О Роден Граждане Кале

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». В натуральную величину их решения.

Места для случайностей не осталось. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.

  • Описание работы «Граждане Кале»
  • Скульптура Родена Граждане Кале
  • Скульптура Родена «Жители Кале»
  • Скульптура Граждане города Кале

Помог Родену писатель Роже Маркс. Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале).

Проект замер почти на сорок лет. Тот организовывал за свой счет выставки картин импрессионистов не только в Европе, но и в Соединенных Штатах, хотя ему почти никогда не удавалось получить прибыль. К сожалению, собранных средств для создания монументального памятника было недостаточно, вот таким образом заказчик попросил скульптора воздвигнуть памятник лишь одному из тех шестерых — Эсташу де Сен-Пьера, который первым вызвался на смерть и повел своих товарищей за собой. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади.

  1. Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
  2. Ещё документы из категории художественная культура
  3. Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  4. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  5. 20 фотографий для новогоднего настроения

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились.

Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.

Его искусство никогда не было столь совершенным. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.

Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. Он сразу почувствовал, что в этой истории имеется мгновение, когда совершилось нечто великое, нечто вневременное и безымянное, нечто независимое и простое. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору.

И вместе с тем все фигуры объединены, взаимосвязаны и составляют необычайно сильное целое. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.

Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  3. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти для баптистерия во Флоренции. Он собирал их. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Соотечественники решают помочь ему получить образование.

Среди них выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897, Москва, ГМИИ), передающий черты могучего творческого гения, духовную силу писателя. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  4. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  5. Базовые женские аксессуары: Пусеты

Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Мальчик с ранних лет проявлял интерес к художественным памятникам, его биографы рассказывают о впечатлении, которое на него произвел замечательный собор в Шибенике. Выше человеческого роста. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.

В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Оба макета были отправлены на корабле, но ко времени их прибытия в Чили произошел государственный переворот, что было обычным делом для стран Южной Америки. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата.

  1. «Говорить о будущем – смешить мышей под столом» – японские пословицы и поговорки
  2. Александр Лукашенко: 33 самых искромётных высказывания белорусского диктатора
  3. Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
  4. «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки

И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие.

Но затем он понял, что ошибался. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров.

Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. И он принял все сто и сделал из них шесть. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. И Роден предложил другое место для памятника. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь».

Он оборачивается к самому себе. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Они должны сами искать заказчика.

Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Шел 1845 год. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса.

  • Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью
  • Память должна быть справедливой
  • Задача «со звездочкой» для украинской журналистики
  • Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
  • Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  • Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  • Отрывок, характеризующий Граждане Кале

Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар.

И где же памятник. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Эти истолкования и суждения противоречивы. История, которую он узнал, поразила его.

  • Реферат по предмету Культура и искусство

Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев.

Описание работы 
«Граждане Кале»

Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.

Это требование было исполнено. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.

Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Как все композиции роденовской работы и эта была замкнута в себе – особый мир, целое, преисполненное жизнью, которая кружит, не перехлестывая через край.

Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Это делается быстро, но это не искусство. Подобное встречается и у художников.

Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать в своем жилище скульптуры, характер которых отражает непременно идиллию.

Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека.

В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Роден предложил свой проект и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Об этом свидетельствуют этюды-варианты — один изображающий этого же человека обнаженным, другой —в длинном одеянии.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Тем большим ореолом окружала она память людей, которые, пусть в очень давние времена, могли представить ее носителем общегражданских добродетелей, образом готовности к самопожертвованию и любви к родине. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. В конце 1890-х гг. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена.

Он стремился в первую очередь уловить свет. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. А потом Роден уже не видел образов.

Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Его творчество очень интересовало Родена. Покатый лоб, слегка выдвинутая нижняя челюсть, крепко сжатые губы, нос с горбинкой — крупные черты грубоватого бритого лица говорят об упрямой воле, может быть, фанатизме.

Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы». Это прощание c несбывшимся, с неизведанным. счастьем, с несчастьем, которое теперь будет ждать понапрасну, с людьми, которые где-то живут и могли бы когда-нибудь попасться навстречу, со всеми завтрашними и послезавтрашними возможностями, с той смертью, которая представлялась такой далекой, мягкой и тихой в конце долгого, долгого срока. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество.

На бульваре Вожирар, в доме 117, он арендовал просторное помещение с высокими потолками и окнами, выходящими в сад. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Тут все было ясно и определенно. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.

Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. в творчестве Родена усиливаются тенденции литературной символики. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей.

Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю.

Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий.

Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893—1897, отлив установлен в Париже), в портретах. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду.

Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Один поднял руку, подобно оратору. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени.

Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов.

На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.

В конце концов проект был принят. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Роден, оставив другие работы, срочно приступил к осуществлению проекта памятника гениальному писателю.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы.

Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.

Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Героями подвига были представители городской буржуазии. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917).

Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.

Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй».

Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Население страдало от нехватки продовольствия все осознавали безнадежность противостояния рыцарям и лучникам короля Эдуарда. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).

Первоначально памятник все-таки был водружен на постамент, но спустя несколько лет после смерти скульптора вспомнили о его воле и решили выполнить ее: Роден скончался в 1917 году, а памятник перенесли на землю только в 1924-м. Но нет же. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся на единичную фигуру.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Затем начались проблемы с муниципалитетом Кале, бюджет которого оказался в плачевном состоянии. С наибольшей силой лучшие качества искусства Родена раскрываются в памятнике «Граждане Кале» (1884—1886, установлен перед зданием ратуши в Кале в 1895 г. ), одном из значительнейших произведений европейской монументальной пластики 19 в. Он посвящен реальным героям французской истории 14 в. — участникам обороны Кале от английских войск. Так возник памятник всем шестерым.

Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения.

В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Для скульптурной группы свойственна высокая степень проработанности характеров: каждый из изображенных Роденом людей — индивидуальность, мы можем с определенностью говорить не только о возрасте, но и об эмоциональном складе, темпераменте, других личностных особенностях.

Осада продолжалась почти год. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.

И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.

В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Денежный кризис. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Поиски специфических приемов в обработке материала приобретают характер «артистически» недоговоренного намека. Именно это придает группе движение.

Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.

Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.

Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В отличие от двух соседних фигур — человека с бородой и того, кто охватил руками голову, — этот горожанин изображен неподвижным, как бы застывшим, перед тем как сделать решительный шаг.

Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них.

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Однако его идеи не понравились заказчику. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.

Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Сейчас здесь Музей Родена.

Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. В конце XIX века буржуазия неохотно вспоминала о великих героях своего революционного прошлого — Маратах, Дантонах, Робеспьерах.

Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.

Эмиль Галле — чрезвычайно талантливый и образованный человек, предвестник стиля «модерн» в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в изготовлении художественного стекла. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Многие скульпторы любят отставлять в сторону свои творения, а затем снова возвращаться к ним несколько месяцев или лет спустя.

Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Воплощением героического духа группы воспринимается человек с ключом от города.

Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Французский летописец рассказывает далее, что бургомистр мессир Жан де Вьенн, получив это уведомление, приказал колокольным звоном созвать граждан на рыночной площади. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.

Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Но это была всего лишь мимолетная идея. Один поднял руку, подобно оратору. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.

Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение». Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя».

Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов.

История, которую он узнал, поразила его. Он стремился в первую очередь уловить свет. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Желая выяснить творческую генеалогию Родена, многие писавшие о нем отмечали его близость к готической традиции, столь живучей во французском искусстве самых различных эпох. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына.

Его творчество очень интересовало Родена. Роден воспользовался этим неожиданным удачным поворотом судьбы, а также увеличением числа заказов, чтобы снять новые мастерские на окраинах Парижа.

Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. В высшей степени четко охарактеризован четвертый герой — круглоголовый средних лет мужчина с ключом от города в руке. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Однако оно соответствовало сути произведения.

В этом жесте читается и недоуменный вопрос и горькое разочарование — неверие в самую возможность божественной справедливости, самое существование высшей правды. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Его упрямая голова поднята, он смотрит прямо перед собой, рука крепко сжимает огромный ключ — символ сдачи на милость победителя. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Их позы, черты лица, руки, ноги, фигуры в целом изображены с поразительной проницательностью.

Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. При этом Роден делал многочисленные наброски, фиксируя наиболее существенные черты писателя. Его примеру последовали и другие. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени.

Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс.

Таким был Шарль Деспио, почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.

Огюст часто ходил в Лувр. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время, как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Никто не мог предполагать, что королева, до слез растроганная их героическим поступком, станет на коленях умолять супруга помиловать их и Эдуард III не сможет отказать любимой жене.

Он также выступил в поддержку проекта Родена. Однако его идеи не понравились заказчику. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан.

Роден, ведший, как и импрессионисты, борьбу за освобождение искусства от пут академизма, к сожалению, не пользовался помощью такого вдохновенного пропагандиста нового искусства, как Дюран-Рюэль. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Это героическая пара.

Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Он формировал их. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Шестеро граждан этого не сделали».

Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Казалось, он был в бреду. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.

Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много.

Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Помог Родену писатель Роже Маркс. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт.

Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода.

Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия.

Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Государство предоставило ему две мастерские на складе мрамора в конце Университетской улицы, рядом с Марсовым полем.

Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе. Только итальянец Медардо Россо хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов.

Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». В конце концов проект был принят. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Героями подвига были представители городской буржуазии.

Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Но затем он понял, что ошибался. Всё прочитанное у Гюго проносилось в его сознании настолько стремительным потоком, что ему было очень трудно выразить эти идеи в пластике. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Но это была всего лишь мимолетная идея.

Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Сейчас здесь Музей Родена. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня.

Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью.

Он также выступил в поддержку проекта Родена. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Это героическая пара.

Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. Подобное встречается и у художников.

Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать».

.