Вам что-либо из своих работ». Жилось мне в те дни хорошо. Горы вдали — это символ восхождения духа к высшему началу, прообраз его на земле. По словам самого художника, его матери показалось, что он умер.
Пенджаб. До последних дней он работал, хотя в советское время его произведения не раз подвергались критике и «официально принимались» только портреты лиц, пользовавшихся одобрением властей. В 2 – 3 сеанса был сделан этот этюд Весь материал был налицо. Нестерову: всё творчество художника свидетельствует, что верил он глубоко и искренне.
Волосы были русые с лёгкой проседью, с проседью же была ирыжеватая борода Сергия»26. Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что. Это был настоящий триумф.
(Три круга на епитрахили преподобного изображены в триптихе Нестерова «Труды прп. Впервый же приезд свой в Петербург привезу на выбор Вам что-либо из своих работ. Михаил Васильевич заинтересовался творчеством молодого живописца после осенней выставки «Мира искусства» 1902 года в Москве. Из сказания Авраамия Палицына: «Напишу о том, как во время осады Троицкой лавры в польском стане на утренней заре увидали паны-ляхи несущихся трех дивных старцев на белых конях и как эти старцы по утреннему туману промчались мимо них и скрылись во святых воротах». Вся фигура Сергия как будто излучает свет. На картине «Святой Сергий Радонежский» 1932 года из собрания Государственной Третьяковской галереи последнее слово надписи отсутствует.
Наконец, Валаам со схимниками». Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Позднее вокрестностях Троице-Сергиевой лавры онписал пейзажные зарисовки. Позднее, в Трудах, я написал его с рыжеватой бородкой и чутьё тогда меня не обмануло. Теперь скоро откроют, если только вообще что-либо уцелело от вандалов. Это признавал и сам Михаил Николаевич. Образ СергияНестеров писал в воспоминаниях: образ Сергия Радонежского «.
Уходя, старец сказал, что сын их будет «славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни» – «сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей». Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Всё, что изображено на картине, – реально. Кроме того, это эпоха сильнейшей раздробленности Руси.
Под стать природе и Сергий — совсем юноша. Здесь я попробую рассказать о наиболее известных произведениях искусства раскрывающих непростую жизнь этого великого человека. Воплощением Души народа предстаёт Святой Сергий в творчестве М. В.
Он родился от благоверных родителей Кирилла и Марии в 1314 г. (дата приблизительная) в селе Варницы под Ростовом и был вторым ребёнком в семье, где было трое сыновей. Слава героическому народу Русскому. Достигая ясновидения и те и другие художники (сознательно или невольно) создают символ. В этой картине удивительно передано умиленное молитвенное настроение Варфоломея. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу.
Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. М. В. И пожалел. Голова удалась, есть и картина, «Видение отроку Варфоломею» кончено».
Дополнительно:«На этой неделе был в Петербурге и в Академии видел образа работы Нестерова. И стал нетерпеливо ждать присылки». В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины. () Искусство имеет свою сферу влияний на человека. Второе при Минине.
Однако помимо личных в истории искусства складываются гораздо более прочные связи — творческие, более масштабные и глубже проявляющие себя во времени. А дальше, сколько хватает глаз, тянется какой-то очень русский пейзаж. Также кисти мастера принадлежат фрески, находящиеся в московской Марфо-Мариинской обители.
Тогда полученный результат вознаградит его за все творческие усилия. И дело не в одном только «неверно» изображенном нимбе. На глаза отчаявшейся женщины случайно попалась репродукция с картины Нестерова «Юность преподобного Сергия», причем даже не цветная, а черно-белая. В «Трудах», равно как и в других полотнах цикла, нет того живого чувства единения двух миров, которое есть в «Варфоломее». пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». Искусство сродни молитве»16.
Монах – образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. И поколение Сергия — это поколение, которое совершило, по сути, русское возрождение — возрождение духа, позволившее в итоге изгнать ордынцев, объединить Русь, возродить духовную и материальную культуру.