Описание Картины Кустодиева Купчиха За Чаем

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».

На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. 1918. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Так как Кустодиев практически не выходил из своего дома в Петрограде, полотно он создавал по памяти, прибегая при этом к самым необычным и вроде бы невозможным колористическим сочетаниям, что, однако, не лишило полотно убедительности и правдивости, построенной на тщательном изучении художником натуры.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Картина была написана в проблемный для России год. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.

Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Но тем живее работало воображение. И такие молодцы проглядели революцию.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Конечно, основной темой выставки стала революционная.

Я. Билибин, 1901). Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни.

Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Она молода, красива, хорошо одета. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным.

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». В этом он находил свое спасение. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.

В девятилетнем возрасте он впервые на выставке передвижников познакомился с картинами настоящих художников, был потрясен настолько, что впечатления от увиденного определили его будущее: он решил стать художником. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И это показательно. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Но тем живее работало воображение. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».

В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». В этом он находил свое спасение. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

Чем же была для Кустодиева данная работа. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. И пользовалась спросом публики. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Примечательно, что они из разных сервизов, но хорошей русской работы, что не лишает зрителя ощущения приятного для глаз разнообразия. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта.

После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Не случайно в программах чайных клубов есть занятия йогой, прослушивание традиционной музыки.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец112613272829. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

Сочинение по картине 
Кустодиева Купчиха 
за чаем

Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем

Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Холст, масло. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине.