Петров Водкин Портрет Анны Ахматовой
Наряду с эпическими произведениями, в 1920–1930-е годы Петров-Водкин создавал портреты (Анны Ахматовой, 1922, Русский музей, Санкт-Петербург Андрея Белого, 1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Такая теплохладность веры, предательство веры всегда наказуемы. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара.
соч. М., 1991. Сам художник распределил роли среди своих героев так: «Хозяин – в белой рубашке за столом с трубкой. К. С. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Ил. Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры.
И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. 1920 – 1930-х гг. Да и с чего бы. Подобное «двойное дно» обнаруживается во многих живописных и литературных произведениях 1930-х годов. Петров-Водкин К. С.
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Ед. Знак советской темы – дважды повторенные кумачовые косынки на головах женщин (обратим внимание: лица их без глаз), даже красное платье на девочке-подростке, задавая цветом определенный настрой, вызывает мысль о том же, а лощеный вид представителей новой элиты (справа) лишь подчеркивает ее. Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. Но есть подлинная значительность.
Но и сегодня некоторые православные исследователи (имена коих не провожу по причине нежелания спорить с ними ибо предмет спора надуман) пытаются упомянутую юношескую неудачу в храме Казанской иконы Божией Матери спроецировать на все наследие мастера (тогда почему только К. С. Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. С. 464). Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 г. приобрела иной смысл, нежели в 1919-м. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923).
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
С. 214). Надо ли понимать, что старик говорит о причине несчастий. В зеркале видна горка грязной посуды и за столом допивают чай. Он взял лицо Анны крупным планом, что является очень характерным жестом для него в свой поздний период творчества, а из синеватого фона проступает образ девы – эту традицию Кузьма Сергеевич перенял у художников прошлого и не стеснялся ни перед кем в этом признаваться.
Значит, дело здесь не в «правде жизни», а в философском осмыслении художником сюжета. Есть смысл, наверное, в том, что человек, захвативший власть в свои руки силой и хитростью, в ультимативной форме настаивавший на подписании Брест-Литовского договора, по которому немцам под контроль отходили западные земли страны, взял для чтения этими же руками «Песни западных славян». М., 1993. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.
Свидетелем нагнетания этого культа художник стал «в дни народного прощания с Ильичем», рисуя, по воле комиссии ЦИКа, главного революционного деятеля в гробу. И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии.
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
Пушкина «Борис Годунов», где несколько главных персонажей пьесы нарисованы с явными азиатскими типажными характеристиками. Сильная фигура молодой женщины прочно стоит в центре комнаты. С. 206 – 207). Письма.
Руководит всеми этот основной иуда. Но одно дело формально, а другое фактически. Однако в 1940—50-х годах картины его практически исчезли из экспозиций крупных музеев, а выставка была за это время проведена лишь одна, да и то какая-то случайная и абсолютно «не представительная».
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Вечер, за окном сумеречно, под потолком горят лампочки и отражаются в окне. Все это — на заднем плане. Эта романтичная затея чуть не стоила жизни молодому искателю приключений.
Пространство Эвклида. За год до картины «После боя» Петров-Водкин создает портрет Анны Ахматовой с началом работы над «Смертью комиссара» напишет Максимилиана Волошина через четыре года после окончания работы – портрет Андрея Белого (поэту художник обязан своей литературной школой он был с ним в нечастой переписке). Причем говорит не с кем-нибудь, а с комиссаром или сотрудником ВЧК. Ленин в 1895 году признался ему, что «очень любил играть со своими сверстниками в солдатики, но, в отличие от них, никогда не имел желания быть русским генералом, а находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бить русских» – своих противников (Валентинов В. Недорисованный портрет. Приведем определение отцов VII Вселенского Собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна так как таков и первообраз».
Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной. Вывод Петрова-Водкина очевиден: революционный класс возникает в результате отрыва определенной группы людей от почвы и отпадения от Бога. Ф. 7. Его фигура – в противоположность фигурам солдат – представляется невесомой. Это и есть те, кто еще живы, но по сути мертвы.
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
Историк Валентин Сахаров доказывает факт фальсификации Л. Д. 1911 год. Что в известной мере мы и наблюдаем в творчестве живописца: церковная живопись у него получалась с примесью «светской», а светская – с налетом «церковности». Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе. У первого глаза открыты по той причине, что он, уходя из земной жизни, видит перед собой свет и вечность, а другой, будучи атеистом, переходит из бытия во мрак небытия, где зрение, равно и любые другие органы чувств излишне. Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Лето».
Его лицо отмечено интеллектом, тогда как остальные персонажи на одно, примитивное, лицо. Ленина», художник создает и композицию «1919 год. И, тем не менее, отряд рвется в бой. И К. С.
Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл. Это последняя «антиикона» мастера. Энциклопедия банальностей.
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
Его взгляд направлен назад (в прошлое. Именно он новый хозяин всего, в том числе и этой комнаты, которую он дал одному из своих слуг. хр.
Трудно поверить в слепые совпадения. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Можно ли настаивать на том, что глава семейства выглядывает в окно из любопытства посмотреть на сбор рабочих по сигналу сирены, а не из-за страха, возникшего от подкатившего к дому «черного воронка», когда поневоле станешь посматривать в темноту. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала.
В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции. Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. 53/339). Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания.
Напомним: значение приставки «анти» переводится не только как «против» (чем активно в своем языке пользовалась новая власть), но и как «вместо». Примечателен портрет 1921 года известный под названием Желтое лицо (собр. Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918 "Голова мальчика-узбека", 1921 "Портрет Анны Ахматовой", 1922 и др. ). Очень крупное (по крайней мере в два раза больше натуры) женское лицо с просто и выразительно моделированными чертами и пристально смотрящими на зрителя глазами, написанное в специфически водкинской гамме желтых тонов, кажется вырезанным с мудрой скупостью движений резца из единого куска крепкого дерева. В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку.
1928 Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль. Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». Протоколы. Ведь потом последовали росписи в храмах Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Свято-Троицком соборе города Сумы (1915) все они так или иначе получили признание Церкви, хотя сам автор был к ним строг: «Я себя также виню за то, что ни одна из этих работ не доведена до выразительности Джотто или Рублева, а это и доказывает – к стыду моему, – что как я ни изучал древнерусскую иконопись, как ни был влюблен в нее, а ее законов композиции, верно, так и не понял до конца» (Петров-Водкин К. С.
Пространство мира и пространство картины. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой». Статьи.
5. Вплоть до самой смерти он работал, выставлялся и даже получал официальные заказы (участвовать в оформлении так никогда и не построенного Дворца Советов). Кузнецов и П. С.
Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату. Однако художник пытается осмыслить природную стихию, обрушившуюся на советских граждан ночью 12 сентября 1927 года, как неотвратимую кару за отступление от Бога. К. С.
Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою Двенадцати Блока». На картине смерть лишь подразумевается, однако нет трупов. Драматизм положения Петрова-Водкина, равно и всей русской интеллигенции начала ХХ века, состоит в том, что многие яркие личности того времени иногда позволяли себе, подобно героям картины «Смерть комиссара», уходить из храма в «поисках Бога» и даже заниматься пресловутым «богостроительством», не говоря о самоочевидных увлечениях атеизмом. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Выступления.
7. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне. Это личины слепой в своей жестокости толпы, знакомой художнику по холерному бунту (свидетелем которого он стал в детстве) и описанной им в повести «Хлыновск» : «Этот звук (толпы.
Троцким этой работы Ленина (подробнее см. : Сахаров В. Подлог завещания вождя // Молния. «Тревога» — последнее значительное полотно художника. Ил. Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой.
«Русская царица» (портрет Лянглебена)
Поездка не состоялась. После боя. Смерть комиссара.
Это «техническая» сила октябрьского бунта, победители в гражданской войне. Если руководствоваться «правдой жизни», то такое состояние неба, как на картине, бывает в полночь только в июне, но не осенью. М., 1975. 3. Примечательная дата: страна готовилась к 10-летию Октября.
С. 209). Каялся он, несомненно, в глубине души за свой обогрев у пламени вражеского костра. С. 430). Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом.
- Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
- Описание картины «Портрет Анны Ахматовой»
- Анна Андреевна Ахматова в живописи
- Художник из волжского городка Хвалынска
- Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
- Портреты Анны Ахматовой (перепост)
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)
Единственной фразой, наводящей нас на мысль о картине 1927 года, можно считать следующую: «Встречи с крупными земными явлениями прочищают сознание, стряхивают с него мелочи и дают обобщение» (Петров-Водкин К. С. Когда «больной организм» есть общество, серьезно страдающее классовой паранойей, другого способа общения с ним трудно придумать. 1918г. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. XX век: картинки с выставки // Знамя. За спиной поэтессы склонила в печали главу строгая дева – муза, чьему шепоту внемлют только одаренные сверхчутким слухом.
Некрасов публикует свою работу о феномене ракурса в иконописи, где он истолковывает профиль как изображение лица демонического, подверженного бесовским искушениям или, по меньшей мере, не достигшего святости. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Письма.
- Картины Петрова-Водкина: описание
- Коллекция Государственного Русского музея
- Портреты Анны Ахматовой (23 июня 1889 — 5 марта 1966)
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – Портрет Анны Ахматовой (1922)
- К 130-летию со дня рождения художника
- код для вставки на сайт или в блог
При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. В известной степени их можно даже назвать аллегорией. С. 359). С. 208). Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие».
Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. М., 1999. С. 197). Впереди же и (что немаловажно) как бы «над» панорамой революционного Петрограда — женщина в белом платке с иконописным ликом, прижимающая к груди дитя — ровесника, по-видимому, октября 1917 года. Почему Петров-Водкин, прославившийся как замечательный и тонкий рисовальщик, создавший немалую портретную галерею своих известных современников, оказался вдруг «неспособным» написать «похожий» портрет Ленина. Совсем другой настрой и другие мысли возникали у художника в тяжком 1919 году: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы» (Письмо матери от 4 марта 1919 года // Там же. «Комната демонстративно перечеркнута уродливой черной трубой буржуйки – как отрицание царившей здесь когда-то гармонии Чужеродные предметы вторгаются в пространство и сами люди здесь чужие», – делится своими впечатлениями одна из почитательниц таланта Петрова-Водкина.
Рабочая семья получила новую квартиру в центре города. Белая ночь противопоставляется черным дням. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь».
Случайность ли это. Обобщения в «Землетрясении», действительно, заметны. В картине ничто не указывает на время гражданской войны напротив, заголовок газеты, брошенной в левом нижнем углу, недвусмысленно подчеркивает то настроение, которое поселилось в обществе еще со времен «красного террора» и привело к разоблачению так называемого «Ленинградского центра» : «Враг убит».
Прежний хозяин ее, фабрикант или банкир, сбежал, очевидно, за границу. Этот тоталитарный мир ограничен с двух сторон решетками окон (они специально изображены тонкими, чтобы напоминать темницу одни решетки видны непосредственно в окнах, а другие – отражаются в стеклах). «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти.
Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на молодых работницах и рабфаковках.
Для недогадливых художник посреди решеток помещает золотую клетку с попугаем (. ). Сталину. Петровой-Водкиной, от 3 декабря 1902 года // Петров-Водкин К. С. Особенно охотно портретировал он жену и близких.
Автопортрет. Тревога» (1934). Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Достаточно взглянуть на холст 1923 года «После боя» (ил.
Мимо Петрова-Водкина трудно было пройти, его не заметив. Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Через год он ей признается: «Право, твоими молитвами, но в самые трудные моменты что-нибудь да выручит» (Письмо матери от 6 марта 1920 года // Там же. Ответ на заданный вопрос и внутренняя работа мастера абсолютно очевидны. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.
Один из них художник уклончиво объясняет: «В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, где раки зимуют и почему были несчастья на земле русской. ». Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. Начнем со знаменитого «Купания красного коня» – картины, которая стала зримым предвестием «грядущих перемен в жизни общества. В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: «Рабочий Петроград». Хлыновск. Художник объяснял свой замысел так: «Время действия – 1922 год.
Мальчик, юный естественник, кормит попугая сахаром, который страшно дорог. Вспомним впечатления Кузьмы Сергеевича от посещения им храма лютой зимой того же года. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Для «антипьеты» это весьма важно. 8). Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа.
Насколько нам известно, первой заподозрила евангельский контекст этой сцены Анна Генина: «Не тайная ли вечеря нового времени, где каждый может оказаться Иудой. ». Если весна, то в половине одиннадцатого вечера (на картине часы показывают на один час больше) ночь темна. Как писали газеты того времени, мощный факел вспыхнул в Черном море «первый удар сопровождался весьма яркими звуковыми и световыми эффектами, слышался необычной силы гул и грохот, провода сетей высокого и низкого напряжения, соприкасаясь, производили сильные вспышки и выстрелы наподобие ружейных», люди выбрасывались из окон – картина, явно отмеченная гневом Божиим. Не вышло.
Жизнь замирает, цепенеет. Он вполне обдуманно выбрал тему для композиции, работая над ней там же, в Крыму. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Тревога. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.
Выступления. – В. К. ). Вот этот момент мне и хотелось передать. Что называется, подальше от столиц: с глаз долой – из сердца вон.
Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Только в 1966 году прошла первая посмертная «настоящая» выставка Петрова-Водкина в Русском музее и именно после нее художник занял достойное место в пан теоне русских живописцев XX столетия. Небо за окном холодно-синеватое.
В большой комнате с окнами на Неву собрались человек двадцать – хозяева и их гости, простые и хорошие люди. Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. Симптоматична закрытость художника: работая над книгой «Пространство Эвклида» в начале 1930-х годов, он ни словом не обмолвился о Крымском землетрясении, хотя последняя 22 глава посвящена восхождению автора на Везувий и случившемуся тогда извержению вулкана, которое сопровождалось еще и сильным землетрясением. С. 558). Его герой надеется спастись, уповая на прочность новых государственных устоев. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.
Андрониковой», «Девочка на пляже. За всю последующую жизнь у будущего «могильщика русского царизма» не произошло даже незначительной эволюции в отношении к государствообразующему народу, который он считал великим не достижениями, а «своими насилиями только так, как велик держиморда» (Ленин В. И. Пространство Эвклида. М., 1958. Чего стоит одна буржуйка на фоне такой обстановки.
Когда Петров-Водкин начал заниматься у Бурова, тот был уже тяжело болен. М., 1936. Рабочие. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919год. Тревога" (1934).
Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза. Сдвинули «страну с мертвой точки» монстры. Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. И неважно, что замысел картины созрел в эскизе 1926 года, «красный террор» лютовал с 1918, а не с 1934 года, вот таким образом были все основания трактовать данную тему подобным образом.
Т. 45. Малыш уже спит в своей кроватке, а дочь еще только собираются укладывать. Держалась она очень уединенно». 17 ноября.
Документы. Дело – в религиозной философии автора картины. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. Жилищный вопрос в быту у ленинградской партийно-советской номенклатуры. На рубеже 1920-х и 1930-х гг.
Тревога не только на лицах людей. Художник, носящий в первой половине своей фамилии имя первоверховного апостола, неслучайно уже в 1919 году создает для журнала «Пламя» графический лист на Евангельскую тему «Отречение Петра».
