Оноре Домье Картины С Названиями
Оноре Домье — великий французский художник-график
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). к однообразной и поверхностной развлекательности.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Вы свободны. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года).
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Литографии 1852-1855 гг. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Он сполз с кровати и придавил собой малыша.
Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг.
От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. В какой-то более поздний период своей жизни он обратился в своей живописи к сюжетам, взятым из повседневной жизни Парижа, сохранив, впрочем и развив дальше монументально обобщенное и обостренно поэтическое восприятие образов действительности. Это было своего рода боевым крещением Домье и он вышел из заключения с только укрепившейся решимостью продолжать дальше то же самое. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Оноре Домье известный французский художник, скульптор, график и карикатурист, родился в 1808 году в семье стекольщика из Марселя.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Домье умел быть, когда нужно и тем и другим.
Картинки и картины художников мира
На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ).
Оноре Домье: самые популярные картины (топ 12)
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»).
В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием.
Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Оноре Домье – картины с названиями и описанием по алфавиту
Литографии 1844-1847 гг. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
Во всяком случае именно эта серия – как ни странно – снова включила Домье в реальную историческую и общественную обстановку Июльской монархии. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни.
Краткая информация о художнике и его картинах
Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Домье может выдержать такие сравнения.
Ни сколько-нибудь ясно выраженного индивидуального характера художника, ни сколько-нибудь значительной художественности в этой более описательной, чем выразительной карикатуре не было, она вполне походила и на работы Гранвилля и на работы Травьеса, а вернее – на средний и общий тип тогдашней сатирической графики, еще не очень сильный и не слишком глубокий по своему образному строго. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Вспомнить этот исторический эпизод в 1848 г. было естественно именно для такого художника, как Домье. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Но наибольшую тревогу и наибольший гнев вызывали в Домье почти не прикрытые приготовления принца Луи-Наполеона и его сторонников к монархическому перевороту. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания.
Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.
Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.
Картины Оноре Домье: от графики к живописи
Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Король играет здесь свою грязную роль, как и министр юстиции Персиль и другие реакционные деятели тех лет, но Домье больше был озабочен тем, чтобы показать, против кого направлены были все силы монархической и буржуазной реакции.
Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галлерее, Государственному Русскому музею, Государственной библиотеке им. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе).
Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера.
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
Это была первая трещина в неподвижно застывшем и не способном к развитию мрачном физиологическом и натуралистическом маскараде, в какой превратились литографии Домье 1839-1843 гг. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. О Давиде он, несомненно, достаточно слышал от Ленуара, но понять и почувствовать его в то время мог скорее только через Жерико и Делакруа, его прямых наследников, так как ни Умирающего Марата, ни Зеленщицы, ни Старика в высокой шляпе, ни почти всех других подобных работ Давида он видеть не мог.
Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. В это же время происходит особенно резкое размежевание в каждой нации двух культур: культуры демократической и культуры реакционной, эксплуататорской. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. В Салоне 1831 г. он видел Свободу, ведущую народ Делакруа, которая была демонстративно приобретена игравшим тогда в либерализм правительством Июльской монархии, а когда начались рабочие волнения и восстания – поспешно убрана в запасник Лувра. 1863, Париж, Музей Орсэ). Всю жизнь художник терпел лишения. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью.
Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Листы Домье трагично выразительны. Когда были реально сделаны эти работы – неизвестно, - может быть, непосредственно перед тем, как они были выставлены, может быть – и раньше, ближе к Республике.
О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
Он сразу лишился возможности безудержно фантазировать изобретать необыкновенные метафорические и аллегорические образы, дерзко сопоставлять реальность и воображение, не говоря уже о самом смысле сатирического обличения и о пафосе революционной борьбы. Я считаю, что так называемый эскиз Республики, кормящей своих детей – это действительно первая живописная работа Домье, высокое качество которой не может вызывать никакого удивления. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.
- Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Современники (О.
Отнюдь не схематизированный и не условный, а явно нарисованный с натуры почтенный толстый буржуа в очках и в высокой парадной шляпе с кокардой и плюмажем разглядывает себя в зеркало с очень важным и серьезным видом, не замечая иронии, сквозящей во взгляде его совсем не карикатурного собеседника. Он более не опасен.
Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
В целом капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, науки представлял собой новую, более высокую, чем феодализм, ступень развития общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры. В 1833-1835 гг. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. чем-то подготовляют этот резкий перелом: отдельные литографские листы, где человеческие типы не превращены в гротескную схему, а остаются естественными и живыми (например, Ну, вот Вы и капитан Национальной гвардии.
Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Домье не довольствуется первыми достижениями. Когда Домье начал свою карьеру в еженедельном издании карикатурного журнала, то его работы очень быстро стали популярны. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура.
В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью.
Опоре Домье родился 26 февраля 1808 г. в Марселе, в семье скромного мастера рам для картин и окантовок, а возможно и реставратора живописи. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Оба и Домье и Бодлер, вышли из кризиса примерно к 1856-1857 гг., вернувшись к обогащенным опытом, но в общем своим старым убеждениям.
Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Нужно, однако, сказать, что эти три работы, написанные на отрешенные от времени литературные сюжеты, всем своим строем контрастировали с быстро вступавшим тогда в свои господствующие права официальным салонным искусством. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Посреди бесчисленных безобразных и противных рож, тяжеловесно физиологических и гиперболически-гротескных, заполнивших графику Домье, словно вдруг проглянул весьма мало симпатичный, но вполне реальный человеческий облик, вобравший в себя характерные признаки целого общественного слоя. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. После сделанных по этим скульптурным бюстам литографских портретов, напечатанных Филипоном, королевское правительство обеспокоилось и, придравшись к слишком очевидному сходству короля Луи-Филиппа и Гаргантюа, пожирающего национальные доходы, на прошлогодней карикатуре Домье, распорядилось арестовать дерзкого художника.
Современники (О. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).
Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Не знаю. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию.
Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. В 1820-е годы Домье был ассистентом литографа Ж. М. Белиара, работал для мелких издательств исполняя виньетки, титульные листы и т. п. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж).
В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Эти смешные античные персонажи получились у Домье очень живыми: и Прекрасный Нарцисс, тощий, как сушеная рыба и лохматый Пигмалион со своей нюхающей табак Галатеей и грузный Геракл, удрученный количеством навоза в Авгиевых конюшнях и томный Александр, великодушно передающий восторженно павшему на колени лысому и тощему Апеллесу толстую и уродливую Кампаспу. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Если бы можно было хоть на минуту поверить в хронологические схемы, предлагавшиеся в крайне разнообразной, обычно взаимоисключающей форме разными учеными, то Домье мог бы быть сочтен каким-то полоумным художником, бессмысленно бросающимся в самые разные стороны без малейших признаков ясного и последовательного художественного развития, что всегда можно обнаружить даже в творчестве малооригинальных второстепенных художников.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. В тени распласталась женщина. Так же использован смело и свободно построенный в глубоком пространстве пейзаж, неразрывно связанный с фигурами первого плана, с такой же живописной свободой решены уверенные динамические контрасты света и тени.
На полотне зрители видят зверски убитую семью. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Их трудно связать с той эпохой, когда они появились перед глазами зрителей, как и объяснить их происхождение, но факт заключается в том, что Домье решил именно теперь показать именно такие вещи, прекрасные сами по себе, но находящиеся в полном и решительном контрасте к тому, что изображалось в его собственных литографиях. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Н. Н. 1848, Прага, Национальная галерея). Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело.
Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
«К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Если бы эти карикатуры Домье имели только непосредственно политическое значение – вероятно, к ним нужно было бы относиться с глубоким почтением как к замечательным памятникам истории.
Что Домье делал в эти годы в живописи, никто не знает, можно лишь строить разные более или менее правдоподобные гипотезы. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834).
Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».
Литографии 1844-1847 гг. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни.