Остров Мёртвых Картина Беклина

Описание картины Арнольда Беклина «Остров мертвых»

Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской.

Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Это самый светлый из существующих вариантов картины. Лишь фигура умершего остается неизменной. В определенных культурных кругах Беклина практически обожествляли, называя «Микеланджело новейшей эпохи». Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь. «Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления. Поклонниками творчества Беклина, а именно «Острова Мертвых» были величайшие культурные и исторические деятели.

Бёклин начал с романтических пейзажей. В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.

В большинстве своем остров меняет очертания: на одном из полотен кипарисы «забрались» на крышу строения, на другом – дом напоминает романский стиль архитектуры, в третьем же варианте отверстия, выдолбленные в скале, больше похожи на склепы простолюдинов. – «Труд») и здесь она осталась. Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году.

Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет.

В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет.

Арнольд Беклин картина 
«Остров мёртвых»

Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»

После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества». По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». Посетителей на выставке было довольно много. Понадобилось бы слишком много усилий, чтобы выяснить, в какой степени все это соответствовало действительности. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» – написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени.

Символизм. Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и сам Дали. Это, собственно и есть остров мёртвых. Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2.

Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно». В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим. Примечательно то, что наиболее таинственный элемент картины «Остров Мертвых», а именно лодка с фигурой Харона, была добавлена в композицию по просьбе Марии Берна, оплакивающей мужа. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов близ Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

"Остров мёртвых" 
Арнольд Бёклин

"Остров мёртвых" Арнольд Бёклин

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное – соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками Помпей, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи.

Беклин закончил картину в 1880 году, но, как Леонардо с «Джоккондой», не пожелал с ней расстаться. Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. Например, самая известная работа Арнольда Бёклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру.

Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. Да это в данном случае и не так важно. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза.

Бёклин и его знаменитый 
Остров мёртвых

Бёклин и его знаменитый Остров мёртвых

На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Еще через два года Беклин снова вернулся к «Острову мертвых». На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками.

В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову. Однако среди посредственных его картин есть интересные.

Вероятно, под впечатлением от незаконченного полотна, женщина заказала художнику «картину для грез». Он был прав. Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей. Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Именно «Остров Мертвых» — картина, принесшая прижизненную славу своему автору. Осталась лишь ее черно-белая фотография.

По странному стечению обстоятельств именно эта картина Беклина стала культовым произведением своего времени. Общий тон картины затемняется. Но сознательная наивность есть наивничанье, которое столь же противно, сколь бессознательная наивность прелестна. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Пятый был написал совместно с сыном художника. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии.

И использовал в виде демонстрационного образца. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). В ноябре 1910 г. читатели московские газеты обрушили на читателей последнюю сенсацию из мира искусств. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Холст, масло. Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту. Патрон, правда, тоже ее не получил – Бёклин оставил её себе.

Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. У них были на то все основания. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. Лодка теперь расположена строго в центре композиции.

Вероятно, потому, что между написанием пятого и шестого вариантов «Острова Мертвых» прошло почти пять лет. Несколько картин уже продано»19. Цветовая гамма шести полотен тоже отличается. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой – 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз – за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу.

В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. в Базеле, Париже и Мюнхене. Всего Беклин создал пять различных вариантов «Острова мертвых», отличающихся друг от друга набором основных цветов (есть более светлые, а также «теплые» версии), но и всей композицией. Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы.

Финансовые трудности 
и четвертый вариант 
картины

Финансовые трудности и четвертый вариант картины

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых». К острову приближается лодка. Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе.

Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. Она висела над кроватью в комнате В. И. Фигуру в белом часто называют провожатым в мир иной Хароном. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». Он учился в Дюссельдорфской академии художеств.

В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы. Ну, а закончилась эта история совсем уж не забавно. Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах.

Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. «В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1. В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ.

Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. Харон облачён в белую материю. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама».

Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых». Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Постепенно они стали символом траура и скорби. Позднее Беклин дорисовал лодку не только на втором варианте картины, но и на первом.

Блог Евгения ИванниковаМенюОстров 
мёртвых

Блог Евгения ИванниковаМенюОстров мёртвых

Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен.

На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Бёклин начал с романтических пейзажей. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. И вновь появляется отражение лодки. «Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг. После смерти хозяйки второй версии «Острова Мертвых» картина была отдана в галерю в городе Люцерне, откуда ее выкупил фонд Готфрида Келлера. Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут.

У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная – она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Репродукции третьего варианта картины разлетелись по всей Европе. Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Напишите отзыв о статье Остров мёртвых (картина)

– Бёклин написал четыре ее варианта. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме».

Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей. Было что-то подобное в Москве. Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал. Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Вода вновь становится неспокойна.

Поздние работы художника стилистически принадлежат уже ХХ веку. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего. Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся.

Отрывок, характеризующий 
Остров мёртвых (картина)

Отрывок, характеризующий Остров мёртвых (картина)

Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. Сегодня всему этому есть объяснение. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы.

можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Очень прошу тебя — летай как можно меньше. На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. «В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина).

Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник. По словам современников, «Остров мертвых» — картина, бывшая неотъемлемой частью интерьера как продвинутой молодежи и культурной интеллигенции, так и провинциальной глубинки начала XX столетия. Тема смерти была одной из самых частых в творчестве Беклина. Базель. Аполлинер, Клемансо, Фрейд, Дали, Кандинский и Рахманинов были поражены магической атмосферой картины и ее влиянием на зрителей. «Остров Мертвых» — картина, ставшая источником вдохновения для множества других произведений искусства как в живописи, так и в музыке, кинематографе, поэзии и скульптуре.

остров мертвых арнольда 
бёклина ( ) – авторские 
варианты

остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты

В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры.

В самом начале карьеры Бёклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. В 1920-е гг. По водной глади к острову направляется широкая лодка, в которой находятся двое.

Остров мёртвых (картина) 
Информацию О

Остров мёртвых (картина) Информацию О

Это не репродукция. Первый вариант картины был написан во флорентийской студии художника. Так что-то странное было прописано). Через год после завершения работы над третьим вариантом «Острова Мертвых» многочисленная семья Беклина столкнулась с финансовыми трудностями, побудившими художника написать еще один вариант своей самой востребованной картины, который он продал знаменитому коллекционеру, барону Хансу Тиссен-Борнемиса де Касон.

Как-то в Забаве была статья цитата:. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу».

  1. «Остров мертвых» Арнольда Бёклина
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. «Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных
  4. Символизм и «Остров мертвых» Арнольда Бёклина
  5. «Остров мертвых» в интерьере эпохи
  6. Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге
  7. Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

Но вот ответа не дождался — в Европе началась война и Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» с первых же ее дней. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. Он так же, как и первые два, был написан во Флоренции и закончен в 1883 году.

После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. В основе сюжета картины – античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. Первый «Остров Мертвых» оставался во владении своего создателя вплоть до его смерти. В 1932году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина вчас вечерней молитвы». В Италии Беклин женился на местной девушке. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу».

  1. Культурный феномен своего времени
  2. Перед полетом над гнездом кукушки
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Сайт, посвященный культуре, гуманности истории и самопознанию
  5. Легенды нашей эпохи Если мифы рождаются, значит, это кому-то нужно
  6. «Остров мертвых» Арнольда Бёклина в интерьере эпохи

В качестве материалов для четвертой версии Беклин использовал медь и масляные краски. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея».

Выше: что вы искали. Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). По поводу насмешника Е. Петрова.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, Мюнхен, Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. ». издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9.

Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма имагического реализма вживописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», вкотором сочетались характерные для сюрреализма Дали иРене Магритта «ирреальное» настроение ивиртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст исам Дали. Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с мастерами европейского искусства, отвечая великим предшественникам – художникам Ренессанса, барокко, классицизма – собственными «репликами» на их произведения. Вот и вся история». В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Картина была заказана музеем изобразительных искусств немецкого города Лейпциг.

«Остров мертвых» 
Арнольда Бёклина

У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. Для нее Беклин написал второй вариант «острова», который был меньше по размеру, написан на деревянной панели и выполнен в другой, более яркой цветовой гамме. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932).

Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»). Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

Примечательно, что в этот раз художник предпочел темперу масляным краскам. Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался.

Собранные вместе четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Швейцария. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. В серии «Война» (1896 – 97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума. Интересно, что в то время, как основная композиция «Острова Мертвых» остается неизменной, в каждой версии есть небольшие отличающиеся детали. В этих бесконечных переездах были веские причины: в молодости – желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее – преподавательская работа, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, – безденежье.

Как художник Бёклин сформировался в Италии. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев. популярность Бёклина была уже на исходе. Примечательно, что до «Острова Мертвых» Арнольд Беклин никогда не давал названий своим картинам, однако в переписке с заказчиком первого варианта картины он лично назвал свое произведение Die Toteninsel.

Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». 105 x 195 см. В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13.

Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10. Художественный музей. Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств.

На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

Своеобразным. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. И использовал в виде демонстрационного образца.

Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу). Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». Собственно и все.

В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен – художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Надо сказать, что совесть у художника при получении обусловленной платы не была совершенно чиста — на самом деле он написал две картины. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. Ответа на этот вопрос не было.

После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве. И не только немецкой. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию – похоронил свою семимесячную дочь.

Начинал как пейзажист. При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Вот таким образом мы ее выставляем. Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Кроме более светлой гаммы, третья версия «Острова» отличается динамизмом – верхушки стройных кипарисов гнутся под порывами ветра, а водная гладь уже не такая зеркальная.

Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).