Никита Пустосвят Спор О Вере

Перов никита пустосвят спор о вере

1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг.

Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды».

С. М. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы».

Никита пустосвят, 
дерзнувший спорить

Никита пустосвят, дерзнувший спорить

Диспут проходил бурно. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе».

Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её». Царский духовник Стефан Внифатьев возглавил Кружок ревнителей благочестия, который создали боголюбцы, называвшие себя братия (или друзии). Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят.

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий.

Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. 29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате.

Картина Никита Пустосвят, 
Спор о вере, 1880-1881

Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881

Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение». Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами». В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной, вдовой художника. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Находили и убивали.

С. 377). Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту Челобитную в переводе Симеона Полоцкого (одного из лучших писателей того времени), однако составил на нее 31 отражение. М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Л., 1985. Старообрядцы признавали Никиту столпом правоверия, церковные иерархи — грубым, вредным и невежественным расколоучителем (отсюда и значение его прозвища). И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью. Николая Чудотворца мон-ре. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20.

Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя».

Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания». И всё. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа.

изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения».

По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения.

Но Жезл Правления, может и пятой части, а то и того менее, не удовлетворил моих вопросов. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений».

Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Т. 4. Староверы не промолчали.

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). То есть коммунистическую веру. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду».

Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия. Надо было их править. Т. 1. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп.

Описание картины 
Василия Перова «Спор 
о вере»

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»

Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР.

Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын. В глубине изображён князь Иван Хованский. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Ч. 1.

  1. Никита Пустосвят – Упоминания в других статьях
  2. Рядом расположены достопримечательности
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  5. Известия императорского археографического общества

М., 1906. XVII – нач. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. В 1667 году «Жезл» был напечатан.

Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн. 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29.

В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. 21 нояб. Мне понравилась картина Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать.

Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры».

Никите Пустосвяту удалось зачитать свою Челобитную, не встретив возражений по существу и старообрядцы выходили с диспута с радостными восклицаниями: Победихом, посрамихом всех архиереев. Спор о вере». Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади.

Перед входом в Грановитую палату, на Красном крыльце, раскольники столкнулись со священниками, которых не пускали в помещение в возникшей потасовке изрядно досталось и самому Никите Пустосвяту, которого один из священников схватил за волосы. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».

Находясь под запрещением, Никита продолжал составлять свою Челобитную, которая была окончена им в 1665 году Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят.

Никита Пустосвят 
– Упоминания в других 
статьях

Стрельцы избили бояр, возвратили старшинство старшему царевичу (Иоанну): они сильны поднять и старую благочестивую веру, которую гонят никонианцы. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок. он принес покаяние на Соборе.

Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. И члены Кружка отказались повиноваться решению Собора 1654 года. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. А именно на историю Соловецкого монастыря. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись».

При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542. Никанор, в «Описании раскольнич. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля.

XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». На картине изображён драматический момент «спора о вере»— исторического события времён московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. В 1682 г. бывш. В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35.

В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. Лазарем и диак. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки.

При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. А потом они ворвались во дворец и стали бегать по всем его углам – закоулкам в поисках ненавистных Нарышкиных. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. вы можете запросить все в системе с коробкой. Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать.

Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов). Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого.

Тем не менее полотно осталось незаконченным. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. Александр провел расследование.

В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Рубили на месте. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Л. 42-43 об.

Выше: что вы искали. А переписывали их по реформе с греческих образцов. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34.

Перов изобразил его сидящим на полу. На следующий день был казнен Пустосвят. А это было не совсем одно и тоже. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол.

Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ.

Чтобы удержать неправедным путем захваченную власть, они вынуждены были соизмерять свои реформаторские замыслы с позицией консервативных сторонников из клана Милославских, не желавших и слышать ни о каких переменах. Мне понравилась картина В. Г. соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Диак.

Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен— в 1880—1881 годах. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13.

В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. (М., 2003р). Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола».

Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает».

Это грекам у русских надо учиться, а не наоборот. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. В назидание. Стефана гос. Справа от него— монах Сергий с челобитной.

Искра взорвала пороховую бочку. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». Ч. 1. Что мы знаем о нём. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора.

В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. В 1650-1660 годах патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой произошел раскол русской православной церкви. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти».

Последующие исследователи (напр. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33.

Однако члены Кружка ревнителей благочестия исправляли только мелкие описки и незначительные погрешности крупные же ошибки, которые порой искажали смысл Священного Писания, они оставляли, так как считалось большим грехом изменять в молитвах целые выражения и слова, которые возносили к Богу их предки. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения». Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий.

Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). По словам Зименко, художник и сам чувствовал несовершенство своих последних картин, многократно перерабатывая их, а иногда даже уничтожая законченные варианты.

По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита, который вошел в историю с именем Пустосвят. арх. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. В 1682 году он добился проведения «прений о вере».

В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. По случаю рождения 27 авг. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника.

1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». Справа от него— монах Сергий с челобитной. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской.

Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»). В 1682 году он добился проведения «прений о вере». царевна пришла к власти.

Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Царь Алексей Михайлович умер, не оставив распоряжения о том, кто же должен будет занять престол.

Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Он ведь даже и рубил им головы собственноручно.

Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». апр. - нач. Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно.

Стефана. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята». О челобитной стало известно властям. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. И не так важно, прав или не прав Никита.

Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Есть головы положительно хорошие»1319. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади.

Видно, как автор выдвигает двух основных героев этой сцены, благодаря нехитрому приему – освещение. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы». Я не с тобою говорю, а с патриархом».

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва».

Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. На следующий день был казнен Пустосвят. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. По ее приказу Никита был схвачен и казнен.

Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать.

С. 80). Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Эта выставка проходила в 1984—1985 годах поочерёдно в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение».

На следующий день был казнен Пустосвят. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР.

Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880). Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения», а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы». Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. По византийским или греческим.

В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. Можно легко прочитать характер любого из них. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. Ч. 1. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки, но по какой-то причине там не экспонировалась.

Я не с тобою говорю, а с патриархом». Василия — св. 15 нояб. В тексты вкрадывались ошибки и описки. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные.

Между тем староверы все больше воодушевлялись. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. И. А. Хованским, по старому обряду. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы.

Василий Великий, а литургию св. — Не то написано, что в старых книгах. Архиеп. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31.

Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Византийские образцы были более древними. Не дрогнувшей рукой.

апостола Иакова сократил св. С. XI). Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Видно, как автор выдвигает двух основных героев этой сцены, благодаря нехитрому приему — освещение. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине».

К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Т. 9. Это парадоксально, но это факт.

Есть головы положительно хорошие». Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк. Тем не менее полотно осталось незаконченным. 9-13 дек. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках».

В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей». Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Жезл правления. Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1.

В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48.

Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены.

Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Литургию св. Никита Пустосвят держит крест, рядом с ним — монах Сергий, одетый в рясу и черную шапочку, в руках у него – челобитная с требованием восстановить старую веру.

Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия». В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей).

Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. Вятский еп. Члены кружка хотели повысить нравственность и грамотность духовенства, упорядочить литургию, добивались исправления ошибок, которые вкрались в богослужебные книги по вине переписчиков они обсуждали вопросы православной догматики, знакомились с полемической литературой против латинства, которую издавали белорусские и украинские братства.

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ.

Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». В глубине изображён князь Иван Хованский32. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят.

По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием». В авг. Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь.

Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу.