Обнаженная Фальк

Студенты второго курса пожаловались Фальку, что им надоело рисовать голову, они хотели бы рисовать обнаженную фигуру.

Благодать. Так вот, на той выставке было представлено две картины Фалька – «Картошка» и «Обнаженная». Позже последняя жена художника Ангелина Щёкин-Кротова прозвала трех участников этого сообщества — Роберта Фалька, Александра Куприна и Василия Рождественского — «тихими бубновыми валетами». Фальк учился в студии К. Юона, затем у И. Машкова.

Там работала весьма красивая дама, которую я часто видел в обществе академика Будкера. Многочисленные пейзажи Парижа тают в перламутровой дымке мягких золотисто-оливковых тонов.

У Роберта Фалька авангард тихий интимный, без идеологии и манифестов. Тогда же его назначили деканом художественного факультета Высших художественно-технических мастерских (позднее — ВХУТЕИН). (И просто не догадался, что Фальк чем выразил в Обнажённой). Михоэлсом с Г. Г. Нейгаузом. Falk.

Не смея противиться ей, художник вернулся в СССР в роковом 1937 году. Вплоть до кончины Фалька «чердак» заменял художнику экспозиционный зал и, кроме того, был местом общения поклонников его работ. Работы на бумаге». Конечно, все художники так делают. – – Вот это достойное начало Картинной галереи.

И фамилии некоторых критикуемых художников стали известны. Выражать или такими образными элементами, которые подсознательны (как вышеупомянутый величественный час) или выражать осознаваемыми противоречиями текста. Удивительно, но все члены Совета, включая и его председателя Л. М.

  • История любви в картинах: жены и музы Роберта Фалька
  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • Художник: Фальк Роберт РафаиловичОбнаженная
  • Художник РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ ФАЛЬК
  • Фальк в подарок или Невыносимая хрупкость бытия
  • «Обнаженная», Роберт Рафаилович Фальк, 1915

Выставлять Фалька после недавней разгромной критики было форменным безумием. Резкие, контрастные цвета ранних произведений уступили место сложной цветовой гармонии, построенной на более тусклой коричнево-зелено-фиолетовой гамме изредка оттененной красным («Автопортрет в желтом», 1924, Русский музей, Санкт-Петербург), контуры стали размытыми. Ах, как хорошо.

Он любит писать людей и пейзажи. На первый взгляд живопись его скромна: незатейливые натюрморты и бытовые сцены, пейзажи серого непраздничного Парижа – но знаток оценит гармонию композиции, тонкость колорита у «человека сезанновской национальности», как назвал мастера критик Эфрос. Формально он не запрещен. В 1918 г. Фальк участвовал в организации Свободных государственных художественных мастерских, вошедших затем в состав Вхутемаса (впоследствии — Вхутеин), где Фальк преподавал в 1918–28 гг. Знакомство с летчиком-героем Андреем Юмашевым, в команде Громова совершившим перелет в Америку через Северный полюс, состоялось еще в Париже.

  1. Эклектика Фалька — от Ренуара до Рембрандта
  2. Шампанское, Моцарт, неизвестный Чайковский
  3. Хрустальные реки с кислотными берегами
  4. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ
  5. Описание картины Роберта Фалька «Обнаженная»
  6. Общееколичествопросмотровстраницы

А вот Дому ученых Ангелина Васильевна одну из картин Фалька подарила. Всего вдоволь. Целыми днями я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Произведения «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней» (середина 1930-х гг. ) и «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги» (1930-е гг. ) представляют высокую художественную ценность имеют музейное значение. Причин тому, конечно, было множество: и то, что еврей и то, что не хочет работать в жанре соцреализма и то, что знаменит в Европе – даже это в пору «импортозамещения» играло против него. Критики, знакомые критиков, торговцы картин и тому подобное.

«Портрет Мотылёвой В» Юрия Анненкова (1920, собрание Рене Герра (Франция), фривольная «Катька» Владимира Лебедева (1918, Государственный Русский музей) – плоды этой эпохи. В середине 1910-х гг. После окончания учебы Фальк стал одним из членов объединения «Бубновый валет», о выставках которого один критик отзывался: «. – Да и сильно ли я рискую. Зимой стены промерзали до инея, летом было невероятно жарко. Нам и открыться не дадут.

Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником». Дремоты в своих палатках. Когда в 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, Ангелина Щёкин-Кротова делилась с писателем Варламом Шаламовым: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть. » Сегодня картины художника хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Тулы, Нижнего Новгорода и других городов России и СНГ. Демонстративная вывесочность ранних вещей тоже больше не нужна.

У Макаренко тоже появились картины Фалька, – то ли вдова подарила, то ли он приобрел. Один товарищ с женой. А после этого выслушивать комплименты. А мы. В его пейзажах очевидно влияние фовистов («Пейзаж с парусником», 1912, Саратов, Художественный музей имени А. Радищева) в портретах и изображениях обнаженной натуры крупные, тяжеловесные фигуры приближены к первому плану и заполняют почти всю поверхность холста («Лежащая обнаженная», 1916, частное собрание).

Нет, мы ни у кого не спрашиваем разрешения на проведение выставок. Там было десятка два холстов и много графики. Политику там не усмотришь. С детства занимался музыкой и живописью.

Габричевским, с С. М. Там было нелегко: подобно русским эмигрантам (хотя он-то предпринял этот вояж для «изучения классического наследия» и эмигрировать не планировал), Фальк оказался на грани выживания, пусть и много выставляясь. Как было бы замечательно выставить именно его работы. Я уже был в ужасе (но таил). Так что с Качана голову снимут в любом случае.

Этой же зимой художник принял участие в выставке «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению авангардистов. Тени. В противовес «громким»: Петру Кончаловскому, Илье Машкову и Аристарху Лентулову. Причем особую ненависть к нему питал как раз Александр Герасимов, долгие годы ведавший живописью при советском правительстве. Конечно, сейчас у меня квартира гораздо удобнее, но тот аромат исчез» (цит. В 1902–1905 гг. Не думаю, правда, что характер его изменился. Эротика допускалась в достаточно свободный период НЭПа. В 1909 г., чтобы вступить в брак с Е. Потехиной, Фальк крестился и принял имя Роман (после революции снова взял свое прежнее имя).

История любви в 
картинах: жены и 
музы Роберта Фалька

Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям. Я ушел от него довольно поздно, почти в 12 ночи. Ни разу с тех пор он мне не хвастался. Появилась в последнее время у меня с ним и ещё одна общность.

Который только что казался опровергнутым. С последующего момента начинается все более резкое отхождение. Постепенно, на протяжении 1920-х гг., живопись Фалька становится сложнее и тоньше. – спросил я. – Как ты себе это представляешь.

В частности, предназначено для усиления абсолютно определённых, заранее знаемых, чувств. Первые годы советской власти принесли Роберту Фальку признание и известность. с Марией Симонович, в юности позировавшей Валентину Серову для картины «Девушка, освещенная солнцем». Таковы, например, острый, нервный портрет Мидхада Рефатова (1915), Негр (1917) и др. От брызжущих жизнерадостностью холстов большинства его товарищей по обществу ранние произведения Фалька отличает некоторая сумрачность, скрытый драматизм, запечатленный не в сюжетах, а лишь в самом живописном строе его работ. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом.

Мы никогда и раньше о своих мероприятиях никому не сообщали. И я сильно рискую. Что по некоторой теории (Выготского) называется художественностью.

Особенно характернаКрасная мебель (1920), напряженно-хищная и угловатая, с ее тяжелым, но агрессивно напряженным цветом. Долгие годы он успешно работал для Государственного еврейского театра, вместе с которым в 1927 году оказался в командировке в Париже, где и решил остаться почти на десять лет «для изучения классического наследия». Лето. Именно тогда многие впервые услышали имя Роберта Фалька и открыли для себя его творчество.

Мы сидели у Макаренко в квартире и я слушал его рассказ о поездке в Москву. Родился в семье московского юриста, выходца из Прибалтики. – Мы не входим в структуру Министерства культуры, как входят все картинные галереи. Я поговорил с Владимиром Ивановичем Немировским, директором Дома Ученых.

– Это была моя официальная позиция в случае чего. В 1919 г. Фальк стал членом Коллегии по делам ИЗО Наркомпроса (председатель В. Татлин), был участником многих выставок.

Художника больше интересует воздух города, нежели его дома и мосты, улицы и зеленоватая вода Сены. Солнца. Хочется писать, писать и писать. Но зато был чудесный вид из окна. Что подразумевает такую цепь мыслей. Питья.

Его выставки с успехом проходили в Париже, в котором он прожил 10 лет «для собственного развития». О своей картине «Квартирантка» (1997, Институт русского реалистического искусства) художник говорил: «Была у меня давняя мечта — написать женское тело, придав ему социальный характер. Я только женился. – Да, мы утверждаем планы выставок.

Мне его бурная натура импонировала. Предложили это и мне. Через много лет в Выставочном зале Дома Ученых (Картинную галерею переименовали в Выставочный зал после событий 1968 года) по инициативе директора ВЗ Галины Леонидовны Лаевской состоялась вторая выставка Фалька.

1946-1947 гг. Интимностью, мягкой лирикой проникнуты и портретные работы, особенно женские, – чуть-чуть нарочито вытянутые, плавно очерченные фигуры: Портрет Л. М. Эренбург (1933-34), Больная (1935), Парижанка (1936). Жизнь у нас здесь весьма деловая. С маской и без маски.

Или поцелуев. Он протянул мне список картин, акварелей и рисунков. «Нашел время возвращаться. » – первое, что сказал Михоэлс, узнав о возвращении Фалька, с которым был очень дружен. Чтобы убедить сына, он даже отнес его работы Валентину Серову, с которым был знаком.

Полотно приобретает социальное звучание с помощью обстановки: нехитрый скарб (таз, чайник, примус) и обклеенные газетой стены. Вероятно, причина – не только неуспех в Париже, заполоняемом всё новыми беженцами, но и предчувствие, что беззаботную Францию настигнет «коричневая чума». Там вольно было. Самая убогая мебель: поломанные кресла, тюфяк, поставленный на кирпичи. Его искусство считалось «упадническим», его обвиняли в «уходе от проблем советского народа».

Щекин-Кротова. Жанр обнаженной модели («ню») получил у Фалька яркое воплощение именно во Франции, что было граничит с новыми возможно- стями для работы, открывшимися художнику. «Концерты Фалька» – так называл эти домашние выставки, проходившие по воскресеньям, Святослав Рихтер.

Впервые за многие десятилетия небольшая выставка Фалька состоялась лишь в 1958 году. Фалька. Эксперное заключение Ю. В. В силу разных обстоятельств самым большим собранием работ Фалька, включающим его графику, располагает Казанский художественный музей (ГМИИРТ).

В наводненном творцами Париже продать картины было нелегко. Просто советский социализм был извращением настоящего, с самоуправлением. Главным его аргументом было то, что у Роберта «совершенно отсутствует живописный талант». Розенфельда, высказались за проведение выставки Фалька.

В 1920-е гг., пройдя школу современного искусства, Фальк снова обратился к старым мастерам и приемам старой живописи. Роберт Рафаилович Фальк – один из талантливейших живописцев XX века, соединивший в своем творчестве идеи модерна и авангарда. Однако нежелание «вписаться в рамки», точнее в прокрустово ложе соцреализма сделало художника изгоем, отсекло от преподавания, выставок и заказов. Слева внизу подпись и авторская надпись: «R. Неясно, почему в страшном 1937-м Фальки вернулись в СССР, а не остались за рубежом.

В XIX-XX веках тело стало площадкой для художественных экспериментов. Фалька его вдова А. В. Но, как утверждается, подогрела это эмоциональное состояние Никиты Сергеевича как раз картина Фалька «Обнаженная». Как можно понять из названия, картина была написана в жанре «ню» и созерцание ее особо задело Хрущева, до того с таким искусством не сталкивавшегося. И чтобы обо всей этой прозе забыть (Документальный фильм Автопортрет в красной феске).

И вот он заговорил об Ангелине Васильевне Щекин-Кротовой, вдове Фалька. В 1921 г. стал членом московского отделения Култур-лиге. А вечером мы ходим к новым людям в гости. Период с середины 1900-х до начала 1920-х гг. Коллекционеры – специфические люди. Живот снаружи холодит вода, а из нутрии греет чай.

А Михаил Янович Макаренко ходил счастливый и гордый. Я не стал сообщать о выставке официально ни в райком, ни в Горком КПСС. Почему надо сообщать именно о выставке Фалька. В 1910 г. отправился в путешествие по Италии.

Именно так говорил Фальк». Лишь старания друзей помогли ему не остаться без мастерской в сталинской Москве. И относительно извращённого легко удаётся прокапиталистам говорить об общечеловеческих, мол (либеральных), ценностях. Приговор Серова, на вынесение которого, весьма вероятно, по большей части повлиял отец, гласил: «Занимайся лучше музыкой». Отец видел его талант к музыке, а сам Роберт был увлечен только рисованием.

В свое время Роберт Фальк увлекался поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливал творческие искания Сезанна. А я и не ожидал от них такого единодушия. Я с удивлением посмотрел на него. Но если это скорее легенда, то быль – нежданное знакомство.

Зато были такие углы, стены, что не надо было никакой мебели. К тому же замкнутый москвич сторонился «белых» и богемы, а мастером саморекламы не был. Я отказался.

При всем при этом Фальк никогда не сетовал на жизнь и не пребывал в творческих кризисах. Роберт Фальк участвовал в выставках АХРР, Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 годах – спектакль Ночь на Старом рынке И. Переца в Госете, в 1930-м – Уриель Акоста К. Гуцкова в театре Габима (постановщик А. Грановский) в Париже, в 1940-1941 годах- Заколдованный портной Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре (постановщик Н. Лойтер). После окончания учебы Фальк стал одним из членов объединения «Бубновый валет», о выставках которого один критик отзывался: «много наивных подражаний наиновейшим образцам, много неверных теорий, заводящих в живописные тупики, но вместе с тем – много действительно талантливости и веселого ремесла, а главное – молодости». Живопись Фалька, которая уже после смерти художника была представлена на выставке «30 лет Московского союза художников» (1962–63, Москва), подверглась официальному разгрому. Вода нормальная. В том же году вместе с И. Машковым, П. Кончаловским, А. Куприным и другими Фальк стал одним из основателей общества «Бубновый валет», в 1910–17 гг.

началась реабилитация Фалька как художника — его персональные выставки состоялись сначала в Ереване (1964), а затем и в Москве (1966). (Женщина в белой повязке, два автопортрета и др. ) художник достиг ощущения глубокой сосредоточенности, тишины, длящегося (а не остановленного, как нередко бывает в живописи) времени. Особенно к той, которая не осознаваема восприемником, а может и самим художником (как, например, неглавные значения слов, применяемые романтиками для выражения ценности своего внутреннего мира в пику провальному внешнему миру, описываемому главными значениями слов: Не часто ли в величественный час / Вечернего земли преображенья). Зато был простор.

На оборотной стороне авторский рисунок: «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги» 1930-е гг. Бумага, гуашь, темпера, графитный карандаш Оформлена в современную раму с паспарту. «Показы» своих работ Фальк устраивал регулярно в результате определенная часть московской интеллигенции, а не только художники и искусствоведы, могла приобщиться к его творчеству. Я собрал Совет Картинной галереи. В общем, причин для неприязни к Фальку у советской власти было достаточно. Так оно и произошло, но увы, как это часто бывает, несвоевременно.

