Пастухи В Аркадии
Картина Никола Пуссена (1594-1665 гг. ) «Аркадские пастухи» сама по себе вряд ли привлечёт Ваше внимание в Лувре. Недаром в первом варианте «Аркадских пастухов» на надгробии лежит череп. Аркадия – гористая область в Греции, где в античные времена жили в основном пастухи.
Сегодня поговорим не только о достоинстве картины Николы Пуссена, но и о том, что на ней зашифровано. Картина Пуссена «Аркадские пастухи» (ок. Если картина Гверчинопервоеживописное воплощение идеи, сформулированной в этом латинском выражении, то луврская картина Никола Пуссена «Аркадские пастухи» или иначе тоже именуемая по самой этой фразе – самаяизвестнаяее живописная иллюстрация. На этой картине мы видим, как два аркадских пастуха неожиданно наталкиваются на череп.
Достоверно известно, что «Пастухи Аркадии» художником Николя Пуссеном были написаны по личному заказу.
Описание картины «Аркадские пастухи»
Стихотворение Батюшкова вошло в либретто «Пиковой дамы» Чайковского, став романсом Полины (действие I, картина 2). Может он жил здесь в покое и радости, а теперь погребен под этой плитой. Это ирландские Племена Богини Дану, древние божества, обитающие в холмах («sidh»), в огромных каирнах, которыми столь богаты земли Ирландии и Англии.
Нередко первоисточником указывается некая картина Бартоломео Скедони (Скедоне) (англ. )русск. 13. Он знал свое дело, но кроме него он ничего не умел». Существует еще одна довольно мрачная трактовка.
«То, что Пуссен, живший во Франции всего лишь два года (с 17 декабря 1640 года по 25 сентября 1642 года), мог покинуть Париж и целых три месяца трудиться над картиной в Корбьерах, кажется маловероятным. Людовик четырнадцатый, наверное, тоже тосковал о веселой юности, глядя на любимую картину кисти Пуссена. То же самое можно сказать и о «сокровище Ренн-ле-Шато». Истории о «тайниках», коими изобилует этот край, — варианты все той же легенды об Орфее или Гильгамеше или Ланселоте Озерном, который спас Гиневру из адского королевства Мелеганта. В древности жители Аркадии были, в основном, пастухами или охотниками. Примечательно, что слова «И я. жила в Аркадии» комментаторы связывают с луврской картиной Пуссена, трактуя надпись на ней именно так, как это делает Батюшков. На нем латинским шрифтом высечена эпитафия «И в Аркадии я есть».
Когда Пуссен создавал «Аркадских пастухов», он был тяжело болен и знал, что его дни сочтены. Пешком. Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я». Особенно миф о райской жизни в Аркадии был популярен в Италии.
Сообщество «Волшебная сила искусства»
Бесстрастная женская фигура это сама смерть и надпись сделана от её имени. А между ними – юность, зрелость и старость, сопровождаемые множеством событий. А смысл картины Гверчино был очевиден – смерть есть и в прекрасной Аркадии. «Я, смерть, есть даже в Аркадии».
Авторы «Священной загадки», на которую опирался Ден Браун в своей книге «Код да Винчи», пришли к выводу, что латинское Et in Arcadia ego является незаконченной и потому грамматически неправильной фразой. Где находится Аркадия.
Описание картин Николы Пуссена «Аркадские пастухи»
Известно, что прославленный художник часто встречался с людьми, входившими в различные тайные «братства». Стихотворение Батюшкова вошло в либретто «Пиковой дамы» Чайковского, став романсом Полины (действие I, картина 2). Вскоре эта фраза стала крылатой в Италии. Продолжая разговор о Клоде Лоррене, которого он сравнивает с Пуссеном, Барре пишет: «Он был бы ничем, если бы его руку не направляли Ангелы, если бы он не был в этом небесном обществе, если бы его отстранили от того, что его вдохновляло и поддерживало. Так, в 1618–1622 годах болонский художник Джованни Франческо Барбьери по прозвищу Гверчино, то есть Косоглазый, написалкартину «Аркадские пастухи». Знакомые называли Николя Пуссена «человеком дьявольской энергии». Все они являются олицетворением трех важнейших этапов жизни: молодости, зрелости и старости.
Аббат обратился непосредственно к Никола Пуссену. Разумеется, миф о «вестготском универсальном оружии» не возник на голом месте: его можно отнести к разряду рассказов о существовании «изумрудной плиты», способной концентрировать космическую энергию, — иными словами, своего рода конденсатора, который при определенных условиях может стать опасным оружием. В документах Приората Сиона упоминается о том, что выражение «Et in Arcadia ego» («И я в Аркадии») было официальным девизом семейства Плантаров в XII веке. Как было на самом деле неизвестно.
Картина «Аркадские пастухи» написала уже зрелым мастером, который интересовался учением античных философов и размышлял о смысле жизни и неотвратимости смерти. Какую же тайну хранит полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи».
Так, автор пишет, что многие художники были членами инициатических братств, в частности, многие из них принадлежали к некоему «Ангельскому Обществу». Барре добавляет: «Если кто-либо хочет узнать и понять Желле, ему следует обратиться к произведению Иоахима фон Зандрарта, где он изображен в достойной компании рядом со своим другом Никола Пуссеном». Конечно, говоря об «изумрудной плите», нельзя не вспомнить о «Tabula Smaragdina», знаменитой «Изумрудной скрижали», приписываемой Гермесу Трисмегисту: это своего рода библия герметистов, всезнающая и всепозволяющая книга тайн и мудрости. Бесстрастная женская фигура это сама смерть и надпись сделана от её имени. Картина «Аркадские пастухи» написала уже зрелым мастером, который интересовался учением античных философов и размышлял о смысле жизни и неотвратимости смерти.
На ней пастухи разглядывают череп, лежащий на постаменте, на котором высечена надпись: Et in Arcadia Ego («И я в Аркадии»). Примечательно, что слова «И я. жила в Аркадии» комментаторы связывают с луврской картиной Пуссена, трактуя надпись на ней именно так, как это делает Батюшков. Авторы «Священной загадки», на которую опирался Ден Браун в своей книге «Код да Винчи», пришли к выводу, что латинское Et in Arcadia ego является незаконченной и потому грамматически неправильной фразой. На картине Гверчино, фоном которой служит скалистый пейзаж, два пастуха, опираясь на посохи, разглядывают надгробие, на котором покоится череп (в нем можно увидеть пробоину, что вновь отсылает нас к древнему германскому ритуалу — пробитый череп не давал покойному возможности «вернуться»).
Описание картины Николя Пуссена «Аркадские пастухи»
В этом можно усомниться, прочитав письмо, посланное аббатом своему брату: «Вместе с господином Пуссеном мы задумали кое-что, что, благодаря господину Пуссену, окажется для Вас выгодным, если только Вы этим не пренебрежете короли с большим трудом смогли бы вытянуть это у него и после него впоследствии, быть может, никто в мире этого не возвратит к тому же это не потребует больших расходов, а может обернуться выгодой и это сейчас разыскивается многими и кто бы они ни были, но равного или лучшего достояния сейчас на земле нет ни у кого». По поводу этого полотна было выдвинуто множество предположений и объяснений. Сам Бульвер-Литтон (1803–1873), министр королевы Виктории, был членом Ордена розенкрейцеров и общества «Golden Dawn», сыгравшего свою роль в истории сект: оно способствовало развитию некоторых тайных обществ, породивших на свет нацизм.
Аркадия — это воспоминание о юности, о покинутых родных местах, где человек был счастлив. В 1640 году по специальному поручению кардинала Ришелье великий Никола Пуссен пишет одну из самых знаменитых своих картин — «Пастухи в Аркадии». Он был буквально завален работой». «Аркадские пастухи», представленные в Лувре, не единственная картина французского живописца, написанная на эту тему. Иными словами, это тот же Грааль, каким описал его Кретьен де Труа, та самая таинственная чаша, от которой исходит свет, — или же, согласно другой традиции, чаша из изумруда, сорвавшегося с чела Люцифера («Несущего Свет») во время восстания ангелов. Это место в шести милях от Ренн-ле-Шато. Согласно мифу.
Вриль — это абсолютная энергия. А уже в 1612 году Николя, не получив благословения родителей, отправился покорять Париж. Ирландское слово «sidh» может означать «мир». Итак, со слов Барре становится ясно, что «Ангельское Общество» существовало и в него входила большая часть художников и писателей своего времени.
Миф в искусстве (по картине Никола Пуссена «Аркадские пастухи») – презентация
Тень от руки пастуха на могильной плите напоминает косу, постоянный атрибут смерти. Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я». Медведицу Каллисто во время охоты Артемиды затравила собачья стая, а сама Артемида, по наущению ревнивой Геры, пронзила ее своей же стрелой. Мужчины же более обеспокоены.
Аркадия — одно из главных мест пребывания троянских царей после падения самой Трои (троянцы, согласно Страбону, основывают там город Капую). Комментарии излишни. Далее Бейджент, Ли и Линкольн приходят к выводу, что Et in Arcadia ego на самом деле является анаграммой и, после некоторых перестановок, они получают (отбрасывая одно i) Tego arcana dei — «Храню секреты бога». Но источником подобной силы может быть только Грааль: именно он хранит в себе «вриль», только от этой священной чаши, символа вечного поиска, может исходить «зеленый луч».
Его покровителем был Никола Фуке, поддерживавший с художником близкие отношения. Недаром в первом варианте «Аркадских пастухов» на надгробии лежит череп. На полотне Пуссена, хранящемся в Англии изображены три пастуха, один из которых сидит в усталой позе, а два других взирают на гробницу с каким-то испугом. Пастушка по левую руку от них тоже рассматривает гробницу, но почти безучастно. Итак, мы вновь возвращаемся в Аркадию, в этот «Иной мир», явившийся нам в приветливом солнечном облике Разе. Однако таинственный зеленый цвет, превращенный в объект многочисленных исследований играет главную роль в биологическом процессе зеленый пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и благодаря которому живут, — отнюдь не изобретение «поэтов, вдохновленных Небесами», это реальность.
Но где можно найти такой камень. Свой мифологический статус этот край приобрел уже во времена античности: считалось, что название «Аркадия» произошло от имени Аркас, так звали сына нимфы Каллисто, верной спутницы Артемиды, сопровождавшей ее во время охоты. Пятиугольник располагается на уровне лона пастушки. На нем латинским шрифтом высечена эпитафия «И в Аркадии я есть». На карте действительно существует такое место — это горное место на юге Греции. Например, ещё в драме в одном действии Карамзина «Аркадский памятник» (1789) Дафна читает на могильном памятнике «И я была в Аркадии»1.
Что она должна значить. Но замечательно, что в Новгороде образы Аркадии появляются за семь веков до Рене Анжуйского и за девять до Пуссена, как раз после того, как в погибшей «державе князя Роша» в Европе меровингская монархия «ушла под землю», подобно подземной реке и вместе с Рюриком восстала в Новом Городе, где сразу же, вместе с воссозданием бывшего Словенска, строится Аркадский монастырь, соседние с ним деревня Аркажа и Зверинский, то есть Медвежий, опять-таки Аркадийский, монастырь. А переводят они ее как "И (даже) в Аркадии я (есть)" – причем, фраза произносится от лица Смерти, которая сообщает людям о бренности земного существования. Ее точное подобие мы можем увидеть на полотне Никола Пуссена «Аркадские пастухи», однако доподлинно известно то, что надгробие в Арк не могло служить моделью художнику: в XVII веке его еще не существовало, гробница появилась на свет гораздо позже картины французского живописца. В 1655 году суперинтендант финансов Никола Фуке направил в Рим своего брата, аббата Луи Фуке, «с тайным поручением приобрести произведения искусства, призванные украшать Бель-Иль, Сен-Манде и замок Во-ле-Виконт». Однако в 1970-х годах обнаружили и подобное надгробие и подобный пейзаж.
Роман заканчивается, как и следовало ожидать, свадьбой Гарри и его спасительницы Нелль, ни разу не видевшей дневного света герои благополучно выбираются из подземелья, за исключением деда, расставшегося с жизнью (что, впрочем, закономерно, если принять во внимание, что действие разворачивается по отработанной мифологической схеме). Могила с надгробием находилась там с незапамятных времен. Это «anaon» из бретонских легенд, усопшие, которых видят по ночам на песчаных равнинах и у речных берегов. Как было на самом деле неизвестно.
Надпись на гробе пастушки (Батюшков)
Автор «Грядущей расы», потомок знаменитого алхимика XVII века, в совершенстве знал кельтские мифы, по меньшей мере, те уэльские и ирландские легенды, которые к тому времени были опубликованы в Великобритании. Но кто же этот таинственный «я» из Аркадии. Поздняя версия картины Пуссена могла появиться, чтобы уточнить зашифрованное послание. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия. Никола Пуссен всю жизнь находился в поиске, пробовал себя в стиле классицизма и барокко, писал мифологические сцены, рисовал пейзажи. Примером такого орудия может служить «Божий камень» в романе Мориса Леблана «Остров тридцати гробов»: Арсен Люпен открывает секрет волшебного камня, способного как уничтожить человека (сжечь его), так и вернуть ему жизнь и наделить могуществом.
Прежде всего имя «Аркас» происходит от индоевропейского корня «orks», что означает «медведь» этот же корень лежит в основе греческого «arktos» ирландского «art», бретонского «arz» и, наконец, латинского «ursus». Вот таким образом понять, кто такие Ана, не составляет труда. Сюжет картины: два пастуха в полях Аркадии обнаруживают череп, лежащий на надгробии с эпитафией, в которой читается ими эта фраза – «Et in Arcadia Ego». На надгробии лежит череп, как стандартный символ смерти.
Откуда взялась история про аркадских пастухов
Но это равным образом и миф о короле Артуре, который спит на острове Авалон. К слову сказать. В древности жители Аркадии были, в основном, пастухами или охотниками. Вряд ли кому-либо придет в голову утверждать, что радиоактивность «хорошая» или, наоборот, «плохая»: все зависит от того, в каких целях она применяется. Как же они переводят ее. Однако в биографии Никола Пуссена есть еще более любопытные подробности. Миф говорит о многом.
Что ж, обратимся к «тайне» — к произведению Мориса Барре «Тайна, полная света», опубликованному после его смерти. На карте действительно существует такое место – это горное место на юге Греции. Но это не так. Но что еще лучше, автор раскрывает «пароль» этого общества: «Мы всегда должны оставлять в какой-нибудь части своего шедевра могильный камень со знаменитой надписью Et in Arcadia ego». Так или иначе, картина была написана по заказу кардинала Роспильози (будущего папы Климента IX), попросившего художника создать произведение, которое воплотило бы в себе «философскую истину». Может быть, картина навевала на него мрачные настроения. Чем не «проклятое золото», обладающее той же двойственностью, что и радиоактивность.
Интересно французское народное именование осла, на котором Спаситель въезжал в Иеросалим — Аркадийский конь (cheval dArcadie). Его источником вдохновения стали идеи «Баварских иллюминатов», розенкрейцеров и «Golden Dawn», что превратило его роман в показательный образец того, что творилось в интеллектуальной среде Англии в конце Викторианской эпохи. Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье. Соседями их были тревиры (не напоминает ли это имя предполагаемого Рюрикова спутника Трувора. ). На обоих полотнах, помимо прочего изображено баснословное божество «подземной реки» Алфиос и надгробие со словами Et in Arcadia ego — И вот я в Аркадии — характерно, что это не классическая, а «варварская» латынь.
От античных времен до «Кубла-Хана» Кольриджа обожествленная река Алфиос считалась священной ибо ее название имеет общий корень с греческим словом «Альфа», что, как известно, означает первопричину источник, начало». Это латинское выражение не принадлежит античным авторам. Расшифровать загадочные буквы пытались многие, в их числе и Чарльз Дарвин, но удалось разобрать только три слова: «Пуссен хранит ключ».
Интересно, что за пять или семь лет до этого он пишет еще один, «черновой» вариант картины. Дэвид Вуд и Иэн Кэмпбелл в своей книге «Тайна Пуссена» пишут, что профессор Корнфорд рассказал в документальном фильме Би-би-си «Священник, художник и дьявол» о том, что он подверг анализу «Аркадских пастухов» и определил, что картина представляет собой сочетание Золотого сечения и пятиугольной геометрии. Художник воспользовался существующим сюжетом, чтобы воплотить в нем идею о неизбежности смерти и скоротечности земного существования, что было созвучно в тот момент его собственному мироощущению. Гробницу нельзя назвать древней: она появилась во времена Соньера при обстоятельствах, лишенных какой-либо таинственности. Этот сюжет использовали и художники. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия. Наибольший интерес представляет третья картина, хранящаяся в Лувре.
Таинственная раса, описанная Бульвер-Литтоном, заслуживает отдельного разговора. Полые холмы, населенные божествами, — это Иной мир, волшебное подземное царство. Поздняя версия картины Пуссена могла появиться, чтобы уточнить зашифрованное послание. Где находится Аркадия.
Общим для этих трех картин является изображение пастухов, читающих надпись на могильном камне: «Et in Arcadia ego». Искусствоведы заверяют, что в нем нет ничего таинственного. Вот таким образом художник решил воспользоваться известным мифом об Аркадии. Церкви и другие важные места в Ренн-ле-Шато также образуют пентаграмму.
Например, ещё в драме в одном действии Карамзина «Аркадский памятник» (1789) Дафна читает на могильном памятнике «И я была в Аркадии». Художник пользовался печатью, на которой был изображен человек, держащий в руках ковчег с девизом «tenet confidentiam», что можно перевести как «он хранит тайну». Тема Аркадии была любимой темой средневековых сочинений исходивших от претендовавших на меровингское наследие Лотарингского Дома, к которому принадлежал и самый знаменитый автор «Corpus Arcadium» — король-поэт Рене Анжуйский, «добрый король Рене», сподвижник Жанны дАрк. «Я не большой любитель перемен» — признавался художник — «Я просто люблю риск, который связан с этими переменами». Король Франции ЛюдовикXIV приобрел картину «Аркадские пастухи» и поместил ее в Версале, вдали от посторонних глаз.
Многие поэты переводили эти слова так: «И я тоже был в Аркадии» имея ввиду: «И я тоже был молод и беззаботен». Пасторальные мотивы были в большой моде и у европейских аристократов – современников Пуссена. На картине изображены три пастуха и пастушка.
Расшифровать загадочные буквы пытались многие, в их числе и Чарльз Дарвин, но удалось разобрать только три слова: «Пуссен хранит ключ». Подземный мир, описанный кельтами, — это «мирная вселенная», в которой отсутствует время, а пространство бесконечно. Аркадия — горный дикий уголок Пелопонеса, напоминающий арену, окруженную венцом из гор из-за чего этот регион в некоторой степени обособлен от внешнего мира долгое время «арена» Аркадии была покрыта лесами.
ред. ), большой почитатель и покровитель Пуссена. Три пастуха и пастушка окружили могильный камень. Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Загадочная фраза (ее можно перевести двояко: «И вот я в Аркадии» либо «И я бывал в Аркадии») привлекала внимание толкователей не меньше, чем герои картины, — казалось, каждая деталь в этих произведениях наполнена символическим смыслом.
В романе говорится, что Ана были потомками кельтов. Недаром в первом варианте «Аркадских пастухов» на надгробии лежит череп. А у Батюшкова в его стихотворении «Надпись на гробе пастушки» (1810) это выражение цитируется как «И я, как вы, жила в Аркадии счастливой». А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль.
Этот «Аркадийский конь как бы везет за собою «телегу Давыда» — «chariot de David»— созвездие Большой Медведицы. Или эту надпись нужно понимать в переносном смысле.
Ранняя версия «Аркадских пастухов»
Их взгляды обращены на надгробие, на котором видна латинская надпись «ЕТ IN ARCADIA EGO» («И я в Аркадии»), Долгое время считалось, что и само надгробие и окружающий пейзаж были исключительно плодом воображения Пуссена. «Я, смерть, есть даже в Аркадии». «Я не большой любитель перемен» – признавался художник – «Я просто люблю риск, который связан с этими переменами». Возможно, Пуссен хотел разрушить безмятежное настроение героев и заставить их задуматься о грядущих страданиях. В 1486 году поэт Якопо Саннадзаро написал пасторальный роман «Аркадия», пользовавшийся большой популярностью. Или он полагал, что это зашифрованное послание потомкам королевской династии.
В 1883 году земли, на которых ныне находится памятник, скупил внук одного промышленника в 1903 году он решил построить на них гробницу, выбрав для этого дела небольшой холм, расположенный в пятидесяти метрах от дороги в Арк. В связи с этим можно вспомнить еще об одном романе Жюля Верна, «Черная Индия», действие которого происходит в Шотландии. Существует еще одна довольно мрачная трактовка. Нужно ли заключить из этого, что Никола Пуссен принадлежал к тому же «братству».
Но только ли за этим прибыл в Рим брат суперинтенданта финансов Франции. – Прим. В разных версиях Аркадия также образ полюса гиперборейской Огигии и «медвежья страна, медвежий рай», что явствует также из самого имени этой полулегендарной страны. Этот миф не обошел стороной и Ренн-ле-Шато.
Он подозревает в этом Делакруа, в том числе из-за «ангельского аспекта его живописи» под подозрением оказывается и Клод Желле (Лоррен), о котором Барре пишет: «Как кажется, он не появился на свет сразу, его готовили к этому». Без сомнения, он и сам был членом одного из таких «инициатических обществ», наводнивших в XVII веке Италию и Францию. Эти таинственные существа входят в обычный набор кельтских преданий: ни один ирландец не поставит под сомнение существование баньши (дословно «женщина из холма»), феи или таинственного божества, способного изменять человеческие судьбы. Она – гармония.
А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль. А все дело в том, что впервые она увидела свет в Италии ок. Эта река всегда отождествлялась с рекой Алфиос, которая протекает через местность, расположенную в Греции и называющуюся Аркадией, прежде чем уйти под землю, пересечь море, не смешавшись с его водами, чтобы снова выйти на поверхность в Сицилии и соединиться с водами фонтана Аретузы. Далее Бейджент, Ли и Линкольн приходят к выводу, что Et in Arcadia ego на самом деле является анаграммой и, после некоторых перестановок, они получают (отбрасывая одно i) Tego arcana dei— «Храню секреты бога».
Оттуда они двинулись в горные леса, называемые Ардуэной (нынешние Арденны, где и располагалась Австразия). А у Батюшкова в его стихотворении «Надпись на гробе пастушки» (1810) это выражение цитируется как «И я, как вы, жила в Аркадии счастливой». Именно о ней сохранилось упоминание в некоем документе, датированном 1709 годом. Уже в XVII веке некоторые авторы утверждали, что этот край подобен греческой Аркадии. Внимание сразу же привлекает единственная женщина в этой компании.
Третий пастух находится справа от гробницы. Это полотно считается совершенным образцом композиционной соразмерности: правило «золотого сечения», это знаменитое соотношение 1, 618, соблюдено Пуссеном полностью, все скомпоновано так, чтобы сделать надпись фиктивным, но абсолютным композиционным центром. Гробница осталась нетронутой (то есть ее никто не занял) и пребывает в том же состоянии и поныне. Тень от руки пастуха на могильной плите напоминает косу, постоянный атрибут смерти.