Осада Троице Сергиевой Лавры Картина

Картина Василия Верещагина Осада Троице-Сергиевой лавры» была написана в 1891 году и изображает события 1608-1610 г. г.

Описание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры»

Историк приходит к заключению: «. На другой день защитники сделали новую вылазку. На вылазку и в подкрепление решили выделять людей особо. Царь Василий «для осадного времени» его челобитную пожаловал. У осаждавших первый штурм оказался провальным им был нанесен огромный урон. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск.

Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Вы же шедше из града глаголите врагом: Видeсте вы старцов, почто не изымасте их. Тогда защитники стали делать вылазки и помогать прорываться гонцам.

помогите найти описание 
картины верещагина 
осада троицы сергиевой

помогите найти описание картины верещагина осада троицы сергиевой лавры

По этой причине Сапега стал проводить подготовку к третьей атаке. Началось строительство подкопов под башни монастыря. Наиболее важным свидетельством морального разложения в осажденном Троице-Сергиевом монастыре и источником всех остальных нравственных страданий и падений является взаимная неприязнь осадных воевод князя Долгорукова-Рощи и Голохвастова. На северной стороне — надпись о значении Лавры в Смутное время: «. Сначала было знамение: пономарю Иринарху привиделся сон, что в келью его вошел чудотворец Сергий и сказал: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». Воеводами были князь Григорий Долгорукий-Роща и дворянин Алексей Голохвастов.

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Затем было много московских людей.

Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. Архиепископ же, в себe быв, ощути, себе от болeзни здрава и благодарив Бога до утриа». Это был последний бой под Троицей. Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток. Михаилу Скопину-Шуйскому и Якобу Делагарди удалось снять осаду с помощью своих войск. Кроме сапежинцев, в приступе участвовали полки других панов.

Царь подтвердил прежние льготы монастыря, а в ноябре 1607 г. посетил Троицкую обитель. Святой, например, то предупреждает и вселяет надежду:«Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зeло тяжек, они же бы не ослабeвали, но с надежею дерзали» (первое обращение к пономарю Иринарху) то побуждает к молитве, поучает и опять-таки обнадёживает:«Брате, востани, се время пeнию и молитвe час. О том, что «Сказание» Авраамия Палицына воспринималось с большой теплотой, говорит количество списков. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.

Сочинение по картине 
Верещагина «Осада 
Троице-Сергиевой

Сочинение по картине Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры»

Осаждавшие стали резать друг друга. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Болезнь по-прежнему свирепствовала и смертность в Троицкой лавре росла. Укрепившись под Москвой, Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. Возможное падение обители, вероятно, должно было быть понято людьми как исход Божественной благодати из Русской земли, — итог того, что и молитвы преподобного Сергия оказались бессильными и вековечное попечение Богоматери прекратилось и Сам Господь, соответственно, явил безучастие к бедам России. Теснота внутри Троицкой лавры была ужасная.

Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. В 1891 г. В. П. На картине изображен эпизод штурма монастыря, хотя зритель и не видит батальных сцен. Из 30-тысячной армии к Лжедмитрию II вернулось обратно немногим более тысячи. Описания обстрелов и штурмов в начале осады Палицын заимствовал из «Повести о взятии Царьграда турками» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». Захватили и лошадей: так многие наёмники перед походом лишились боевых коней.

Заслушав шум боя, осажденные послали подмогу и помогли казакам попасть в монастырь. Смертность день ото дня росла. Отец пойдет за дровами, чтобы пропитать семью и пропадёт дети разведут огонь, а сами говорят: «Вот, это мы своего отца кровь пьём».

Сегодня первый день 
героической обороны 
Троице-Сергиевой

Сегодня первый день героической обороны Троице-Сергиевой лавры

Несколько сотен человек в этой суматохе и панике было перебито. Причем необычные световые явления фиксировались на горе и после основания монастыря. Стр.

Поистине здесь случай, когда время остановилось. В конце 1608 года – в начале 1609 года благодаря вылазкам у противников забрали сено и скот, разрушили несколько застав, подожгли несколько их сооружений. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Даже сорок убитых за поход в лес по дрова немало и так продолжалось всю зиму.

Слова Гермогена сидельцы узнали от казаков, прорвавшихся в монастырь. 9 ноября «сделали вылазку зарушивать подкоп того же дни и наряд взяли» (Выпись вылазкам). Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы.

Случилось то, что потом назвали чудом – часть войска пошла на приступ по первому выстрелу, другая по второму, а третьи – по третьему. Подобное могло быть, если в Тушино его произвели в архимандриты: «Старец Авраамий мог быть в одной иерархии старцем келарем, а в другой старцем архимандритом абсолютно так же, как Филарет был в одной епархии патриархом, а в другой митрополитом». Из-за Девочкина схлестнулись воеводы: князь Долгорукий его обвинял (и послал на дыбу), а Голохвастов защищал.

Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Забелин. Казаки потеряли лишь четверых, захваченных в плен. Кроме вылазки 10 октября, все они прошли успешно в одной даже ранили Лисовского. Осаду Троице-Сергиевого монастыря мы до сих пор познаём через произведение троицкого келаря, старца Авраамия (в миру Аверкия Палицына).

Несколько времени хранилась полная тишина. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. "– взывал в одной из своих грамот преподобный Дионисий. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь.

Шуйский беспокоился о монастыре и послал туда войско для охраны. В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского – 19 казаков. На сей раз московиты показали себя в поле — обратили в бегство «лисовчиков», отбили гусар, сбили полк гетмана, едва не взяв его в плен, захватили пушки и ломили врага, ведя дело к концу.

Но свои рассказы он объединяет в целое не на основе единства сюжета и действующих персонажей, а на основе единства темы и идейной задачи«известити»о заступничестве за обитель Пресвятой Богородицы, согласно обещанию, некогда данному Ею святому Сергию Радонежскому, а также о помощи Божией, ниспосылаемой монастырю во множестве чудотворений как по молитвам преподобных Сергия и Никона, так и через них лично. Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве. Эта удача придала русским духу, а у солдат Лжедмитрия II поубавила спеси. В другом месте польско-литовские отряды также приняли тушинцев за вылазку защитников монастыря и вступили с ними в бой Суматоху и панику усилил огонь крепостной артиллерии. Вышло иначе.

Некоторые города были взяты силою: Тверь, Шуя (наследственное владение князей Шуйских). Сюда же крестьяне привели остатки своего скота. В чем истоки героизма и верности долгу этих простых людей: монахов, стрельцов, крестьян. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар.

В войске осаждавших произошёл раскол. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. 504 – 505).

в верещагин осада 
троице сергиевой 
лавры

в верещагин осада троице сергиевой лавры

Но ведь чувство любви к Родине не должно проявляться только в сражении или в бою. Не ляхи, а изменники переяславцы стали ломиться в церковь, стреляли в нее и диким криком отвечали на увещания митрополита опомниться и не быть извергами.

После чего Сапега к Лжедмитрию II обратно привел примерно чуть больше тысячи людей. Вот таким образом все восемь батарей разместили на Красной горе и в Терентьевой роще. стиля Сапега предпринял новый приступ.

Соберите материал 
об осаде поляками 
Троице-Сергиева

Соберите материал об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря

Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее. Так как атакующие не могли договориться между собой, наступил перелом в борьбе за храм. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние И тут милостью Божией иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный. И хотя в исторической памяти россиян из всех тех далеких событий прочно отложились лишь происки «польских интервентов» в Московском Кремле и их героическое изгнание войсками Минина и Пожарского, в той войне было немало и других эпизодов, демонстрировавших силу духа и боевую выучку русских воинов. Один из них — осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет».

И вот однажды один немощный престарелый инок«лежа на постели»в монастырской больнице, тоже засомневался. «Сиа же ему мыслящу, обратися к стeнe и се слышит больницу ту оттворшуся и топот ног идущу. Их поддержали стрельбой со стен. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны.

Наши, пропустив их свободно в лес, окружили потом. Полки выступили из стана. От тесноты сильно распространилась зараза. Враги потеряли больше, но не полторы тысячи убитых и пятьсот раненых, как пишет Палицын.

– Что сомневаешься. Забелин делит исторические персонажи Смутного времени на «прямых» и «кривых» и келарь Авраамий являет у него пример «кривого». Взбешенные поляки и казаки хотели убить Лисовского и Сапега с трудом спас ему жизнь. Но. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны.

Сергий Радонежский 
и Троице-Сергиева 
лавра в русской

Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи

Но судебного заседания не было проведено и он был отправлен в Вологду вторым воеводой. Вохонские крестьяне были более последовательны, как приверженцы Самозванца, несмотря на существовавшую легенду в Павлово-Посадском краеведении о сражении местных крестьян монастыря под руководством полковника Чаплинского, которое якобы произошло на побережье Клязьмы осенью 1609 года. 1608 г. до 22 января 1610 г., — «Сказание, что содеяшеся в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чюдотворцев Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына».

1 июня Лжедмитрий II подошел к Москве и расположился станом в селе Тушине. При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду и были захвачены 4 казака. Усчитать их было трудно даже для вождей самозванца, так как беспрестанно то являлись новые шайки в Тушино, то уходили отсюда.

О начале героической 
обороны Троице-Сергиевой 
лавры в эти дни

О начале героической обороны Троице-Сергиевой лавры в эти дни

Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей. 17 (27 нов. ст. ) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. Однако при этом они понесли значительные потери, составившие только в декабре 325 человек убитыми и пленными. Надо было добывать языка. В 1792 г. на площади в Троицкой лавре был воздвигнут обелиск с надписями о славных событиях в истории монастыря. Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры.

Толпы русских тоже со всех сторон стекались в Тушино. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. При нем здесь погребли тела царя Бориса, его жены Марии и царевича Феодора. Тогда же решили разрушить подкоп до того, как его взорвут. Страх и томительное ожидание неминучей гибели все сильнее и сильнее обуревали осажденных.

Его просто не издали. Из 320 монахов и 150 монастырских слуг многие в миру были служилые люди имевшие боевой опыт. Защитников Троицы оставалось всего 200 человек.

В статье "Троицкая осада" в википедии – масса подробностей. Источник: Василий Петрович (. ) Верещагин, не путать с Вас. Вас. Верещагиным. Достаточно сравнить их, например, с визионерскими текстами, появившимися тогда же, в Смутное время, — с «Видением некоему мужу духовному», с «Повестью о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде», с «Повестью о чудесном видении в Нижнем Новгороде», с «Повестью о видении во Владимире в 1611 году», с «Видениями Евфимия Чакольского 1611-1614 гг». ст. ) Сапега подошел к Троице. Попадались даже люди, заявлявшие, что лично бывали в загадочных подземельях, однако проникнуть далеко не получалось, поскольку те были затоплены или частично обвалились. Сначала ежедневно умирало до 20 человек, а потом стали хоронить по тридцать и более в сутки. – Это большой вопрос. И не случайно.

Историк не видит противоречия в том, что Палицын не был архимандритом. Мифология Троицкой осады. Наиболее подробно историю этого загадочного сооружения описал в своей книге «Сказы Земли Радонежской» краевед и писатель Сергиева Посада — Алексей Липкин. Королевские послы известили Рожинского и товарищей его об этом условии перемирия но те и внимания не обратили – заявили, что ничьих приказов слушать не намерены.

Описание картины 
Василия Верещагина 
«Осада Троице-Сергиевой

Описание картины Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»

В середине января 1610 года литовско-польские отряды ушли от храма к Дмитрову. Атака была отбита, но и число воинов среди осажденных значительно поредело. Сапега начал копать ров к Красным (Святым) воротам и вести подкоп под Пятницкую башню, но из-за холодов работы затянулись до середины ноября.

25 сентября, после всенощных молебнов памяти Сергия-чудотворца, было крестное целование, что сидеть в осаде без измены. Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов. Вот, например, как повествуется о явлении преподобного архиепископу Арсению Элассонскому, бывшему «хранителю царских гробниц» в Архангельском соборе Кремля:«Тогда убо Галасунскому архиепископу Арсению бывшу во осадe в Кремлe со окаанными Поляки и с Нeмцы и всeми потребами обнищавшу, — весь бо дом его Поляки и Нeмцы разграбиша и вся имeниа его и запасы поимашя, — архиепископу же, гладом помирающу и уже живота отчаавшуся и отходную ему проговорившу, лежащу же ему в келии со единем старцом, келейником своим, является ему великий в чюдесeх Сергие пришед х келии тихо, молитву сотворь. Тюменцев изучивший движение Лжедмитрия II, пишет о Боровской осаде: «Иоасаф, как прежде в Троице-Сергиевом монастыре, убедил братию, дворян и стрельцов сесть в осаду и дать отпор врагу».

Начало осады Троице-Сергиева 
монастыря

Начало осады Троице-Сергиева монастыря

До начала осады в Троице было 320 монахов, 800 дворян, 110 стрельцов и 90 казаков. Гарнизон состоял из 800 детей боярских, 110 стрельцов и под сотню служилых казаков. Большинство его не любило. Воеводы умоляли царя прислать им свежих ратных сил и пороху Шуйскому трудно было исполнить эту просьбу: он сам был в стесненных обстоятельствах.

Верещагин создает картину «Осада Троице-Сергиевой Лавры», где архимандрит Иоасаф окропляет народ святой водой во время крестного хода в осажденном монастыре. Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство.

  • Картина Осада Троице-ергиевой Лавры Василия Верещагина
  • Как преподобный Сергий в Смутное время свою обитель спасал
  • Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия : даты, противники итог
  • Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1609 годов
  • Архимандрит Савва (Тутунов), настоятель храма пророка Илии в Черкизове
  • Записи с меткой Михаил Нестеров

Многие ополчились на казначея, старца Иосифа Девочкина. или нeсть у Бога милости, еже подати здравие немощи твоей. За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры. Много троицких сидельцев было побито на вылазках, еще больше погибло от болезней.