Диденко. Точно разрабатывая цвето-пластическую форму, он создал такие живописные шедевры, как Красная мебель (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), Картошка (1955), Автопортрет в красной феске (1957). В послевоенные годы Фальк оформил спектакли Леса шумят A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), Лев на площади И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), Только правда Ж. -П.

В частности – религиозного. Это казалось такой парижской мансардой. Если нужно, то чьи. Там были и Макаренко и Немировский и Платонов.

Он с ней меня и познакомил. Он был наделен редкой способностью слушать и понимать собеседника, сам же он был немногословен, говорил тихим, шелестящим, как бы извиняющимся голосом. Рисунок оборотной стороны – «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги» (1930-е) был выполнен раньше, чем пей- заж. Фальк органично пришел к кубизму его «Портрет М. Рефатова» явно написан под влиянием П. Пикассо (1915, Третьяковская галерея, Москва). Инициатива его бурлила и переливалась через край, но я его не сдерживал. Выставка прошла замечательно.

Как и другие валеты, Фальк добивался выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета. Представленная на аукционе двухсторонняя работа «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней» (середина 1930-х гг. ) и «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги» (1930-е гг. ) войдет в готовящийся каталог-резоне графических произведений Роберта Фалька, составляемый Ю. В. На самом деле второй род искусства призван выражать не знаемое, а подсознательное.

Антисемитизм Герасимова еще отразится на Фальке, но тогда, в 20-е годы, он был очень востребован как преподаватель ВХУТЕМАСа – желающие записаться в его класс выстраивались в очередь. Лаевская, пришедшая в Выставочный зал в 1970 году, написала в своих воспоминаниях «Встречи в Выставочном зале» изданных в 2010 году, незадолго до ее кончины. Собирая русское искусство XX века, Вязьменская вместе с мужем известным юристом Дмитрием Левенсоном (1929 – 2006), купили 23 работы Фалька у его вдовы Ангелины Щекин-Кротовой либо по ее совету в магазинах антиквариата и у «частников». Лишь во второй половине 1960-х гг.

И как всегда, у меня начинается раздражение против такой жизни. И ни разу меня не подвел. В годы ученичества Фальк испытал значительное влияние импрессионизма («Лиза на солнце», 1907, Казань, Художественный музей), затем Фальк увлекся постимпрессионизмом, прежде всего П. Сезанном идеи которого надолго определили направление живописи Фалька. Фальк. Прости всех нас, что мы не сумели сделать твою жизнь более легкой.

постоянно участвовал в его выставках, одновременно выставляясь и с объединением «Мир искусства» (1911–18). Следуя своей концепции задач галериста, по итогам выставки Галеев издал целый том «Р. Что же касается первой волны репрессий, то многие уверены, что пережить ее Фальку удалось благодаря Константину Станиславскому, на дочери которой Фальк был когда-то женат вторым браком (всего их, к слову, было четыре). Когда к нам приходили, такие, даже снобы, знаете, у которых было красное дерево и карельская береза: Ах, настоящий Париж. Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна (острый на язык критик А. М. Эфрос назвал Фалька человеком сезанновской национальности).

Вот так от броскости и эпатажа – к неброскому выявлению сути вещей». придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна – некоторый уклон к кубизму. Он протянул мне еще один листок с коротким списком картин и фамилиями коллекционеров.

был для Фалька временем поисков. Ни тот, ни другой не знали, кто это и вопросов мне не задавали. На самом деле вся эра государств держится на оболванивании.

Но сейчас я хочу сказать прости как прости. Его Париж не ярок. И он мне доверял и я ему верил. Я решил потихоньку всё это выяснить. Теперь эти произведения находятся на Волхонке. Другой – с подругой. Экспрессивность, выражавшаяся прежде открыто — в цвете, в ломаных линиях, сменяется внутренней напряженностью, передаваемой неустойчивостью позы, нервным абрисом («Портрет Л. М. Эренбург», 1933–34, Москва, частное собрание). Купания.

– Я уже и отобрал работы для выставки. Я же стал иногда терпимее относиться к образности. Чтобы позвать посмотреть картины. Но еще больше мы узнавали об этом окольными путями.

С утра к нам приходят люди, которым приходится показывать картины. На этот раз это была графика Р. Фалька. Одна моя знакомая сказала как-то: Твой папа всегда говорит мыслями. Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Надо было понять, нужно ли нам получить какие-нибудь разрешения. Жена двух практиканток со своей работы позвала. В частности – пробуддистского. Разумеется, если мы ей выдадим соответствующие гарантии.

В середине 1920-х годов Фальк заработал репутацию яркого театрального художника, оформив для Государственного еврейского театра спектакли «Ночь на старом рынке» и «Путешествие Вениамина III». – Ты самоубийца. И с тех пор мне с ним работать было легко. Первое – утилитарное. Чтоб ублажить жену, договорился с товарищами и организовали мы вылазку на одно озеро.

В голове гвоздем сидел Фальк. В белой шали (портрет Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой, жены художника). Фальк был дружен с Ильей Эренбургом, с А. Г.

Диденко от 27. 01. 2014г. В 1905 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Архипова, Л. Пастернака, А. Васнецова, а на старших курсах — у В. Серова и К. Коровина, оказавшего на него особенно сильное влияние. – А зачем официально.

В ужасе, оттого что уже чувствовал пресыщение от чрезмерности благ. Изложил ему соображения. Впрочем, Макаренко то же самое говорил про Розенфельда. Эти два «да» и одно «нет» меня вполне устраивали. Один придумал пить горячий чай погружённым в озеро. Думаю, он понимал, что такое образность: что-то выражено чем-то.

И в том и в другом случае выставку провести будет можно. – Ангелина Васильевна готова дать их нам на время для организации выставки в Доме ученых. Об этом Г. Л.

Я зашел и в Управление культуры. Бадминтона. Но не том, что ныне висит в Третьяковке, а другом, недавно приезжавшем на серовскую выставку из музея Орсе (Париж). Туда его передал сын Марии Симонович – французский микробиолог и нобелевский лауреат Андре Львов.

После закрытия еврейских театров работа по оформлению спектаклей почти прекратилась. Нельзя сказать, что эротичных образов в искусстве не было и до этого. Наверное, читатель знает: Роберт Фальк (1886-1958) – один из одареннейших художников XX века, сооснователь движения арт-авангарда «Бубновый валет».

Еды. по фонозаписи 1981 года, частный архив, Москва). Сартра в Театре сатиры (постановщик B. Плучек, 1955-1956) и др. В 1924 г. Фальк вместе с другими бывшими членами «Бубнового валета» основал объединение «Московские художники».

Без помпы, под аккомпанемент дружеских воспоминаний Пушкинский музей открыл очень важную выставку. Я на это внимания не обращал. Об обстановке мастерской Фалька, располагавшейся под самой крышей Дома Перцова, А. В. Он горячо поддержал.

А второе имеет неудачное название. В поздних работах возникает ощущение трагизма и безысходности («Пейзаж с кустами», 1954 «Натюрморт с голубем», конец 1940-х — начало 1950-х гг., Москва, частное собрание). Paris». Он побывал у нее дома и посмотрел его работы.

В отечественном искусстве начала XX века действовали те же правила, что и во всем мире: «Венера и Михаил» художника Михаила Ларионова (1912, Государственный Русский музей) – ироничный оммаж образцам классического искусства, «Натурщица» Ильи Машкова (1918, Государственный Русский музей) предстает экзотическим фруктом с натюрмортов мастера, а поздние «Купальщицы» Казимира Малевича (1930, Государственный Русский музей) абсолютно лишены чувственности. Заводим знакомства, не простые, а всякие такие имеющие отношение к будущей выставке. Подобный приём прослеживается в работах «Лишенная родительских прав» (2006, Институт русского реалистического искусства) и «На лесоповале» (2003, Институт русского реалистического искусства), где изображению обнажённого тела сообщён социальный характер, а окружающие модель предметы передают не только место действия, но и время.