П.а Федотов Сватовство Майора
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. 5. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Кроме одного. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Подобные браки случались тогда повсеместно. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.
В ней борются противоречивые чувства. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.
Подобных вопросов возникает множество. Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника.
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. / Ой, стыд какой.
Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. П. А. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Все не столь однозначно с Купцом. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его.
Но не всё так однозначно. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. ассигнациями в месяц». Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: «Нараспашку принять – неучтиво. » Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Одна из таких копий, написанная неизвестным художником, находится в Киевском музее русского искусства.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Ах, уж эта кулебяка.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.
Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. 58, 375, 4. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Ж-4521)8910. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея» : Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком Он знаком больше с армяком. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи.
Сватовство майора и шутовство художника
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Кроме одного. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. » Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Служанки шушукаются. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Описание картины «Сватовство майора»
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. — стыд какой.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Картина Сватовство майора: описание картины
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. чужой. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
И зачем. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Откуда лента здесь взялась. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2. Отец девушки охотно согласится на этот брак, ведь офицер дворянин, а значит, его дочь ждет благополучное будущее. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. На полотне изображён интерьер богатого купеческого дома, который открыт зрителю, словно пространство театральной сцены26.
Описание картины Сватовство майора
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Видимо, в псалтырь. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
И причина этого в том, что на пороге уже стоит очень желанный гость, на которого необходимо произвести неизгладимое впечатление. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. А седобородый батюшка-купец. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. / По-старинному— в сизом платочке. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. И зачем. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».
О знаменитой картине Сватовство майора
В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. / Никогда с ними я не бывала». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Ведь он жених. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
Художник Павел Федотов Сватовство майора
Все присутствующие ждали этого события. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Это излюбленный приём Павла Федотова. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Самое интересное в виде мозаики
- Встреча в Туркмении с Крымскими горами
- Деда на Енисей везли в скотском вагоне
- Прощальная сказка для царской семьи
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
А там, если помните, никакого туалета. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Постепенно сюжет сложился. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Рядом расположены достопримечательности
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Коллекция Государственного Русского музея
- Страна, где любят свой дом и детей
- Вариант-повторение из Русского музея
О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни.
Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».