Новая Москва Юрий Пименов

Картина Юрия Пименова Новая Москва: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В альбоме рассказывается о самом известном и любимом зрителем произведении Юрия Ивановича Пименова — картине «Новая Москва» (1937). Художник Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве, в семье юриста.

«новая Москва» – картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы.

История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова

Так как при езде, всё вокруг, кажется размытым. Тема ВКП (б) здесь лишена эффекта «избыточного присутствия» – улица, на которой ПРОСТО РАЗМЕЩЕНЫ плакаты красного цвета САМА свидетельствует о «руководящей и направляющей» силе советского общества. Социалистический реализм был яркой страницей в истории русской живописи. Картина Юрия Пименова «Новая Москва» написана в 1937 году в стиле классического реализма.

Вместе с выпускниками ВХУТЕМАСа Юрий Пименов организовал художественное объединение «Общество художников-станковистов». Художник писал о своём желании передавать «большие события жизни в обыкновенных прозаических положениях», «расширять границы поэтического, улавливая то новое, что приносит время и что долго остаётся неосознанным и незамеченным»10. Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни.

Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Он всегда увлекался всем новым, нет — новейшим и наисовременным. Справа расположился Большой театр, Дом Союзов, слева – гостиница «Москва». Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида39. И эта искренность дала егоработам долгую жизнь.

Машина, мчащаяся вперёд, по мнению Сергея Иванникова, претендует на роль эротического символа. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать.

Тем самым импульс индивидуальной, эротической чувственности вступает в игру символических соответствий с миром «идеологического долженствования» и эротизм индивидуального инвестирует себя – благодаря такой игре – в сферу социально значимого, усиливая тем самым чувственную притягательность этой сферы. Инвентарный номер в коллекции Третьяковской галереи— 277071. Среди машин едут автобусы. С заднего сиденья нам виден только задний силуэт девушки, одетой в голубое платье. Как-то один зритель на выставке спросил меня: «Вот вы изображаете всяких девчонок, в комбинезонах замазанных, дороги со следами шин, с колеями такими прорытыми, какие-то трубы, еще вот такие вот вещи А что вы пишете для себя. » И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось иногда по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги – вот это я делал для себя. Пестрит людская толпа. Но, с другой стороны, эту картину хочется рассматривать долго и пристально. Он серьезен, скрестил руки за спиной.

«Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции – все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени». Были случаи, когда комиссия в целом принимала работу, но указывала на недостатки и предписывала исправления в картине4. но большое видится на расстоянии.

Москва на картинах 
Юрия Пименова

Москва на картинах Юрия Пименова

Всему этому способствует импрессионистская манера письма художника и нежный колорит картины. Родной город художника переживает настоящее обновление. Этот приём даёт возможность создать атмосферу беспрерывного движения на столичной улице. Героиня сидит за рулём открытой машины типа «Фаэтон». Может сегодня никого и не удивит женщина за рулем, но в то время это был настоящий фурор. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми — но «помеченными» революционной атрибутикой.

К нему пришло признание. Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. Красный цвет плакатов указывает силу, разрабатывающую этот проект. Там его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла39.

Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Художник использовал в построении композиции пропорции золотого сечения. Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933—1935). Широко открытое окно в жизнь. Развивающейся волосы девушки, говорят о сухом и волнующем ветре, на улице.

Сюжет картины – женщина за рулём автомобиля – довольно редкое явление для тех лет. Произведения Ю. И. Вот, казалось бы и все.

В «Новой Москве» (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. Они пронизывают цветовую поверхность картины, создавая ощущение единой атмосферы. Пименов называл себя приверженцем «реалистического импрессионизма» — живописи, по его мнению, способной отразить жизнь XX века с ее переменами. Что, собственно, особенного, в сюжете «Новой Москвы». Его работа своеобразна. В центре площади, скопилось очень много прохожих и транспорта, видимо в городе час пик. В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 45см, собрание М. Г. Пименова)24.

«Новая Москва» Юрия 
Пименова: Госпропаганда 
или вера в светлое

«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее

Позднее Пименов очень увлекся темой женщин и детей. Она осуществляет связь между миром Будущего и сферой Желания в подсознании зрителя. Он использовал почти прозрачные оттенки цветов, перемешивая холодные и теплые тона. К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. Москва 50-х-60-х: прелесть осеннего утра, убранного каплями росы, шелест новых платьев, цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи, пение ветра в лесах новостроек и смех девушек – штукатуров и маляров («Район завтрашнего дня» (1957).

Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок»40. Художник-плакатист и литератор Н. Н. Ватолина отмечала, что в 1930-е годы жизнь в СССР несколько отступает от аскетических идеалов «бытия без быта». Реализм изображает настоящее. С идейными стратегиями соцреализма его объединяет, пожалуй, установка на фиксацию нового.

И абсолютно необязательно это восприятие будет граничит с пробуждением «позитивного» чувственного импульса: отнюдь не каждое лицо порождает Желание. После первого плана, мы переключаемся на второй план и вот он для автора важнее, ведь и название картины не девушка в кабриолете, а «Новая Москва». Сама улица говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. В 1927 году он создал картину «Даешь тяжелую индустрию. », которую высоко оценили критики. Думаю, многие оборачивались, чтобы посмотреть на это явление. Художник писал: «Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности, но я вырос в старом городе, который задыхался от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе, вот таким образом я с добрым чувством смотрю на однообразные белые дома: они дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни».

С одной стороны, ничего особенного на картине нет. Волосы женщины отливают «золотой рыжиной», дополняются бледно-лиловым цветом платья2.

Невидимость женского лица оборачивается в «Новой Москве» универсализацией образа Женщины как таковой. Это придает картине гармоничного сочетания. Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного»: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем. Вторая половина 1930-х.

Символическое искусствоведение связывало линию горизонта с темой будущего — чем дальше от зрителя находится линия горизонта, тем более далёкое будущее она символизирует. И только когда я присмотрелась и удела открытый кабриолет и абсолютно сухую женщину, то поняла, что ошиблась. Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании «Ford» с января 1932 года по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе4. Элемент жертвенности и трагичности в картине отсутствует. На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов получил Золотую медаль7. Или же просто приходит весна и вместе с природой оживает все вокруг — и дома и люди. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах — мужской. Все такое размытое, нечеткое, много вертикальных линий и зеркальное сияние асфальта.

«Да, это о буднях и радостях простой жизни простых людей. Лицо конкретизирует образ, сфера Желания оказывается зависимой от случайных обстоятельств. Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. Утро.

Картина Новая Москва 
Юрия Пименова

Картина Новая Москва Юрия Пименова

Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. К 1960-м годам относится цикл работ «Новые кварталы», в котором художник старался подмечать незначительные детали повседневности. Сочетание теплых и холодных цветов привносят в композицию желанную гармонию.

А такое нехитрое занятие, как мытье окон, превращается в полноценный жизнеутверждающий акт («Воздух весны», 1957). Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что изображение женщины со спины даёт основание считать её с полным правом «Незнакомкой» советского периода. В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932—1935, архитектор А. Я. Лангман, некоторое время там располагался Совет труда и обороны)28.

Художник Юрий Пименов 
иего картина «Новая 
Москва»

Художник Юрий Пименов иего картина «Новая Москва»

Советская идеология 30-50-х имела дело с ПРАВИЛЬНЫМ НОВЫМ: с тем, что меняло жизнь людей в соответствии с идейными установками и, в то же время, было символом-обещанием «новой жизни» – предвестником грядущего абсолютного общества. Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Художник тяжело заболел, он так позднее вспоминал об этом периоде: «. Именно такую обстановку изобразил Пименов на картинах «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье», «Первые модницы нового квартала». Формально соответствуя ряду идеологических постулатов, «Новая Москва» убеждает зрителя в том, что роскошь, недоступная социальному большинству сегодня, станет ему доступной завтра и в то же время происходит скрытая легитимация реального неравенства возможностей: то, что сегодня доступно немногим, – это лишь (малая) часть того, что завтра будет доступно всем. Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна.

Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 170см). 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств15. Одной из главных особенностей этого образа оказывается невидимость лица. После постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили.

Юрий Пименов: картина 
«Новая Москва»

Юрий Пименов: картина «Новая Москва»

Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны. Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. В 1930-е годы главной темой в его творчестве стала жизнь столицы. Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме. Для партийной номенклатуры «прыжок в «завтра» уже состоялся.

Лето. После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Выразительно видны лишь здания и транспорт, ехавший по этой широкой улице. Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. После войны Юрий Пименов преподавал на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Широкая улица, мокрая дорога. Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки.

Общество ориентировано на удовлетворение по сути простейших жизненных потребностей соответственно и «потребительская корзина» этого общества ограничена набором весьма простых продуктов потребления. Силуэты прохожих, автомобилей и автобусов, создают впечатление спешки, скрыться от дождя. В это же время он увлекался немецким экспрессионизмом.

Молодая девушка едет по своим делам. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. А вот стоит около доски с объявлениями о работе молодая пара («Широкие пути», 1951). Множество хорошо различимых мазков кисти создают впечатление вибрации воздуха11. Но его полотна, посвященные Москве, особенные.

И если идеология говорит, что настоящего нет, оно растворено в грядущем будущем, то реализм это настоящее демонстрирует непосредственно реалистическое изображение само по себе есть изображение ситуации, развёртывающейся в режиме «здесь и сейчас». Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». Количество жертв за 19371938 годы составило около 1 млн человек.

Пименов Юрий (Георгий) Иванович

Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя — молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и к окончанию II пятилетки. Художник рассказывал: «Я люблю эти новые кварталы. Техника исполнения картины масляная живопись по холсту. После этого художник получал аванс и начинал работать. Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль.

В настоящее время она экспонируется в зале 15 в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу413. Автор картины Пименов Юрий Иванович в работе «Новая Москва» изобразил и соединил в одно целое бытовой жанр с городским пейзажем. Охотный ряд уже не старый, он обновленный. Если была необходимость, то художники выезжали на место действия картины, на что также выделялись средства. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель – Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон». Но есть в «Новой Москве» «подтекст», который заключает в себе патриотизм Ю. Пименова — старого москвича — и гордость его за дела и свершения своей страны. Изображение воспринимается словно сквозь влажное и прозрачное стекло, а поверхность холста становится серебристой и струящейся36.

Именно в тот период, Москва, «становилась на ноги». К 1937 году относится картина «Новая Москва». Машина наполовину срезана нижним краем холста, она стремительно «въезжает» в картину. На переднем плане автор изобразил кабриолет, за рулем которого сидит молодая женщина.

Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога. Художник освобождает пространство перед машиной, открывая от края до края широкий простор. Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров слева — гостиница «Москва». Просто автор так изобразил свой шедевр в не ком воодушевленном смысле. А неясные образы и слегка размытые силуэты придают чувство безвременности и легкости.

Художник: Пименов 
Юрий ИвановичНовая 
Москва

Художник: Пименов Юрий ИвановичНовая Москва

В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино». В этом сила настоящего искусства. Что стоит вроде элементарный по сюжету натюрморт с телефонной трубкой на подоконнике с каплями дождя на стекле окна.

Меньшинство лишь слегка опережает время. То разверзаются над ним хляби небесные («Проливной дождь», 1957), то предстает столица свежей и чистой. Она с надеждой оперлась на его плечо. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. Широкая улица, умытая весенним дождем, поток бегущих машин, праздничное убранство домов, спешащие по делам москвичи. У Пименова мы не чувствуем напряженностиитайной тревоги.

Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживёт до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий31. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни. Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта.

В картине «Новая Москва» он вводит героиню в атмосферу новых нарядов, автолюбительства, жилищного строительства, где ей теперь принадлежат самые разнообразные роли. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. Личный автомобиль в 1930-е годы — привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры. Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины.

Женщина за рулём машины — это есть по сути центральный образ картины. В 1944 году художник снова запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей). В определённый срок комиссии представлялась картина. На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница.

О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва». Пространство в этой картине лишено непрерывности. Как писал в 1973 году художник Иван Долгополов в книге «Мастера и шедевры»: «Новая Москва». Пименов ищет именно новые явления советской жизни, а кто ищет – тот, как правило, находит. Атмосфера картины «лирична» — жизнь уже комфортна для представителей номенклатурного меньшинства. «Движение в будущее — естественно и даже в чём-то обыденно».

Уголок искусствоведа: 
«Новая Москва» Юрия 
Пименова

Уголок искусствоведа: «Новая Москва» Юрия Пименова

Новое, впрочем, бывает разным. Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование средств кинематографии в композиции — камера словно закреплена на заднем сидении автомобиля) импрессионизма (образ беспечной радости бытия) и социалистического реализма (изображение действительности в её революционном развитии)35. Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х). Воронович отмечала сходство композиции картины с кадром из фильма «Светлый путь» Григория Александрова (1940) — советская Золушка в исполнении Любови Орловой на автомобиле взмывает в небеса и парит над Москвой14. Пименов решает проблему композиции картины новаторски.

Художник почти всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. Перебегают улицу звонкие трамваи и манит глаз алая буква «М». Он показывает нам жизнь искренне, такой, какой видит и ощущает ее. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами.

Его работа «Новая Москва», показывает в себе центр этого места, площадь Свердлова. Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Одной из главных особенностей этого образа является отсутствие изображения лица героини.

Репродукция картины 
"Новая Москва (Юрий 
Иванович Пименов)"

Репродукция картины "Новая Москва (Юрий Иванович Пименов)"

Художник запечатлел площадь Свердлова, на заднем плане – силуэты гостиницы «Москва» и дома Союзов. В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки». В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов.

А люди, благодаря суете, создают мерцающие частицы на картине. Самое интересное в данной работе, это размытое изображение, которое напоминает дождь. Везде кипела жизнь, шло развитие всех отраслей хозяйства и культуры.

Когда же лицо не видно зрителю, то происходит универсализация образа Женщины29. Это художественное кредо Ю. И. Вот таким образом картина написана счастливым человеком, который влюблён в жизнь4. Монументальность зданий, по мнению кандидата философских наук Сергея Иванникова, соответствует высоте задач, которые будет решать советское общество в ближайшем будущем. Девушка едет в сторону Манежной площади, откуда в 1935-м началась сталинская реконструкция Москвы. Дорога с движущимся транспортом привлекает совершенной чистотой и даже зеркальным блеском.

Будущее для неё уже наступило («Новая Москва», правда, убеждает массового зрителя, что роскошь, доступная пока только номенклатуре, станет доступной и ему в будущем). В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны. Но целая гамма чувств и мыслей. » — писал Неменский. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения.

«Размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным (образ коммунизма в советской идеологии также не был конкретен)29. «Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех представлена в постоянной экспозиции. Мне он казались настоящей поэзией времени. Женщина изображена со спины, но легко узнаваема. это было мое трудное время.

Сочинение по картине 
Пименова Новая Москва 
3, 8 класс

Сочинение по картине Пименова Новая Москва 3, 8 класс

На заднем плане высятся новые здания гостиницы «Москва» и Дома Совнаркома СССР27. Пименова стали критиковать, обвиняли в формализме. Размер— 140 170см. Сколько потом разной жизни приходит в эти дома — смех и плач детей, усталые шаги после работы, утренняя глазунья на сковородке, пестрый букет полевых цветов на фоне чистой голубоватой стены. ».

Неоднократно картина демонстрировалась на крупных международных выставках, в частности на XXVIII биеннале в Венеции в 1956 году14, на выставках «Коммунизм— фабрика мечты», которая проходила во Франкфурте и «Россия», в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке4, на выставке «Warszawa— Moskwa / Москва— Варшава. По-видимому и в этой теме для него своеобразно воплотилось стремление понять будущее (ведь женщина и ребенок — это действительно будущее особенно ребенок — все в нем неизведанно, все — обещание и надежда) это будущее художник всегда видит радостным, светлым, надежным. Вдалеке мерцают огоньки («Огни университета», 1951), школьница, склонив голову, делает уроки в желтом круге лампы. Простая, обычная и прекрасная картина созидания, картина человеческого труда. Героиня – за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А. Будущее сконцентрировано на близком плане.

Это – комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество. За счёт своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизационным потенциалом. По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем.

Реальный факт размывается в идеологической конструкции. Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». А возможно, художник, хотел сделать картину, от лица девушки ехавшей в автомобиле. Известными автолюбительницами в 1930-е годы были балерина Ольга Лепешинская и певица Антонина Нежданова32. Иванников сопоставляет картину с идеей Л. Д. Троцкого о «высшем классе» в СССР как «новой буржуазии» и считает, что на картине Пименова представительница этого класса и является «культурным» героем — потребление роскоши является актом демонстрации и самоутверждения30.

В совмещении эстетики реализма (в широком смысле) и принципов идеологической (коммунистический) утопии присутствует скрытое противоречие: если утопия требует отказа от настоящего, то реализм изначально есть свидетельство именно о настоящем. При этом плавные ритмы полотна сообщают ему покой и уверенность25. Художникам предоставлялся список тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. В начале 1930-х годов в жизни мастера наступило непростое время. Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы.

Опишите картину 
Юрия Ивановича Пименова 
новая Москва

Опишите картину Юрия Ивановича Пименова новая Москва

В «Новой Москве» линии горизонта нет. И всего-то. Этот образ будущего на картине Ю. Пименова оказывается «идеологически правильным» и ещё по ряду параметров: дорога к нему оказывается открытой и прямой, что позволяет интерпретировать её как результат РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА в данном случае такая рациональность оказывается своеобразным «гарантом надёжности» – «мы знаем, как это будущее строить», – а красный, революционный цвет плакатов указывает и на силу, разрабатывающую этот проект.

Она уверенно держит руль и с профессионализмом управляет машиной. Суета людей на картине, как и в настоящее время, управляет всей Москвой. Он делает машину и сидящую за рулём молодую женщину смысловым центром полотна. У Пименова каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее. Среди возможных вариантов она называла Лилю Брик, которая получила первой из советских женщин водительские права в 1929 году32, но её автомобилем был «Рено», Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра (автомобиль проезжает как раз мимо него)4. Номенклатура имеет избыточный в ситуации 1930-х годов уровень потребления в отношении предметов роскоши.

В такой связи «настоящее – будущее», в которой настоящее, по сути, не имеет собственного содержания, – содержится (содержался) тот мобилизационный потенциал, который выгодно отличает советскую утопию от утопии неолиберального типа с её темой Конца истории и замыкании реальности на настоящем. Героиня предстаёт перед зрителями «во всём цветении уверенной молодости», «более лёгкой, женственной, нарядной», чем в работах художника более раннего периода, но при этом сохраняет спортивность33. Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя.