Никита Пустосвят Спор О Вере Василий Перов

Перов никита пустосвят спор о вере

Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. С. XI). XVII – нач.

В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Александр провел расследование. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола.

Никита пустосвят, 
дерзнувший спорить

Никита пустосвят, дерзнувший спорить

Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. Последующие исследователи (напр. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».

На следующий день был казнен Пустосвят. В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Архиеп. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. И не так важно, прав или не прав Никита. решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг.

Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Т. 4. Искра взорвала пороховую бочку.

В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища).

Картина Никита Пустосвят, 
Спор о вере, 1880-1881

Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881

изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. М., 1906. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. Ч. 1.

Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум.

Мне понравилась картина Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. А переписывали их по реформе с греческих образцов. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. В авг.

арх. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. С. 80). Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21.

В назидание. (М., 2003р). Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать.

царевна пришла к власти. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований.

На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий.

«Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». С. М. Аввакум, не знавший о диспуте в Грановитой палате, Д. не был известен участникам стрелецкого выступления до подачи челобитной в июне 1682), старообрядческие источники кон. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения.

Описание картины 
Василия Перова «Спор 
о вере»

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»

Ч. 1. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода».

А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной.

Это парадоксально, но это факт. Василий Великий, а литургию св. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. И всё.

И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. О челобитной стало известно властям. Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями.

Можно легко прочитать характер любого из них. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий. Мне понравилась картина В. Г. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать.

По византийским или греческим. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. Византийские образцы были более древними.

  • Рядом расположены достопримечательности
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Известия императорского археографического общества

Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». Есть головы положительно хорошие»1319.

Диак. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы. В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать. 15 нояб. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения.

29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. Лидером раскольников— противников официальной церкви— был суздальский священник Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана.

Рядом расположены 
достопримечательности

В 1682 г. бывш. апр. - нач. И все же каким-то особым очарованием веет от этой белокаменной сводчатой постройки с просторной клетью внизу. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора.

Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). Литургию св. Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии). В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37.

Никанор, в «Описании раскольнич. Справа от него— монах Сергий с челобитной. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мне понравилась картина В. Г. Не дрогнувшей рукой. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих.

В 1667 году «Жезл» был напечатан. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13.

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп.

Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов.

К чему вводить новшества, если Греческая церковь давно с Латинской соединилась, да и сама Греция под влияние турок попала. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату.

В их числе был и суздальский священник Никита сын Добрынин и в таких исправлениях с ними был согласен и патриарх Иосиф. Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот. — Не то написано, что в старых книгах.

По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Он одет в потёртый подрясник, под которым видны его худые плечи, а священника в нём выдаёт только надетая на шею епитрахиль. Ч. 1. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу.

Диспут проходил бурно. Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов).

книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. На следующий день был казнен Пустосвят. Реформа патриарха Никона, принятая большинством епископов, уже обозначилась во всех ее масштабах и Добрынин с ней не соглашался, отличаясь критическим настроем к иерархам.

Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь».

В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника».

Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Челобитная Никиты Пустосвята была составлена с такой убедительностью и богословской состоятельностью, что для ее опровержения Симеон Полоцкий написал труд Жезл Правления, в котором взгляды расколоучителя рассматриваются им в тридцати возобличениях. Л., 1985.

В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. Да, на этих картинах духовенство, представители Русской православной церкви выглядят весьма неприглядно. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника.

С. 377). На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. То есть коммунистическую веру. По ее приказу Никита был схвачен и казнен.

Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. А именно на историю Соловецкого монастыря. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать.

Находили и убивали. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито.

Т. 9. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. На следующий день был казнен Пустосвят. Рубили на месте. 9-13 дек. он принес покаяние на Соборе.

Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Челобитную властям весьма искусно составил инок Сергий из Олонецкого края выслушав ее, стрельцы решили: Подобает, братия, постоять за старую веру и кровь свою пролить за Христа-света за тленное было головы свои положили, за Христа-света отчего не умереть.

Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. 21 нояб.

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва».

Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы. Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь. Стефана гос.

На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Николая Чудотворца мон-ре. К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23.

Жезл правления. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Василия — св. Вятский еп.

При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. Между тем староверы все больше воодушевлялись. Спор о вере». В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29. И. А. Хованским, по старому обряду. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ.

Надо было их править. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».

К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». А это было не совсем одно и тоже.

«Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. Эти крики подхватили их единомышленники и несметная толпа, среди которой было и сто стрельцов, назначенных князем Хованским охранять старцев-раскольников, огласила воздух. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР.

Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Спор о вере» предстала перед зрителями на выставке, проходившей в 1933—1934 годах в Москве, а затем— на выставке 1934 года в Ленинграде. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки.

Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35. Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом.

Стефана. Выше: что вы искали. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном.

Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. Л. 42-43 об. XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп.

Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Перов изобразил его сидящим на полу. мая 1666 г. на Большом Московском Соборе.

Староверы не промолчали. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. Что мы знаем о нём. Лазарем и диак. С вступлением на престол царя Алексея Михайловича у ревнителей истинной веры появилась надежда, ведь их идеи захватили и молодого царя.

Т. 1. В тексты вкрадывались ошибки и описки. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд.

В глубине изображён князь Иван Хованский32. По случаю рождения 27 авг. апостола Иакова сократил св. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду».

суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). В свою очередь и Симеон, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях».