Ночной Дозор Картина Рембрандта Где Находится
Самая загадочная картина Рембрандта Ночной дозор
Воспитанный человек, а что творит. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.
Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский художник, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. А Рембрандт вместо этого изобразил роту идущей в сторону зрителя в каком-то смятении. Настоящий герой картины – осененная героическим духом, объединенная общим движением толпа, образующая нерасчленимое единство. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.
На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Если всмотреться, то можно найти и самого художника: он выглядывает из-за плеча стрелка в цилиндре. КонтекстНазвание «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке.
Почему второй так превышает первого в росте, а тень от руки «дьявола» падает на его напарника в районе ниже живота. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. Мертвая курица — символ поверженного противника. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками.
Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Хорошо, что все живы остались. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) – хорошо, что никого не убило. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Вообще, замысел художника разгадать непросто.
Что до картины, то ее приключения продолжаются. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Одним из этих художников был выбран Рембрандт, он работал с ротой капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха и еще 14 человек.
История одного шедевра: «Ночной дозор» Рембрандта
14сентября онхладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. На месте которых у того задорно торчит лезвие увесистого копья. И что значат все эти намеки на полотне. По одной из версий, поводом для написания полотна (причем в то время подобные групповые портреты заказывали и другие общества) был визит Марии Медичи в 1638 году.
Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов. Датировка последних произведений условна, обстоятельства ихсоздания окружены тайной. Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой.
Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. О картине написаны тонны, но вот что хотел донести до зрителей автор — решать вам. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
«Ночной дозор» картина Рембрандта
«Ночной дозор» — групповой портрет эпохи. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Но загадки остаются. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Прорубая окно в Европу, Петр I не один раз успел побывать в Голландии. Кубок в руках девочки – символ благосклонности судьбы. Атмосфера шествия задана развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.
Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII – XVIII столетий. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И поназаказывали портретов, чтобы приятно поразить Марию.
«Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. Но экспансия воинственных республиканских протестантов на этом не закончилась.
Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать. Невероятный экспиренс — очутиться внутри картины, ходить мимо героев полотна. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. А в XVII веке без художника было не обойтись. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е.
Как и многие другие произведении данного художника, «Ночной дозор» лучше рассматривать, находясь на расстоянии, чтобы заметить всю композицию и множество элементов. Желтый цвет часто ассоциируется с победой. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил».
Под раздачу попали несколько тысяч местных мичуринцев. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Ладно, скем небывает. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа).
«Ночной дозор»: Почему после написания этой картины жизнь Рембрандта пошла «под откос»
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Такие дела. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам.
Что докартины, тоееприключения продолжаются. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». В 1638 году Мария Медичи посетила с торжественным визитом Амстердам.
Что до картины, то ее приключения продолжаются. На площади Рембранта в 2006 году установили скульптуры «Ночной дозор» по мотивам самой известной картины художника. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Но в 1975 году произошел второй инцидент.
Скульптурная композиция гармонично вписалась в пространство площади. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Вцелом, ущерб сведен кнулю, ноесли подойдете поближе, тосможете разглядеть следы.
Картину считают переломной для Рембрандта. Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Самая загадочная картина Рембрандта НОЧНОЙ ДОЗОР
Но на картине совсем не то. Еще бы. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Россию с Нидерландами связывают долгие отношения.
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
И, кстати, почему выделены только трое (девочка еще какая-то затесалась), а весь отряд — на втором плане. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Верзила–капитан даже снял по такому случаю перчатку и, если напрячь зрение, кажется, что обе перчатки — правые (реально, нет). Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. После 1642 года вжизни Рембрандта одно задругим происходят печальные события. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.
После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства.
Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко — психанул мужик, что поделать. И спасибо за внимание. Последним ударом стала смерть сына. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку. Разве могли убедить заказчиков доводы Рембрандта о том, что для создания атмосферы оенной тревоги и усиления впечатления надвигающейся на зрителя массы он увеличил количество персонажей, а для выражения идеи борьбы света и мглы ввел в композицию фигуру ребенка.
Ночной дозор или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга
На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Ни денег, ни славы, ни работы. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. – очень подходит ему.
Например, ван Рейтенбург на переднем плане одет в сияющее золото, а стоящий по левую руку от него Баннинг Кок — в черный «сатанинский» наряд. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. На этот раз полотно атаковал безработный учитель.
Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Так, более высокий капитан (в черном) символизирует голландское протестантское руководство, которое поддерживают лояльные католики в лице лейтенанта. Важный момент: фигуры почти в натуральную величину (за счет масштаба полотна — 3, 5 на 4, 5 метра). Каждой роте по художнику, не фотографии делали:).
Описание картины Рембрандта «Ночной дозор», 1642
Такие дела. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Это уже не бравые господа, а какие-то смешавшиеся в кучу взволнованные люди. За циклопических размеров полотно в 16 кв.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Описание картины Рембрандта «Ночной дозор»
Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Не получилось. Последним ударом стала смерть сына. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Как у Энтони ван Дейка.
14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Кто эти лишние 16 человек. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. СюжетКартина, которую сегодня мы знаем как «Ночной дозор», называется в оригинале иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе.
Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Ладно, с кем не бывает. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил ссобой. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка.
Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642)
Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту – живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. Для полного представления о новаторстве Рембранта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембранта, где все в движении. Таким образом Рембрандт создает иллюзию, что персонажи готовы спрыгнуть с холста и вот-вот окажутся рядом со зрителем. Выделенная светом фигура девочки — концентрация атрибутики аркебузиров (предтеча мушкетеров). Одной изнеразрешимых проблем допоследнего времени оставалось огромное число копий иреплик сего полотен.
В январе 1642 года Рембрандт получил заказ от корпорации стрелков на групповой портрет волонтерской стрелковой роты, членами которой являлись самые богатые и влиятельные амстердамские бюргеры. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Однако никаких документальных подтверждений тому, что именно картина всему виной, нет. Так парадные портреты не пишут. Реставраторам понадобилось 4 года навосстановление холста. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Ни денег, ни славы, ни работы. Нов1975 году произошел второй инцидент. После расчистки стало понятно, что события, описанные на полотне, происходят в светлое время суток, а тень от руки капитана говорит о том, что по времени это приблизительно два часа дня.
Три величайших итальянских творения в копилке главных шедевров европейской школы. Такая вот ботва, дорогие друзья. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане.
Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м — в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. И Петер Минейт (или Минуит), генерал–губернатор уже Вест–Индской компании, выкупил целиком остров Манхэттен у индейцев–ваппингеров, отдав за него партию бус и рыболовных крючков общей стоимостью в 60 гульденов.
После этого Рембрандта уже ничего не связывало с почтенным семейством, он потерял покровителей и, как результат, популярность. Последним ударом стала смерть сына. Кто они — неизвестно. Ведь платили только за 18. Один из вариантов интерпретации — религиозный.
В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Кроме того, нестоит забывать, что коммерческий успех кРембрандту пришел после брака сСаскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Ладно, с кем не бывает.
Картину Рембрандта «Ночной дозор» отреставрируют в прямом эфире
В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. Он окропил ею шедевр Рембрандта. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор».
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Рембрант перенес на холост элементы героики, поддерживая патриотизм. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». После того, как она почти 200 лет провисела в различных залах и помещениях без должного ухода, то просто покрылась копотью и сажей из-за чего стало казаться, что вокруг стрелков царит ночь. Историческая справка о картине Рембранта ван Рейна «Групповой портрет стрелков-добровольцев города Амстердама», которую в настоящее время называют «Ночной дозор».
Например, смена тренда. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Это сегодня для фото вам нужны 10 минут и селфи-палка. Но в 1642 у него уже был свой дом: престижный 3–этажный особняк на Бреерстрат за 13 тысяч.
Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Левая рука мушкетера в красном – еще одна аллюзия на карнавальную культуру. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.
Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. Что означает ее присутствие. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами.
Реставрацию картины Рембрандта Ночной дозор покажут в прямом эфире
Воспитанный человек, ачто творит. Узнать картину легко, это «икона» в живописи 17 века. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Судьба художникаПочему-то принято считать, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а жизнь — под откос. Спасибо охране — сориентировались, брызнули на полотно водой.
Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор». Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.
Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Воспитанный человек, а что творит.
Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Кроме того, не стоит забывать, что коммерческий успех к Рембрандту пришел после брака с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Русский след не сложно отыскать в Амстердаме. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы.
Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Ниденег, ниславы, ниработы. Примерно так это и было: вот тебе, Рембрандт, гульдены, сделай нам красиво.
Причин может быть несколько. Выдавив ненавистных португальцев со сказочных Островов специй, голландцы построили свой золотой век на гвоздике, корице и мускатном орехе (ну может, отчасти, грабежах и работорговле). Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора».
Ожидалось, что это будет парадный групповой портрет (как у всех). В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет прямо на зрителя. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Кислота успела повредить только слой лака — это легко восстановили. И самый модный голландский портретист не сомневался, что может себе его позволить. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.
Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски.