Оборона Троице Сергиева Монастыря Картина Верещагин

Героическую оборону Троице-Сергиева монастыря запечатлел на своей картине великий русский художник В. Верещагин.

Описание картины Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»

И среди действующих депутатов также есть бывшие нардепы РСФСР, поддержавшие Декларацию». Взбешенные поляки и казаки хотели убить Лисовского и Сапега с трудом спас ему жизнь. Забрав пленных, Валуев возвратился к князю Михаилу. Воины и ополченцы получали в монастыре питание. Благодаря ему слабые выжили. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние И тут милостью Божией иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный.

Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги. Получивший об этом информацию гетман Ян Сапега начал подготовку к новому штурму, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами. Вскоре неприятель оправился и был бой великий. Недовольны были и монастырские слуги (из детей боярских), считавшие, что монахи их обделяют. «Тогда же взяша жива рохмистра Мартьяшя, славнаго ратоборца и иных панов». Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения.

По его словам, «. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. 9 ноября «сделали вылазку зарушивать подкоп того же дни и наряд взяли» (Выпись вылазкам). В октябре враги разрушили подземный ход, по которому посылали гонцов. Гетманом был Ян Пётр Сапега, прославившийся в битве со шведами при Кирхгольме. Сапега начал с того, что осмотрел местность и приказал «копать окопы и делать укрепления». 25 сентября Сапега отправил ещё одного гонца, но ответа не получил. Прошли они налегке, не задержанные дозорами.

Царь подтвердил прежние льготы монастыря, а в ноябре 1607 г. посетил Троицкую обитель. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали. Началось строительство подкопов под башни монастыря. 8 ноября поляки усиленно обстреливали монастырь. И изнемогаше от многих ран и начат умирати и во-пияше. Сапега объехал их и расставил по определенным местам.

Ещё меньше пишет о воеводах — князе Г. Б. Долгоруком-Роще и А. И. Впрочем, он обещал выехать, когда будет возможность, «когда будет мой довол». Наиболее критичен к Палицыну и его «Сказанию» был И. Е. Сначала было знамение: пономарю Иринарху привиделся сон, что в келью его вошел чудотворец Сергий и сказал: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям.

Но у него есть интересные подробности. Особенно большие потери несли заготовщики дров. Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы. В темноте порядки штурмующих смешались.

Описание картины 
«Осада Троице-Сергиевой 
лавры»

Описание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры»

Историки XIX в., кроме Н. М. Атаман Останков пробился сквозь кольцо осажденных в лавру, потеряв при этом всего несколько человек. Андрея Рублева в 20 клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу. Убито более 200 московитян и взято в плен несколько стрельцов.

Литовские роты и Русские изменники. Стали искать его устье (вход).

Сочинение по картине 
Верещагина «Осада 
Троице-Сергиевой

Сочинение по картине Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры»

Долгорукий ответил казнью всех захваченных в плен. Поляки рубили бегущих несколько верст. Больше всех страдали крестьяне — самые бедные и бесправные из осадных сидельцев. Об осаде Троицкого монастыря обычно рассказывают по «Сказанию Авраамия Палицына» — произведению в первую очередь художественному.

Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В войске осаждавших произошёл раскол.

Осада Троице-Сергиева 
монастыря 1608-1609 
годов

Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1609 годов

Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. 20 поляков зарубили на стене в виду войска Сапсги и 19 изменников — в виду лисовчиков. Троицкая обитель избавилась от прямой угрозы, но появились новые, поначалу не явные. Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее.

Началось строительство подкопов под башни монастыря. человек из них 2—2, 5 тыс. Ещё одно ядро пробило образ Николы Чудотворца. Заметив рвение всего войска, он отдал приказ выступать всем в одно время. Смерть самозванца освободила его от присяги и он перешел на сторону Василия Шуйского.

Сегодня первый день 
героической обороны 
Троице-Сергиевой

Сегодня первый день героической обороны Троице-Сергиевой лавры

7 сентября воеводы Скопина Семён Головин и Давид Жеребцов заняли Переславль. При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду и были захвачены 4 казака. Сходным образом оценивает «Сказание» Н. И. Описания обстрелов и штурмов в начале осады Палицын заимствовал из «Повести о взятии Царьграда турками» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. В «Ведомостях СНД» результаты опубликованы также не были.

Воеводы князь Григорий Долгорукий и Алексей Голохвостов, увидев противника, сделали вылазку, подняли шум и переполох в стане поляков, но не это было важным для них в тот день. Пошли до рассвета в 4 утра. В темноте порядки штурмующих смешались. Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу.

Автор письма зовет себя «старец архимарит Авраамей», как бы намекая, что он не совсем превратился из старца в архимандрита.

Забелин. 1 ноября «был приступ к Пивному двору, хотели зажечь двор» (Выпись вылазкам). Гарнизон состоял из 800 детей боярских, 110 стрельцов и под сотню служилых казаков.

Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников. А под какое место ведут подкопы, того не ведает. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Тут атаман Сухой Останков решился на отчаянный шаг и малыми силами напал на большой отряд. Троице-Сергиев монастырь представлял внушительную по тем временам крепость. За чью кровь.

В тот же день неприятель поставил стражу вокруг монастыря: «и не бысть проходу во град и ни из града». Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. При Шуйском Троицкий монастырь стал пользоваться особым вниманием. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества.

Остальные были женщины, дети и старики, неизбежные спутники средневековой осады. Это был последний бой под Троицей. На другой день пятьсот казаков с атаманом Пантелеймоном Матёрым снялись и ушли на Дон. Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось.

помогите найти описание 
картины верещагина 
осада троицы сергиевой

помогите найти описание картины верещагина осада троицы сергиевой лавры

В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Их поддержали стрельбой со стен. Враги ворвались в монастырь и начали избивать монахов и мирян. Короновался Василий 1 (11 нов. ст. ) июня 1606 года. «И втопташя их в Сопегины табары и станищя их около табар зажгошя. Монастырь был вооружен 110 пушками, обильно снабжен припасами «огненного боя» и прочими средствами отражения неприятеля — от котлов для варки смолы до железного «чеснока» против конницы. В темноте порядки штурмующих смешались.

Кроме вылазки 10 октября, все они прошли успешно в одной даже ранили Лисовского. В «Сказании» не сказано о дальнейшей жизни Иоасафа. 504 – 505). На картине изображен эпизод штурма монастыря, хотя зритель и не видит батальных сцен.

в верещагин осада 
троице сергиевой 
лавры

в верещагин осада троице сергиевой лавры

Стр. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Слова Гермогена сидельцы узнали от казаков, прорвавшихся в монастырь.

Тюменцев изучивший движение Лжедмитрия II, пишет о Боровской осаде: «Иоасаф, как прежде в Троице-Сергиевом монастыре, убедил братию, дворян и стрельцов сесть в осаду и дать отпор врагу». Бились всю ночь и литовских людей и казаков побили многих. По велению Дионисия в Служней слободе и селе Клементьево были построены дома для лечения раненых и больных.

  1. ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ
  2. Картина Осада Троице-ергиевой Лавры Василия Верещагина
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Платонов. Скорее наоборот. Палицын описал вылазку (перепутав дату) как крупное сражение. Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя.

Не секрет, что любой автор, даже летописец (а Палицын им не был), описывая события их искажает. Палицын создал фундаментальное свидетельство о событиях Смутного времени — «Историю в память предьидущим родом». Сведения об осаде он собрал уже после её снятия. Вот таким образом все восемь батарей разместили на Красной горе и в Терентьевой роще.

Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей. 17 (27 нов. ст. ) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. Вот таким образом отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Настоятелем Троице-Сергиева монастыря был архимандрит Иоасаф.

Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады. Прося посылать к нему «бережно и негласно» ходока с письмами «для ради царского дела», прося не казать никому эти грамотки, «старец архимадрит» смягчил свой осторожный отказ ценными сведениями о времени и дорогах, какими ходят в Москву «станицы» от Скопина он сообщает также, что из Москвы к Скопину посылают детей боярских «чтобы он шел раньше, а москвичи не хотят долго сидеть в осаде». Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача – архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. У защитников погибла лишь женщина на стене.

В то же время в РПЦ не вполне осознали величие архимандрита. Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Тут Лисовский, «как змей засвистав со своими аспидами», с конными и пешими напал на троицких людей: те смешались и отошли к монастырю. В 1601 г. по благословению патриарха Иова Иоасаф был переведен из Пафнутьева монастыря в Троицкий с возведением в сан архимандрита. Пафнутия Боровского.

ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА 
МОНАСТЫРЯ

Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. И. О. 4 ноября «была вылазка к Подольному монастырю. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск.

И не случайно. Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей. Герои Троицкой осады.

Известие окрылило осадных сидельцев — звонили колокола, шли благодарственные молебны. Историк приходит к заключению: «. На северной стороне — надпись о значении Лавры в Смутное время: «. во время осады Троицы ему было около 60 лет.

До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске. Приступ этот ещё раз показал троицким сидельцам, что на их стороне Бог. Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи. Троицкие сидельцы не знали об этом, зато помнили слова патриарха Гермогена: «Если будет взята обитель преподобного Сергия, то погибнет весь предел российский до Окияна-моря и царствующему граду настанет конечная теснота». Тюменцев изучивший троицкие «Выписи о вылазках» и «Дневник» Яна Сапеги (составленный секретарями гетмана), утверждает, что первые полтора месяца осады боевые действия вообще не велись.

Вылазки делали часто: 6, 8, 10, 24, 26 и 29 октября. В ночь на 1 (11)ноября1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Поистине здесь случай, когда время остановилось. Да и число возможных «изменников» сокращалось: в феврале ежедневно хоронили по 10—20 человек, в марте — по 20—30, в апреле — по 50—100. 26 октября «была вылазка к Мишутину врагу и Брашевского взяли» (Выпись вылазкам). Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве.

Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии. Все четыре упомянутых в вопросе художника в той или иной мере писали исторические полотна и наверное наиболее красочными и монументальными полотнами отличился Василий Суриков, хотя и работы Рериха и Маковского вызывают законное восхищение. Забелин делит исторические персонажи Смутного времени на «прямых» и «кривых» и келарь Авраамий являет у него пример «кривого». Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре.

Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду. В середине XV в. монастырь окружили кирпичной стеной с 4 воротами и 11 башнями.

Ратных людей возглавляли князь Григорий Борисович Долгорукий-Роща и московский дворянин Алексей Иванович Голохвастов. Сапега начал копать ров к Красным (Святым) воротам и вести подкоп под Пятницкую башню, но из-за холодов работы затянулись до середины ноября. Поначалу успех был полный — «литовцев» гнали до батарей, но там троицких встретили пушечным и ружейным огнем. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. На другой день защитники сделали новую вылазку.

Его просто не издали. Налетчики дали возможность жителям монастырских посадов сжечь свои жилища и организованно отступили с мирными жителями и их семьями за стены монастыря. Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Захватили и лошадей: так многие наёмники перед походом лишились боевых коней.

Даже сорок убитых за поход в лес по дрова немало и так продолжалось всю зиму. Нижний ярус имел орудийные бойницы, верхний — навесные бойницы и щелевидные стрельницы. Им удалось предотвратить эпидемии, но цинга свирепствовала. Враг ушел. На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей.

Псков. Архимарит же Иоасаф повеле его. поновив причастити». Нет смысла рассказывать о событиях, происходивших в то, нареченное «Смутным», время. В 2001 г. он ещё раз вернулся к теме.

Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке. В бою убили слугу Бориса Рогачёва и многих ранили. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.

У них были споры с архимандритом, убеждавшим их, что припасы надо расходовать бережно, ведь неизвестно, сколько продлится осада. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. Но воины выносили хлеб силой и торговали им. В ночь на 1 ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон.

«Кровию дрова куповаху», — пишет Палицын. Сам Авраамий во время осады находился в Москве. Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал. Подобное могло быть, если в Тушино его произвели в архимандриты: «Старец Авраамий мог быть в одной иерархии старцем келарем, а в другой старцем архимандритом абсолютно так же, как Филарет был в одной епархии патриархом, а в другой митрополитом». Примером служит мнение С. М. Ключевский. Любопытное письмо из архива Яна Сапеги приводит С. Ф. Но.

За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. 29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. Князь был ранен, сын Алексей — убит. Палицын не разобрался и записал событие как два разных штурма. Вместе с людьми Жеребцова и троицкими сидельцами они напали на отряды Сапеги. И вот имена этих «героев», под рукоплескания и взаимные одобрительные возгласы запустивших процесс развала великой державы, скрывались от нас долгих 20 лет.

Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». 22 сентября произошло сражение у деревни Рахманцово. Сергия, архимандритов: Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия, поставил и посвятил сей памятник Платон митрополит Московский и архимандрит сея Лавры 1792 года».

28 июня Сапега предпринял второй штурм монастыря. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Тогда же решили разрушить подкоп до того, как его взорвут. Карамзина, относились к писаниям Авраамия осторожно, хотя это не сказалось на скромной оценке Иоасафа.

В «Дневнике» Яна Сапеги о приступе записано: «За три часа до рассвета начался приступ. В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского. Надо было добывать языка. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Вышло иначе. Архимандрит не только духовно окормлял монастырских сидельцев и делился с ними чудесными откровениями, снисходившими на него «в тонком сне», но участвовал в обсуждении дел, связанных с обороной монастыря — от воинских вылазок до питания и предотвращения болезней. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова.

Много тогда погибло, но больше «полку еретическаго». Начало осады. крылатых гусар и пятигорцев (панцирной конницы с луками и ружьями) и 7 тыс. На родине ему грозила виселица и он, перебравшись к Вору, сколотил из казаков летучую конницу — «лисовчиков», подвижных и крайне жестоких. Первая попытка сорвалась.

Служение и мученический конец Иоасафа не остались забытыми Русской православной церковью. Из-за Девочкина схлестнулись воеводы: князь Долгорукий его обвинял (и послал на дыбу), а Голохвастов защищал. Всего у Сапеги было 12 тыс. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм.

22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Иоасафа наполовину прикрыла тень Авраамия Палицыиа. Шуйский беспокоился о монастыре и послал туда войско для охраны.

С середины мая страшная эпидемия пошла на спад но люди ещё умирали. Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица. Голохвастове. Началось строительство подкопов под башни монастыря. себе в усердные сподвижники. Ему помогал Александр Лисовский — участник рокоша против Сигизмунда.

Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам – около 15 тысяч человек, по другим данным – до 30 тысяч человек). Инии не могуще утечи и возвращающеся вспять и. прихождаху во обитель к чюдотворцу и милости просяще душям своим и поведающе, яко «мнози видешя от нас велики зело два полка гонящя нас, даже и до Дмитрова». Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики.

29 июля ст. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Но выясняется интересная штука: шестого тома не существует в природе. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Сборник издавался не один год (в период с 1990 по 1992 гг. ), а последний том, видимо, просто «постеснялись» публиковать. )января1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). В житийной иконе Сергия Радонежского конца XVII — XVIII в. из музея им.

При нем здесь погребли тела царя Бориса, его жены Марии и царевича Феодора. Но.

В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. В первом томе есть сноска: результаты всех поименных голосований собраны в шестой том. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. М. В. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Нестеров написал картину «Всадники. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. Литва и русские изменники «восташя изо рвов и из ям, яко демоны, нападошя на градских людей». Палицын сообщает: «Воеводы князь Григорей и Алексей.

В 1891 г. В. П. Все это была полная чепуха: как показал архив Сапеги, никто из монахов изменником не был. Костомаров. Враги потеряли больше, но не полторы тысячи убитых и пятьсот раненых, как пишет Палицын. Осадный воевода – князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (. В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой. Пленный ротмистр под пыткой показал, что ведут подкопы под городскую стену и башни.

Заслушав шум боя, осажденные послали подмогу и помогли казакам попасть в монастырь. 6 ноября «высылали на подкоп перекопывати» (Выпись вылазкам). В «Дневнике Сапеги» от 28 декабря 1608 г. записано: «Московитяне сделали вылазку, стараясь запастись дровами. 56 из 77 глав «Истории», озаглавленные «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» или просто «Сказание Авраамия Палицына», широко читали в России в XVII—XIX вв.

Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня. ст. ) Сапега подошел к Троице. На него говорили, что он посылал письма Вору, желая сдать монастырь.

Осада Троице-Сергиева монастыря была снята. Но не было там ему удачи. Надежды крепли. – 22. 09. 1612).

Так погиб архимандрит Иоасаф. Кому война, а кому мать родна Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. На сей раз московиты показали себя в поле — обратили в бегство «лисовчиков», отбили гусар, сбили полк гетмана, едва не взяв его в плен, захватили пушки и ломили врага, ведя дело к концу.

15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха. Стена была невысокая — 5, 5—6 м, но толстая — 3, 5—4 м, с двумя боевыми ярусами. Имели место факты бегства людей к врагу. Отец пойдет за дровами, чтобы пропитать семью и пропадёт дети разведут огонь, а сами говорят: «Вот, это мы своего отца кровь пьём». Так грамоты Сапеги и Лисовского к воеводам и настоятелю с требованием покориться царю Дмитрию и сдать монастырь и пространный ответ воевод заимствованы из «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков».

Он родился в 1550-е — 1560-е гг., т. е. Он же гасил возникшие раздоры и обвинения в изменах и установил в монастыре мир. Покоя не получилось: в июле 1610 г. Боровский монастырь окружили войска Сапеги, собравшегося в новый поход с Вором на Москву. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. Между тем она до конца была подвигом.

В темноте порядки штурмующих смешались. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. С приходом зимы положение осадных сидельцев стало меняться в худшую сторону.

стиля Сапега предпринял новый приступ. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. В 1894 г. Д. С. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Сведения о подкопе встревожили.

На вылазку и в подкрепление решили выделять людей особо. 23 сентября (ст. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Сергию. По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника.

От изменения целей вылазок потерь меньше не стало. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. Тогда защитники стали делать вылазки и помогать прорываться гонцам. Он был канонизирован как святой преподобномученик Иоасаф Боровский (XIX в. ) в конце XX в. имя священномученика Иоасафа Боровского было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троицкой обители. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям.

сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин. 29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Верещагин создает картину «Осада Троице-Сергиевой Лавры», где архимандрит Иоасаф окропляет народ святой водой во время крестного хода в осажденном монастыре. Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры. Они вообще нигде не публиковались. Так в ноябре (но ст. В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь.

Стенографический отчет съезда существует – собрание в шести томах. Неудивительно, что перед осадой в Троице поселились монахини царского рода: бывшая Ливонская королева — Мария Старицкая (племянница Грозного) и инокиня Ольга (Ксения Годунова). учинишя выласку на Княже поле в Мишутинской враг на заставы рохмистра Брушевского и на Суму с товарыщы. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов.

Тогда были установлены определенные порции – четверть хлеба на четверых два раза в день и еще каша и рыба. Борис Зубов языка взял с Онанею и его ранили и Фёдора Карцова ранили» (Выпись вылазкам).

Тираж неизвестен, видимо из-за того, что очень небольшой. и побита всяких людей в монастыре». Взяв множество вязанок дров, хворост, солому, смолу с берестой и порохом, они зажгли острог у Пивного двора. 29 октября 1609 года и 1 (11) января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек).

Лисовский приказал их (вместе с ранее захваченными гонцами) казнить на глазах осажденных. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина.

Казаки потеряли лишь четверых, захваченных в плен. Воеводы ударили отбой: одни ратные вернулись в крепость, другие ещё дрались с литвой. Авраамий в письме отвечал, что в Москве уже все в нужде, «всем щадно, всяким людям» и потому «образ будет Шуйскому скоро». И устрашил Бог беззаконных (хоть плохих, но православных), побежал Лисовский, гонимый Божьей силою, со своим воинством под гору, в Терентьевскую рощу. «лисовчиков».

Литовских людей многих побили и языки поймали». Для воинских целей годились и около 1000 крестьян и посадских окрестных селений. Всех беспокоил подкоп, грозивший взорвать стены и башни.

Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше. Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы. Захватив монастырь, Сапега рассчитывал не только обогатиться и расплатиться с войском, но отрезать пути снабжения Москвы с севера и использовать влияние монастыря в пользу тушинского Вора. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага.

Как видим, погибли 88 монахов, 87 дворян, 82 стрельцов и 56 казаков. И от огня стали хорошо видны. Но проехать в монастырь было непросто — Сапега блокировал все пути. Здесь Иоасаф явно меркнет в лучах славы, окружающей келаря.

В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток. боеспособных.

«. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением.

войска — из них 3 тыс. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Осаду Троице-Сергиевого монастыря мы до сих пор познаём через произведение троицкого келаря, старца Авраамия (в миру Аверкия Палицына). Много благосклоннее к Палицыну В. О.

Расспрашивали пленных, но они не знали о месте подкопа. Тут со стен из пушек и пищалей многих побили, а пожар погасили. На самом деле царь Василий сразу выделил небольшой отряд казаков и 20 пудов пороху. 29 октября 1609 годаисточник не указан 1065 дней и 1 (11)января1610 года2 обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Для троицких сидельцев повреждение икон было хуже потерь.

Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Милорадович пишет картину «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря. Историк не видит противоречия в том, что Палицын не был архимандритом. Нищий богомолец, видимо, очень влиятельный человек ибо Сапега «царским словом» приглашал «архимадрита» Авраамия приехать из Москвы в свой стан под Троицу — «чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити».

В «Новинах из Московии», полученных в Вильно, приведен ответ осажденных: «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдем по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся». Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники.

Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия. Многие ополчились на казначея, старца Иосифа Девочкина. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники.

В войске осаждавших произошёл раскол. Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами. «Сказание» Авраамия Соловьёв тщательно проверяет и доказывает, что обвинения Девочкина в измене доверия не заслуживают. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений.

Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Кроме сапежинцев, в приступе участвовали полки других панов. Держался лишь полк князя Григория Ромодановского, но его окружили и разбили. До начала осады в Троице было 320 монахов, 800 дворян, 110 стрельцов и 90 казаков.

Мифология Троицкой осады. Художественная убедительность «Сказания» имела и отрицательные сторону. Наши, пропустив их свободно в лес, окружили потом.

Прослышали защитники монастыря и о наступлении Скопина. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря. Но очень своевременно они явились в лавру. При третьем всем вдруг броситься на стены.

Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. Соловьёва: «Архимандритом монастыря был в это время Иоасаф, о характере которого трудно сказать что-нибудь решительное гораздо резче выдавался келарь монастыря Авраамий Палицын, на которого мы должны обратить особенное внимание, как на человека, принимавшего важное участие в событиях и как историка этих событий». В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились. Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю. Самый большой приступ был на стене, защищаемой князем Долгоруким и сыном его Иваном.

Раздраженным, плохо питавшимся, больным людям везде мерещилась измена. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Царь Василий «для осадного времени» его челобитную пожаловал. Как пишет Палицын, он еле умолил Шуйского (и то после вмешательства Гермогена) послать подмогу.

Авраамий подтверждает избиение заготовщиков дров, но приводит меньшие цифры потерь: «По обычаю же вышедше из града многие люди в тое рощу ради дров внезапу же нападошя на них. В статье "Троицкая осада" в википедии – масса подробностей. Источник: Василий Петрович (. ) Верещагин, не путать с Вас. Вас. Верещагиным. «Тогда же емше казака Дедиловскаго ранена. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь.

Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли. В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского – 19 казаков. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Наиболее важным свидетельством морального разложения в осажденном Троице-Сергиевом монастыре и источником всех остальных нравственных страданий и падений является взаимная неприязнь осадных воевод князя Долгорукова-Рощи и Голохвастова. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство. В «Сказании» много искажений, но в деталях, а не в передаче духа Троицкой обороны.

Полки выступили из стана. Сведения о численности защитников разноречивы (от 2, 5 до 8 тыс. ). С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.

Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел. Раненый, он был изрублен у гробницы св. Численное превосходство неприятеля не позволило им ворваться в лагерь, но исход борьбы стал уже ясен. 22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл. ). Защитников Троицы оставалось всего 200 человек.

Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию. Сюда же крестьяне привели остатки своего скота. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло.