Никита Пустосвят Спор О Вере Перов
Перов никита пустосвят спор о вере
Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». 9-13 дек. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля.
Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Можно легко прочитать характер любого из них. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов.
Никита пустосвят, дерзнувший спорить
Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. В авг. По ее приказу Никита был схвачен и казнен.
Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп.
Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881
Ч. 1. Л. 42-43 об. Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Мне понравилась картина В. Г. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать.
Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8.
Описание картины Василия Перова «Спор о вере»
соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят.
А именно на историю Соловецкого монастыря. И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. Василий Великий, а литургию св. Николая Чудотворца мон-ре. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. 21 нояб.
Текст касался больше не практических вопросов, которые волновали староверов, а диалектических тонкостей. М., 1906. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток».
- Рядом расположены достопримечательности
- Словари и энциклопедии на Академике
- Известия императорского археографического общества
Композиция картины строится на противопоставлении левой части полотна, где изображены представители высшего духовенства и царствующие особы во главе с царицей Софьей, с правой частью, где мы видим раскольников-старообрядцев. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Эти крики подхватили их единомышленники и несметная толпа, среди которой было и сто стрельцов, назначенных князем Хованским охранять старцев-раскольников, огласила воздух. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение».
В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому.
Сочувствует ли автор произведения Никите или нет. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать.
Я не с тобою говорю, а с патриархом». Отношения с суздальским архиепископом Стефаном у него не сложились, поскольку Стефан, по мнению Добрынина, был не только государственным преступником, но и еретиком. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки.
Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Надо было их править. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1.
Архиеп. Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. Ч. 1. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят».
Что мы знаем о нём. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. Диспут проходил бурно.
Никита отличался особым мастерством оратора и после окончания «прений о вере», он вышел победителем, но, несмотря на это, царевна Софья приказала схватить бунтаря и казнить, что было исполнено на следующий день. Многофигурная композиция картины отличается высокой сложностью и невероятной глубиной вложенной в неё мысли. Это парадоксально, но это факт. вы можете запросить все в системе с коробкой.
А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Вятский еп. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34.
А мы знаем о нем, прежде всего, только то, что Соловки стали первым лагере политзаключённых, которые не захотели принять новую веру, предложенную большевиками. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение».
Стефана. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана.
С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». Рубили на месте. — Не то написано, что в старых книгах.
На этот раз свидетели подтвердили многие показания Никиты, да и сам архиепископ Стефан, вызванный на собор 1660 года, сознался в некоторых прегрешениях. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. Диак. В 1682 г. бывш. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ.
Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп.
Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг.
Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. И. А. Хованским, по старому обряду. Находили и убивали. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись».
Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45.
Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Не дрогнувшей рукой.
В 1650-1660 годах патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой произошел раскол русской православной церкви. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. Перов изобразил его сидящим на полу.
Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». Справа от него— монах Сергий с челобитной. Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь.
И хоть поза Софьи и говорит об уверенности и высокомерии, но то, что последовало после этой встречи, показало весь ее страх. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. И всё. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля.
М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года.
По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. Картина не была показана на выставках при жизни художника, который после выхода в 1877 году из Товарищества передвижных художественных выставок практически не принимал участия в выставочной деятельности22. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35.
В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. А переписывали их по реформе с греческих образцов. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения.
Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было. Л., 1985. Стефана гос. Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. По византийским или греческим.
Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Жезл правления. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. Мне понравилась картина В. Г. Теперь затем и пришел, чтобы опрежь дали мне во всем ответы, а тогда и творите со мною, что хотите.
Между тем староверы все больше воодушевлялись. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Лазарем и диак.
При этом в первоначальных эскизах царевне Софье и патриарху Иоакиму предназначались примерно равные роли— составляя единую группу, они находились на одном уровне и патриарх выглядел даже более активным, чем Софья4. В назидание. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. С. 377). В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях».
В 1883 году полотно было включено в каталог посмертной выставки произведений Перова, проходившей в Санкт-Петербурге: по одним источникам, оно там экспонировалось25, а по другим— нет1. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования.
В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать. Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море.
1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. В тексты вкрадывались ошибки и описки.
Перед входом в Грановитую палату, на Красном крыльце, раскольники столкнулись со священниками, которых не пускали в помещение в возникшей потасовке изрядно досталось и самому Никите Пустосвяту, которого один из священников схватил за волосы. Никанор, в «Описании раскольнич. На следующий день был казнен Пустосвят. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи.
Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. О челобитной стало известно властям. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей.
Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном. И не так важно, прав или не прав Никита. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской.
Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. 29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате.
10 мая того же года суздальский священник был лишен сана и анафематствован в кремлевском Успенском соборе, вместе с Аввакумом Петровым и Федором Ивановым его заточили в Угрешском во имя свт. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату.
Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. Спор о вере». апр. - нач. Он одет в потёртый подрясник, под которым видны его худые плечи, а священника в нём выдаёт только надетая на шею епитрахиль. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1.
В глубине изображён князь Иван Хованский32. В свою очередь и Симеон, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. Ч. 1.
Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов). Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина.
Т. 9. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. С. XI). 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. 15 нояб.
На следующий день был казнен Пустосвят. Отношение автора полотна к созданному им образу Никиты Пустосвята остаётся неясным— создаётся впечатление, что художник является бесстрастным зрителем изображаемого им события. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112.
Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии). Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища). То есть коммунистическую веру.
Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. апостола Иакова сократил св. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины.
В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Литургию св. Староверы не промолчали.
Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола.
К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. Он обвинял представителей духовенства в невежестве и пустом использовании святых изречений. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. По случаю рождения 27 авг.
Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». Византийские образцы были более древними. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».
Александр провел расследование. Есть головы положительно хорошие»1319. Т. 1. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Василия — св.
В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру».
В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский. он принес покаяние на Соборе. арх. А это было не совсем одно и тоже. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР. Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд.
Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. XVII – нач. (М., 2003р). Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. С. 80).
В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади.
В 1667 году «Жезл» был напечатан. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Выше: что вы искали. Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы. Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. Тем не менее полотно осталось незаконченным.
Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29. Т. 4. Искра взорвала пороховую бочку. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения.
царевна пришла к власти. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. С. М.
Последующие исследователи (напр. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью.