Окно Парикмахерской Добужинский Описание Картины
Описание картины «Окно парикмахерской»
Старшие мирискусники, конечно, подчиняли натуру своей индивидуальности, но оставляли неизменными ее формы. Солнце после недели дождя. Добужинский писал о своих друзьях: они «.
Таким образом, театр решал интереснейшую задачу: «Применив художественно-реконструктивный метод, постараться открыть зрителю целый уголок культуры далекого прошлого» 62. К середине 1906 года репрессии царского правительства усилились. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале Жупел, где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие (Октябрьская идиллия).
Художник добросовестно исполнил парадные городские виды. – Отдел рукописей ГТГ и. н. 40/4). Этими постановками закончился начальный период деятельности Добужинского в театре. Законодательство думы – и все-таки «самодержец». Напротив, «Обводный канал в С. -Петербурге», написанный в 1902 году, заключал в себе новый взгляд на город.
Среди художников еще никто не поднимал этого вопроса, а издательства, даже «молодые», продолжали работать в старых принципах. В. И. Суриков и Ап. в 1923, Трём толстякам Олеши изд. Вышел сейчас на улицу – манифест об «конституции» и о дарованной свободе. Вторая работа никогда не была выполнена Добужинским.
Всех их объединяло стремление к поискам, к новаторству, реакция на надоевшую «литературщину» и явный интерес к проблемам изобразительного языка. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. В том же каталоге Э. Ф. Голлербаха в списке работ за 1904 г. указана акварель под названием «В тридцатых годах». Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.
В иллюстрациях к «Ночному принцу» он впервые в истории искусства русской книги начала XX века блестяще решил эту проблему. Почти единственной темой его творчества во время путешествия был город. Во многих пейзажах старый Вильно несет в себе ощущение «тайны» ушедших поколений.
А. Н. Бенуа в письме С. А. Князькову сообщает о распределении тем среди художников: «Добужинский взял «Военное поселение» и «Пожар Москвы». Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Так, натура перестала для него быть «священно-незыблемой» 37. Такой поворот к искусству, от которого отказались все его старшие друзья по «Миру искусства» и от которого отказался он сам, был своего рода «смелым» решением художника и, конечно, обоснованным. Иллюстрации, напротив, оказались связанными и с текстом и между собой.
Нередко эти дома-тюрьмы зажимали между собой маленький деревянный домик – остаток прежней жизни, которой суждено погибнуть. 9. ) Однако ни то, ни другое издательство не напечатало повесть. Со стороны кулис располагались вход в часовню, где томился «некий муж» и пещера Змия.
Подрастало новое поколение, которое выдвинуло Ф. А. Малявина и И. Э. Грабаря. Рисунок породил множество споров. В начале творческого пути (1902-05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова.
Среди них выделялись «Жупел» и «Адская почта», отличаясь высокой художественной культурой и безукоризненным техническим исполнением. При отчетливо выраженной индивидуальности работам всех художников «Мира искусства» свойственны общие черты – главным образом, высокая культура исполнения и любовь к линии. Организаторами и сотрудниками их были З. И. Гржебин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев и другие, главным образом художники «Мира искусства». С этого времени художник стал часто вводить в пейзаж человеческие фигуры. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем.
Октябрьская всеобщая стачка захватила многих служащих канцелярий и министерств. Но их обложки были, как правило, настолько далеки от сущности книги, что их можно перемещать с издания на издание. К этому времени влияние Сомова в журнальной графике Добужинского исчезает: работы отличаются самостоятельностью композиций и графических приемов, хотя линия и оставляет ощущение некоторой неуверенности. в 1928 и др. ). Это предположение объясняется следующим. Творчество Добужинского чутко и немедленно отозвалось на явления жизни.
Сочинение по теме Добужинский Окно парикмахерской
Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членениям («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в С. -Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собою увязанных («Вечер», 1903 «Исаакиевский собор», 1905). В этом отношении рисунки к «Ночному принцу» явились первым в России иллюстрационно-графическим циклом, построенным на новых основах. Добужинский сближается с «Миром Искусства» именно в тот период, когда идет подготовка к празднованию 200-летия Петербурга и его новые друзья готовятся вести кампанию по прославлению и защите старого города. Чтобы отразить смысл книги, Добужинский обратился к символике.
Вот, кажется, все, что могу сказать в свое и «ребуса» моего оправдание Еще маленькое изъяснение. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к Свинопасу Андерсена изд. Репрессии не испугали участников журнала. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Последние, взяв на вооружение все типографское оборудование журнала «Мир искусства», согласились печатать «Жупел».
Сочинение по картине: Добужинский — «Окно парикмахерской»
Графический язык иллюстраций построен на контрастах черного и белого. Член объединения Мир искусства. А. П. Остроумова-Лебедева впоследствии писала про работы Добужинского 1903 года: «Он выступил со скромными вещами нельзя было угадать по ним, что он развернется в такого большого художника» 74. Конечно, все это пришло не сразу. Например, первый вариант акварели «Царское Село. Не только все провинциальные, но и многие столичные театры продолжали идти старой дорогой. Как антитеза этому направлению возникает образ Петербурга в творчестве художников «Мира Искусства».
И «Будни» и «Праздник» занимают чрезвычайно важное место в творчестве Добужинского. (Письмо А. Н. Бенуа С. А. Князькову, без даты. Тем не менее, художника захватывает иной Петербург. Рядовые, никем не замеченные черты приобрели характер образности.
Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
а как заказ была принята «Провинция». В. Добужинский. Они стремились овладеть языком художественным и только с помощью его общаться со зрителем. Рисунки М. Добужинского. Больше того, при четко выраженной индивидуальности Добужинского картина основательно «пропитана» таким настроением интонацией, душевным смыслом, которые составляют сущность мирискусничества. Добужинский выполнил шрифт названия журнала и два рисунка.
Художники «Мира искусства» (Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Билибин) мало работали в области обложки, отдавая предпочтение внутрикнижной и журнальной графике или иллюстрации. Их не удовлетворяло простое изображение места действия и бытовых подробностей. В то же время наряду с «Пулеметом», «Зрителем» и немногими другими они являлись и наиболее острыми по политической направленности. Лучше было бы прямо приняться за работу – действительно, может быть, чего-либо и вышло. Этим вопросом задаемся не только мы им задавались и современники. Конечно, мне приятно внимание печати, но голова не очень сильно от этого кружится» 39.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичОкно парикмахерской, Санкт-Петербург
В «Дьяволе» еще резче наметился отход Добужинского от основ мирискусничества. – Мне ведь приходится все время изворачиваться и свое желание рисовать вписывать в узкие границы свободных часов и я не могу развернуться, а чувствую работоспособность в себе и всякие идеи. Добужинский пришел к выводу: шрифт является составной частью графического облика книги. Художника, который руководил бы всем сценическим оформлением, не было. Большинство же работ имело другую задачу.
Здания как бы сохраняют направленность эмоционального настроя живущих в них людей. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Дениса» (Старинный театр, 1907), а А. Я. Головин, А. Н. Бенуа и И. Я. Билибин – оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (Париж, 1908). Его работы начинают покупать коллекционеры Петербурга, Москвы, Киева, Вильно и других городов. Они продолжали оставаться не только друзьями, но и единомышленниками, что и явилось основой для воссоздания в 1910 году «Мира искусства».
Мы не могли не видеть, что типы Вл. Бенуа и Лансере сделали вместе оформление пьесы Н. Н. Евреинова «Ярмарка на индикт св. Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости. отличались чем-либо существенным от единственно сохранившейся работы ГРМ.
Сочинение по теме Добужинский 039039Окно парикмахерской039039
Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Эти старые традиции и пришлось ломать молодым живописцам. Единство с замыслом писателя явилось для него главной задачей.
Каунас). За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Сочинение по теме Добужинский 3939Окно парикмахерской3939
Тем-то и силен был «Мир искусства», что объединял людей не только на основе художественных принципов. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. В этой общей волне признания шло и признание искусства Добужинского.
Вероятно, она была предложена самим художником. В отличие от цветных иллюстраций, обложка почти черно-белая. Для достижения своих целей мирискусники развили широкую и разнообразную деятельность6. Сенатская площадь», 1912).
Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет. Но в этих постановках ясно видны и недостатки декоративного оформления. 44 Характернейшим доказательством интереса художника к событиям современности могут служить два его рисунка, хранящиеся в ГРБ. Одной из первых таких работ была акварель «Садик у стены» исполненная в 1904 году.
Окно в парикмахерской картина сочинение
Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Сказалось также отсутствие опыта и недостаточно четкое знание специфических задач театрального художника. хр.
Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Иллюстрации интересны исключительно тонким и убедительным соединением реального и фантастики. Ремизовское «Бесовское действо»).
Они собрали грандиозную Историческую выставку русского портрета, после которой только и открылось вполне значение отечественной портретной живописи они устроили ретроспективную выставку русского искусства в Париже, впервые показав его зарубежному зрителю организовали концерты и оперные спектакли в зарубежных театрах наконец, они создали «Русские сезоны» – необыкновенно важное для мировой культуры явление, – где расцвели многие таланты хореографов, танцовщиков, музыкантов, художников. В «Буднях» – это просто увеличенные до невероятных размеров обычные предметы и только немыслимые пропорции с человеческими фигурами придают им характер ирреальности. Перед ним стояла цель – воссоздать на сцене историю европейского театра, начиная с античности и кончая театром Мольера60, причем показать «не только историю драматической литературы, но и, главным образом, эволюцию театра как зрелища во всем его полном объеме, выявить в каждой дайной эпохе самую душу театра со всеми ее особенностями, сложившимися под влиянием строя жизни показать и зрителя соответствующей эпохи, как смотрел он пьесу и как на нее реагировал» 61. Первым, кто подошел к ней с новых позиций, был В. М. Васнецов. Это, однако, нисколько не повлияло на художественное единство основных членов бывшего «Мира искусства».
Сочинения по картинам известных художников
Его возможности художник использовал лишь отчасти. Среди бесчисленных его черт он выбрал наиболее характерные, определяющие.
Добужинский избрал карандаш, близкий тоновому рисунку – весьма распространенной технике иллюстрации в XIX веке. И в том и в другом рисунке – иронические надписи. Чтобы положить конец спору и узнать, кто из нас действительно верно понял Вас, я, уполномоченный на то товарищами, позволю себе попросить Вас объяснить нам возможно подробней (не упуская деталей) смысл Вашего произведения» 42. В своих воспоминаниях художник рассказывает: «С раннего детства мне чудились в самых обыкновенных изображениях еще какие-то скрытые образы – мне мерещились среди болотных кочек того прозаического пейзажа, что висел у нас в зале, чудовища. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-87), в Мюнхене (1899-1901) – в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши.
Верность пересказа стремлений Добужинского не вызывает сомнений. То были первые в России попытки решить проблему графического единства книги. В его декорациях переплетаются тонкая романтичность и реалистическая простота, символика и повествовательность, юмор и драматизм. Петербург являлся не только центром научной мысли, общественных и художественных идей.
Описание картины Мстислава Добужинского «Домик в Петербурге»
Одиноко творил М. А. Врубель. В их числе был и Добужинский. Отличие было в том, что они своими работами как бы выхватывали случайный кадр прошлой жизни, жизни всегда «рядовой», ничем не примечательной и не «исторической» в обычном понимании этого слова, причем достигалось это чаще всего не психологией образов, как, например, у Рябушкина, а психологией самой среды, где живут эти образы.
В этом сказались поиски формы рисунка, наиболее близкого характеру и стилю повести. 55 Иллюстрации претерпели немало злоключений, пока, наконец, были изданы. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Это позволяет называть их мирискусниками и в период пребывания в Союзе русских художников. Блестяще дебютировал В. А. Серов. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Только пока слишком много разговоров, а не дела и разговоров, в общем сводящихся к российскому «разъедающему анализу» и скептицизму – а это не на пользу дела. И как естественный итог этого – появление «Городских снов».
В тот же день, побывав в различных частях города и увидев, в частности, громадную демонстрацию у Казанского собора с красными флагами, которую он вскоре отразил в одном из своих рисунков, Добужинский сделал вечернюю запись в дневнике: «Сегодня в день дарования свободы (. ) у Технологического было помято много народу казаками. Все это придает форме живость и сочность. Столкнувшись с графикой книги, он стремился найти новые акценты в принципах ее оформления. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.
- Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Петербург — источник вдохновения творчества Мстислава Добужинского
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В середине 1907 года Добужинский впервые целиком оформил книгу – сказку А. М. Ремизова «Морщинка», однако задача единства графического оформления и иллюстраций решена не была. В ретроспективных картинах главным лирическим героем оказывается пейзаж, чаще всего архитектурный по характеру. Добужинский Мстислав Валерианович, русский художник. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
На выставке «Мира искусства» 1906 г., как сообщается в каталоге, была представлена работа с названием «В 1830-х годах». Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. В чем же смысл этого произведения и как следует его воспринимать. Участились революционные выступления. В этих условиях не могло быть и речи о создании единого художественного лица спектакля. Мирискуснические пейзажи современного города имеют ретроспективный оттенок. В этом отношении особенно интересна иллюстрация «На мосту», где белые точки падающего снега на фоне черной ночи превосходно увязываются графически со шрифтом второй страницы разворота.
В середине 1890-х годов молодые художники занимали в русском искусстве уже значительное место, но продолжали оставаться на положении отверженных. О степени этого непонимания красноречиво говорят два факта: обвинение, брошенное В. Е. Маковским П. М. Третьякову в связи с приобретением для галереи картины В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем» и отказ экспонировать на выставке Товарищества работу К. А. Коровина «Хористка». Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Например, в иллюстрировании исследования А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» участвовали Сомов, Лансере, Яремич и Добужинский. 18 октября он записал в своем дневнике: «Встав утром, увидел флаги на улицах. Эти противоречия к началу XX века успели проявиться и в облике города.
- РеставрацияОбсужденияПросмотр темы8
- ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП
- Чт, 7 апр, 2011, 21:48 Про дом Добужинского
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- Картины художника Валентина Серова (1865 – 1911)
- ГЕЛОС – Библиотека коллекционера
Со второй половины 1900-х годов начинается признание мирискусников. Отряд же конногвард рубил шашками, офицер неиствовал» 25. Так выработалась обычная для мирискусников система графического оформления, которая характерна отсутствием смысловой связи между рисунками и текстом8. Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. Мне приходило в голову бросить службу (но отказаться от 1600 р страшно, хотя я художеством зарабатываю гораздо больше) или взять отпуск полугодовой, что ли, а затем переменить службу.
Мостовая улица» (1907), которая отличается монументальностью и широтой обобщения. Но хотя он и сошелся с представителями «Голубой розы», литературный символизм оставался ему более близким. и повышенной экспрессией линий и пятен. В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы Мир искусства, Золотое руно, Аполлон), а также писал исторические картины (Пётр Великий в Голландии, эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли (Месяц в деревне Тургенева, 1909, Николай Ставрогин по Достоевскому, 1913, – оба в МХТ с 1914 – спектакли антрепризы С. П. Дягилева).
За два года художник вырос в значительного театрального мастера, в работах которого отчетливо видна индивидуальность. Однако в списке тем «Провинция. Во всех работах этого времени заметна общая черта: их содержание выражается в первую очередь через умело найденную натуру.
28 октября состоялось заседание в квартире Добужинского, где наметили распределение обязанностей. Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска (Старый домик, гуашь, графитный карандаш, 1905, Человек в очках, уголь, акварель, белила, 1905-06, Окно парикмахерской, акварель, гуашь, уголь, 1906, – все в Третьяковской галерее). Один из них – концовка к вступительной статье С. П. Юрицына (тюрьма, солнце и замок с цепью), другой – знаменитая «Октябрьская идиллия» – одно из самых сильных произведений на тему первой русской революции.
Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Остановившись на полтора месяца у отца в Вильне, он затем едет в Париж и Лондон. Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму.
И в той и в другой работе Добужинский противопоставил человеку город, определив первого в подчиненное положение второму. «С самого начала (1901) меня интересовала больше всего «изнанка» города, — вспоминал Добужинский, — особенно она меня поразила после двухлетнего отсутствия за границей (Мюнхен) и я рисовал «Питер», его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. В 1904 году война с Японией обострила классовые противоречия.
То же можно сказать и о костюмах. Мнение широких общественных кругов, воспитанных на творчестве передвижников, часто было не на их стороне. В. А. Симов, стремясь к точному воспроизведению быта того или иного времени, абсолютно игнорировал эмоциональную зрелищную сторону декораций. Переговоры не дали положительного результата. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Добужинский вошел в редакцию. Что касается единства оформления, то оно еще совсем не превратилось в нечто обязательное.
Эти скрытые фигуры часто выступали сами собой, а иногда я их сам искал и заставлял себя видеть их, не зная еще совета Леонардо да Винчи всматриваться с этой целью в пятна сырости Эта способность видеть двойные образы («контрапункт», «криптограмма» – как угодно) была у меня как бы природной и если бы это, так сказать, «двойное зрение» я в себе развивал, оно в дальнейшем могло дать результаты и непредвиденные. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Заказ был дан многим художникам, для которых были намечены точные темы. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929-39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 – в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.
И хотя в самой среде Товарищества все чаще и острее возникали противоречия (и изобразительного и организационного характера), противостоять наиболее консервативным его членам было еще некому2. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Например, в «Робене и Марион» Добужинский выполнил ковры, отделявшие игровую площадку от рыцарской залы, первоначально яркими по цвету, с четким красивым рисунком.
Решено было использовать шрифт журнала «Мир искусства», который находился в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Кроме того, она лишена фантастического акцента, свойственного иллюстративной серии.
Увлекаясь образом «чистого» города, они стремились выразить его как бы собственную внутреннюю жизнь. В нижнем ярусе, располагавшемся в оркестровой яме (музыка М. А. Кузмина исполнялась за сценой), оставляя небольшую площадку, размещались входы в ад в виде арок, горел «адский огонь» и оттуда по стремянкам «черти» взбирались на землю. Евгении, с издательством которой был тесно связан. Иногда они выполняли обложки для тех изданий, в каких были заинтересованы сами (чаще всего журналы или крупные издания типа «Царского Села в царствование императрицы Елизаветы Петровны»). Так подходили художники «Мира искусства» к своим историческим композициям.
Среди многих других прошло предложение К. А. Сомова – «Жупел» 16. Омнибус». Петербург для них — символ развития русской культуры по западноевропейскому пути, а возрождение интереса к нему равносильно отказу от «славянофильских пеленок». Оно прошло на квартире Вячеслава Иванова в знаменитой «башне» на Таврической улице. Новые цели – новые методы.
Не случайно он работал в «Золотом руне» вместе с Кузнецовым и Милиоти. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Их произведения взывали главным образом к эмоциональному постижению идеи посредством чисто зрительного восприятия. Обе работы Добужинского обратили на себя пристальное внимание петербургской печати.
Рисунок же шмуцтитула для 12 «Мира искусства» за 1903 год представляется законченным произведением. Можно только сказать, что философский смысл «Дьявола» тесно связывается с событиями современной российской жизни44. Добужинский шел по пути их изменения. Социальная острота этой работы очевидна.
Среди них – широкоизвестный сейчас рисунок В. А. Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и остроумная карикатура З. И. Гржебина «Орел-оборотень или Политика внешняя и внутренняя». На этой встрече были решены некоторые организационные вопросы общего характера. Кроме того, Добужинский нередко использует прием процарапывания. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Встал вопрос о названии журнала. Один рабочий прочел и сказал «не то» 24.
Сразу же после запрещения «Жупела» было проведено расширенное собрание возможных сотрудников нового журнала. На рисунках стоит дата «Март 1907» и гриф «Свободная Россия». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Это видно и в количественном преобладании иллюстраций. У каждого художника линия имела известную самоценность.
Четкий ритм горизонталей и вертикалей «Будней» сменился пульсацией многочисленных черно-белых пятен «Праздника». И это – после печального опыта лермонтовского и пушкинского сборников (изданных П. П. Кончаловским в конце XIX века), в которых разнообразие графических манер многих иллюстраторов встало непреодолимым препятствием к достижению художественного единства этих книг. То же характерно и для связи рисунков художника с мюнхенским искусством. Однако предоставим слово документам. «Нам хотелось большей правды, – вспоминает И. Э. Грабарь, – более тонкого понимания натуры, меньшей условности, «отсебятины», меньшей грубости, кустарности, трафарета. Рисунки любопытны еще одной особенностью: в них впервые проявилась склонность Добужинского к «двойному видению».
Увлечение религиозной философией, эзотерическими учениями, теософией, спиритуализмом было свойственно многим друзьям художника. Новые задачи требовали новой изобразительной формы. В этом отношении особенно интересна гуашь «Вильно.
Уже первый номер «Жупела» явился настоящим собранием лучших образцов русской революционной графики. Истинное значение манифеста 17 октября не укрылось от художника, как и от всего народа. В начале сентября в связи с усилившимся революционным движением Добужинский писал Бенуа: «Вот теперь бы как бы был кстати «Жупел».
Вся работа художника состоит из пяти страничных иллюстраций, титула и обложки. Этим занимались Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере и за «парадный» С. -Петербург я взялся лишь по настоянию друзей и «заказчиков», тоже довольно рано, с 1903 —1904 гг». Бенуа и профессора Матэ – моих «конкурентов» по собиранию этих курьезов)» (М. Главным же достоинством его работ явилась их связь с целями всей постановки.
То была пора экспериментов. Противоборство, бывшее между ними, вплоть до конца XIX века имело скрытый характер. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. грустно-ироническим или просто умиленным чувством к прошлому, трудно сказать почему, быть может, у одних семейное предание, «культ предков», у других жилка коллекционера и просто интерес историка, может быть и взаимное, так сказать, «заражение».
Среди членов «Мира искусства» все еще бытовал обычай приобщения нескольких графиков к оформлению одной книги. Добужинский написал ответное письмо, по неизвестным причинам не отправленное адресату: «С удовольствием исполняю Вашу просьбу, хотя есть мнение, что автору не годится быть и интерпретатором своих произведений У Достоевского есть слова о «бане с пауками по углам» и, кажется, у него же – о Сладострастной Паучихе. Вызывают интерес иллюстрации и с точки зрения их исполнения. Но это надолго замерло и лишь в зрелом возрасте стало вновь воскресать по-новому» 54. Можно сомневаться в правильности именно такого несколько наивного соответствия, но не оценить и не отметить такого стремления в 1905 году нельзя56.
Во второй половине XIX века оформление спектакля находилось в руках нескольких художников – декораторов, костюмеров, бутафоров и каждый из них занимался только своей областью. Это сделало ее инородной частью графики книги. Кроме аналогичного подхода к решению исторических композиций, картине присущи все главные черты творчества мирискусников – тонкая повествовательность при отсутствии прямого рассказа, явное преобладание графического начала, смешанная техника. в 1922, Белым ночам Достоевского изд. Инициатором этого явился Лансере.
Другой возможной причиной могло быть влияние кииги начала XIX века. 1830-е годы» не значится. Добужинский же хотел, чтобы они были напечатаны Общиной св. Одновременно работали И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, С. В. Малютин.
Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Появилась большая серия виленских мотивов. В письме И. М. Степанову он просит узнать, «есть ли у Общины намерение издать эту повесть. Ассоциации с современной жизнью заметно выделяют рисунки Добужинского из всей остальной графики «Мира искусства». Декорация «Петрушки» обнаруживала иные творческие позиции, нежели театральные работы Бенуа, Бакста, Головина или Коровина. Его декорации к «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (1881) вдруг показали всем, что театральная живопись – это не прикладная область в искусстве театра, а одна из основных составляющих его частей играющая существенную роль в создании сценического образа. В них опять проявилась способность художника к «двойному зрению» и это помогло ему отразить дух ремизовской сказки.
Техническая сторона дела уладилась просто и удачно. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Характерно, что господствовавший в русском искусстве того времени символизм почти не коснулся старших художников «Мира искусства», но сильно задел Добужинского. Если же они и появляются, то, как правило, в глубине картины, написанные силуэтом или пятном, а иногда их даже трудно разглядеть (например, в акварели А. Н. Бенуа «Елизавета Петровна на прогулке»). Литературным сотрудником стал А. М. Ремизов.