На следующий день Сапега повторил приступ, но опять безуспешно. 29 октября 1609 годаисточник не указан 1034 дня и 1 (11)января1610 года2 обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Но защитники много и потеряли. Убитых и раненых было много. Имели место факты бегства людей к врагу.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Объекты на территории монастыря
  3. Осада Троице-Сергиева монастыря
  4. Стан Тушинского вора под Москвой
  5. Разорение России отрядами Тушинского вора

Видения именно Христа в древнерусской литературе, кажется, вовсе отсутствуют (позже будет видение преподобному Серафиму Саровскому). С того времени ссоры в лагере между осаждавшими все усиливались. «Кровию дрова куповаху», — пишет Палицын.

Картина Осада Троице-ергиевой 
Лавры Василия Верещагина

Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. во время осады Троицы ему было около 60 лет. Здесь он уговорил брата отправиться в уединенное место и посвятить себя служению Богу. Особенно большие потери несли заготовщики дров.

Долгорукий ответил казнью всех захваченных в плен. Все целовали крест на том, что будут сидеть в осаде без измены. Однако наиболее функциональными и изобразительными в плане формирования в сознании читателя представления о личности преподобного Сергия как мистического участника битвы за монастырь являются его речи, с которыми он, по воле Авраамия Палицына, обращается к визионерам в большинстве соответствующих эпизодов. Ещё одно ядро пробило образ Николы Чудотворца. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.

В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского. Архимандрит Иосаф привел воевод и всех ратных людей к присяге у гробапреподобного Сергия, что они будут биться крепко и «без измены» против врагов Православия и Отечества и затем повелел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов св. боеспособных. Копии грамот, на которых было данное послание, распространили по всей Руси. И се рек невидим бысть.

Но, к сожалению, в рядах осажденных число воинов сократилось до двухсот человек. и побита всяких людей в монастыре». Прослышали защитники монастыря и о наступлении Скопина.

Сведения о численности защитников разноречивы (от 2, 5 до 8 тыс. ). 16-месячная осада поляками Троице-Сергиева Монастыря окончилась победой. Но перед штурмом в храме появился перебежчик Литвин (православной веры), который рассказал о лазутчике.

Пленный ротмистр под пыткой показал, что ведут подкопы под городскую стену и башни. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. У других на теле появлялись раны. Соответственно и поведение героев меняется: визионеры пребывают в состоянии молитвы, религиозного воодушевления и благоговения, святой же Сергий излучает сияние, насыщает, предсказывает исцеляет одни припадют к чаше Божественной милости и спасения, другой её подаёт.

Он был канонизирован как святой преподобномученик Иоасаф Боровский (XIX в. ) в конце XX в. имя священномученика Иоасафа Боровского было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троицкой обители. Во время боя в плен схватили больше тридцати человек. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

Тут Лисовский, «как змей засвистав со своими аспидами», с конными и пешими напал на троицких людей: те смешались и отошли к монастырю. Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре. Расспрашивали пленных, но они не знали о месте подкопа. Полевые птицы свивали себе гнезда в людских черепах.

человек из них 2—2, 5 тыс. Они своевременно направили сюда воевод: окольничего князя Григория Долгорукого-Рощу, дворянина московского Алексея Голохвастова, голов — переяславцев Бориса Зубова, Юрия и Афанасия Редриковых, каширянина Силу Марина, алексинца Ивана Ходырева, владимирца Ивана Болховского, тулянина Ивана Есипова, юрьевца Ивана Внукова с восемью «сотнями» дворян, Николая Волжинского со 110 стрельцами и казаков. В свою очередь архимандрит Иоасаф и соборные старцы мобилизовали все воинские силы монастыря: монахов имевших в прошлом боевой опыт (всего в Троице было примерно 260—270 старцев), 130—150 слуг, пушкарей и крестьян из монастырских вотчин. Стенографический отчет съезда существует – собрание в шести томах. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

Действительно, во всех подобных эпизодах в «Истории в память предыдущим родом» последовательно используется церковнославянская, а не разговорная, лексика и патетически напряжённая, а не обыденная интонация. В начале 1340-х годов в пустынь стали собираться новые насельники и образовался особножительный (по-гречески -идиоритм – вид монастыря) монастырь. Неустрашимо были отражены три кровопролитные, повлекшие большие человеческие потери атаки на лавру, ставшую цитаделью веры и твердости духа. Место это стало зваться Троицкой пустынью на Маковце. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами.

Осада Троице-Сергиева монастыря (Троицкая осада) польско-литовскими войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по старому стилю) 1608 г. по 22 января (12. 01 по старому стилю) 1610 г. После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Войска Лжедмитрия 2 вели осаду этого храма в семнадцатом веке (дата осады Троице-Сергиева монастыря – 23. 09. 1608 – 12. 01. 1610 гг. ) Она длилась 16 месяцев. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей.

Прошла зима. И все-таки они этого не сделали. Аз неотступно молю Христа Бога моего.

Сапега принимает решение прекратить атаковать храм. Много благосклоннее к Палицыну В. О. Да и число возможных «изменников» сокращалось: в феврале ежедневно хоронили по 10—20 человек, в марте — по 20—30, в апреле — по 50—100. Как видим, погибли 88 монахов, 87 дворян, 82 стрельцов и 56 казаков.

Это было незадолго до взятия Тулы. Кто был этот второй Лжедмитрий, трудно сказать – так разноречивы известия о нем. В пределах текста произведения — от введения, в котором Авраамий сообщает о своих литературных задачах, до заключения в виде«благодарственного»слова«о всех чудотворениях», — великий основатель обители как таинственный соучастник боевых действий предстаёт многократно: трижды является пономарю Иринарху дважды — архимандриту Иоасафу, а также (сначала явно, потом сновидно) войску казаков-изменников и казачьим атаманам одновременно наконец по одному разу — гетману Сапеге с польско-литовскими начальниками, братии монастыря, двум галицким казакам из стана изменников, монастырскому оборонному гарнизону и некоему больному насельнику обители (см.

Князь почувствовал себя оскорбленным и отправил жалобу в суд. Некоторые войска отправили сражаться с отрядами Сапеги. 1 ноября «был приступ к Пивному двору, хотели зажечь двор» (Выпись вылазкам). К нему пристало несколько таких же проходимцев, как и он.

Но в таком случае теперь преподобный оказывается представленным читателям «Истории» чуть ли не как былинный герой, который только одной своей силой и удалостью наводит ужас на врагов. Андрея Рублева в 20 клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу. Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал.

Больше всех страдали крестьяне — самые бедные и бесправные из осадных сидельцев. Это был знак к нападению. Воины гибли более, чем едоки, т. е. немощные, старцы, женщины, которых надо было кормить. Вылазки делали часто: 6, 8, 10, 24, 26 и 29 октября. 26 октября «была вылазка к Мишутину врагу и Брашевского взяли» (Выпись вылазкам).

Важную роль в обороне Троицы сыграли слуги «великих людей». Таким образом, общая численность защитников монастыря по русским и польским данным осенью 1608 года составляла 2—2, 5 тысячи воинов и около тысячи стариков, женщин и детей. В свою очередь объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и «лисовчиками» — то есть, казаками под командованием польского гусарского полковника Александра Лисовского, достигало численности 15 тысяч человек (по другим источникам, численность осаждавших достигала 30 тысяч человек). Мы никогда не должны забывать подвигов своего народа. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. А где их было взять. Там их настиг и разбил отряд русских под руководством воеводы Ивана Куракина.

29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Численность перебитых друг другом составила сотни человек. На другой день пятьсот казаков с атаманом Пантелеймоном Матёрым снялись и ушли на Дон. Северные города стали один за другим сдаваться ему. Пафнутия Боровского. Почти полтора года горстка защитников монастыря, падавшие замертво от голода и болезней, удерживали натиск профессиональной армии.

Также несколько человек перешли на сторону врага. К монастырю бо пришедше о том сказашя сами. От изменения целей вылазок потерь меньше не стало. Мняше бо старец, яко тоя же келии нeкто се глаголет ему тeм же и не хотяше зрeти на нь.

Всех беспокоил подкоп, грозивший взорвать стены и башни. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам – около 15 тысяч человек, по другим данным – до 30 тысяч человек). Стена была невысокая — 5, 5—6 м, но толстая — 3, 5—4 м, с двумя боевыми ярусами. Он отдал приказ весь порох унести на стены, но шансов на успешный поединок почти не было. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Милорадович пишет картину «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Стрельцы жаловались, что старцы плохо их кормят.

За чью кровь. Иные заживо гнили. Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

Сергия. Палицын описал вылазку (перепутав дату) как крупное сражение. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Вскоре неприятель оправился и был бой великий.

Нижний ярус имел орудийные бойницы, верхний — навесные бойницы и щелевидные стрельницы. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Под Москвою шли довольно часто битвы, но мелкие. В темноте порядки штурмующих смешались. Воду пили испорченную. В темноте порядки штурмующих смешались. 19 октября 1609 года и 4 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек).

Любопытно, что и в самой «Истории в память предыдущим родом», вне границ «Сказания об осаде Троицкого монастыря», содержатся подобные рассказы.

Вдоль стены со стороны востока прорыли глубокий ров. Некоторые стали переходить на сторону неприятеля. Имели место факты бегства людей к врагу. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Впрочем, он обещал выехать, когда будет возможность, «когда будет мой довол». Преподобный же отвечает: На трех слепых меринах, которых конюший из-за нехватки корма выгнал из монастыря в надолбы, – на тех и послал.

Между тем она до конца была подвигом. Авраамий в письме отвечал, что в Москве уже все в нужде, «всем щадно, всяким людям» и потому «образ будет Шуйскому скоро». «. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки.

крылатых гусар и пятигорцев (панцирной конницы с луками и ружьями) и 7 тыс. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Инии не могуще утечи и возвращающеся вспять и. прихождаху во обитель к чюдотворцу и милости просяще душям своим и поведающе, яко «мнози видешя от нас велики зело два полка гонящя нас, даже и до Дмитрова».

Архиепископ же от зельныя немощи едва отвeща: Аминь. В 2001 г. он ещё раз вернулся к теме. Осаждённые, напротив, были уверены, что чудесное спасение монастыря стало результатом Божественного заступничества и что конец осады близок. Затем они снова стали наступать к Москве. При Шуйском Троицкий монастырь стал пользоваться особым вниманием.

На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона. что непокорив еси.

В войске осаждавших произошёл раскол. Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу. Осада Троице-Сергиева монастыря была снята. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников. Страшная мысль, что вот-вот грянет взрыв, томила всех, даже и самых бесстрашных.

В начале зимы убитых и пленных они насчитали более 300 человек. Враг ушел. Тяжело было положение Василия Ивановича в Москве.

4 ноября «была вылазка к Подольному монастырю. Для троицких сидельцев повреждение икон было хуже потерь. Сапега объехал их и расставил по определенным местам. 29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. Лисовский приказал их (вместе с ранее захваченными гонцами) казнить на глазах осажденных.

К этим простым, однозначным определениям иногда примыкают содержательно более сложные, развёрнутые определения, в которых уже кроется метафорическое указание на отдельные духовные свойства личности преподобного, например, на его постоянную попечительную и утешительную заботу о духовных чадах:«благаго же и неизмeннаго Владыки благий вeрный раб неотступно о душах промышляя, давшихся ему»или«утeшаяй в скорбeх великий чюдотворец Сергий». Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку.

Тут со стен из пушек и пищалей многих побили, а пожар погасили. Не секрет, что любой автор, даже летописец (а Палицын им не был), описывая события их искажает. В «Дневнике» Яна Сапеги о приступе записано: «За три часа до рассвета начался приступ.

О чуде пошли разговоры, кто-то верил, кто-то нет. Видимо, благодаря их показаниям, в январе 1609 года одна из вылазок осаждённых едва не окончилась трагедией — противник атаковал их из засады и отрезал от монастыря, а конница осаждавших атаковала открытые монастырские ворота. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады. Далеко вокруг Тушина Русская земля запустела от грабежей людей Лжедмитрия II. И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. 20 поляков зарубили на стене в виду войска Сапсги и 19 изменников — в виду лисовчиков. трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи.

Уместно сразу оговориться: вопреки сложившейся трактовке означенное произведение вернее считать повествованием не об осаде, а именно об обороне монастыря сравнительно небольшим числом защитников (стрельцов, монахов, крестьян) от атак многотысячного войска во главе с гетманом Яном Сапегой. Когда настал вечер, Поляки, желая подойти к стенам монастырским тайно, поползли по земле, соблюдая тишину, причем везли за собой «приступные козни» или штурмовые снаряды, – щиты рубленые и лестницы и турусы и всякие стенобитные хитрости. Можно сказать, что именно православная вера спасла Россию во время Смуты. Как можно видеть и все другие рассказы о явлениях преподобного Сергия, помещённые Авраамием в «Сказании о Троицкой осаде» в общем построены так же, то есть — как сообщения об обычных и привычных фактах бытия, которые к тому же, мало связаны с религиозными переживаниями, хотя и имеют в виду божественное вмешательство в дела людские. Это оказало серьезное воздействие на сознание русского народа. После тушинцев из лагеря Сапеги ушли иностранные наемники. В ответ на это Долгорукий-Роща велел привести и изрубить всех пленных, находившихся в храме (это более 50 человек, многие из них наемники, а также казаки-тушинцы).

В середине XV в. монастырь окружили кирпичной стеной с 4 воротами и 11 башнями. Об осаде Троицкого монастыря обычно рассказывают по «Сказанию Авраамия Палицына» — произведению в первую очередь художественному.

Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Правильность такого вывода демонстрирует, например, глава«О явлении чудотворца Сергиа Польским и Литовским людем», читающаяся в «Истории» уже за пределами «Сказания», но сюжетно связанная с событиями обороны монастыря. Горсть этих воинов не могла, конечно, восполнить убыли в людях. войска — из них 3 тыс. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря.

Палицын сообщает: «Воеводы князь Григорей и Алексей. Все это была полная чепуха: как показал архив Сапеги, никто из монахов изменником не был. Не даст вам жезла на жребий свой Господь. » (речь к казачьим изменническим войскам) то жёстко устрашает и угрожает:«Мольбу на вас злодeев сотворю Вышнему Царю и вовeки осуждени будете мучитися в геонских муках» (речь к гетману Сапеге и польско-литовским начальникам) то побуждает, ободряет, советует:«Востани, не скорби, но в радости молитвы приноси, предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодeвая Мариа со аггельскими лики и со всeми святыми» (второе обращение к архимандриту Иоасафу) то успокаивает и воодушевляет:«Что трепещете. В безлюдных деревнях и селах, по словам современника (Авраамия Палицына), ютились дикие звери: медведи, волки и лисицы, а люди скрывались в лесах.

Скоро после этого полчищу Тушинского вора были нанесены более сильные удары. се ли иночество ти. Огненное пламя осветило подходившие войска. Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам.

6 ноября «высылали на подкоп перекопывати» (Выпись вылазкам). ст. Мнимый Нагой и приставшие к нему явились в Стародуб, где распустили молву, что сюда скоро прибудет царь Дмитрий. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.

Вместе с людьми Жеребцова и троицкими сидельцами они напали на отряды Сапеги. Для воинских целей годились и около 1000 крестьян и посадских окрестных селений.

Костомаров. В темноте порядки штурмующих смешались. Нестеров написал картину «Всадники. Но воины выносили хлеб силой и торговали им. Держался лишь полк князя Григория Ромодановского, но его окружили и разбили. Враги ворвались в монастырь и начали избивать монахов и мирян.

Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами. Он сумел добиться намеченной цели, т. е. смог вызвать доверие. 22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл. ). Платонов. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск.

Много тогда погибло, но больше «полку еретическаго». С наступлением зимы все тяжелее становилось троицким сидельцам. На службу к самозванцу, прозванному теперь Тушинским вором, являлись и знатные русские бояре: князья Трубецкой, Черкасский, Сицкий, Засекины и др. В 4 года у него умирает отец, а в 8 лет и мама.

В хорошей пище чувствовали уже недостаток. Штурм отбили. В войске осаждавших произошёл раскол. Раненый, он был изрублен у гробницы св. При третьем всем вдруг броситься на стены. В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон.

Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли. Из-за тесноты люди жили на открытом воздухе. Палицын не разобрался и записал событие как два разных штурма. На беду, начались несогласия и пререкания между монахами и ратными людьми.

В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Но всевозможные невзгоды и бедствия не сломили решимости троицких сидельцев умереть, но не сдаться. В житийной иконе Сергия Радонежского конца XVII — XVIII в. из музея им. Царю Василию Шуйскому надоело получать челобитные из осажденного здания и вот таким образом (на основании челобитных) сначала вручил награду Давыду Жеребцову, а потом воеводе Григорию Долгорукому-Роще.

Короновался Василий 1 (11 нов. ст. ) июня 1606 года. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.

Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. В «Сказании» не сказано о дальнейшей жизни Иоасафа.

Три атаки сапежинцев были отбиты, но четвертый штурм 5 июля 1610 г., благодаря измене, оказался для поляков удачным. Воины и ополченцы получали в монастыре питание. Забрав пленных, Валуев возвратился к князю Михаилу.

Ключевский. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. Беременные женщины были вынуждены рожать младенцев перед чужими людьми. Как пишет Палицын, он еле умолил Шуйского (и то после вмешательства Гермогена) послать подмогу.

Приходилось все нужное брать у жителей подчиненных городов. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке. В монастыре шла подготовка к осаде: архимандрит Иоасаф с освященным собором и множеством народа молился в церкви Святой Троицы воеводы и дворяне вместе с архимандритом и соборными старцами решали вопросы об обороне.

— В. К. )чюдотворца, на посох поникша лицем» «зрят (защитники монастыря. – Один из уроков этого «Сказания» — как раз обыденный образ преподобного Сергия. 8 ноября поляки усиленно обстреливали монастырь. В 1894 г. Д. С. Та долго противилась, наконец, волей-неволей должна была согласиться. Нет единых сведений о количестве указанных воинов (одни источники утверждают, что это примерно пятнадцать тысяч человек, а вторые – приблизительно тридцать тысяч человек).

Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию. Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя. В «Ведомостях СНД» результаты опубликованы также не были. По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника. Да и сам автор — Авраамий Палицын — по этому поводу воспаряется в молитвенном восторге, восхваляет и проповедует«о величии Божии, како прослави и нынe прославляет угодника своего великого в чюдесех».

Первая попытка сорвалась. Архимарит же Иоасаф повеле его. поновив причастити». А о людeх не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (вторая речь к пономарю Иринарху) то утешает, помогает и наставляет:«Рцы братии и всeм ратным людем: почто скорбят, что вeсти послати к Москвe нельзя.

Един же (т. Они сожгли монастырские слободы, чтобы ими не воспользовался неприятель. Очень тяжелым было положение у тех, кто защищал монастырь. В темноте порядки штурмующих смешались.

Недовольны были и монастырские слуги (из детей боярских), считавшие, что монахи их обделяют. И на самом деле, осажденные так и сделали.

Сапега начал с того, что осмотрел местность и приказал «копать окопы и делать укрепления».

13 октября люди Тушинского вора попытались взять Троицкую лавру приступом. В ночь на 1 (11)ноября1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. У нас все-таки отношение трезвее. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Литва и русские изменники «восташя изо рвов и из ям, яко демоны, нападошя на градских людей». В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой.

Предвидя опасность для монастыря, царь заранее послал туда небольшие отряды служилых людей и стрельцов. На самом деле царь Василий сразу выделил небольшой отряд казаков и 20 пудов пороху. Соловьёва: «Архимандритом монастыря был в это время Иоасаф, о характере которого трудно сказать что-нибудь решительное гораздо резче выдавался келарь монастыря Авраамий Палицын, на которого мы должны обратить особенное внимание, как на человека, принимавшего важное участие в событиях и как историка этих событий». Здесь они выстроили себе келью и небольшую церковь, освященную в честь Святой Троицы. Монастырь был вооружен 110 пушками, обильно снабжен припасами «огненного боя» и прочими средствами отражения неприятеля — от котлов для варки смолы до железного «чеснока» против конницы.

Служение и мученический конец Иоасафа не остались забытыми Русской православной церковью. Путивляне его задержали и стали добиваться верных известий.

Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. Палицын пишет, что все сошло благополучно, но из архива Сапеги следует, что казаки наткнулись на лисовчиков. 12 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Борис Зубов языка взял с Онанею и его ранили и Фёдора Карцова ранили» (Выпись вылазкам). Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести.

На родине ему грозила виселица и он, перебравшись к Вору, сколотил из казаков летучую конницу — «лисовчиков», подвижных и крайне жестоких. Князь был ранен, сын Алексей — убит.

Псков. Он же гасил возникшие раздоры и обвинения в изменах и установил в монастыре мир. А под какое место ведут подкопы, того не ведает. В августе 1530 года (по старому стилю) молодой княжной Еленой Глинской, которая относилась к роду темника Мамая, поверженного в Куликовской битве, являвшейся второй женой Василия III, был рожден наследник. И слышит старец той кличюща его: Обратися сeмо, да скажу ти нeчто.

Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Под монастырские башни стали строить подкопы. Историки XIX в., кроме Н. М. Штурм был назначен на 28 июля 1609 года. Из-за пыток гонцы выдали все, что они знали. «Сказание» Авраамия Соловьёв тщательно проверяет и доказывает, что обвинения Девочкина в измене доверия не заслуживают.

Итогом стал бунт тушинских отрядов среди осаждавших, обвинявших Лисовского в гибели своих товарищей. Он с немногими воинами и гражданами, пожелавшими умереть с ним, заперся в соборной церкви. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха.

Они забросали их камнями и бревнами. Из Могилева он перешел в Пропойск.

Злоба к ним быстро росла повсюду. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь.

Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. И воры и литовцы видели их. Долгорукий даже писал Палицыну, чтобы тот просил царя убрать Голохвастова ибо от него идет ссора. По окрестностям монастыря ездили специальные приставы и собирали больных и нуждающихся, давали им одежду и пропитание, лечение. Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня.

«лисовчиков». Глагола же ему великий чюдотворец Сергий: Что сумнишися. Но. И премолчав предстояй начат поносити ему глаголя: Что безумствуеши, старче. Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку.

22 сентября произошло сражение у деревни Рахманцово. Вкупе с эпитетами (структурно и семантически простыми и развернытыми) Авраамий применяет способ словесной характеристики внешности или действий преподобного Сергия:«И видe (пономарь Иринарх — В. К. )святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» «видит (архимандрит Иоасаф Сергия. Благодаря ему слабые выжили. Неудивительно, что перед осадой в Троице поселились монахини царского рода: бывшая Ливонская королева — Мария Старицкая (племянница Грозного) и инокиня Ольга (Ксения Годунова). Сигналом для атаки был пушечный выстрел, от которого начнётся пожар в крепости, если пожар не возникнет — то второй выстрел, а если и тогда пожар не возникнет — то третий выстрел независимо от результатов. Сегодня, вершину горы назвали бы «местом силы», в те же годы, когда здесь поселился преподобный Сергий Радонежский, она просто считалась святой или чудесной. Наконец, от тесноты в монастыре начались болезни. Примером служит мнение С. М.

Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. По убеждению Авраамия, в данном свидетельстве речь шла именно о Сергии Радонежском. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство.

Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. Все исповедовались и причащались, готовились к смерти.

Смерть самозванца освободила его от присяги и он перешел на сторону Василия Шуйского. Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше. Нет смысла рассказывать о событиях, происходивших в то, нареченное «Смутным», время. Но у него есть интересные подробности. Человек должен гордиться своей страной, своим городом, поступками своих предков. Той убо друг присный Матери Слова Божиа, не считая тогда и нынe всeх нас питает». Истинно послах учеников своих.

В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. И позна чюдотворца по образу написанному на иконe. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме.

Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. И изнемогаше от многих ран и начат умирати и во-пияше. Троице-Сергиев монастырь представлял внушительную по тем временам крепость.

– 22. 09. 1612). Стали очищать и рыть потайные подземные ходы. Раз от одного пленного проведали, что враги ведут под стену подкопы, хотят взорвать Троицкую лавру. Войска стали вести бои.

22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Всего у Сапеги было 12 тыс. Захват монастыря запланировал Лжедмитрий II – это открывало его путь к Москве и власти. Поляки рубили бегущих несколько верст.

Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. В первой битве под Москвой, на реке Ходынке, самозванец потерпел неудачу но все-таки положение Шуйского было неутешительно: не только ни один поляк не покинул Тушинского стана, но чуть ли не каждый день являлись сюда новые шайки и поляков и русских. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах. Молва о зверствах и кощунстве приверженцев Лжедмитрия II быстро разносилась вдоль и поперек по Русской земле, заходила и туда, где еще не видали тушинцев. Ему поверили и приказано было его отпустить. Художественная убедительность «Сказания» имела и отрицательные сторону. По этой причине ночью 16 февраля 1609 года обоз подвергся засаде, казаки, охранявшие его, стали драться в неравном бою. Наконец двум крестьянам удалось добраться до устья подкопа, еще не доведенного до конца. Воевода Долгорукий-Роща, который видел всю подготовку, сделал все необходимое для вооружения монахов с крестьянами.

Воеводы ударили отбой: одни ратные вернулись в крепость, другие ещё дрались с литвой. е. Сергий. Рцeте же друг другу вси, яко нечисто живущеи во святем мeсте сем погибнут.

Кто знает, может, если бы тогда, в 1612 г., осажденные сдали полякам монастырь, то не было бы сейчас государства, в котором мы живем. Сам Авраамий во время осады находился в Москве. Город за городом сдавались Тушинскому вору: Углич, Кострома, Вологда и др.

Конечно, тема видений — деликатная. В «Новинах из Московии», полученных в Вильно, приведен ответ осажденных: «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдем по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся». До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске.

Литовские роты и Русские изменники. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Случился разлад среди осаждавших. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Архимандрит не только духовно окормлял монастырских сидельцев и делился с ними чудесными откровениями, снисходившими на него «в тонком сне», но участвовал в обсуждении дел, связанных с обороной монастыря — от воинских вылазок до питания и предотвращения болезней.

Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. И устрашил Бог беззаконных (хоть плохих, но православных), побежал Лисовский, гонимый Божьей силою, со своим воинством под гору, в Терентьевскую рощу. — В. К. )чюдотворца по образу написанному на иконe». И вот имена этих «героев», под рукоплескания и взаимные одобрительные возгласы запустивших процесс развала великой державы, скрывались от нас долгих 20 лет. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь.

Но не было там ему удачи. В войске осаждавших произошёл раскол. Хищные звери и птицы терзали трупы погибших людей повсюду, где проходили тушинцы. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами.

И от огня стали хорошо видны. Заметив рвение всего войска, он отдал приказ выступать всем в одно время. В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд — «Историю в память предыдущим родом».

Так грамоты Сапеги и Лисовского к воеводам и настоятелю с требованием покориться царю Дмитрию и сдать монастырь и пространный ответ воевод заимствованы из «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков». Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы. Осадный воевода – князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (.

Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Монастырь был для них единственным пристанищем, поскольку, как мы уже знаем, окрестные поселения перед приходом тушинцев были сожжены. В «Сказании» много искажений, но в деталях, а не в передаче духа Троицкой обороны. Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря. Это ему удалось. Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики. В октябре враги разрушили подземный ход, по которому посылали гонцов.

