Описание Картины Боярыня Морозова Суриков
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Без устали работал Суриков на натуре. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. (1) Феодосия Морозова. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В отличие от других живописцев, обращавшихся к этому кругу тем, Суриков не коснулся в своей картине церковно-догматической стороны раскола, не показал основных деятелей движения и их словопрений с никонианами, как это сделали Перов и Милорадович. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Ведь сколько времени я его искал.
Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. На шапку накинут платок.
Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Так и моя бабушка говорила. Люди потянулись к ней взорами.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры.
По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Это был раскол из-за убеждений и веры. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе.
Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Все лицо мелко было. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Нравилось им, что я казак и не курю.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Портретный этюд был написан всего за два часа. Она почти не смотрит на боярыню. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
Каменный храм построили в 1703 году. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Картина ожила. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.
«Боярыня Морозова» описание картины
(8) Церковь. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Она не хотела изменять старой вере. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Не смею, - отвечал стрелец. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Её могут благословлять, ею могут ужаться, бояться её, смеяться над нею и даже сострадать, но никто за ней не идёт. На ее лице глубокая скорбь. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Картина потрясающая. Она призывает народ к борьбе и подвигу.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Описание картины «Боярыня Морозова
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Люди потянулись к ней взорами. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. (1) Феодосия Морозова.
16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Картина ожила. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Морозову подвергли пытке. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Суриков неоднократно удлинял холст. Называли себя староверами. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Людская масса едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности: каждый в толпе по-своему воспринимает событие, каждое лицо -- новый голос в едином трагическом хоре.
Но смеялись немногие. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» — юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.
Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод.
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Приглядел для работы соседний переулок. Вот пять женщин в правой части картины. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. В толпе терялось. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Естественно, я говорю о староверах православных. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Это настоящая математика. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Это Феодосия Морозова. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
«Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Его бег поможет поехать дровням. Ее увозили в ссылку.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». «Персты твои тонкостны. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.
Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
И как вставил ее в картину- она всех победила. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха.
Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Это облик человека, прошедшего через огонь, воду и медные трубы и познавшего Высшую Волю и смирившегося перед ней. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Но Суриков мучается: Не то, не то.
Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Наоборот, всем видом эта женщина говорит о том, что она никогда не отступится от своей веры. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Впереди на коленях старая нищенка.
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Основную роль и здесь сыграли пропорции.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Там, в Преображенском, все меня знали. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Анализ картины Боярыня Морозова
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. С увлечением работал художник над пейзажем картины.
(8) Церковь. Его лица не видно. Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Это сама героиня и юродивый. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, в которых бунтарку везут на допрос, свист мальчика, бегущего за санями. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Но боярыня отказалась. События происходят в 17 веке. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.
Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Каменный храм построили в 1703 году. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
(16) Икона «Богоматерь Умиление». Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. «Не идет у меня лошадь, да и только. Это Феодосия Морозова. Это математика. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Она сидит в розвальнях, на соломе. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Действие происходит на одной из московских улиц.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Все на картине будто напряглось. Морозову окружает атмосфера народной любви. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Картина вызывает восторг. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Рукой она изображает два перста. Очень трудно ее лицо было найти. До стрельца вы видите светлые тона одежд. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему.
Ее глаза полны слез. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Толкуют о какой-то неправильности в положении рук, о каких-то неверностях рисунка я не знаю, правда ли это, да и можно ли думать об этом, когда впечатление вполне охватывает и думаешь только о том, о чем думал художник, создавая картину: об этой несчастной, загубленной мраком женщине». На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Ноги у нее скованы цепью.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Женщины сочувствуют. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Это и отразил художник на картине. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя.
Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.
Все на картине будто напряглось. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.