Оборона Петрограда Дейнека

Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942) // Бизнес и дизайн ревю. Создание «Обороны Петрограда» (1928) явилось итогом всей предшествующей работы художника над собирательным образом рабочего класса, но и по времени совпадала с участием Дейнеки в «Обществе станковистов» — «Ост» (1925-1928), что во многом определило идею картины.

с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

3). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Лауреат Ленинской премии. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.

  • Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  • Оборона Петрограда — Александр Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович
  • Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.

Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Изобразительный язык художника графически условен. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. музей Вооруж.

Но картина не была одинокой удачей. Лауреат Ленинской премии. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

  1. Описание картины «Оборона Петрограда»
  2. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  3. Где советский художник Дейнека почерпнул композицию своей картины
  4. Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда
  5. Репродукция картины "Оборона Петрограда (Александр Александрович Дейнека)"
  6. Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки

Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В. Э. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.

Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Член-корреспондент Академии.

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Александр Дейнека «Оборона Петрограда»
  • Описание картины Александра Дейнека «Оборона Петрограда»
  • »Битва при Иссе (Битва Александра с персами), Альбрехт Альтдорфер, 1529
  • »Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов
  • »Демон сидящий – Михаил Александрович Врубель

В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. (1964). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

  • »Девочка с персиками – Валентин Александрович Серов
  • »Автопортрет (Автопортрет в красном плаще) – Александр Осипович Орловский

Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. С этого времени началось его становление как художника. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Красота Рима поразила его. Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. Учился в Харьковском худож.

Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63 проф. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.

Александр Александрович 
Дейнеки (1899-1969)

Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Он не показывает непосредственно боя с противником. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.

«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица.

Действительный член Академии художеств СССР. Народный художник СССР. Первые революционные годы, участие в строительстве нового общества обогатили творчество Дейнеки и других художников, пробудили интерес к характерным и типичным явлениям народной жизни. Член-корреспондент Академии. Новое свои живописные планы». Действительный член Академии художеств СССР.

Напротив, раненые бредут устало и медленно. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. С 1920-хгг.

Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Крылова, 1922 кн. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

Гончаровым и Ю. И.

монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Народный художник СССР. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов.

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Исследования, книги, выставки. Маяковского в моск.

На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. С 1920-х гг. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.

войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ см. иск-ве. Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». Действительный член Академии художеств СССР. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Эти рисунки послужили вспомогательным материалом для раскрытия образов героев в момент наивысшего напряжения духовных и физических сил.

В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. «Оборона Петрограда». Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа.

Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Уже тогда это была историческая картина. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). «ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА», А. А. Дейнека. («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).

Лауреат Ленинской премии. В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого.

Вел. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.

Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. – «Оборона Петрограда». Во фронтовых рисунках, композиционно острых и лаконичных перед нами возникает образ израненной земли с полуразрушенными зданиями, прифронтовых дорог с зияющими воронками, с подбитой техникой, с одеревенелыми трупами фашистов.

Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. худож. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). Творчество Д. оказало значит.

Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Мужество имеет свою динамику. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Яркие покраскам картины взволнованно рассказывали о боевых днях. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы. Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых.

В1970 имя Д. присвоено Курской КГ. Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально). художник, график, скульптор, нар.

Ритмика этих планов различна.

Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе.

Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Это – суровая, честная прямолинейность. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход.

Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». наделяет своих героев типологическими характеристиками.

Ведь если бы мы могли с близкого расстояния охватить взглядом не пять, а пятьдесят рядов, то мы видели бы крайние ряды именно так, как изобразил их художник. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». произведений. Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Пименовым), чл. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Полетико. Герой Соц.

Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-хгг. Дейнека посвящал свои произведения человеку труда, рабочему, мужественному воину в годы испытаний. В нем, правда, тоже пробыл недолго.

Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника. И события исторические, в учебники вошедшие. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».

Театре им. Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. худ.

Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Лаконичнее стал пейзаж. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). лаконичен. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства.

Труда (1969). Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. После Февральской революции занятия в училище прекратились. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.

уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Лауреат Ленинской премии. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.

Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога.

Член-корреспондент Академии. Ленинская пр. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.

Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Движение является характерным признаком не только для этих полотен, но и для других многих произведений художника. успешно работал вжурнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.

Где остальные мозаики — неизвестно. Композиция строится в трех планах. Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».

Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. Их герои действуют в исключительных обстоятельствах, требующих мобилизации всех духовных и физических сил человека. Преподавал в Москве– во Вхутеине (1928–30), Полиграфич.

Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Я знал Дейнеку много лет и очень близко. («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». обязан прежде всего Фаворскому. 2009–2011». Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Народный художник СССР.

Ритм наступающих матросов вырастает и становится динамичнее по направлению к центру, а ритм движения фашистов как бы постепенно замирает от крайних слева фигур к неподвижным силуэтам нависших штыков. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Дейнека сразу же дает ощутить контраст между движением двух планов: внизу идущих в бой слева направо бойцов, верху, на мосту, бредущих в обратном направлении раненых, построенных на выразительном силуэте в отличие от объемной трактовки фигур внизу. в ст. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).

В течение двух недель была написана эта картина. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Действительный член Академии художеств СССР. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. В них воплотился и один из ведущих принципов метода Дейнеки – глубокое изучение жизненных фактов с ее последующим суммированием впечатлений в пластической форме и обобщающей композиции.

В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).

Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Народный художник СССР. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва).

тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Фаворского. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932).

В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). АХ СССР (1947 вице-президент в 1962–1966).

Прыжок с колокольни». В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Ноябрь 1941». В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». На эти годы пришлась гражданская война.

Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Скольжение взгляда от заднего плана к переднему приводит к распластанной на переднем плане фигуре убитого фашиста и здесь движение окончательно застывает.

Их получилось около 300. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.

Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других. Лиризмом отмеченыего жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-хгг. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки. ДЕЙНЕКА Александр Александрович, рос. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Созданные в разное время эти два полотна имеют много общих точек соприкосновений, сыграли важную роль в становлении современной тематической живописи. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству».

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п.

Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». влияние на формирование сурового стиля в сов. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. С задачей он, впрочем, все равно справился.

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).

После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Член-корреспондент Академии. Работал также как сценограф («Баня» В. В.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В слитности ровных рядов мы ощущаем единую волю защитников красного Питера. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.

СССР (1963), д. чл. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. и живописных произведений.

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево).

Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.

Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Александр Дейнека. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Из Парижа художник отправился в Италию. Его творческий путь неотделим от жизни страны. Сын курского железнодорожника. Народный художник СССР. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Учился в Харьковском художественном училище.

Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Герой Социалистического Труда (1969). павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все– смальта) Моск. рис.

метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др. Ноябрь 1941года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. называет страну «миллионолобой». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.

И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещи повезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена. илл. Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи».

Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Действительный член Академии художеств СССР. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Член-корреспондент Академии. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема».

Лауреат Ленинской премии. Отеч. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).

В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии». Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.