Новая Москва 1937 Картина
«новая Москва» – картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы. «новая Москва»— картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы.
История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова
О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва». Неоднократно картина демонстрировалась на крупных международных выставках, в частности на XXVIII биеннале в Венеции в 1956 году, на выставках «Коммунизм— фабрика мечты», которая проходила во Франкфурте и «Россия», в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, на выставке «Warszawa— Moskwa / Москва— Варшава. «Размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным (образ коммунизма в советской идеологии также не был конкретен)29. Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 170см).
Символическое искусствоведение связывало линию горизонта с темой будущего — чем дальше от зрителя находится линия горизонта, тем более далёкое будущее она символизирует. Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживёт до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий. В статье, написанной в 1937 году, Пименов среди любимых авторов называл Яна Вермеера, Жан-Батиста Шардена, Антуана Ватто, Рафаэля Санти, Поля Верлена, Бориса Пастернака, Клода Дебюсси. Показать красоту ежедневное (tm), прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и быту – моя цель художника.
Впереди распростерта широкая дорога, на которой разъезжает масса других автомобилей. Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль. Как писал в 1973 году художник Иван Долгополов в книге «Мастера и шедевры»: «Новая Москва». Картина Юрия Пименова «Новая Москва» написана в 1937 году в стиле классического реализма. Полотна художника созданы множеством мазков нежных оттенков, но формы изображаемых предметов материальны, контуры определённы, хотя и смягчены один с другим.
Москва на картинах Юрия Пименова
После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла. Волосы женщины отливают «золотой рыжиной», дополняются бледно-лиловым цветом платья2. Он делает машину и сидящую за рулём молодую женщину смысловым центром полотна.
Элемент жертвенности и трагичности в картине отсутствует. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок».
Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна. Именно такую обстановку изобразил Пименов на картинах «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье», «Первые модницы нового квартала». Меньшинство лишь слегка опережает время. В совмещении эстетики реализма (в широком смысле) и принципов идеологической (коммунистический) утопии присутствует скрытое противоречие: если утопия требует отказа от настоящего, то реализм изначально есть свидетельство именно о настоящем. Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль. Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида39.
За счёт своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизационным потенциалом. Все они как будто замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя. Там его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин. В Новой Москве (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. Героиня – за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А.
Картина Новая Москва Юрия Пименова
После этого художник получал аванс и начинал работать. Воронович отмечала сходство композиции картины с кадром из фильма «Светлый путь» Григория Александрова (1940) — советская Золушка в исполнении Любови Орловой на автомобиле взмывает в небеса и парит над Москвой. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании «Ford» с января 1932 года по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе. Широко открытое окно в жизнь.
Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Иванников сопоставляет картину с идеей Л. Д. Троцкого о «высшем классе» в СССР как «новой буржуазии» и считает, что на картине Пименова представительница этого класса и является «культурным» героем — потребление роскоши является актом демонстрации и самоутверждения30. В начале 1930-х годов в жизни мастера наступило непростое время. Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Героиня предстаёт перед зрителями «во всём цветении уверенной молодости», «более лёгкой, женственной, нарядной», чем в работах художника более раннего периода, но при этом сохраняет спортивность. Простая, обычная и прекрасная картина созидания, картина человеческого труда. Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны.
«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее
В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932—1935, архитектор А. Я. Лангман, некоторое время там располагался Совет труда и обороны)28. Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование средств кинематографии в композиции — камера словно закреплена на заднем сидении автомобиля) импрессионизма (образ беспечной радости бытия) и социалистического реализма (изображение действительности в её революционном развитии). К нему пришло признание. Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что изображение женщины со спины даёт основание считать её с полным правом «Незнакомкой» советского периода.
И эта искренность дала егоработам долгую жизнь. Пространство в этой картине лишено непрерывности. На первом плане картины сиденье и ветровое стекло автомобиля, на котором проецируется силуэт женщины-водителя.
Это настроение он постарался передать в картине «Свадьба на завтрашней улице». Техника исполнения картины масляная живопись по холсту. Художникам предоставлялся список тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. Будущее сконцентрировано на близком плане.
Они пронизывают цветовую поверхность картины, создавая ощущение единой атмосферы. Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя. Красный цвет плакатов указывает силу, разрабатывающую этот проект. Сама улица говорит о «руководящей и направляющей» силе партии.
Зритель недолго задерживается на первом плане полотна, главное для него – новая Москва второго плана. Блёкло-голубой, лимонно-жёлтый, сиреневый, розовый и жемчужно-серый цвета, наложенные лёгкими мазками, придают своеобразие манере художника. Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни. Новое, впрочем, бывает разным.
Художник Юрий Пименов иего картина «Новая Москва»
По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения. Женщина за рулём машины — это есть по сути центральный образ картины. Размер— 140 170см. Вот таким образом картина написана счастливым человеком, который влюблён в жизнь4. Художник запечатлел площадь Свердлова, на заднем плане – силуэты гостиницы «Москва» и дома Союзов. В 1944 году художник снова запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей). Выше: что вы искали. О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва».
Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933—1935). И в это же время потребление партийной номенклатуры оказывается – по преимуществу – потреблением РОСКОШИ. Лицо конкретизирует образ, сфера Желания оказывается зависимой от случайных обстоятельств. Позднее Пименов очень увлекся темой женщин и детей. К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка.
Будущее для неё уже наступило («Новая Москва», правда, убеждает массового зрителя, что роскошь, доступная пока только номенклатуре, станет доступной и ему в будущем). В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки». Женщина изображена со спины, но легко узнаваема. В «Новой Москве» линии горизонта нет.
Сочетание теплых и холодных цветов привносят в композицию желанную гармонию. К 1960-м годам относится цикл работ «Новые кварталы», в котором художник старался подмечать незначительные детали повседневности. Одной из главных особенностей этого образа является отсутствие изображения лица героини. Красный цвет плакатов указывает силу, разрабатывающую этот проект. Произведения Ю. И.
Юрий Пименов: картина «Новая Москва»
Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х). Формально соответствуя ряду идеологических постулатов, «Новая Москва» убеждает зрителя в том, что роскошь, недоступная социальному большинству сегодня, станет ему доступной завтра и в то же время происходит скрытая легитимация реального неравенства возможностей: то, что сегодня доступно немногим, – это лишь (малая) часть того, что завтра будет доступно всем. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни. «Движение в будущее — естественно и даже в чём-то обыденно». Количество жертв за 19371938 годы составило около 1 млн человек. Будущее для неё уже наступило («Новая Москва», правда, убеждает массового зрителя, что роскошь, доступная пока только номенклатуре, станет доступной и ему в будущем). Множество хорошо различимых мазков кисти создают впечатление вибрации воздуха11.
После этого художник получал аванс и начинал работать. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла39. Пименов называл себя приверженцем «реалистического импрессионизма» — живописи, по его мнению, способной отразить жизнь XX века с ее переменами. На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов получил Золотую медаль. Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта.
Женщина за рулём машины — это есть по сути центральный образ картины. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. Пименов решает проблему композиции картины новаторски. Инвентарный номер в коллекции Третьяковской галереи— 277071.
Сочинение-описание картины Новая Москва Юрия Пименова
«Размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным (образ коммунизма в советской идеологии также не был конкретен). Вместе с выпускниками ВХУТЕМАСа Юрий Пименов организовал художественное объединение «Общество художников-станковистов». Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. Она осуществляет связь между миром Будущего и сферой Желания в подсознании зрителя. По аллеям проходят толпы жителей изображенных в виде нечетких теней далеко впереди.
Утро. Размер— 140 170см. Но целая гамма чувств и мыслей. » — писал Неменский.
«Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех представлена в постоянной экспозиции. После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины.
Фронтовая дорога картинаправить
Художник освобождает пространство перед машиной, открывая от края до края широкий простор. Художник-плакатист и литератор Н. Н. Ватолина отмечала, что в 1930-е годы жизнь в СССР несколько отступает от аскетических идеалов «бытия без быта». В определённый срок комиссии представлялась картина.
Художник-плакатист и литератор Н. Н. Ватолина отмечала, что в 1930-е годы жизнь в СССР несколько отступает от аскетических идеалов «бытия без быта». Татьяна Городкова отмечает близость цветового решения картины к работам Пьера Огюста Ренуара. Для партийной номенклатуры «прыжок в «завтра» уже состоялся. Дорога с движущимся транспортом привлекает совершенной чистотой и даже зеркальным блеском.
Невидимость женского лица оборачивается в «Новой Москве» универсализацией образа Женщины как таковой. В 1927 году он создал картину «Даешь тяжелую индустрию. », которую высоко оценили критики. Пименов ищет именно новые явления советской жизни, а кто ищет – тот, как правило, находит. Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы.
Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. Он делает машину и сидящую за рулём молодую женщину смысловым центром полотна. Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Советская идеология 30-50-х имела дело с ПРАВИЛЬНЫМ НОВЫМ: с тем, что меняло жизнь людей в соответствии с идейными установками и, в то же время, было символом-обещанием «новой жизни» – предвестником грядущего абсолютного общества. Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Одной из главных особенностей этого образа является отсутствие изображения лица героини. По мнению О. М. Бескина, поэтичность атмосферы в картине достигается теплотой игры соломенно-жёлтых, золотистых тонов, кое-где переходящих в голубоватые, что было характерно для творчества Пименова в этот период.
Новая Москва (картина) Информацию О
Когда же лицо не видно зрителю, то происходит универсализация образа Женщины. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и к окончанию II пятилетки. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки. Это художественное кредо Ю. И. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми — но «помеченными» революционной атрибутикой.
Этот приём даёт возможность создать атмосферу беспрерывного движения на столичной улице. Атмосфера картины «лирична» — жизнь уже комфортна для представителей номенклатурного меньшинства. Он всегда увлекался всем новым, нет — новейшим и наисовременным. Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживёт до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий31. Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок»40. В определённый срок комиссии представлялась картина. Молодая девушка едет по своим делам.
В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино». Однако Иванников замечает, что это демонстрирует зрителю, что общество раскалывается на две принципиально неравные группы: на тех, кто ходит пешком и ездит в общественном транспорте и тех, кто имеет возможность пользоваться личным автотранспортом, неравенство в распределении благ на картине Пименова — факт, зафиксированный средствами живописи. «Движение в будущее — естественно и даже в чём-то обыденно». Художникам предоставлялся список тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать.
это было мое трудное время. В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932—1935, архитектор А. Я. Лангман, некоторое время там располагался Совет труда и обороны). В этом сила настоящего искусства. При этом плавные ритмы полотна сообщают ему покой и уверенность.
Описание картины Юрия Пименова «Новая Москва»
Вот, казалось бы и все. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель – Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон». К нему пришло признание. Это – комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Этот приём даёт возможность создать атмосферу беспрерывного движения на столичной улице. Тема ВКП (б) здесь лишена эффекта «избыточного присутствия» – улица, на которой ПРОСТО РАЗМЕЩЕНЫ плакаты красного цвета САМА свидетельствует о «руководящей и направляющей» силе советского общества.
Этот образ будущего на картине Ю. Пименова оказывается «идеологически правильным» и ещё по ряду параметров: дорога к нему оказывается открытой и прямой, что позволяет интерпретировать её как результат РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА в данном случае такая рациональность оказывается своеобразным «гарантом надёжности» – «мы знаем, как это будущее строить», – а красный, революционный цвет плакатов указывает и на силу, разрабатывающую этот проект. Сюжет картины – женщина за рулём автомобиля – довольно редкое явление для тех лет. Художник использовал в построении композиции пропорции золотого сечения.
Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 170см). В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. В такой связи «настоящее – будущее», в которой настоящее, по сути, не имеет собственного содержания, – содержится (содержался) тот мобилизационный потенциал, который выгодно отличает советскую утопию от утопии неолиберального типа с её темой Конца истории и замыкании реальности на настоящем.
Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. Художнику были дороги будни большого города, с его вечно куда-то спешащей толпой, потоками машин (как, например, в картине «Новая Москва»), девушками, перебегающими через дорогу, как в некоторых картинах из серии «Новая Москва», он пишет дождь, растворяющий в себе фигуры людей («Задумчивая девушка»). На заднем плане высятся новые здания гостиницы «Москва» и Дома Совнаркома СССР27. Девушка едет в сторону Манежной площади, откуда в 1935-м началась сталинская реконструкция Москвы. Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога.
Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида. Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. Личный автомобиль в 1930-е годы — привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми — но «помеченными» революционной атрибутикой. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и к окончанию II пятилетки. «Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции – все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени». И если идеология говорит, что настоящего нет, оно растворено в грядущем будущем, то реализм это настоящее демонстрирует непосредственно реалистическое изображение само по себе есть изображение ситуации, развёртывающейся в режиме «здесь и сейчас».
Героиня сидит за рулём открытой машины типа «Фаэтон». Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога. Среди возможных вариантов она называла Лилю Брик, которая получила первой из советских женщин водительские права в 1929 году32, но её автомобилем был «Рено», Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра (автомобиль проезжает как раз мимо него)4. В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино».
За ними по ухабам движется процессия, состоящая из их друзей и близких. В 1930-е годы главной темой в его творчестве стала жизнь столицы. Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили.
Краткое описание картины Новая Москва Юрия Пименова
Личный автомобиль в 1930-е годы — привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры. В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 45см, собрание М. Г. Пименова). Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме.
Сама улица говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. Машина наполовину срезана нижним краем холста, она стремительно «въезжает» в картину. Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы.
Множество хорошо различимых мазков кисти создают впечатление вибрации воздуха. И всего-то. Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933—1935).
Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. Машина наполовину срезана нижним краем холста, она стремительно «въезжает» в картину. На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов получил Золотую медаль7. В картине «Новая Москва» он вводит героиню в атмосферу новых нарядов, автолюбительства, жилищного строительства, где ей теперь принадлежат самые разнообразные роли. За счёт своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизационным потенциалом.
Среди возможных вариантов она называла Лилю Брик, которая получила первой из советских женщин водительские права в 1929 году, но её автомобилем был «Рено», Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра (автомобиль проезжает как раз мимо него). Элемент жертвенности и трагичности в картине отсутствует. К 1937 году относится картина «Новая Москва».
И абсолютно необязательно это восприятие будет граничит с пробуждением «позитивного» чувственного импульса: отнюдь не каждое лицо порождает Желание. Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании «Ford» с января 1932 года по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе4. Героиня сидит за рулём открытой машины типа «Фаэтон». Художник рассказывал: «Я люблю эти новые кварталы. У Пименова мы не чувствуем напряженностиитайной тревоги.
История создания и судьба картиныПравить
Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств. При этом плавные ритмы полотна сообщают ему покой и уверенность25.
Он показывает нам жизнь искренне, такой, какой видит и ощущает ее. Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Реализм изображает настоящее. Она осуществляет связь между миром Будущего и сферой Желания в подсознании зрителя. вы можете запросить все в системе с коробкой.
История изучения картиныПравить
После войны Юрий Пименов преподавал на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В «Новой Москве» линии горизонта нет. «Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех представлена в постоянной экспозиции. Когда же лицо не видно зрителю, то происходит универсализация образа Женщины29. Художник использовал в построении композиции пропорции золотого сечения. Лицо конкретизирует образ, сфера Желания оказывается зависимой от случайных обстоятельств.
В это же время он увлекался немецким экспрессионизмом. На заднем плане высятся новые здания гостиницы «Москва» и Дома Совнаркома СССР. Художник почти всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. Художник писал о своём желании передавать «большие события жизни в обыкновенных прозаических положениях», «расширять границы поэтического, улавливая то новое, что приносит время и что долго остаётся неосознанным и незамеченным»10. Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Техника исполнения картины масляная живопись по холсту. Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме.
Иванников сопоставляет картину с идеей Л. Д. Троцкого о «высшем классе» в СССР как «новой буржуазии» и считает, что на картине Пименова представительница этого класса и является «культурным» героем — потребление роскоши является актом демонстрации и самоутверждения. Воронович отмечала сходство композиции картины с кадром из фильма «Светлый путь» Григория Александрова (1940) — советская Золушка в исполнении Любови Орловой на автомобиле взмывает в небеса и парит над Москвой14. Москва бурлит: с одной стороны, – закручивание гаек, репрессии и ужасы застенок, с другой, – обновление, бурное строительство, прогресс. Одной из главных особенностей этого образа оказывается невидимость лица. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами.
Художник писал: «Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности, но я вырос в старом городе, который задыхался от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе, вот таким образом я с добрым чувством смотрю на однообразные белые дома: они дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни». Художник писал о своём желании передавать «большие события жизни в обыкновенных прозаических положениях», «расширять границы поэтического, улавливая то новое, что приносит время и что долго остаётся неосознанным и незамеченным». 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств15. Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью.
Тема сидящей спиной к зрителю автомобилистки в творчестве Юрия ПименоваПравить
Они пронизывают цветовую поверхность картины, создавая ощущение единой атмосферы. Тем самым импульс индивидуальной, эротической чувственности вступает в игру символических соответствий с миром «идеологического долженствования» и эротизм индивидуального инвестирует себя – благодаря такой игре – в сферу социально значимого, усиливая тем самым чувственную притягательность этой сферы. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. По-видимому и в этой теме для него своеобразно воплотилось стремление понять будущее (ведь женщина и ребенок — это действительно будущее особенно ребенок — все в нем неизведанно, все — обещание и надежда) это будущее художник всегда видит радостным, светлым, надежным.
Неоднократно картина демонстрировалась на крупных международных выставках, в частности на XXVIII биеннале в Венеции в 1956 году14, на выставках «Коммунизм— фабрика мечты», которая проходила во Франкфурте и «Россия», в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке4, на выставке «Warszawa— Moskwa / Москва— Варшава. Что, собственно, особенного, в сюжете Новой Москвы. «Да, это о буднях и радостях простой жизни простых людей.
Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Реальный факт размывается в идеологической конструкции. Художник тяжело заболел, он так позднее вспоминал об этом периоде: «.
Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что изображение женщины со спины даёт основание считать её с полным правом «Незнакомкой» советского периода. С идейными стратегиями соцреализма его объединяет, пожалуй, установка на фиксацию нового. Общество ориентировано на удовлетворение по сути простейших жизненных потребностей соответственно и «потребительская корзина» этого общества ограничена набором весьма простых продуктов потребления. Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». «Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции— все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени». В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 45см, собрание М. Г. Пименова)24. Атмосфера картины «лирична» — жизнь уже комфортна для представителей номенклатурного меньшинства.
Художник почти всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. В картине «Новая Москва» он вводит героиню в атмосферу новых нарядов, автолюбительства, жилищного строительства, где ей теперь принадлежат самые разнообразные роли. Инвентарный номер в коллекции Третьяковской галереи— 27707. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя — молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье.
Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах — мужской. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. Пименова стали критиковать, обвиняли в формализме. Лето.
Волосы женщины отливают «золотой рыжиной», дополняются бледно-лиловым цветом платья. Вот таким образом московские высотные здания символизируют то будущее, которое доступно всем ныне живущим. Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х). Женщина изображена со спины, но легко узнаваема.
Пименов решает проблему композиции картины новаторски.
- Картина из собрания Третьяковской галереи раскрывает тайны Новой Москвы
- «У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать»: начало творческого пути
- «О буднях и радостях простой жизни простых людей»
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Израиль как историческое европейское государство
- В деле экс-главы Нижнего Новгорода появились документы с грифом «екретно»
Художник освобождает пространство перед машиной, открывая от края до края широкий простор. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах — мужской. В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки».
Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта. После постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины. Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование средств кинематографии в композиции — камера словно закреплена на заднем сидении автомобиля) импрессионизма (образ беспечной радости бытия) и социалистического реализма (изображение действительности в её революционном развитии)35. Героиня предстаёт перед зрителями «во всём цветении уверенной молодости», «более лёгкой, женственной, нарядной», чем в работах художника более раннего периода, но при этом сохраняет спортивность33.
В 1944 году художник снова запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей). Вот таким образом картина написана счастливым человеком, который влюблён в жизнь. Вторая половина 1930-х.