Описание Портрета Лермонтова

Биография Лермонтова описание внешности

период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них – Заболотского (картон, масло ИРЛИ). Расцвет его творчества пришелся на начало прошлого столетия, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались. Нет. за 6 с небольшим лет. набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш ИРЛИ).

Врубеля. Гравюра на дереве по этому рис. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами.

Акв. оружие. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике. соч. «Большая часть из современников Лермонтова, – продолжает Дружинин, – даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, – говорят о поэте как о существе желчном, угловатом испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, – но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу».

В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк. Эта акв. Дополнит. Клюндер, К. А. В те же годы создано неск. Бакаева) почти не отличается от предыдущего портрета Фотография 6 этого альбома), нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель с 1917 находится в Институте русской литературы). Кончаловский.

Автопортрет Лермонтова: 
история одного полотна

Автопортрет Лермонтова: история одного полотна

на обложке кн. : В. Сиповский, Лермонтов и Грибоедов, П., 1914). До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв. Второй портрет – 1820-22 также выполнен неизв. материалами привез из ФРГ оригинал портрета. Столыпин об этой работе. В трех из десяти илл. Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить.

Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939-40) – из коллекции кн. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Все три портрета восходят к рис. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу.

Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название – «Мцыри». Михалков, О. Ю. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.

к Думе создал А. Г. Якимченко: Л. в воен. К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв. тематике обратился Б. Н. Бессонов.

И через всю жизнь проносим в душе и в сознании гениальные эти страницы – повесть «Максим Максимыч», одно из самых гуманных созданий во всей мировой литературе. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич. ИРЛИ см.

окрашенность. Он способствует раскрыию внутреннего мира героя. Как замечает В. В. Виноградов, внешние детали истолковываются автором в физиологическом, социальном или психологическом аспекте, устанавливается своеобразный параллелизм между внешним и внутренним. Так, аристократическое происхождение Печорина подчеркивают такие детали в его портрете, как «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «зубы ослепительной белизны», черные усы и брови, несмотря на светлый цвет волос.

Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости поэта и схватить характерное лермонтовское выражение глаз. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Пыльный сюртук и чистое белье, крепкое сложение и «первичная слабость», первое и последующее впечатление о его возрасте. Рис. Почему Лермонтов в платье.

См. Однако портрет маловыразителен — в нем нет ни парадности, определяющей работу Ф. О. А. Э. Бухгейма (ИРЛИ музей Л. в Пятигорске). Горбунову (бумага, акварель). До 1865 о существовании портрета не было известно.

Портрет лермонтова 
сочинение описание

Портрет лермонтова сочинение описание

«Портреты» (1829): «Он некрасив, он невысок, / Но взор горит, любовь сулит, / И на челе оставил рок / Средь юных дней печать страстей. и маленький фарфоровый бюст работы неизв. Клюндера — как и на портрете П. Е. Сам портрет не столь интересный, сколько его история: он предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. То не было отражения жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял о себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Противоречивость натуры Печорина выдают противоположные черты в его портрете: «крепкое сложение» и «нервическая слабость» всего тела, холодный, проницательный взгляд – и детская улыбка, неопределенное впечатление от возраста героя (на первый взгляд не более двадцати трех лет, при ближайшем знакомстве – тридцать). В заключение автор добавляет, что «он был вообще недурен и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским».

Д. А. Шмаринова к Герою. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр.

П. П. Кончаловский в 1941-46 работал над большим полотном, посв. Кончаловского «Лермонтов на Кавказе». Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956), русский и советский художник, один из основателей общества «Бубновый валет» и впоследствии его председатель, в отечественной живописи ХХ века занимал одно из центральных мест. Портрет – это то, что делает возможным представить читателю героя как личность. Л. изображен на фоне кавк.

Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру – удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра – портрет внушает доверие не только верно переданными, красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубиной взгляда, которую художнику так точно удалось уловить. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов Автопортрет (акварель, 1837)». «По натуре своей предназначенный властвовать над людьми», – начинает и вычеркивает Дружинин, стремясь наиболее точно передать впечатления Дорохова. Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным. Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские.

Картинки портрет 
Лермонтова в хорошем 
качестве (16 фото)

Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)

Выполнен он П. Е. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза в 1865 году при первом отдельном издании "Песни про. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность «перевоплощаться» – в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. Кончаловскому с раннего детства: уже тогда он знал наизусть всего «Мцыри». Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии.

работ на темы жизни Л. в Тарханах: Лермонтов в девичьей А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло) Миша с дворовыми ребятишками катается с горки и Лермонтов в Тарханах Б. Лебедева (1950 уголь) Подарок крестьян А. Плескова (1954 акв. 4, 32). группу посмертных изображений поэта составляют т. н. композиции, отражающие образ Л. в разные периоды его жизни, в окружении знакомых, друзей. Зильберштейн, с. 41-42 Е. Ковалевская) вызывает сомнение. Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т. е. В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в ГЛМ поступил из ФРГ).

Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. Похороны убитых». Глаза маленькие и быстрые. И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя родины и свободы погибнуть на эшафоте. Сохранился и первонач. сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью музей Л. в Пятигорске). Выполнен он П. Е. Заболотским (1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ).

Огонек, 1961, 31, с. 9. ИРЛИ).

Об этом он сам говорил Белинскому. К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал. В большой серии илл. музее им. Бессмертного и навсегда молодого.

Лермонтов на Кавказе. Один говорит: «широкий, но не высокий лоб», другой: «необыкновенно высокий лоб». Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873 его же, Портреты Л., PC, 1875, т. 14, кн.

Д. И. Митрохин – первый сов. О физической силе Печорина, его ловкости и выносливости говорят «широкие плечи» и «крепкое сложение, способное переносить все трудности Кочевой жизни». Портрет, написанный по заказу А. А. По крайней мере, Лермонтов этим описанием сразу заставляет читателя задуматься и дает Печорину какое-то странное обаяние.

Вопрос: портрет 
лермонтова сочинение 
описание

Вопрос: портрет лермонтова сочинение описание

На живописи, внизу: Писал А. Челышев. Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске). Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. музей портрет поступил от художника в 1882).

1838 по апр. купца Калашникова, вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета. Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату. На второй день после гибели поэта Р. К. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре (бумага, масло ИРЛИ). Как часто. Кузьмина к повести К. Большакова Бегство пленных или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка (1932) изображен Л. : Поэт за карточным столом в доме Нигорина, Лермонтов под арестом и Дуэль Лермонтова с Мартыновым. Л. изд-во Печатник, т. 1, с. 20-21).

На портрете нет ни подписи, ни даты. При этом – портреты все разные. Несомненное сходство с автопортретом и в рис. Аналогии с прижизненными портретами нет.

Роль портретных 
описаний в прозе 
Лермонтова

Роль портретных описаний в прозе Лермонтова

Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л. -гв. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи. Выполненный в реалистич.

Лермонтов на смертном одре. Слева на стене – кавк. трактовкой образа. А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица. купца Калашникова", вышедшем у А. И. Глазунова.

  1. Портретная характеристика Лермонтова СОЧИНЕНИЕ НА 1, 5 ЛИСТА
  2. Презентация по литературе Портреты Лермонтова
  3. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник
  4. Поэт на полотнах различных художников
  5. Самое интересное в виде мозаики

В 1962г Андроников вместе с другими материалами привёз из ФРГ оригинал портрета. «Лермонтов долго был нескладным мальчиком, – пишет Дружинин, – и даже в молодости выезжая в свет имея на всем Кавказе славу льва-писателя, не мог отделаться от застенчивости, которую только прикрывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов». Из скульптурных изображений нач. А. А. Краевский заказал его К. к. Горбунову (бумага, акв. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще.

20 вв. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». писателей, ему посвященных. Портрет оставляет тяжелое впечатление. Смертность мальчиков выше, чем девочек и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья. Портрет Лермонтова работы К. А.

  1. Другие статьи из «Лермонтовской энциклопедии»
  2. «Скифы»: пророчество Александра Блока
  3. Иван Козловский: простой и непостижимый
  4. 200 лет назад 15 октября 1814 года родился великий русский поэт, преемник гениального Пушкина
  5. Сегодня 7 января понедельник2019
  6. Картинки «Марш деревянных солдатиков» (12 фото)
  7. Картинки Веселый Роджер (30 фото)

купца Калашникова (М. - П., 1919). таких книг. Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939., М., 1963, фронтиспис) поэт изображен в форме Тенгинского полка, в шейном платке, через плечо – портупея с шашкой, на плечах – бурка.

гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. Печорина никак не сыграешь ибо в «Бэле» перед нами не сам Печорин, а Печорин в представлении Максима Максимыча, человека совсем другого круга и другого образа мыслей. В Музее изобразит. в настоящем изд. Все эти работы слабы по своей рисовальной технике.

