Пан Картина Врубеля
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира.
Картина М. Врубеля Пан принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Картина Врубеля Пан совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. «пан» – картина российского художника Михаила Врубеля. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
История создания картины Врубеля Пан
Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. На этот счет точных данных не существует. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Для этой картины художнику никто не позировал. Теперь о руках.
Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Подобное соскабливание бывало не однажды.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). P. S. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.
Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Ветер выдает метафору.
Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд.
Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа.
Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.
Сочинение по картине Врубеля пан
Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Вопреки настораживающим тёмным рогам на его седовласой голове излучаемая им энергия, пусть и приводит в трепет, лишена злого умысла это спокойная сила, обезоруживающая и надёжная. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее).
вы можете запросить все в системе с коробкой. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены.
Сочинение по картине Врубеля «Пан»
И добрые, немного грустные глаза. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. С приходом христианства прежние боги стали демонами. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. А. М. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан.
На этот счет точных данных не существует. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. И добрые, немного грустные глаза.
Михаил Врубель, «Пан» : описание картины
Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. Возможно, что и Врубель пользовался имевшимися у него подобными портретами, заканчивая своего Пана. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Он мастер играть на тростниковой свирели, с которой никогда не расстаётся. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Торс атлета принадлежит человеку.
Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Но и Толстой не воспринимал своего противника. Могучая фигура состоит из противоречий. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Другое дело, что его дом был и моим. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Этот сюжет настолько впечатлил художника, что он решил немедленно воплотить свой замысел на полотне. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Большие седые волосы. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Жесткие волосы покрывали его грудь. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Лучшая из них – Пан. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Я видел ее только на картинках. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Лучшая из них – Пан. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Как мы видим, старец не совсем обычный. Это придает персонажу большей загадочности.
Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Пан – один из них. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.
Пан (картина Врубеля) Информацию О
Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Чаще, однако, он занят другим. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан.
Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. После окончания академии Михаилу повезло. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. И сидит он на пне на фоне деревьев.
Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
Описание картины Михаила Врубель «Пан»
Вот, например одна из известных картин Михаила Александровича Врубеля Пан. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Прислушаемся к впечатлению о Толстом врача С. Я. Елпатьевского: Но больше всего поразил меня крестьянский облик его — сутуловатые плечи, большие руки, словно всю жизнь тяжело работавшие и мужицкая седая борода, не по-графски обряженная, — типичный облик крупного и костистого старика, великорусского крестьянина А вот восприятие А. М. Горького: У него удивительные руки — некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности Он похож на Бога, не на Саваофа или олимпийца, а на этого русского Бога, который сидит на кленовом престоле под золотой липой.
За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка.
Михаил Врубель, Пан: описание картины
Леший, например, мало чем выделяется. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Автору нельзя не верить.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. После окончания академии Михаилу повезло. У сатира не может быть истории, только антропология.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.
- Картина "Пан", Михаил Врубель, 1899
- Словари и энциклопедии на Академике
Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Выше: что вы искали. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Они были, дикими, страстными и необузданными. Чаще, однако, он занят другим. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Оно напоминает лицо старого дедушки. Пан – один из них. Но каков настоящий цвет кентавра.
Прежде всего — глаза. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа.
В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке.
Чем дольше мы вглядываемся в картину, тем больше подозрений она вызывает ибо все твердое, земное, вещественное растворяется в синем свете умирающей луны. Цветная фотография, – говорил Гоген, – наконец представит нам правду – настоящий цвет неба, дерева, всей материальной природы. Синий, – ответил бы Врубель. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Вечерняя природа, сумрачная, таинственная, могущественная и немного жутковатая также передает особый колорит этого мистического существа, подчеркивая его темную природу и его силу, которую он черпает из окружающих его просторов.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Для этой картины художнику никто не позировал. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне.
В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
На полотне изображен могучий, полный жизненных сил, задора и энергии, морщинистый лысоватый старик, держащий флейту в руке. Прежде всего — глаза. В 1906 художник ослеп.
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Это придает персонажу большей загадочности. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Длинная и густая борода и усы.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Где. Со второго начинаются чудеса. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Пан сидит на земле и витает в облаках.
Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру.
Древним он – бог, нам – леший. Пан был написан без модели и в такой спешке, что картина кажется зафиксированной галлюцинацией. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Мои сомнения удивили Синявского. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. При свете луны мы четко видим лицо создания. Где.