«Присутствовали, – записывает Добужинский в дневнике, – В. Иванов, Чулков, Мейерхольд, Зин-Аннибал, Ф. Сологуб, А. Блок, Габрилович, Рафалович, Ремизов, 5-6 артистов, Горький, М. Ф. Андреева, Билибин, Гржебин, Лансере и я» 30. Именно в это время Гржебин, один из передовых издателей, хочет напечатать «Войну и мир» Л. Н. Толстого с иллюстрациями Бенуа, Лансере, Серова, Бакста, Кардовского, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и сам в восторге от такой идеи50. Не вставал вопрос и о художественном единстве всей графики книги.
– Г. Ч. ) судит лишь с литературной точки: то, что я сам в рисунках не считаю первейшим. (Письмо М. В. Добужинского И. М. Степанову от 25 сентября 1907 г. – ЦГАЛИ, ф. 873, ед. Подобное отношение к усилению механизации в те годы было довольно распространенным. Графика книги того времени, отличавшаяся простотой и ясностью композиции как в целом объеме книги, так и в отдельных ее элементах (обложка, титульный лист и пр. ), могла натолкнуть Добужинского на мысль о единстве графического облика книги, хотя, если она и появилась, то вряд ли была четко сформулирована для самого художника. Вполне закономерная условность графических решений в значительной мере явилась основой органического соединения обычности и фантастики.
Возник культ линии, но, сыграв положительную роль, он сыграл и отрицательную. То часто был, в сущности, раскрашенный рисунок. Такое отношение к городу, пейзажу или вещам бытовало в кругу мирискусников. Как ни как, а литератор (имеются в виду А. Г. Горнфельд и А. В. Луначарский.
То был период накопления знаний. Когда в 1898 году была организована Выставка русских и финляндских художников (явившаяся, в сущности, первым выступлением «Мира искусства»), она собрала все лучшие художественные силы Петербурга и Москвы4. Например историко-документальный труд Ф. Вольфа «Императорский фарфоровый завод» он украсил строгими, сдержанными и даже несколько суховатыми рисунками. В начале 1907 года Добужинский получил письмо из Москвы от некоего А. И. Латышева: «Я и мои товарищи ведем горячий спор по поводу Вашего произведения «Дьявол». В этом отношении рисунки к «Станционному смотрителю» сыграли положительную роль в истории развития книжной иллюстрации, явившись одним из первых опытов иллюстрирования на новых началах. Осенью 1905 года в Петербурге и Москве появились многочисленные журналы, целью которых было в той или иной мере (в зависимости от смелости участников и степени их революционности) осудить действия царского правительства.
Городские пейзажи Добужинского обычно «пустынны», безлюдны. (Известен отказ этого издательства напечатать «Медный всадник» А. С. Пушкина с иллюстрациями А. Н. Бенуа. ) Через месяц иллюстрации были куплены с выставки «Мира искусства» В. О. Гиршманом, после чего вопрос их издания осложнился. То была его первая после Мюнхена заграничная поездка. Долгое время его домом был Петербург.
Некоторая несоразмерность иллюстраций и листа явилась следствием большого формата «Аполлона», для которого рисунки не были рассчитаны. Появилось выражение «декадентское искусство». Историко-архитектурные памятники Петербурга Добужинский рисует для открыток издаваемых благотворительной организацией — «Общиной сестер милосердия Красного Креста» (так называемой «Общиной св. были проникнуты.
Нередко внешний облик спектакля создавали два художника. Организаторами нового журнала явились все те же основные участки «Жупела» : Гржебин, Добужинский, Лансере, Билибин, Кустодиев. А. Н. Бенуа в иллюстрациях к «Пиковой даме» Пушкина осуществил связь с психологическим строем текста, с его образностью, но абсолютно игнорировал формальное единство рисунков и шрифта и другие графические задачи. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Если нет, то я приму сделанное мне предложение».
Вряд ли варианты 1904 и 1906 гг. Евгении»), неосуществленного издания «Петербург» (1905), серии школьных картин Кнебеля («Петербург. Силы нового искусства были разобщены. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Близость Добужинского Л. Н. Андрееву уже отмечалась в связи с «Городскими снами», в «Дьяволе» она проявилась еще более отчетливо. А вокруг забора – нелепые для человеческого сознания, страшные формы города там – жесткий, механический порядок жизни, здесь, на этой немыслимой «танцплощадке», – дезорганизация в качестве объединяющего начала. Это выразилось в характере построения обложки и концовки, решенных как часть иллюстративной серии (хотя и сохранивших значение графического оформления).
Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. На последующих выставках собирался весь цвет русского искусства. 45 Э. Ф. Голлербах датирует картину 1907 г. (см. : Э. Голлербах.
Горький выразил принципиальное согласие и 10 июня встретился с организаторами журнала в Куоккале15. Ко второй половине 1903 года стали заметны результаты напряженной работы. И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность. В «Буднях» гигантские металлические конструкции и циклопических размеров дымовые трубы занимают весь лист, а маленькие человечки, как муравьи, двигаются по длинным железным переходам, вверху – на работу, внизу – с работы. В русском искусстве эта черта появилась впервые в творчестве художников «Мира искусства» – Бенуа, Остроумовой-Лебедевой и других. Интерес к этому времени возник у Добужинского еще в начале 1900-х годов (композиция «В тридцатых годах» 1904 года).
Это доказывается тем, что вариант ГРМ ни разу не выставлялся в России, а был впервые экспонирован в Париже в 1910 г. Единственным объяснением этого может служить только то, что акварель «В 1830-х годах», бывшая на выставке 1906 г., была идентична или очень близка последнему варианту. В ней столько же общего с театральными работами мирискусников, сколько и с декорациями следующего поколения художников, работавших для театра (например, Ю. П. Анненкова, П. И. Кульбина). Добужинский не долго пробыл членом «Мира искусства» : он успел лишь один раз представить свои работы на выставке объединения 1903 года. Петербургские работы А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой— линейно-стилизованные, в отличие от живописно-стихийных пленэрных работ москвичей воссоздают «строгий, стройный» образ города Петра и Пушкина, красоту архитектуры елизаветинских и екатерининских времен. Миниатюра стала исходным материалом и для создания многих деталей оформления65. Были также частные мастерские, выдававшие костюмы напрокат.
Для книжной графики 1903 года такой подход к оформлению книги, в основе которого лежало стремление к общности рисунков и тематики книги, явился одним из первых шагов в создании графического ансамбля русской книги XX века. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Иллюстрационная серия «Ночного принца» знаменательна и в процессе развития русской книжной графики. И тот и другой строили свои работы как очевидцы, на натурных зарисовках. Мрачная тюрьма, окруженная цепями («Мир искусства», 1902, 12), улица с пустыми, мертвыми домами и черными провалами окон (тот же номер журнала) – такова тематика этих рисунков.
Так или иначе этого касались Л. Н. Андреев, М. Горький, А. М. Ремизов и другие. И везде, в каждой стране он делал многочисленные зарисовки, копировал наиболее любимых художников: в Италии – Боттичелли, во Франции – Пуссена и «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Законы графического оформления книги были забыты.
Что касается рисунков второго вида (назовем их тематическими рисунками), то их содержание требовало иной формы. Однако организация журнала, начавшаяся было так активно, долгое время не шла дальше разговоров. Тонкая, едва ощутимая ирония, рожденная отношением художника к таким «слишком красивым» пейзажам, в дальнейшем станет характерной чертой его творчества. Одни из самых фантастичных и вместе с тем удивительно «петербургских» («Петербург – самый фантастический город») – с горбатым мостиком, решеткой Мойки, фонарем и типичным ампирным домом – является лист «На мосту». Известно также, что картина была выполнена для издательства И. Н. Кнебеля (к учебнику русской истории) как иллюстрация провинциальной жизни николаевского времени.
Формообразования же в «Празднике» связаны, скорее, с воображением художника, нежели с реальной жизнью. Говоря о прелести старинных вещей, Добужинский писал, что в них «таится нечто от старой жизни, а что вещи имеют свою душу, мы с Бенуа это знали от Андерсена и часто говорили на эту тему» 11. Горький принял непосредственное участие в создании журнала.
В них впервые наметился отход художника от творческих позиций его друзей по «Миру искусства». Причина этого неясна.