  • Красивые картинки с Днем специалиста по радиоэлектронной борьбе 2019 (8 фото)
  • Красивые картинки Радоница — родительский, поминальный день 2019 (16 фото)
  • Красивые картинки с Международным днем культуры 2019 (9 фото)
  • Красивые картинки с Днем работников уголовного розыска Украины 2019 (13 фото)

С 1889, т. е. со времени первой публикации этого портрета (Собр. Клюндера авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М.

Этой т. з. придерживался и Пахомов. Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок, – писал в 80-х гг. Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр. Попытка такого анализа была предпринята И. Л.

пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо музей Л. в Пятигорске вариант – в ГЛМ). А человек из другого круга – кавказский офицер А. Есаков, бывший еще безусым в пору, когда познакомился с Лермонтовым, – вспоминает: «Он школьничал со мною до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой пыл». И снова: «большие глаза». Выполнен он П. Е. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк.

  • ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЛЕРМОНТОВА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Его жизнь омрачала память о декабрьском дне 1825 года и о судьбах лучших людей. Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений. музея А. А. Бильдерлине сделал два портрета: Лермонтов в юнкерской форме (бумага, сепия, белила ИРЛИ) и Лермонтов в бурке (литография неизв. Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв. портрет поэта.

Л. здесь юнкер л. -гв. войны фото с барельефа в ИРЛИ) в 1887 гравюру на дереве с этого барельефа вырезал М. И. Матюшин. Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп. Со слов Дорохова автор ее говорит о сохранившейся с детства привычке Лермонтова к сосредоточенной мечтательности и о другой особенности, старательно им скрывавшейся.

Огарёвой-Тучковой). Других поражает живостью и веселостью. традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности. Эпитеты «ангельский» и «дьявольский» дополняют картину, традиции романтизма здесь еще сильны и Лермонтов в «Вадиме» стремится наделить своих неординарных героев неординарной внешностью. Лермонтов, уже признанный поэт, едет в изгнание на Кавказ Образ Лермонтова я искал в портретах, написанных с натуры, в воспоминаниях современников и, наконец, в его поэзии.

Портрет Л. - из собрания б. командира этого полка М. Г. Хомутова (. ). в кн. : Герой. После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802-1875) создаёт 4 его портрета. обр. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. и оригинальных работ.

Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Ульянова (бумага, уголь, мел ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят.

Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Спор (внутр. иконографии. Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш ГЛМ).

В 1940 К. И. Рудаков создает портрет Л. в петерб. А тогда он голодал. Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Андроников И., Я хочу рассказать вам.

Она хотя и опубликована ныне (Литературное наследство, т. 67, 1959, с. 630 – 43, публикация Э. Г. Герштейн), но мало кому известна. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Тем более, что Лермонтов был очень болезненным ребенком.

Портретная характеристика 
Лермонтова СОЧИНЕНИЕ 
НА 1, 5 ЛИСТА

В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. Если не считать этих двух детских портретов, то все остальные созданы за очень короткий промежуток времени с конца 1834 до начала 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841), то есть за шесть с небольшим лет. После возвращения из ссылки (с аир. Дом Лермонтова». В кн.

В 1840 г. Г. Г. Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди. Он оставался доверчивым и неосторожным.

Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести, – поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45-46 Андроников (6), с. 297-98 Андроников (13), с. 186-91, 194-95, 229-30, 557-99 Описание ИРЛИ, М. -Л., 1953 Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн. : Рус. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Подарен мне фон-Баумгартеном.

И опять возражение: нет, «глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные». Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели, а не глаза, – пишет он, – щели, полные злости и ума». В 50-60-е гг. Будкин, П. Е.

Лермонтов изображён в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. обозрение, 1898, 25 Бабенчиков М., Л. в живописи, Совр., 1914, 10 Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19-21 его же, Новые портреты Л., Огонек, 1939, 25-26 Пахомов (2) Иванов В. И., Лермонтов П. П. Кончаловского, Лит-ра и иск-во, 1943, 17 апр. Баратова передали ее в дар Государственному Литературному музею. в кн. : Лирика Л., М., 1970 суперобложка, фронтисписы). музей Л. в Пятигорске). Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки.

Меринского: «Л. художника 50-60-х гг. ). О том, что Лермонтов писал картины известно далеко не всем. Здесь нет полутонов, все ярко и однозначно.

Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. Глаза маленькие и быстрые. На портрете нет ни подписи, ни даты. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти».

Л. 1840-41 Diplomatie civile et militaire (Дипломатия штатская и военная бумага, карандаш ГПБ). Так, запись А. М. Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Известно неск.

По портретам мы представляем себе внешность людей, десятилетия или столетия назад запечатленных художниками. И, конечно же, огромное внимание — почти целую страницу. Заболотского. До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя.

И – сардоническая улыбка. В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло см. основу (см.

Изящный силуэтный рис. 9 Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л. изданные в 1842-1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн. И все оттенки человеческой внешности он подмечал и умел изобразить.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. (из воспоминаний Н. А. художника. К 1870-м гг. Интересна литография А. С. Пруцких. Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся.

Л. изд-во Печатник, т. III, с. 3). По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927.

Он значительно богаче и тоньше по технич. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, хорошо очерченные губы, слегка вздёрнутый нос После смерти Е. А. Арсеньевой портрет попал в имение её брата А. А. Столыпина в Саратовской губернии из его семьи позже – в Мурановский музей, оттуда – в ГЛМ. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника.

В 1875 году П. А. в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах) второй портрет профильный. юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них – работы Ф. Д. Константинова. Заболотского, на котором поэт изображен в ментике лейб-гвардейского гусарского полка, «нетрудно заметить в нем большую реалистическую основу: за гусарской внешностью художник сумел увидеть сложный внутренний мир поэта».

Песни про. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, взвихренного пейзажа. Следующий портрет относится к янв. - февр.

Отец, чтобы помочь ему в работе, поселил его у нас. Портрет его работы (тушь, перо ГРМ) – на титуле Песни про. ГЛМ не воспроизв. ). И, скажем, снять «Бэлу» в кино невозможно, не изменив при этом ее структуру и смысл. 1941) ссыльного поэта он в форме Нижегородского драгун. с надписью на экз.

Портрет работы Р. К. полка, дан на фоне поэтич. На гагаринском снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы. М. А. Врубеля 1891 к стих. П. 3. Поливанова среди 18 рисунков карандашом обращают на себя внимания работы «Лермонтов с юнкерами в палатке» и «Лермонтов с юнкерами на учении». Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.

Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. В 1842 по акв. До 1865 года о существовании портрета не было известно.

Лирика Л. (М., 1949 оба оригинала не сохранились). Серии илл. Последние строки взяты из воспоминаний художника М. Е. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова: Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, – пишет Меликов, – он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой.

Л. в черном расстегнутом сюртуке л. -гв. деятельности Л. 4 его портрета создает А. И. Клюндер. А. А. Краевский издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К. А. Горбунову (1822-1893).

Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). работ: Лермонтов среди солдат у костра Кроля и Сидорова В горах Кавказа С. Ф. Веселовского (акв. ), Лермонтов и Белинский Б. Николаева (все – в музее Л. в Тарханах). Др.

Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н. 13. Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн. : Сибирские юридич. Без даты. Заболотского, поэт изображен в мундире лейб-гвардейского гусарского полка.

Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. темой.

кавк. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. По этому рис. ун-та (акв. ) Б. А. Дехтерев – Лермонтов и Одоевский на Кавказе (акв. ) А. И. Кравченко – Лермонтов-юноша в парке Середникова (сепия) Бехтеев – Лермонтов у Краевского в редакции (акв. ) Н. Е. Давыдов – Лермонтов читает Раевскому 16 заключит.

Это наиболее популярный портрет работы А. И. П. Е. Корнилова). Лермонтова. При жизни поэта были созданы сюжетные рисунки с его участием. Вот таким образом было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта здесь возмужание духа иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз).

рис. В 1883 для экспозиции нового Лермонт. художника, - копия с предыдущего (картон, масло ИРЛИ). Пушкина и в Институте русской литературы хранятся акварельные копии, на которых повреждения не переданы. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е. А.

Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова (Гравюра на стали ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). людей, Живопис. Пушкина был подготовлен проект «Выставка одной картины», на которой впервые экспонируется работа П. П. под ред. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не даёт исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира поэта.

Андронниковым, заключившим: «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. скульптурных портретов Л. – В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ). Михалков-Кончаловский, Н. С. На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом – Л. И. Поливановым: Поэт Лермонтов. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. А кроме того, он, конечно и держался по-разному – в петербургских салонах, где подчеркивал свою внутреннюю свободу, независимость, презрение к светской толпе и в компании дружеской, среди людей простых и достойных.

На портрете 1961-62 (гравюра на дереве см. Попытки использовать для этого портрет были ещё в ранних прозаических опытах Михаила Юрьевича — в романе «Вадим»., М., 1965, с. 51-52). художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией. Также он был известен как мастер театральной декорации и книжный иллюстратор.

к этому стихотворению. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним – Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль. Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель ИРЛИ). В 1884 М. И. Цейдлер по портрету Шведе (Лермонтов на смертном одре) вылепил барельеф – погрудное изображение, ограниченное профилированньгм рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске).

Портрет подписной, датированный: 38/XI. судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Главные прижизненные портреты поэта были написаны в период между 1834 и 1841 гг. Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка. На самом же деле он любил выпить и повеселится.

Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. музей. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в глаз). Семенова и М. М.

Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок, писал в 80-х годах Д. А. Интересна картина Г. С. Метелева Лермонтов – изгнанник (холст, масло Свердловская картинная галерея). относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. Там она отдала акварель на хранение А. М.

стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе. иск-в им. Т. А. Маврина подготовила погрудный портрет (ок.

Подобная практика была широко распространена. И к вершине этой он пришел не сразу — мастерство его оттачивалось годами. Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл. И если мы обратимся к воспоминаниям о Л., то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности абсолютно расходятся между собой. Вот таким образом он создавал впечатление мрачного человека.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Нет. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763).

В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. Стихотворений Л. (1842-44). ИРЛИ). Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. литерами).

портрет 1841. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Лермонтовым. 1841), т. е. за 6 с небольшим лет. Глаза маленькие и быстрые. Верещагиной. «На воздушном океане» – строки, не уступающие пантеистической лирике Гёте, Лермонтов написал в 24 года.

и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился. Л. - слева, на диване, в гусарском доломане. детали, все остальное зачернено романтич. Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель ИРЛИ). К 1941 относятся 3 работы Л. Е. Фейнберга: Лермонтов узнает о смерти Пушкина, Лермонтов рисует в горах, Лермонтов под выстрелом Мартынова (все – уголь ГЛМ не воспроизводились).

автор бисквит музей Л. в Пятигорске). Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта. Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание.

1840. В 1914-15 появилось неск. эпизоды из жизни Л. : В. И. Ладягин – Проводы Лермонтова у Карамзиных (уголь) В. А. Милашевский – Лермонтов в аудитории Моск. Все варианты – погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв. гор (ИРЛИ воспроизв. журн.

Последнее относится к работе А. Челышева. Изображение поколенное в расстегнутом сюртуке с эполетами Лермонтов сидит в кресле за письменным столом левая рука на спинке стула в глубине комнаты – полки с книгами, картина. Внук. форм и Н. Шабанянц, автор работ о худ. художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло ИРЛИ). Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского Мишель Лермонтов (1933) – почти половина с изображением Л. в разных ситуациях на переплете – Лермонтов с дамой верхом и фронтиспис Лермонтов в обществе гостей Верзилиных (поодаль – Мартынов в черкеске). В 1891 для иллюстрир.

Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, - в ИРЛИ. его портрет Л. - авторское повторение 1839 (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Бакаева) – почти не отличается от предыдущего (бумага, акв. Тот много рассказывал о Лермонтове. Писал он все время, а я торчал у него тоже все время.

Шведе На второй день после гибели поэта Р. К. интерьере (3 варианта – в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню».

Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом». Ок. Палена (1840). Гроза», «С развалин Мцыри», «Казбек», «Пятигорск. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы.

Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски – в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан). Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. В. А. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958).

Гусарского полка, в красном ментике воротник и обшлага оторочены мехом прическа не характерна для Л., он без усов в правой руке – перчатка. Последний прижизненный портрет Л. – 1841 (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. художник имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо. Рисунок ему не понравился – он изрежет, выбросит, а я подберу, склею и под подушку к себе. Кончаловского – А. С.

подтверждением авторства Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: Обличив Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова работы Будкина. В Музее изобразительных искусств имени А. С. «Когда бывал задумчив, – пишет узнавший его на войне артиллерийский поручик К. Х. Мамацев, – что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно выразительным, серьезно-грустным но как только являлся в компании своих гвардейских товарищей, он предавался тому же банальному разгулу, как все другие в это время делался более разговорчив, остер и насмешлив и часто доставалось от его острот дюжинным его товарищам». Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты.

Лермонтова было знакомо П. П. И Лермонтов своим описанием еще раз подчеркивает исключительность героя. Шереметьевой". соч.

Будкина, ни простоты и реалистичности изображения П. Е. Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии (ср. Прижизненных скульптурных портретов Л. нет не была снята и посмертная маска. Портрет хранится в Институте русской литературы. Меринский тогда же видел этот портрет. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв.

Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. иллюстратор Л., еще в 1913-14 к отд. Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. В канун лермонт.

к Мцыри, к-рая открывается изображением поэта (линогравюра находится в музее Л. в Пятигорске). Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования изображенных на портрете Лермонтова и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. Иконография Л. открывается его детскими портретами. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. портрет работы Кузьмина (1940 тушь, перо собственность художника). Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло ИРЛИ).

Походка героя небрежна и ленива, однако он не имеет привычки размахивать руками, что говорит о некоторой скрытности характера. Но более всего рассказчика поражают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся». И неудивительно. Л. (изд. И все же из воспоминаний можно сложить конкретное представление о внешности поэта. Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. черно-белых силуэтов.

А. М. к книгам сов. – автор уделяет описанию главного героя романа — Печорина. В 1956-1957 появилось неск.

Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств.

Реставрация (до 1938) исказила облик поэта. Таков Арбенин, таков Печорин. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П. З. Нет. Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. мастера ИРЛИ).

Л. (холст, масло собственность семьи художника). Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. иск-во.

На обороте снимка надпись: Поэт Лермонтов. 1841) неизв.

Самый ранний портрет Л. – 3-4-летнего ребенка – выполнен неизв. Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в нач. В 1932 вышла 13-я повесть о Лермонтове П. Павленко с илл. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью.

иконографии поэта стоят видные мастера. Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах). произведение этих лет (холст, масло альбом М. Ю. Лермонтов, М., 1941 вариант – музей Л. в Пятигорске).

изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин. изд. Р. Бар-то, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль и Лермонтов на берегу моря. / И пылок он, когда над ним / Грозит бедой Перун земной». Он хранился у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году (там же, с. 598).

Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн. Но в совокупности созданные проф. Так, портрет Л. угадывается в образе военного, спиной прислонившегося к камину, на карандашном рисунке «Дипломатия гражданская и военная» (1841). Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л. -гв. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Арсеньевой. «Оттого-то до сих пор в отдаленных краях России вы еще встретите людей, которые говорят о нем со слезами на глазах и хранят вещи, ему принадлежавшие, более, чем драгоценность».

Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков (Совр., 1914, 10, с. 156-62). Все рис. - перовые с тоном (ГЛМ) – отличаются живым, стремит. С безоговорочной надписью М. Ю. Лермонтов (1838) Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн.

Поэт в белой рубашке, черном галстуке синий офицерский сюртук распахнут. Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно. В эту пору появилось мн. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица».

Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре. Уроки Марии Лопухиной впрок не пошли. в ГЛМ поступил из ФРГ).

Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832). Однако в 1905 на выставке в Таврич. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834).

Среди прижизненных считается одним из лучших. к лермонт. И, узнавая причины этой «болезни», вникаем в «историю души человеческой» и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «времени». Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным.

художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд. «Высокомерен», «едок», «заносчив» – это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу. Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф. О. Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых. Горбунова.

Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. И совсем другой Лермонтов в изображении поэта – переводчика Лермонтова на немецкий язык: «В его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение». И больше всего любил «Евгения Онегина». Впервые он был опубл.

Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди в лице – мягкая грусть, задумчивость. 3 Шугаев П., Из колыбели замечат. В не, м преобладали лишь детали, говорящие непосредственно только о личности героя. Впервые с такой очевидностью мы узнаем из этой статьи, что на Кавказе, среди людей непривилегированных, у Лермонтова были истинные друзья, что он был знаменит не только в литературных салонах и в широком кругу своих почитателей в обеих столицах, но и на «всем Кавказе».

композиций – недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». иск-в им.

Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский). В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). На самом деле у Лермонтова были, умные глаза, чёрного цвета. В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске) Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс музей Л. в Пятигорске). Во время вспышек гнева они бывали ужасны.

Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции. Заболотский, А. И. Несмотря на непрофессионализм художника, некоторую нарочитость в портрете — подчеркнута значительность самого момента портретирования, возможная театральность выбранной позы, — на первом портрете все же ощущается жизненность — мы видим живого ребенка с мелком и свитком бумаги в руках, второй детский портрет парадный, в нем художник следует классицистической традиции.

Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. Портреты – один из жанров живописи, скульптуры и графики. По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его с «пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой». В 1962 Андроников вместе с др.

Возвратимся снова к портрету: до смерти Арсеньевой он находился в Тарханах, затем через потомков А. А. Столыпина в 1925 был передан в ГТГ. Среди них Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе М. Зайцева (Соч. И – сардоническая улыбка. В своих воспоминаниях Кончаловский писал: «Все потом его узнали и оценили. Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл.

К оформлению первых сов. Сравнивая этот портрет с портретом работы П. Е. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра). В иконографии Л. имеется группа т. н. сомнительных портретов – не убедительных по сходству или недостаточно документированных. В этот период (с июня 1840 по янв. Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. интерьера.

Второй портрет работы А. И. «Скучен и угрюм», – вторит другая. Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. портретов и историей воен.

Картина Н. П. Ульянова – наиболее значит. значит. А. А.

И чувствуем, что взгляд не уловлен. Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры. Клюндер исполнил много портретов лейб-гусаров для взаимного обмена между ними». Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг. В графическом наследии Н. И.

Все совместилось в этой маленькой книжке – старинный сказ «Песни про царя Ивана Васильевича. » и простая речь бородинского ветерана тихая молитва о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому и горечь разлуки с родиной холодное отчаяние, продиктовавшее строки «И скучно и грустно. » и нежный разговор с ребенком беспощадная ирония в обращении к богу и ласка матери, напевающей песню над младенческой колыбелью трагическая мысль «Думы» и страстный разговор Терека с Каспием горестная память о погибшем изгнаннике и гневная угроза великосветской черни сокрушительная страсть Мцыри – призыв к борьбе, к избавлению от рабской неволи и сладостная песня влюбленной рыбки пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России, призрачный корабль, несущий по волнам океана французского императора, слезы заточенного и страстный споро направлении поэзии – все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта. 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф.

Отличен от этих работ акварельный портрет кисти А. И. Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). Пушкина лепил И. П. Витали. пейзажа (бумага, акв. Портрет подписной, датированный: "38/ХI".

Здесь отражена его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Лит. : Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн. : Соч. Внизу подпись художника и дата 1840 (слав. «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», – читаем в записках светской красавицы.

В 1931-53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта – гл. Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Не стоит забывать о том, что Лермонтов — не только поэт и прозаик, а еще и художник.

Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым. М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн. В иконографии замечается новая черта – сильный элемент жанровости. Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному.

Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И. Д. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л. в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965. Однако на этот счет Карл Брюллов держался иного мнения. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: Michel Lermontoff Bussischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt (Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный). Так, на портрете, выполненным Ф. О. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.

Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Своеобразен, в стиле модерн, портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель музей Л. в Пятигорске). К участию в этом альбоме были привлечены и др. дворце появился оригинал, а в газ.

художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). До 1865 года о существовании портрета не было известно. Он утверждал это на основании своего опыта. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Атрибуция портрета вызвала возражения (Г.

В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. мира гениального поэта. Огонек, 1947, 33-35. музей Л. в Пятигорске). Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.

Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. номером журнала. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк», 1961, 31, с. 9. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в «охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь» веру Лермонтова в достоинства жизни и человека.

В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов по надписи на обороте (Писал Будкин 1834-го С. Петербург) он установил фамилию художника – Ф. А. Будкин – и дату. конф. В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло ИРЛИ) копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. пейзаж – река в ущелье, скалистая гряда гор, уходящих вдаль, - составляет единое целое с портретом, усиливает его трагич. Однако это ли важно, когда перед нами важный документ, демонстрирующий, что испытывал Лермонтов в то время.

В тот же петерб. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Во время вспышек гнева они были ужасны.

Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Мы уже поняли, что Печорин — личность яркая, выдающаяся, неординарная. Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Стихи на устах у всей России.

Есть и др. В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. И если не будет Максима Максимыча, Печорин станет похож на героев Марлинского.

Среди них илл. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. И здесь повествователь уже открыто связывает портрет героя с его психологией: «Это признак – или злого нрава или глубокой постоянной грусти», – замечает рассказчик. О проницательности интеллекте и одновременно равнодушии героя говорит его холодный, металлический взгляд. таких работ было мало.

Собр. художниками высокой квалификации (Ф. Новое время (23 марта, 10434) в обозрении был помещен портрет со след.

В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки задумчив (вариант – в ГЛМ с датой: 1933). предшествовал его лирич. Искусство, 1968, 12). анализ портретов – Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315-16). копии, на к-рых повреждения не переданы. отличается лиризмом изяществом колорита и композиции.

На поэте мундир Нижегородского драгун. динамики образ. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. Это автопортрет, сделанный самим писателем в том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа.

с 1917 – ИРЛИ). илл. И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова – беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами.

Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Мешал, наверное, страшно. все – в музее Л. в Тарханах). Мысль о необходимости передатировки и переадресовки портрета принадлежит Андроникову исследование вопроса – Зильберштейну (в изд. : М. Ю. Л. в портретах, с. 30-32), сравнит. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ). карандаш, акв. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). Два детских портрета исполнены масляными красками в 1817– 1818 и 1820–1822 гг.

изд. Краевский заказал его К. А. Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. В 40-50-х гг. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). 1837. приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим нарисованный»).

штрихом, меткой характеристикой образов. Это – оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш ИРЛИ). в кн. : Демон изд. Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы – 1939 и 1941.

явлений лермонт. 1840), в пору расцвета поэтич. Так рождалась картина «Лермонтов на Кавказе», работа над которой продолжалась в течение нескольких лет. Именно вот таким образом автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.

У истоков сов. К 1964 появилось еще неск. Ибо не только враги, но даже и те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь.

Поэта гениального и так рано погибшего. Строк Смерти поэта (холст, масло) Б. Г. Биргер – Свидание Лермонтова с Белинским в заключении (холст, масло). Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь глаз)».

ПОРТРЕТЫ Лермонтова. В 19 – нач. неизвестным художником, вероятно крепостным.

К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры. Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником. к стих. Будкиным в 1834 г., Л. больше гусар, чем поэт.

портрет Л. (1941 бумага, уголь ГТГ). Горбунова 1841 (неизв. А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв. И снова – о железном характере Лермонтова, который впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина: «Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество». В мастерской было холодно и художник перенес полотно домой. И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные как уголь», «с двумя углями вместо глаз».

выходит неск. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок – На привале в Темир-Хан-Шуре (помещен в альбоме П. А. Урусова).

Др. По – детски выпуклые губы, но всё это не сочеталось с его приземистой фигурой. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ. К композициям в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл.

Самый ранний – 1838 (бумага, акв. Здесь ясно виден принцип контраста.

Резкость красок — вот основное свойство портретов этого периода. Андрониковым в 1948. Рисунок связан со стихотворением Журналист, читатель и писатель. текстом: Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой. Самостоят. стих. Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова.

Сов. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). А в «Журнале Печорина» мы видим героя опять в новом ракурсе – такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открылся на людях. О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов – авторы осн.

художники, осветившие отд. Горбунова. Гагариным был выполнен эскизный рисунок «Кружок шестнадцати» (бумага, карандаш, ИРЛИ), на котором среди портртетов А. Столыпина, С. Долгорукого, П. и А. Шуваловых замечен Л. — поэт изображен в форме офицера сидящим в кресле. Он написал 3 картины: Лермонтов на привале в Чечне (1941 холст, масло), Лермонтов на дуэли (1947 холст, масло), Лермонтов и Белинский (холст, масло все – в музее Л. в Пятигорске).

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ("Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный"). При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см. Лермонтов, М., 1951 (там же его статья Портрет) первая публикация – журн.

Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной. Лермонтов не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства. Так, в юнкерском альбоме Н. И. ссылки.

Л. Журналист, читатель и писатель занимает особое место (бумага, черная акв. Маврина выполнила еще 2 работы для альбома М. Ю. Лермонтов (1941) – Смерть Лермонтова и илл. Горбунова (1841) Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. (все – в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске офорт – в ИРЛИ). Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных. галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами.

осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина). Кушнерев) Л. О. Пастернак выполнил портрет Л. в виде заставки к Думе (восходит к портрету Клюндера бумага, акв. Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв.

музей и оттуда – в ИРЛИ. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. прижизненной иконографии Л. - все впоследствии стали академиками живописи) эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Л. Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по нач. И в то же время – негодование по адресу блистательного Печорина. В 30-е гг.

Можно предположить, что художнику удалось уловить осн. Соч. форме стоит на балконе между колоннами (см. Но вот мы читаем «Тамань», «Княжну Мери» и «Фаталиста» и наконец постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности.

Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным. П. П.