Описание Картины Рембрандта Святое Семейство

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».

Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.

  • Установите проигрыватель ресурсов для вашей операционной системы

Рембрандт хорошо знал, что этот сильнейший из всех светочей – солнечный свет – нельзя показать вместе со своим ослепительным источником – солнечным диском. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Установите проигрыватель 
ресурсов для вашей 
операционной системы

Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.

Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).

Это тень ее плеч и головы. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.

Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Она отдалась ему и зачала. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.

Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.

Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Она сама стала зимой.

Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Холст, масло. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Серьезно и печально смотрит она, как будто сквозь зрителя, куда-то вдаль, словно предугадывая уготованную людьми судьбу ее единственного сына. Оно доносит до нас человеческие эмоции.

Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.

Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова.

Барокко. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. На нем написано лишь равнодушие. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).

Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.

Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. То же сверкает в уголках глаз. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.

175, 5 x 210, 5 см. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Скоро гроза пойдет и здесь. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. У сидящего напротив нас ювелира Яна Лютмы, в его приветливых глазах, как естественно они сужены.

Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).

В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Критики обращают огромное внимание на светотени.

Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Законом общества признавалась борьба всех против всех.

В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Поток людей кажется бесконечным. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают.

Что до развязной позы юноши, она означает, что эстамп в корне отличается от академических этюдов, бесстрастно изучающих тело мужчины и женщины в намерении постичь человеческую анатомию во всей ее полноте. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.

Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.

Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.

«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

Вот вам диалог неба и земли. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).

Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Взгляд скользит поверх него. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.

Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В живописи Рембрандта наступает период покоя.

И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Он просил за них сто гульденов.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.

Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг.

«Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Несколько неровных штрихов обозначают дерево, несколько мазков – крыши, нажимом подчеркиваются закругленные носы коньков, вертикально стоящие клюшки игроков, одним-единственным мазком – фартук женщины, несколько белых полос в голубизне неба – словно следы от коньков, врезавшихся в лед.

Сюжет взят из Нового Завета. Кассель. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.

Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Деревня тянет к небу несколько бесформенных соломенных крыш, шаткую башню коричневых и серо-белых зимних оттенков. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною.

В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Картинная галерея.

Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.

Нидерланды (Голландия). Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. По-видимому, это эскизная работа. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.

В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. У него внимательный и веселый вид. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Все взгляды персонажей картины обращены к сыну и зритель тоже приобщается к воплощенных в образах чувств: душевного потрясения, счастье возвращения, безграничной родительской любви и, вместе с тем, горечи разочарований, унижений, стыда и раскаяния сына. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.

Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. В основе картины лежит библейский сюжет, к которому Рембрандт не раз обращался.

Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.

При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. А что же случилось с Гертье Диркс. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Действие происходит ночью в темной спальне.

Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Фронт гидротехнических работ, в те времена еще примитивный, после победы революции охватил почти всю территорию страны и общая длина плотин и дамб уже во времена Рембрандта исчислялась сотнями километров. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Но внешне он совершенно спокоен.

Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Освободившись, умерла через год. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.

Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, Ландшафт поместья взвешивателя золота, 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Любовь привела его сюда.

Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Рембрандт стал его последним протеже.

Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Яркое глубокое небо с брызгами облачков в самой вышине, похожих на кристаллы, словно и оно тоже замерзло.

История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. В конце концов, перед нами всего лишь дом голландского ремесленника, занятого делом, пока супруга сидит у колыбели возле очага.

«Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).

Там, слева, светотени почти нет и мы видим лишь очень тонкие, порой прерывающиеся, но четкие контуры фигур и лиц, все время заслоняющих друг друга. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.

Всех сковал холод. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.

А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. А что же случилось с Гертье Диркс. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).

Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Картина маленькая. Он является смыслом жизни для матери.

В нем не только материнское отношение к глубоко спящему справа младенцу любовь, озабоченность, умиленность. Смотришь на этих достойных пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.

Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Стоит только представить себе, что протягиваешь кому-либо руки для сердечной встречи, как сейчас же почувствуешь, что обе руки простираются вперед подобным же образом.

На протяжении 1640-х гг. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В то время Рембрандту было все интересно. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.

Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.

Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Из-под повязки видны его гениталии. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Полотно иллюстрирует тот факт, что стиль барокко является наиболее подходящим для передачи торжественного, приподнятого настроения.

И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. В этом отношении характерна возвышающаяся фигура на заднем плане – это изображенный в профиль Иосиф, нагнувшийся вправо.

Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними.

Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.

Дела Рембрандта шли плохо. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.

Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. На картине несколько источников света: справа – огонь в очаге, пламя которого освещает плетеную колыбель, где спит Младенец в белых пеленах под красным покрывалом слева – небесный свет, струящийся с потолка, с лавиной ангелочков, кувыркающихся, мельтеша золочеными крылышками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Кепи сидит несколько набекрень. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Он просил за них сто гульденов.

В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. На этом полотне молодой Рембрандт, безумно влюбленный в юную жену, рисует ее простувате лица, освещая его своим вдохновением. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Его образ полон глубокой внутренней значительности.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Идея заключается не в том, чтобы заставить зрителя уверовать в реальность именно этой голландской семьи, проживающей в доме из одной комнаты, но в том, чтобы он поверил в истинность живописи, которая может одновременно обнажать и скрывать, выходить за рамки изображаемого. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность.

Есть ли у Рембрандта правота отца и неправота сына. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

История с картиной «Ночной дозор» Рембрандта приведена в одноименном фильме британского режиссёра Питера Гринуэя (2007). Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.

Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Смерть Рембрандта была очень печальной. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.

В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.

После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Религиозный сюжет остается таковым лишь по традиционной форме, а догматическая идея исчезает под напором земных чувств, линий, фигур и красок и перевод при этом утрачивает все черты оригинала. Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома).

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). Непредставимое и неизобразимое религиозное чудо на полотнах Рембрандта превращается в реальное и зримое чудо гения, мастерства и красоты.

Мы чувствуем, что высокая фигура Христа слегка дрожит и излучая таинственный свет, бесшумно тает в вечернем воздухе. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года.

скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет.

Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Неясный свет, с трудом пробивающийся справа сверху и снизу слева, сливает зябнущих людей в одно существо, окутывает их теплой лучистой оболочкой надежды, защищающей их от враждебной неизвестности, холода и страха перед преследователями.

Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.

Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. И послал Давид разведать, кто эта женщина.

С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Она отдалась ему и зачала. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.

Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Взгляд скользит поверх него.

Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Совокупление изображено с необходимой точностью.

В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Скоро гроза пойдет и здесь.

Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).

Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".

Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11).

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.

Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Можно проследить бег кисти.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Зато все требования заказчиков были выполнены. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.

Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.

Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.

В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Он старается умерить силу ударов своего топора.

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Мы видим, что произведения Рембрандта, созданные на религиозные сюжеты, отличаются от его светских произведений, например, портретов именно наличием момента чудесного.

Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. В то время Рембрандту было все интересно.

На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Марксговорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.

Название офорт получил случайно, по совершенно второстепенным соображениям. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Здесь упор, похоже, делается на успехе. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. В центре площади находится памятник Рембрандту. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.

Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Художник прибегает к диагональной композиции. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.

Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Критики обращают огромное внимание на светотени. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Рембрандт стал его последним протеже.

Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Нежная забота матери и беззаветная любовь ее к ребенку сказываются и в легком движении протянутой налево от нас и вниз правой руки и в наклоне головы и в направлении взгляда. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Рембрандт близок к тем сторонам голландской действительности семнадцатого века, которые связаны и с народной жизнью.

Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Старец Симеон, повернувшись в профиль лицом направо, опустился на колени, держа в руках малютку Христа, завернутого в тряпье вокруг головки младенца пышет узкое загадочное пламя. Борода подстрижена характерно, залихватски. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.

Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Природа этого света таинственна и непонятна. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Рембрандт был страстным коллекционером. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.

Отсутствует повествование в Поклонении пастухов, 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века.

скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Господня».

После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Удивительна ее судьба. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.

И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Младенец стал старше. Зал трактира залит теплым ярким светом. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. В правой части той же пластины – набросок тонкой иглой изображающий семейную сцену у большого камина: маленький ребенок в стульчике на колесиках учится ходить.

На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.

Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Рембрандт с тонкой наблюдательностью передавал естественное рассеянное солнечное освещение в природной воздушной среде – пленэр.

Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом.

Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.

Внизу слева, на первом плане, тихо преклонили колени и наклонили головы погруженные в печальную тень Мария и Иосиф, фигура которого срезана краем изображения. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. На нем дымится жертва.

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.

Я обвиняю. » (2008)12. На лице – улыбка. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.

Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.

Мост через канал пуст. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Затем мы явственно узнаем в проеме фигуру игрока, который гонит клюшкой мяч, а в окне – пару отдыхающих, сидящих на каком-то возвышении по ту сторону, они беззаботно пируют. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Этот контраст носит не только композиционный, но и психологический характер: действие распадается на противоречащие друг другу группы и от каждой из них ждешь оратора, который произнес бы язвительное изобличение, либо потрясающую проповедь. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.

Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.

Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.

Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.

Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.

Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Бог создал море, а голландцы – берега.

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Так, он дважды пишет «Святое семейство». Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу.

– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане.

В 1635 – 1640 –х гг. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Художник прибегает к диагональной композиции. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.

От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Именно в это время Рембрандт старается максимум времени посвящать своему подрастающему сыну – Титусу.

В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Здесь видны особенности обоих стилей. Так что это не был брак по расчету. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы).

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Спокойные воды каналов лежат несколько выше уровня равнины и если бы не защитный пояс дюн и плотин – не менее четверти страны оказалось бы сразу и полностью затопленной. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.

Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.

Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Любовь привела его сюда. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Он не сломался сам. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.

Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Незначительное происшествие, которое Рембрандт, пришедший посмотреть на мужское тело, чтобы восстановить в памяти его строение, членение, световые оттенки, тем не менее ухватил на ходу, найдя в нем сюжет для этюда, посвященного не сексу и не анатомии, а находящегося на стыке того и другого. А в богатстве своего чувства, в неповторимости своей психической настроенности ищет он нечто, этому хаосу противостоящее.

Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. В 1754-ом году картина была куплена у монахов Дрезденской галереей за двадцать тысяч венецианских цехинов, что в переводе составляло семьдесят килограммов золота. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).

Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.

Здесь упор, похоже, делается на успехе. Холст, масло. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Всех сковал холод. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Эта Семья – неколебимая постройка.

«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.

В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Итак, перед нами – Голландия.

Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». «Возвращением блудного сына» (1668–1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт блестяще завершил свое творчество. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.

В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.

Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.

Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Сюжет взят из Нового Завета.

Солнце низко висит перед наступлением ночи. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.

Из-под повязки видны его гениталии. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Такова сила света снаружи. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).