Описание Картины Сватовство Майора Федотов Кратко
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, как относился к живым, знакомым ему людям – сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Грустная история. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Служанки шушукаются. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.
По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
Ах, уж эта кулебяка. Все присутствующие ждали этого события. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. А там, если помните, никакого туалета. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола – горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Постепенно сюжет сложился. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. / Нет, в светлицу уйду. »46.
В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Картина Сватовство майора: описание картины
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. — стыд какой. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней.
Описание картины Сватовство майора
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.
У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Ведь он жених. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Автору удалось передатьнастрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнегообщества.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. чужой. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Ах, уж эта кулебяка. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Ж-4521)8910. 58, 375, 4.
Рядом с купцом стоит сваха. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
Видимо, в псалтырь. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Жених уже стоит в дверях при полном параде. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.
Получив офицерское звание, переселился в Петербург. осталась незавершенной. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Про нее писали вгазетах. Откуда лента здесь взялась. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.
Помогите описать картину Сватовство майора
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Служанка и маменька в светлых платьях одинакового тона, это следующие фигуры, которые обращают на себя внимание. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».
Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. И зачем. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Кроме одного. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.
Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. получали то, что хотели, становились счастливыми.
Особенно удавались Федотову изображения великого князя Михаила Павловича Романова, брата императора Николая I. Художественный дар молодого офицера был замечен великим князем, а благодаря ему — и самим императором, который распорядился «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Онато и была столь успешновысмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Описание картины «Сватовство майора»
Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». А седобородый батюшка-купец.
Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Все не столь однозначно с Купцом.
Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Художник был беден, содержал многочисленную родню, а родители Кати хотели жениха получше, побогаче. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.
ассигнациями в месяц». Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В ней борются противоречивые чувства. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Отдали её за другого.
А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Кроме одного.
А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. П. А. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.
Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев.
Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Это излюбленный приём Павла Федотова. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Но не всё так однозначно.
Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. На первом имени, каком я научился вдохновляться, душой стремиться, развиваться, то имя –– Катенька. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца.
Каждый хочет сделать так, чтобы всё произошло по правилам и в соответствии с царившими тогда нормами. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Вопрос спорный.
Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье – статус. / По-старинному— в сизом платочке. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. По всему егооблику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит врезультате столь удачной женитьбы. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
И зачем. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
О знаменитой картине Сватовство майора
Что можно сказать про этого персонажа. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.
Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. / Ой, стыд какой. / Никогда с ними я не бывала». 5.