И если углубленно прочитывать их, то можно обнаружить истинное суровое содержание некоторых произведений этого мастера. Путь художника // Советское искусство. Это придало полотну большую силу.
Ил. Отсюда стены – красного цвета: не первородного красного времен Красной Пресни, а успевшего «зачахнуть» и превратиться в приторно-бордовый. Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии. Оп. И если до революционных переворотов церковные художественные опыты Петрова-Водкина, начавшись неудачно, даже скандально, потом получили ярлык «церковного модерна», то в советское время, как признавался сам художник, религиозную живопись ему «ставили на вид» по идеологическим причинам. Но мы не видим ничего похожего. Советская повседневность: контуры, символы, знаки.
В 1926 году искусствовед А. И. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны. 4).
Художнику отводилась роль одного из родоначальников социалистического реализма. Отсюда берет начало и сам метод работы над произведением. Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным. Художник не успел дописать руки поэтессы. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании.
4. Древних икон в собрании галереи нет, все они относятся к XVIII—XIX векам, но интерес, тем не менее, представляют большой — ведь на примере именно таких икон Петров-Водкин, будучи подростком, впервые познакомился с искусством иконописи. Дело сделано.
Л. 3 – 33). Инна Эразмовна вместе с сестрой Анной Эразмовной жили почти без средств, натуральным хозяйством, к тому же сестры были немолоды. 1916 Присмотримся к фигурам второго плана. А после работы в саратовском храме молодой человек раздраженно скажет: «Никогда, кажется, в жизни не буду связываться с попами» (Письмо матери, А. П.
Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Самаркандия. Одним словом, ложной многозначительности в картине нет. Вполне возможно, что данный образ задумывался художником в качестве представителя «аппаратной обслуги». Он ни слова не говорит о замысле, отделываясь малозначащими фразами: «Оказывается, что за пять лет солдатов нет, а есть красноармейцы, красногвардейцы, что-то другое Он принципиально считал, что великороссы угнетали «большее число наций, чем какой-либо другой народ» (VII (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б). Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия.
"Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. 5). 8. Хлыновск. Документы.
// Вопросы истории. Два образа этих военных противопоставляет и Лев Мочалов. В «Новоселье» мастер употребил тот же ход оригинальных рассуждений, каким он пользовался в «Смерти комиссара», то есть применил наложение одних смыслов на другие, заменил идеологическое «анти» – против художественным «анти» – вместо. 10). Звучная, открытая цветовая гамма придает картине особые декоративность и монументальность, свойственные уже некоторым предыдущим вещам Петрова-Водкина (в том числе «Купанию красного коня»).
Остановимся на изображении отряда. Наглядно такой прием особенно заметен в левой части холста, где за столом изображена «вечеря наоборот» : она не тайная, а явная на привычном месте Иуды спиной к зрителю сидит обычная женщина (возможно, активистка ибо «активистом» был Иуда), а места апостолов занимают персонажи с лицами штатных иуд. И только сегодня, после освобождения от пут коммунистической идеологии, появилась возможность новых подходов, а, значит и новых прочтений тех или иных произведений выдающегося представителя русского изобразительного искусства первой трети ХХ века – Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Наравне с «Купанием красного коня», картина «Девушки на Волге» может быть названа одной из важнейших вех в творчестве Петрова-Водкина. По причине названного противоречия художник и «продолжает разрабатывать ту же тему в ином варианте – в картине Смерть комиссара», где он разрешает подобную проблему в пользу семантической цельности произведения. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР.
Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. Статьи. Отрезвление наступило довольно скоро: в новогоднем поздравлении матери 30 – 31 декабря 1917 года он высказывает пожелание: «Чтоб кончилось безделье и хулиганство на земле русской, болтовня свою судьбу вся страна решит, творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом, а дело еще не делается». Секулярное общество середины ХХ века стало заинтересованно оглядываться на прошлое.
В картине Смерть комиссара фигура умирающего написана прозаически сурово. В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках. В основном это были образы советской женщины тех лет. Врага один в другом не увидят – недоверия не будет друг другу» (Петров-Водкин К. С. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция.
Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Прежде чем выносить приговор о неубедительном воплощении замысла, стоит задуматься: что подвигло художника к передаче «экспрессивного выражения взгляда» и лица Ленина. Иначе не будет характеристического контраста.
Подобный подход диктует важность деталей произведения. На таких мировоззренческих условиях и позволялось специалистам изучать его творчество. 2): то же положении правой руки, прижатой к груди та же наголо остриженная голова (почти одинаково падающая с нее фуражка) те же портупея и пояс От офицера царской армии красный командир отличается лишь закрытыми глазами, что уже знаменательно. Поэтом)» вполне уместно предположить, что цифра, проставленная мастером, декларативна и на самом деле «Тревога» представляет собой «чемодан с двойным дном». Вне сомнений – сама советская действительность.
Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. С. 205). С автором процитированной монографии Владимиром Костиным нельзя не согласиться.
Их три. 1926 Поражают раблезианского вида герои из группового портрета «Рабочие» (1926) (ил. Мало ли было таких женщин и таких младенцев во все времена на Руси. И она права.
Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Особенность ее состоит в том, что в ней соединены Страстной цикл (помещен в верхней части композиции) и Страшный Суд. На картине время к зиме и ночи» (Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин).
Альтман писал женщину футуристической эпохи, которой сродни урбанистический ритм писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры. Центральный образ представляет собой почти самоцитату художника из его произведения 1916 года «На линии огня» (ил. Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди. Тревожен и колорит картины: в многоцветье домашнего мира резко вторгается красный (юбка женщины) и синий (темнота ночи за окном).
Мрак зловеще нависает над героями «нового мира», торящими путь в «светлое будущее». С. 333 – 334). Гоголя «Портрет». Красноречиво признание Кузьмы Сергеевича: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Иконным изображением претендует стать сам портретируемый. Подчеркнем последние слова «почему были несчастья на земле русской» Причем мы уже знаем, что «молодой фронтовик» никто иной как комиссар (ВЧК. ) и он на картине не в полувоенной, а в настоящей военной форме.
Анна Генина недоумевает: «Новоселье справляет рабочий люд, а в квартиру въезжают барскую – дорогие стулья, красивая лампа в углу, богатые оклады икон (вместо иконы – перо жар-птицы)» (Анна Генина. Каждый узнает в себе человека, уважать в себе его будет, а вот таким образом и других будет уважать. И в этой женщине тоже нет ничего «мистического». Ил. Как тут не вспомнить повесть Н. В. Тревога» (ил. Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.
Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. 3). Ил.
К. С. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. И если Карл Брюллов в «Гибели Помпеи» трактовал катаклизм как историческое завершение язычества, то Петров-Водкин, очевидно, чаял отобразить конец новоязычества – советского строя. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым.
Это был долгожданный ребенок. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. собр. Дьепп», «Фантазия», «В Шувалове», «Девушка в саду» и др. ). Но и Сандомирский ошибается насчет времени года. Здесь художник настолько обнажает свое неприятие «гегемона» в качестве ведущего класса общества, что практически не прибегает ни к каким иносказаниям, хотя опыт существования при тоталитарном режиме заставляет его косноязычно вуалировать задуманное: «Я пишу рабочих (вариантов много).
С. 65). Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Профиль модно причесанной головы комиссара заметно отличается от наголо и грубо остриженной головы рабочего на эскизе. В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда.
Важную деталь сообщил Г. В. На предприятиях «красных уголков» становилось недостаточно, возникали Ленинские комнаты. 1934 В том же 1934 году, когда был написан «Портрет В. И. Оба произведения взаимосвязаны, несмотря на меньшую творческую удачу «Землетрясения».
Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. Петров-Водкин. С. 69). Сегодня можно сказать: дело было не в непонимании законов композиции, а в непонимании того, что изограф творит образ в Духе Святом, он всеми способами стремится умалить свое «я», явить не свою индивидуальность через знание тех же «законов композиции», а обнаружить через образ церковную истину. Образ Ленина написан так, как и был задуман. Через четверть столетия времена изменились. 906.
Стенографический отчет. К. С. Одно из самых знаменитых полотен художника известное также под названием «Петроградская мадонна».
Вот таким образом в «Землетрясении» мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» (ил. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу». Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. С. 391).
Тревога». На линии огня. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Такая «работа мысли» и становится творческим методом художника. Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. Здесь представлена икона «Страшный Суд со Страстями Христовыми» мастера П. И. Суконцева, созданная в середине XIX столетия и имеющая происхождение из хвалынской кладбищенской церкв.
Позже Петров-Водкин напишет: «Жили мы за время росписи безалаберно и бродяжно. Можно предположить, что выбор художника пал на Спасского не только из-за его внешности, но и по причине фамилии. Женщина с ребенком, стоящая на балконе дома изображена на фоне улицы со взбудораженными группами людей. Петров-Водкин. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает.
То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал «антиикону». В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Если день – время действия светлых, добрых сил, то ночь – время тьмы, насилия, зла.
В Москве все художники знают и интересуются. Кроме того, очевидно, что при работе над «Девушками» художник помнил о старинных русских иконах и фресках мастеров Раннего Возрождения, виденных им во время путешествия по Италии. Объяснение художника своего замысла в газетной публикации приходит в противоречие с его собственными словами, произнесенными на творческом отчете в ЛОСХе: «Кругом светлая белая ночь, примерно десять с половиной вечера» (Стенограмма творческого отчета К. С. Это тоже — картина-символ, картина-эпоха.
Так, в «Судьбе барабанщика» Гайдара мы имеем дело с мальчиком, чей отец сидит в тюрьме за растрату, но подспудно в этой повести звучит несколько иной мотив (вернее, сплетение нескольких горьких мотивов), наводящий читателя на мысль, что не растрата имела место быть, а нечто другое. Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». Это подтолкнуло Петрова-Водкина к мысли о том, чтобы профессионально заняться «художествами». Ленина» и в «1919 год. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года).
Так же как и на картине «1918 год в Петрограде», мать у Петрова-Водкина — защитница, берегиня. Данное обстоятельство особенно подчеркивается боковыми безглазыми фигурами красноармейцев. Что убедительно подтверждается и «сферической перспективой», для которой помимо глубины теории характерна авторская точка зрения с высоты птичьего полета. Другой тип портрета, гораздо более мягкого и живописного, представляет Фектя (1916, Новгородский историко-архитектурный музей), где фигура мальчика нерасторжимо связана с ее пейзажным окружением.
Петров-Водкин. А. Ф. Чудновского, Санкт-Петербург), портрет Н. Л (1922, Курская картинная галерея). Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «уплотнения бывших буржуев – как сатиру на новый быт». К. С. Самый значительный из портретов Петрова-Водкина – Портрет Анны Ахматовой (1922, ГРМ).
В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы». «Барскую» обстановку художник вводит, разумеется, специально. Герасимова, с героическим пафосом и советской патетикой. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. 1923 Прежде всего стоит обратить внимание на эволюцию взглядов художника. И в результате получился аналог безжалостной «ханской» физиономии испытывающе смотрящей нам прямо в глаза. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров.
К. С. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Петров-Водкин.
Петров-Водкин и П. В. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. Святой оказывается смерть.
Но художник искренен в своих последних словах: он воистину передает «тревогу исторического масштаба, масштаба больших переживаний». Но Петрову-Водкину «повезло». С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира.
Коль художник хотел подчеркнуть любовь вождя к творчеству Пушкина, то по какой причине избрал именно «Песни западных славян», а не «Евгения Онегина» или сборник стихов поэта. 2. Свет для них не льется сверху ибо онтологически имеет лишь горизонтальное измерение. Хлыновск. Когда страна была поделена на два противоборствующих лагеря – красных и белых, то при всей «барской» обстановке комната является некой моделью красного мира. После созерцания личин красноармейцев можно ли вести речь о каких-либо воспоминаниях. О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня.
Ожидается зима, холода. Самаркандия. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». Современники свидетельствовали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (См: Измозик В. С., Лебина Н. Б. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И.
Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» С. В. Ил. Петров-Водкин.
Плеханов. Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня». Самаркандия. Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Герои произведения полны явного волнения за свое будущее. Умирая, он обретает ореол святости.
1997. СПб., 2008. Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором (ил. Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В. 2001. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). 1. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).
Это писал не безусый, романтично настроенный юноша, а муж в возрасте полных 38 лет. Сейчас он по-хозяйски снял пиджак (единственный из мужчин. ), сидит на почетном месте и принимает подобострастные знаки внимания. На полотне изображена семья. Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни.
Галерея портретов Марии Федоровны Петровой-Водкиной могла бы стать темой специального исследования, так много и по-разному он писал и рисовал ее на протяжении всех тридцати лет их совместной жизни. К вопросу о национальностях или Об «автономизации» // Полн. Возникает намек на пустой оклад иконы. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). В настоящее. ) в точку удаления отряда.
Сталин произнес свою крылатую фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее»). По его мнению, бегущих солдат из композиции «На линии огня» «как бы остановило навсегда мгновение смерти поручика. Самый хладнокровный человек здесь – мать, прижимающая к себе грудного ребенка.
Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. Работать хорошо и радостно. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Мочалова: «В картине После боя красноармейцы вспоминают погибшего товарища и его образ, как проекция их представлений, вырастает над ними». К. С. 1919 год. К счастью, экзамены были благополучно провалены.
Актуальность темы поиска врагов и предателей в 1937 году не требует доказательств, она очевидна. Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию. Вспоминаются и эскизы 1923 года к трагедии А. С.
Что в данном случае хотел сказать автор. Уже в третий раз художник собирался изобразить умирающего человека с подобной типологической характеристикой. Пространство Эвклида. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары. Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной. Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. С точки зрения колорита, полотно построено в полном согласии с водкинской теорией «трехцветий», предполагавшей работу с тремя основными цветами спектра — синим, красным и желтым.
Он сидит в окружении холуев, сложил руки на груди и курит трубку. Что же они переживают. В зеркале отражаются и часы. Превосходен Портрет Рии (1915, Кировский художественный музей), на котором изображена десятилетняя дочь близких друзей художника Ариадна Холопова. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным.
Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам. У них нет не только глаз, но и ртов. Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара». О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. С. 21 – 23). Отсюда подбор и сочетание образов.
Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. Энциклопедия банальностей. О. уже довольно поздно, 40 минут до полуночи.
Эскиз картины, сделанный в 1914 году, абсолютно не обещает ни масштабности, ни величавой статичности, которые определяют звучание «Девушек на Волге». Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично. Чему художник находит свое художественное решение. На ней изображены огромные приволжские пространства, на которых раскинулись деревеньки, поля, сады, перелески. 1. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку.
Весна. Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма. Стенографический отчет). Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года. Для чего. По поводу него С. Сандомирский замечает: «В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке». Петров-Водкин.
«Воспоминания» – всего лишь занавес, укрывший истинный замысел автора. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. 1), посвященный якобы воспоминанию о смерти командира-красноармейца. То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли.
Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Эскиз к картине «Смерть комиссара» В картине же найден иной человеческий образ и соответственно ему – иное лицо и иное положение фигуры. Автор не ставит перед собой задачу «сфотографировать» действительность, однако ни одной «нереальной» детали мы здесь не найдем. Художник знал Азию не понаслышке ибо побывал в самом ее сердце в 1921 году. И мастер его успешно находит. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.