С приходом зимы положение осадных сидельцев стало меняться в худшую сторону. Имели место факты бегства людей к врагу. Они вообще нигде не публиковались. Прошли они налегке, не задержанные дозорами.

Одно из главных укреплений из дерева было подожжено осаждавшими. Церковь наполнилась убитыми. Бились всю ночь и литовских людей и казаков побили многих. Воеводами Василия Шуйского была совершена попытка поддержки осажденных. Уже в феврале смертность достигала до 15 человек в сутки. 56 из 77 глав «Истории», озаглавленные «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» или просто «Сказание Авраамия Палицына», широко читали в России в XVII—XIX вв.

Еще разногласия стали происходить между монахами и стрельцами в монастырском гарнизоне. Начало осады. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек). Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Там он постоянно пил и не занимался обороной города, за что его и казнили в сентябре 1612 года (город был захвачен шайкой казаков ими и был казнен воевода). Все они воодушевлялись религиозным чувством. Конечно, нужно отличать восточнохристианскую православную традицию от западноевропейской, католической. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь.

Их разбрасывали по дорогам, чтобы навредить лошадям противника. В «Дневнике Сапеги» от 28 декабря 1608 г. записано: «Московитяне сделали вылазку, стараясь запастись дровами. Так погиб архимандрит Иоасаф. Присмотру не было.

С благоговением читая жития, мы немножко забываем о реальности их пребывания среди нас. Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия. Настоятелем Троице-Сергиева монастыря был архимандрит Иоасаф. Бой состоялся ночью. В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились.

25 сентября Сапега отправил ещё одного гонца, но ответа не получил. М. В. Сходным образом оценивает «Сказание» Н. И. Но проехать в монастырь было непросто — Сапега блокировал все пути. Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Похоронное пение и плач раздавались в Троицкой лавре с утра до вечера каждый день. Это и есть настоящий истинный патриотизм.

Он был крещен в этом монастыре и назван Иваном, в будущем известный под прозвищем Грозный. Давно ожидаемый мятежниками Дмитрий наконец явился.

Убито более 200 московитян и взято в плен несколько стрельцов. Голохвастове. Се будет от них на вас побeда, да и на Москвe всему граду будет вeдомо о них» (третья речь к пономарю Иринарху). «И втопташя их в Сопегины табары и станищя их около табар зажгошя. Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги.

Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Из-за темноты порядок нападавших перемешался. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм.

Поначалу успех был полный — «литовцев» гнали до батарей, но там троицких встретили пушечным и ружейным огнем. И восхотe обратитися и всею силою двигся и се на ногу своею здрав ста. Открылась цинга: пухли десны, вываливались зубы.

Воистину послал я своих учеников. По его словам, «. Архимандрит Троицкой лавры Иоасаф, человек кроткий, способный водворять мир и согласие между людом, наполнившим монастырь, привел воевод и всех защитников к присяге над гробом св. Сборник издавался не один год (в период с 1990 по 1992 гг. ), а последний том, видимо, просто «постеснялись» публиковать.

В то же время в РПЦ не вполне осознали величие архимандрита. В темноте порядки штурмующих смешались. При этом образ святого очерчивается в произведении несколькими способами, если не принимать здесь во внимание единственного случая скупой констатации самого факта явления, без каких-либо деталей и атрибуций:«И тоя же нощи воснe явися преподобный чюдотворец Сергий атаманом и многим казаком». Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Двадцать два города присягнули Тушинскому вору. Под Болховом царское войско было разбито и Лжедмитрий быстро двинулся к столице.

Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек. В качестве главного действующего лица в подобных визионерских эпизодах «Сказания о Троицкой осаде» обычно выступает преподобный Сергий Радонежский, реже его ученик преподобный Никон, святитель Серапион Новгородский и др. Ему помогал Александр Лисовский — участник рокоша против Сигизмунда.

Здесь Иоасаф явно меркнет в лучах славы, окружающей келаря. Эта весть поразила всех. Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. "Православные христиане.

Весною 1608 г. самозванец двинулся из Орла к Москве. В храм им был отправлен порох. Иоасафа наполовину прикрыла тень Авраамия Палицыиа. В тот же день неприятель поставил стражу вокруг монастыря: «и не бысть проходу во град и ни из града».

Во Пскове чернь волновалась в пользу его. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского и последующее венчание на царство Лжедмитрия II.

Пошли до рассвета в 4 утра. В это же время они пытались начать вести переговоры с осажденными. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам — около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек). Так в ноябре (но ст.

Из монастыря удалось переслать в Москву челобитную. Тюменцев изучивший троицкие «Выписи о вылазках» и «Дневник» Яна Сапеги (составленный секретарями гетмана), утверждает, что первые полтора месяца осады боевые действия вообще не велись. сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин.

Началось строительство подкопов под башни монастыря. После смерти в 1344 году Митрофана игуменом монастыря стал Сергий. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники.

«Тогда же взяша жива рохмистра Мартьяшя, славнаго ратоборца и иных панов». Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей. Самый большой приступ был на стене, защищаемой князем Долгоруким и сыном его Иваном. Надежды крепли.

В частности в книге «Осада Троице-Сергиевой Лавры», когда обитель на протяжении долгого времени держала осаду польско-литовского войска, описывается чудо, произошедшее в сентябре 1606 года. Такие призывы, конечно, не могли не воодушевить русских людей. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. 29 июля ст.

Чтобы избавиться от беды, он назвался боярином Нагим, дядею царя Дмитрия. Троицкие сидельцы не знали об этом, зато помнили слова патриарха Гермогена: «Если будет взята обитель преподобного Сергия, то погибнет весь предел российский до Окияна-моря и царствующему граду настанет конечная теснота». Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Началось строительство подкопов под башни монастыря.

В первом томе есть сноска: результаты всех поименных голосований собраны в шестой том. Но выясняется интересная штука: шестого тома не существует в природе. Многа же и ина видeния видeхом и разумeхом, яко мнихом поспeшествует сила Божиа». Литовских людей многих побили и языки поймали».

В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. До того как к стенам Москвы подошел Лжедмитрий II, охраной монастыря занимались казаки.

Сведения о подкопе встревожили. Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Несколько раз делали вылазки, чтобы найти и уничтожить подкоп, но все напрасно. Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел.

Тут атаман Сухой Останков решился на отчаянный шаг и малыми силами напал на большой отряд. Суздаль, Владимир, Переяславль-Залесский сдались без сопротивления. Что из него извлекали читатели — неизвестно. Вспомните истинную православную христианскую веру. Герои Троицкой осады. главы:«О явлении чюдотворца Сергиа и о приступe и о запалении пивного двора», «О явлении Сергиа чюдотворца архимариту Иасафу», «О Иванe Рязанцe», «О стрельбах по граду ноября в 8 день», «О умножении во граде беззакониа и неправды», «О утeшении чюдотворца явлением Илинарху», «О явлении чюдотворца Сергиа», «О том же свидeтельство»).

После снятия осады он вернулся в монастырь и по рассказам и запискам сидельцев написал свое знаменитое Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря, которое, хотя и не всегда точно, но довольно полно повествует об осаде. За что и поплатился жизнью – 22 сентября 1612 года город взяла шайка казаков и убила воеводу. Всегда происходит краткая беседа и волеизъявление Божией Матери или, например, Николая Угодника: храм построить, монастырь основать или другие благочестивые предприятия. Узнавши, что Мнишек с дочерью возвращается в Польшу, Тушинский вор послал отряд перехватить их на дороге. Вдруг грянул пушечный выстрел.

С середины мая страшная эпидемия пошла на спад но люди ещё умирали. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Прося посылать к нему «бережно и негласно» ходока с письмами «для ради царского дела», прося не казать никому эти грамотки, «старец архимадрит» смягчил свой осторожный отказ ценными сведениями о времени и дорогах, какими ходят в Москву «станицы» от Скопина он сообщает также, что из Москвы к Скопину посылают детей боярских «чтобы он шел раньше, а москвичи не хотят долго сидеть в осаде».

Троицкая обитель избавилась от прямой угрозы, но появились новые, поначалу не явные. Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали. И почто слуга не возвeстил, еже слыша от врагов, что видeша их.

Им удалось предотвратить эпидемии, но цинга свирепствовала.

Сергию. Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицкий келарь Авраамий Палицын и архимандриты сея обители: Иоасаф и Дионисий». Особенно важны в этом ряду эпитеты, квалифицирующие степень святости и чудодейственности преподобного Сергия:«освященный верше»и«поновившему чюдеса Еуфимиа Великого и Феодосиа». И свои силы они черпали в уповании на Бога и твердом убеждении в истинности своей веры. Что ленишися.

И. О. Почти все конники, которые смогли войти в храм, были уничтожены крестьянами и паломниками. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Несколько нападавших смогли ворваться в храм. Ещё меньше пишет о воеводах — князе Г. Б. Долгоруком-Роще и А. И.

Вскоре после снятия осады престарелый архимандрит, с разрешения патриарха Ермогена, ушел на покой в место пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь. «Тогда же емше казака Дедиловскаго ранена. У защитников погибла лишь женщина на стене. Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек. Автор письма зовет себя «старец архимарит Авраамей», как бы намекая, что он не совсем превратился из старца в архимандрита. Авраамий был склонен к украшательству и вставлял целые страницы из русских и византийских авторов, приспосабливая их к Троицкой осаде. Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры.

Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Командующие монастырским гарнизоном вели активную оборону. Колыванов в 1998 г. опубликовал статью, посвященную 390-летию осады Троице-Сергиева монастыря. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Скорее наоборот. На него говорили, что он посылал письма Вору, желая сдать монастырь.

Его сопровождали 20 слуг монастыря и 70 казаков. Старец же отрече: Не хощу вредитися, повeдай просто. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады. Сторонники Лжедмитрия II, по сказанию Авраамия Палицына, вечером, когда стемнело, стали тайком подбираться к стенам Троицкой лавры, некоторые даже ползком, аки змии и везли с собой лестницы, туры и всякие стенобитные хитрости (машины).

Палицын создал фундаментальное свидетельство о событиях Смутного времени — «Историю в память предьидущим родом». И воры и Литва видeшя их. 7 сентября воеводы Скопина Семён Головин и Давид Жеребцов заняли Переславль. Здесь его почему-то сочли шпионом и засадили в тюрьму. Раздраженным, плохо питавшимся, больным людям везде мерещилась измена.

Гетманом был Ян Пётр Сапега, прославившийся в битве со шведами при Кирхгольме. С рассветом неприятель отступил с большим уроном, ничего не добившись.

Стали искать его устье (вход). 28 июня Сапега предпринял второй штурм монастыря. В бою убили слугу Бориса Рогачёва и многих ранили. себе в усердные сподвижники.

Пока было тепло, толпы народу помещались на открытом воздухе, на дворе, а теперь, как настали холода и морозы, все сбились в тесных каморках и кельях. 15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха. Господь всесильный многих своих ради щедрот помилова вас и прочее время подаст вам, да в покаянии поживете» (первое обращение к архимандриту Иоасафу) то клеймит, вопрошает с упрёком и говорит о тщете завоевательских усилий:«О злодeи законопреступницы. Но очень своевременно они явились в лавру. — В. К. )в руцe имeяше кадильницу злату, а над кадильницею животворящий крест и кадяще обитель свою и огражаше честным и животворящим крестом стeны градаот лица же его неизреченный свeт сиаше, яко огнь паля» «видешя (старцы монастыря — В. К. )Святого Сергиа чюдотворца, ходяща по монастырю и будяща братию» «зрят (двое галицких казаков.

И среди действующих депутатов также есть бывшие нардепы РСФСР, поддержавшие Декларацию». Сведения об осаде он собрал уже после её снятия. Он же невидим бысть от очию его. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.

Нищий богомолец, видимо, очень влиятельный человек ибо Сапега «царским словом» приглашал «архимадрита» Авраамия приехать из Москвы в свой стан под Троицу — «чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити». 23 сентября (ст. Не нечистыми Господь спасет мeсто сие, но имени своего ради без оружиа избавит. » (речь к обороняющим монастырь) то заверяет и ободряет:«Рцы братии и всeм страждущим во осадe: почто унывают и ропщут на держащих скипетр. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Защитников же лавры было всего около полутора тысячи человек, в том числе дворян, боярских детей, казаков и разных людей – 1300 человек и до 200 человек иноков, способных носить оружие из которых многие были прежде воинами и теперь поверх ряс надели ратные доспехи.

И се видeвше мы и с нами панове вельми дивишяся и страхом одержими бышя. Той же паки рече к нему: Обратися. Любопытное письмо из архива Яна Сапеги приводит С. Ф.

— В. К. )противу себе борзо шествующа иже на вратeх от церкви святаго чюдотворца Сергиа, старца святолeпна и сeдинами совершена» «позна (болящий инок. И свeт он великий, явльшийся в келии его, разыдеся. Приступ этот ещё раз показал троицким сидельцам, что на их стороне Бог. Кому война, а кому мать родна Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день. Тираж неизвестен, видимо из-за того, что очень небольшой.

В западной традиции все видения исполнены экзальтации. Спастись осажденные могли, только молясь и надеясь на чудо. Эти сборщики часто обращались в настоящих разбойников, беспощадно грабивших ради своей личной выгоды. Он родился в 1550-е — 1560-е гг., т. е. Наиболее критичен к Палицыну и его «Сказанию» был И. Е.

Известие окрылило осадных сидельцев — звонили колокола, шли благодарственные молебны. Вот почему нетрудно было навербовать себе сильное полчище и второму Лжедмитрию. Среди оказывающих сопротивление были и иноки, облачившиеся в боевое снаряжение поверх ряс.

Остальные были женщины, дети и старики, неизбежные спутники средневековой осады.